Внеурочная деятельность в режиме ГПД
статья (4 класс)

Леонова Наталья Евгеньевна

Внеурочная деятельность в 4класс  "Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочная деятельность45.51 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

  Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
  Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
 Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

    Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих

в реализации данной программы

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Сроки реализации

дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

                                       Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

1занятие в неделю по 35 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

                                Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

                                                 
Ожидаемые результаты

и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса    являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

1

1

1

Название

Форма подведение итогов

Сроки

1

«Занимательная математика»

                 игра

октябрь

2

2

«Математические игры»

                 викторина

декабрь

3

«Числовые головоломки»

                  кроссворд

март

4

«Математический праздник»

                 праздник

май

Учебно-тематический план программы

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

11.

Интеллектуальная разминка

0

1

1

32.

Числа -великаны

0,5

0,5

1

33.

Мир занимательных задач

0,5

0,5

1

4.

Кто что увидит?

0,5

0,5

1

5.

Римские цифры

0,5

0,5

1

6.

Числовые головоломки

0,5

0,5

1

77.

Числовые задачи

0

1

1

8.

В царстве смекалки

0

1

1

99.

Математический марафон

0

1

1

10-11

Спичечный конструктор.

1

1

2

112.

Выбери маршрут.

0,5

0,5

1

13

Интеллектуальная разминка.

Викторина. «Математические игры»

0,5

0,5

1

14.

Математические фокусы.

0,5

0,5

1

15-17

Занимательное моделирование.

1,5

1,5

3

18

Математическая копилка

0

1

1

119

Какие слова спрятаны в таблице?

0,5

0,5

1

120.

«Математика – наш друг!»

0,5

0,5

1

21.

Решай, отгадывай, считай.

0,5

0,5

1

22-23

В царстве смекалки

0

2

2

24.

Числовые головоломки

0,5

0,5

1

25-26.

Мир занимательных задач

1

1

2

227.

Математические фокусы.

0,5

0,5

1

28-29.

Интеллектуальная разминка.

0

2

2

330.

Блиц – турнир по решению задач.

0,5

0,5

1

31.

Математическая копилка.

0,5

0,5

1

332.

Геометрические фигуры вокруг нас.

0,5

0,5

1

333

Математический праздник.

0

1

1

ИТОГО

11,5

22,5

33

п/п

Тема

Содержание

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2

Числа - великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

3

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

4

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных на представлений.

5

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

6

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

7

Секреты задач.

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнем с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

8

В царстве смекалки.

«Занимательная математика»

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

9

Математический марафон.

Решение  задач международного конкурса «Кенгуру».

10 - 11

Спичечный конструктор.

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

12

Выбери маршрут.

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояние между городами и селами.

13

Интеллектуальная разминка.

Викторина. «Математические игры»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

14

Математические фокусы.

«Открой» способ быстрого нахождения суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6+7+8+9+10; 12+13+14+15+16 и др.

15 - 17

Занимательное моделирование.

Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

18

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

19

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9*9) слов, связанных с математикой.

20

«Математика – наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них).  Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21

Решай, отгадывай, считай.

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

22 -23

 В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

24

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

25 - 26

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

27

Математические фокусы.

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

28 - 29

Интеллектуальная разминка.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

30

Блиц – турнир по решению задач.

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

31

Математическая копилка.

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

32

Геометрические фигуры вокруг нас.

Поиск квадратов в прямоугольнике 2*5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (работа с набором «Танграм»).

33-34

Математический праздник.

Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи – смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

№ п/п

тематический раздел

теоретическая часть занятия

практическая часть занятия

количество часов

ууд

дата

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

план

факт

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

1

формирование ориентировки на нравственное содержание поступков и событий

преобразовывать полученную информацию

умение вступать в диалог

различие допустимых и недопустимых форм поведения

0. 09

2

Числа - великаны

Разряды и классы чисел.

Как велик миллион? Что такое гугол?

1

формирование умений устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение обсуждать результаты деятельности

умение  адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

. 09.

3

Мир занимательных задач

Этапы решения и анализа условия задач.

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

1

формирование заинтересованности  в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их

умение слушать и слышать друг друга

умение планировать свою деятельность

. 09.

4

Кто что увидит?

Принцип решения пространственных заданий

Задачи задания на развитие пространственных представлений.

1

формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение обсуждать результаты деятельности

умение  адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

 09.

5

Римские цифры

Понятие «римские» цифры, правила их обозначения, чтения, действия с ними.

Занимательные задания с римскими цифрами.

1

формирование способности к самоорганизации

преобразовывать полученную информацию

умение вступать в диалог

умение самостоятельно оценивать правильность своих действий

. 10.

6

Числовые головоломки

Принцип решения числовых кроссвордов.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

1

формирование способности к самоорганизации

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и свой жизненный опыт

умение аргументировать свои предложения, убеждать, уступать

различие допустимых и недопустимых форм поведения

. 10.

7

Секреты   задач

Задачи  в стихах повышенной сложности: «Начнем с хвоста», «Сколько лет?» и др.

1

формирование способности к самоорганизации

перерабатывать полученную информацию

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение корректировать способ действий

. 10.

8

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

«Занимательная  математика»

1

формирование  готовности высказывать  собственные суждения и давать им обоснование

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

. 10.

9

Математический марафон

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

1

формирование  готовности высказывать  собственные суждения и давать им обоснование

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение формулировать собственную позицию

умение  адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

. 11.

10

«Спичечный конструктор»

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

1

формирование  готовности высказывать  собственные суждения и давать им обоснование

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение вступать в диалог

умение проговаривать последовательность своих действий

. 11.

11

«Спичечный конструктор»

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

1

формирование способности к самоорганизации

преобразовывать полученную информацию

умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

. 11.

12

Выбери маршрут

Единица длины километр.

Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояние между селами и городами.

1

формирование способности к самоорганизации

преобразовывать полученную информацию

умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

. 12.

13

Интеллектуальная разминка

Викторина.

«Математические игры»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

формирование  умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

развивать геометрическое воображение и мышление

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение определять промежуточные цели с учетом конечного результата

. 12.

14

Математические фокусы

Способ быстрого поиска суммы.

Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например,6+7+8+9+10; 12+13+14+15+16 и др.

1

формирование способности к самоорганизации

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение работать по предложенному плану

. 12.

15

Занимательное моделирование

Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Моделирование из проволоки. Создание объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

1

формирование способности к самоорганизации

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение работать по предложенному плану

. 12.

16

Занимательное моделирование

Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Моделирование из проволоки. Создание объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

1

формирование способности к самоорганизации

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение выражать собственное мнение

умение  адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

. 01.

17

Занимательное моделирование

Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Моделирование из проволоки. Создание объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

1

формирование способности к самоорганизации

формировать умение поиска и выделения нужной информации

умение аргументировать свою точку зрения

умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи

. 01.

18

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, журналы детские), для составления задач.

1

формирование  умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

формировать умение поиска и выделения нужной информации

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение работать по предложенному плану

. 01.

19

Какие слова спрятаны в таблице?

Принцип решения числовых кроссвордов.

Поиск в таблице (9*9) слов, связанных с математикой.

1

формирование  умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение работать по предложенному плану

.01

20

 Математика – наш друг!

Алгоритм решения задач перебором  различных вариантов.

Задачи, решаемые  перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответы на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

1

формирование умения использовать математическую подготовку при решении практических задач

перерабатывать полученную информацию

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение корректировать способ действий

02

21

 Решай, отгадывай, считай!

Порядок действий, таблица умножения.

Не переставляя числа 1, 2 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

1

формирование умения использовать математическую подготовку при решении практических задач

перерабатывать полученную информацию

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение корректировать способ действий

. 02.

22

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

формирование заинтересованности  в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их

умение слушать и слышать друг друга

умение планировать свою деятельность

.2.

23

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

формирование заинтересованности  в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь планировать, определять последовательность своих действий для достижения результата

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

.02.

24

Числовые головоломки

Принцип решения числовых кроссвордов.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

1

формирование умения устанавливать . с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

уметь выделять закономерности

умение  спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

умение работать по предложенному плану

 03.

25

Мир занимательных задач

Этапы решения и анализа условия задач.

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь выделять и сравнивать способы решения задачи

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение корректировать способ действий

. 03.

26

Мир занимательных задач

Этапы решения и анализа условия задач.

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

1

формирование умения оценивать собственные математические знания и умения

формировать умение поиска и выделения нужной информации

умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию

умение планировать свою деятельность

. 03.

27

Математические фокусы

Принцип составления заданий данного типа.

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «отгадай число, месяц рождения» и др.

1

формирование умения оценивать собственные математические знания и умения

уметь выделять закономерности

умение выражать собственное мнение

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

.03

28

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме

умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

. 04.

29

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

формирование способности к самоорганизации

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение устанавливать в группе рабочие отношения, эффективно  и результативно сотрудничать

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

. 04.

30

Блиц – турнир по решению задач

Этапы решения задачи.

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение вступать в диалог, интересоваться чужим мнением

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

.04.

31

Математическая копилка

Математика в спорте.

Создание сборника числового материала для составления задач.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

.04

32

Геометрические  фигуры вокруг нас.

Понятие геометрической фигуры, виды геометрических фигур.

Поиск квадратов прямоугольнике 2*5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? Работа с набором«Танграм».

1

формирование способности к самоорганизации

уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям

умение обсуждать результаты своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

.05.

33-34

Математический праздник

Задачи – шутки. Занимательные  вопросы и задачи – смекалки. Задачи встихах. Игра «Задумай число».

1

формирование умения высказывать собственные суждения и давать им обоснование

уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям

умение обсуждать результаты своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

23.05

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного кружкового курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Систематическое выполнение таких заданий не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся, но и способствует развитию мышления.

Материально – техническое обеспечение

  1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
  2. Комплекты карточек с числами:

0, 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9;

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90;

100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.

  1. «Математический веер» с цифрами и знаками.
  2. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 1000).
  3. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
  4. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Литература

1. Кочурова Е. Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).

2. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2001.

3. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей / Минскин Е. М. – М.: Просвещение, 1982.

4. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Под ред. С. И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1974.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание условий для внеурочной деятельности в режиме ШПД."

Выступление на педагогическом совете школы. Данный материал содержит презентацию и пояснительную записку по теме выступления. В презентации наглядно показана  внеурочная деятельность учащихс...

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...

Занятие в тренинговом режиме по внеурочной деятельности. Тема: Хороша кашка, да мала чашка

Цели, задачи:Обучающая: Познакомить учащихся с секретами русской кухни, с традициями старины.Развивающая: Предоставить возможность успешно сотрудничать в группе; умению высказывать свое мнение.Воспиты...

Игровая деятельность в режиме группы продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий

Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это значит понять природу счастливого детства, понять ребёнка. Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. Многие взро...

С 2018г. МБОУ «СШ №13» является региональной пилотной площадкой по организации деятельности в режиме пятидневной рабочей недели

С 2018г. МБОУ «СШ №13» является региональной пилотной площадкой по организации деятельности в режиме пятидневной рабочей недели...

организация педагогической деятельности в режиме инклюзивного образования

Презентация предназначена для классных руководителей в классе которых обучаются дети с ОВЗ...