Внеурочная деятельность в режиме ГПД
статья (4 класс)
Внеурочная деятельность в 4класс "Занимательная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность | 45.51 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих
в реализации данной программы
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1занятие в неделю по 35 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты
и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
№ 1 1 1 | № | Название | Форма подведение итогов | Сроки |
1 | «Занимательная математика» | игра | октябрь | |
2 2 | «Математические игры» | викторина | декабрь | |
3 | «Числовые головоломки» | кроссворд | март | |
4 | «Математический праздник» | праздник | май |
Учебно-тематический план программы
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
11. | Интеллектуальная разминка | 0 | 1 | 1 |
32. | Числа -великаны | 0,5 | 0,5 | 1 |
33. | Мир занимательных задач | 0,5 | 0,5 | 1 |
4. | Кто что увидит? | 0,5 | 0,5 | 1 |
5. | Римские цифры | 0,5 | 0,5 | 1 |
6. | Числовые головоломки | 0,5 | 0,5 | 1 |
77. | Числовые задачи | 0 | 1 | 1 |
8. | В царстве смекалки | 0 | 1 | 1 |
99. | Математический марафон | 0 | 1 | 1 |
10-11 | Спичечный конструктор. | 1 | 1 | 2 |
112. | Выбери маршрут. | 0,5 | 0,5 | 1 |
13 | Интеллектуальная разминка. Викторина. «Математические игры» | 0,5 | 0,5 | 1 |
14. | Математические фокусы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
15-17 | Занимательное моделирование. | 1,5 | 1,5 | 3 |
18 | Математическая копилка | 0 | 1 | 1 |
119 | Какие слова спрятаны в таблице? | 0,5 | 0,5 | 1 |
120. | «Математика – наш друг!» | 0,5 | 0,5 | 1 |
21. | Решай, отгадывай, считай. | 0,5 | 0,5 | 1 |
22-23 | В царстве смекалки | 0 | 2 | 2 |
24. | Числовые головоломки | 0,5 | 0,5 | 1 |
25-26. | Мир занимательных задач | 1 | 1 | 2 |
227. | Математические фокусы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
28-29. | Интеллектуальная разминка. | 0 | 2 | 2 |
330. | Блиц – турнир по решению задач. | 0,5 | 0,5 | 1 |
31. | Математическая копилка. | 0,5 | 0,5 | 1 |
332. | Геометрические фигуры вокруг нас. | 0,5 | 0,5 | 1 |
333 | Математический праздник. | 0 | 1 | 1 |
ИТОГО | 11,5 | 22,5 | 33 |
№ п/п | Тема | Содержание |
1 | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
2 | Числа - великаны | Как велик миллион? Что такое гугол? |
3 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
4 | Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие пространственных на представлений. |
5 | Римские цифры | Занимательные задания с римскими цифрами. |
6 | Числовые головоломки. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
7 | Секреты задач. | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнем с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). |
8 | В царстве смекалки. «Занимательная математика» | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
9 | Математический марафон. | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
10 - 11 | Спичечный конструктор. | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
12 | Выбери маршрут. | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояние между городами и селами. |
13 | Интеллектуальная разминка. Викторина. «Математические игры» | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
14 | Математические фокусы. | «Открой» способ быстрого нахождения суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6+7+8+9+10; 12+13+14+15+16 и др. |
15 - 17 | Занимательное моделирование. | Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
18 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | Поиск в таблице (9*9) слов, связанных с математикой. |
20 | «Математика – наш друг!» | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
21 | Решай, отгадывай, считай. | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. |
22 -23 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
24 | Числовые головоломки. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
25 - 26 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
27 | Математические фокусы. | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. |
28 - 29 | Интеллектуальная разминка. | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
30 | Блиц – турнир по решению задач. | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. |
31 | Математическая копилка. | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач. |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас. | Поиск квадратов в прямоугольнике 2*5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (работа с набором «Танграм»). |
33-34 | Математический праздник. | Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи – смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
№ п/п | тематический раздел | теоретическая часть занятия | практическая часть занятия | количество часов | ууд | дата | ||||
личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные | план | факт | |||||
1 | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | 1 | формирование ориентировки на нравственное содержание поступков и событий | преобразовывать полученную информацию | умение вступать в диалог | различие допустимых и недопустимых форм поведения | 0. 09 | ||
2 | Числа - великаны | Разряды и классы чисел. | Как велик миллион? Что такое гугол? | 1 | формирование умений устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться | уметь применять полученные знания в собственной деятельности | умение обсуждать результаты деятельности | умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников | . 09. | |
3 | Мир занимательных задач | Этапы решения и анализа условия задач. | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | 1 | формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний | уметь выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их | умение слушать и слышать друг друга | умение планировать свою деятельность | . 09. | |
4 | Кто что увидит? | Принцип решения пространственных заданий | Задачи задания на развитие пространственных представлений. | 1 | формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний | уметь применять полученные знания в собственной деятельности | умение обсуждать результаты деятельности | умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников | 09. | |
5 | Римские цифры | Понятие «римские» цифры, правила их обозначения, чтения, действия с ними. | Занимательные задания с римскими цифрами. | 1 | формирование способности к самоорганизации | преобразовывать полученную информацию | умение вступать в диалог | умение самостоятельно оценивать правильность своих действий | . 10. | |
6 | Числовые головоломки | Принцип решения числовых кроссвордов. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | 1 | формирование способности к самоорганизации | добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и свой жизненный опыт | умение аргументировать свои предложения, убеждать, уступать | различие допустимых и недопустимых форм поведения | . 10. | |
7 | Секреты задач | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнем с хвоста», «Сколько лет?» и др. | 1 | формирование способности к самоорганизации | перерабатывать полученную информацию | умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности | умение корректировать способ действий | . 10. | ||
8 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). «Занимательная математика» | 1 | формирование готовности высказывать собственные суждения и давать им обоснование | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | умение обсуждать результаты своей деятельности | умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия | . 10. | ||
9 | Математический марафон | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | 1 | формирование готовности высказывать собственные суждения и давать им обоснование | уметь применять полученные знания в собственной деятельности | умение формулировать собственную позицию | умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников | . 11. | ||
10 | «Спичечный конструктор» | Построение конструкции по заданному образцу. | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | 1 | формирование готовности высказывать собственные суждения и давать им обоснование | уметь применять полученные знания в собственной деятельности | умение вступать в диалог | умение проговаривать последовательность своих действий | . 11. | |
11 | «Спичечный конструктор» | Построение конструкции по заданному образцу. | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | 1 | формирование способности к самоорганизации | преобразовывать полученную информацию | умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач | умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия | . 11. | |
12 | Выбери маршрут | Единица длины километр. | Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояние между селами и городами. | 1 | формирование способности к самоорганизации | преобразовывать полученную информацию | умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач | умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия | . 12. | |
13 | Интеллектуальная разминка | Викторина. «Математические игры» | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 1 | формирование умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца | развивать геометрическое воображение и мышление | умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности | умение определять промежуточные цели с учетом конечного результата | . 12. | |
14 | Математические фокусы | Способ быстрого поиска суммы. | Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например,6+7+8+9+10; 12+13+14+15+16 и др. | 1 | формирование способности к самоорганизации | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | умение обсуждать результаты своей деятельности | умение работать по предложенному плану | . 12. | |
15 | Занимательное моделирование | Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. | Моделирование из проволоки. Создание объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | 1 | формирование способности к самоорганизации | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | умение обсуждать результаты своей деятельности | умение работать по предложенному плану | . 12. | |
16 | Занимательное моделирование | Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. | Моделирование из проволоки. Создание объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | 1 | формирование способности к самоорганизации | уметь применять полученные знания в собственной деятельности | умение выражать собственное мнение | умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников | . 01. | |
17 | Занимательное моделирование | Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. | Моделирование из проволоки. Создание объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | 1 | формирование способности к самоорганизации | формировать умение поиска и выделения нужной информации | умение аргументировать свою точку зрения | умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи | . 01. | |
18 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, журналы детские), для составления задач. | 1 | формирование умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца | формировать умение поиска и выделения нужной информации | умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности | умение работать по предложенному плану | . 01. | ||
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | Принцип решения числовых кроссвордов. | Поиск в таблице (9*9) слов, связанных с математикой. | 1 | формирование умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | умение обсуждать результаты своей деятельности | умение работать по предложенному плану | .01 | |
20 | Математика – наш друг! | Алгоритм решения задач перебором различных вариантов. | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответы на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | 1 | формирование умения использовать математическую подготовку при решении практических задач | перерабатывать полученную информацию | умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности | умение корректировать способ действий | 02 | |
21 | Решай, отгадывай, считай! | Порядок действий, таблица умножения. | Не переставляя числа 1, 2 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. | 1 | формирование умения использовать математическую подготовку при решении практических задач | перерабатывать полученную информацию | умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности | умение корректировать способ действий | . 02. | |
22 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 1 | формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний | уметь выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их | умение слушать и слышать друг друга | умение планировать свою деятельность | .2. | ||
23 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 1 | формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний | уметь планировать, определять последовательность своих действий для достижения результата | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления | .02. | ||
24 | Числовые головоломки | Принцип решения числовых кроссвордов. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | 1 | формирование умения устанавливать . с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться | уметь выделять закономерности | умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое | умение работать по предложенному плану | 03. | |
25 | Мир занимательных задач | Этапы решения и анализа условия задач. | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | 1 | формирование способности к самоорганизации | уметь выделять и сравнивать способы решения задачи | умение обсуждать результаты своей деятельности | умение корректировать способ действий | . 03. | |
26 | Мир занимательных задач | Этапы решения и анализа условия задач. | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | 1 | формирование умения оценивать собственные математические знания и умения | формировать умение поиска и выделения нужной информации | умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию | умение планировать свою деятельность | . 03. | |
27 | Математические фокусы | Принцип составления заданий данного типа. | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «отгадай число, месяц рождения» и др. | 1 | формирование умения оценивать собственные математические знания и умения | уметь выделять закономерности | умение выражать собственное мнение | формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления | .03 | |
28 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 1 | формирование способности к самоорганизации | уметь сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме | умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию | формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления | . 04. | ||
29 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 1 | формирование способности к самоорганизации | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | умение устанавливать в группе рабочие отношения, эффективно и результативно сотрудничать | формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления | . 04. | ||
30 | Блиц – турнир по решению задач | Этапы решения задачи. | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. | 1 | формирование способности к самоорганизации | уметь применять полученные знания в собственной деятельности | умение вступать в диалог, интересоваться чужим мнением | формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления | .04. | |
31 | Математическая копилка | Математика в спорте. | Создание сборника числового материала для составления задач. | 1 | формирование способности к самоорганизации | уметь применять полученные знания в собственной деятельности | умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности | уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач | .04 | |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас. | Понятие геометрической фигуры, виды геометрических фигур. | Поиск квадратов прямоугольнике 2*5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? Работа с набором«Танграм». | 1 | формирование способности к самоорганизации | уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям | умение обсуждать результаты своей деятельности | уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач | .05. | |
33-34 | Математический праздник | Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи – смекалки. Задачи встихах. Игра «Задумай число». | 1 | формирование умения высказывать собственные суждения и давать им обоснование | уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям | умение обсуждать результаты своей деятельности | уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач | 23.05 |
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного кружкового курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).
Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Систематическое выполнение таких заданий не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся, но и способствует развитию мышления.
Материально – техническое обеспечение
- Кубики (игральные) с точками или цифрами.
- Комплекты карточек с числами:
0, 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9;
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90;
100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 1000).
- Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
- Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Литература
1. Кочурова Е. Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).
2. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2001.
3. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей / Минскин Е. М. – М.: Просвещение, 1982.
4. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Под ред. С. И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1974.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание условий для внеурочной деятельности в режиме ШПД."
Выступление на педагогическом совете школы. Данный материал содержит презентацию и пояснительную записку по теме выступления. В презентации наглядно показана внеурочная деятельность учащихс...
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...
Занятие в тренинговом режиме по внеурочной деятельности. Тема: Хороша кашка, да мала чашка
Цели, задачи:Обучающая: Познакомить учащихся с секретами русской кухни, с традициями старины.Развивающая: Предоставить возможность успешно сотрудничать в группе; умению высказывать свое мнение.Воспиты...
Игровая деятельность в режиме группы продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий
Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это значит понять природу счастливого детства, понять ребёнка. Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. Многие взро...
С 2018г. МБОУ «СШ №13» является региональной пилотной площадкой по организации деятельности в режиме пятидневной рабочей недели
С 2018г. МБОУ «СШ №13» является региональной пилотной площадкой по организации деятельности в режиме пятидневной рабочей недели...
организация педагогической деятельности в режиме инклюзивного образования
Презентация предназначена для классных руководителей в классе которых обучаются дети с ОВЗ...