Программа развития класса
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Программа развития классного коллектива составлена для учащихся начальной школы на 4 года обучения. В ней освещены принципы построения воспитательной работы и  базовая модель ученика по классам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа развития классного коллектива « Истоки».

       Автор составитель Мартемьянова Ольга Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №7» г. Колпашева Томской области.

                           

                                       Пояснительная записка

       «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». (Сенека)

    Именно в начальных классах ученик познает азы добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства гражданского долга, патриотизма и правил поведения. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей, сталкивается с  незнакомым понятием – одноклассники. Необходимо воспитать в ребёнке верность Родине и дружбе, умение жить среди ровесников, ценить дружбу и понимать чувство локтя своих друзей.  

      Человек становится личностью только в обществе и его воспитание неотделимо от времени, культуры, общества. В наше время актуально формирование  таких качеств  личности как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, уважение к своей культуре, истории, традициям народа,

 поскольку до сих пор не завершён процесс формирования системы общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, нет согласия в вопросах корректного социального поведения, отсутствуют жизненные ориентиры.

     Это определяет актуальность разработки и реализации программы   развития класса.

    Приоритетным направлением воспитательной деятельности в  классе  станет патриотическое воспитание школьников, которое призвано способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к культурным ценностям, формированию понимания гражданственности.

   Современное российское образование   нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе и его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, культуры и общества.  

        Понятие «творческая личность»  в современном обществе является показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию  в первую очередь считается атрибутом одаренности, таланта, гения. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

                                                       

     Развитие в наших детях качеств творческой личности стало актуальной задачей современной школы. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения жизненных и учебных задач, то формирование личности этого школьника будет происходить в соответствии с запросами времени. Поэтому в программе детям уделено достаточно возможности проявить свой творческий потенциал и развить его.

    В результате воспитывающей деятельности в ребенке должны произойти изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности: способностью самостоятельно применять и добывать знания, готовностью жить и правильно действовать в различных жизненных ситуациях.

   Организуя любую деятельность ученика,  необходимо предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и  предоставит возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.  Это поможет  детям воплотить свои созидательные усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а значит и счастья.  

  Любое дело   завершается совместной «экспертизой». На классных часах  предусмотрено обсуждение прошедших мероприятий: что получилось хорошо, что понял каждый, участвуя в том или ином деле, что будет делать дальше, что предлагает. Такое обсуждение станет ступенькой роста и планированием дальнейшее деятельности личности.

       Программа разработана в рамках Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы и реализуется в следующих формах: часы общения, экскурсии, воспитательные мероприятия, общественно полезные практики и др.

Цели программы.

1. Формирование классного коллектива, актива класса.

2. Стимулирование самостоятельности и инициативы школьников.

3.Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

 

 Задачи.

1.Сформировать коммуникативную культуру, развивать умения общаться и сотрудничать, проявлять инициативу и самостоятельность.

2.Выработать у школьников ответственное отношение к учебному труду.

3.Формировать основы российской гражданской идентичности.

4.Формировать основы нравственного самосознания личности, способности осуществлять нравственный самоконтроль.

Особенности реализации.

    Данная программа  развития классного коллектива реализуется в рамках программы «Страна любознательных человечков», предназначена для реализации в классном коллективе в 2019-2023  учебных годах.

     Она рассчитана на детей 6 – 11 лет и направлена на построение эффективной воспитательной системы в классе.

      На программу отведено 1 час в неделю.

      В 1 классе - 32 часа в год, во 2- 4 классах  - по 34 часа в год.

Формы работы:

  • тематические и рабочие классные часы;
  •  интеллектуальные и ролевые игры;
  •  конкурсы;
  • беседы;
  • выставки;
  • соревнования;
  •  КВН;
  •  тематические недели.

Место проведения.

  • Учебный кабинет №231.
  • Городская детская библиотека.
  • Школьная библиотека.

Основные направления работы.

1.Формирование межличностных отношений.

2.Гражданско – патриотическое воспитание.

3.Развитие интеллектуальных способностей.

         ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ: 

  • Принцип открытости

Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.                                    

  • Принцип  деятельности

Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

  • Принцип  обратной связи

Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

  • Принцип  сотворчества

В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.

  • Принцип  успешности

    И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.

Принципы  воспитания:

  1. Общественная направленность воспитания: в его основе лежит общественно полезный труд:

  • Дети должны понимать роль труда в жизни общества и жизни каждого человека.
  • Уважать людей труда, которые создают материальные и духовные ценности.
  • Бережно относится к общественному достоянию и природному богатству.

2.      Связь воспитания с жизнью и трудом - это нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности и нарушения трудовой дисциплины.

3.      Опора на положительное в воспитании:

- главное это формирование положительных черт и качеств, которые необходимо выявить и развить у учащихся;

- только терпение, сотрудничество и заинтересованность педагога в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

4.      Гуманизация в воспитании.

Этот принцип требует:

- гуманного отношения к личности воспитанника;

- уважение его прав и свобод;

- предъявление воспитаннику пассивных требований;

- уважение его даже тогда, когда ребёнок отказывается выполнять предъявляемые требования;

- уважение права личности быть самим собой;

- отказ от унижающих достоинства личности наказаний;

- формирование требуемых качеств.

        

5. Личностный подход в воспитании - это опора на личностные качества ученика, поэтому я:

  • изучаю индивидуальные особенности темперамента, черты характера, вкусы, взгляды и привычки своих воспитанников;
  • провожу диагностику и выявляю уровень воспитанности школьников;
  • сочетаю воспитание с самовоспитанием личности;
  • развиваю самостоятельность, инициативу, самодеятельность учащихся.

 

Формы  воспитания.

Методы воспитания.

1)      Методы формирования сознания личности

- убеждение

- рассказ

- объяснение

- разъяснение

- внушение

- инструктаж

- пример

2)     Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

- упражнения

- приучение

- педагогическое требование

- общественное мнение

- поручение

- воспитательные ситуации

3)      Методы стимулирования поведения деятельности

- соревнования

- поощрение

- наказание

       В работе использую следующие методы контроля:

  •  педагогическое наблюдение за учениками;
  • беседы, направленные на выявление воспитанности;
  • опросы (анкетные, устные и т. п.);
  •  анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления;
  • создание педагогических ситуаций для изучения поведения воспитанников.

      Создание воспитывающих педагогических ситуаций предполагает организацию деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Воспитывающими называются ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему – это может быть проблема нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др. Умышленно создаются условия для возникновения ситуации. Когда в этой ситуации перед ребенком встает проблема и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. Включение в воспитывающую ситуацию формирует у детей определенную социальную позицию и социальную ответственность, которые и являются основой их дальнейшего вхождения в социальную среду.

      Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения.  Для эффективности использования данного метода необходимо, чтобы наблюдение:

а) носило систематический характер;

б) велось с конкретной целью;

в) опиралось на знание программы изучения личности, критериев оценки ее воспитанности;

г) имело продуманную систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.)

     Беседы с воспитанниками помогают мне выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить возможные причины отклонений от соблюдения этих норм. Одновременно фиксирую мнения, высказывания учеников, чтобы оценить качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии.

 Ожидаемые конечные результаты программы:

   В результате  реализации Программы развития классного коллектива предполагается создание активного сплочённого классного коллектива, в котором между детьми царит дух сотрудничества и сопереживания, стремление проявлять себя в различных видах учебной и внеучебной деятельности.

  Основные личностные характеристики отражены в модели выпускника.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 1 КЛАССА

  • имеет представления о семье и обществе, семейных традициях и реликвиях; знает обязанности каждого члена семьи
  • умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога
  • умеет строить отношения со взрослыми, сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми
  • дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах
  • имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные культурно-гигиенические навыки, обладает хорошей работоспособностью, развиты двигательные и моторные навыки
  • знает элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, школе
  • владеет доступными видами общественно-полезного труда
  • владеет наглядно-образной памятью

 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 2 КЛАССА

  • представляет ответственность каждого члена семьи за семью, понимает значение взаимопомощи между людьми
  • умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его организовать
  • владеет разнообразными формами и средствами общепланирования в совместной продуктивной деятельности, коммуникабелен
  • проявляет чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен
  • выполняет основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года
  • выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с людьми
  • трудолюбив, умеет правильно организовать свой труд, поддерживать, контролировать правильность своих действий
  • владеет словесно-логической памятью

                         

                                     МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 3 КЛАССА

  • принимает базовые общенациональные ценности и этнические традиции русского народа
  • обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и переключать свое внимание
  • проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству
  • умеет контролировать свое поведение, различать разные позиции в общении, оценивать свое положение в системе социальных отношений
  • выполняет основные положения здорового образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, имеет прочные культурно-гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую помощь
  • знает и выполняет условия безопасного поведения на улице, в быту, условия безопасности при пользовании общественным транспортом, знает правила дорожного движения
  • обладает потребностью трудиться и осознает необходимость трудовой деятельности, умеет самостоятельно ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности

умеет управлять своей памятью и регулировать ее проявление

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 4 КЛАССА

  • Осознаёт ответственность за настоящее и будущее своей страны,

знает культурные и духовные традиции русского народа

  • владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им
  • имеет первоначально отработанную произвольную память
  • коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей
  • ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи
  • способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих
  • способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением
  • владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе
  • он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам
  • обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой

Мониторинг хода и результатов реализации

 Программы осуществляется в постоянном режиме по схеме:

Компетенции ученика

Показатели

Методический

инструментарий

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности его мотивации, интеллектуального развития.

1.Познавательная активность.

2.Эмоциональное состояние.

3.Произвольность психических процессов.

 4. Портфолио.

При оценке Портфолио и отдельных его составляющих (в конце полугодия и учебного года),  результаты, продемонстрированные учеником,   соотносятся  с оценками типа  - зачет/незачет (в соответствии с Положением о Портфолио обучающихся).

1.Педагогическое наблюдение.

2.Диагностика.

1)Начальная диагностика.

  • Методика «Кто я?» 1-4 кл.
  • Методика «Беседа о школе».

2).Промежуточно-блочная диагностика (отслеживание хода реализации программы на разных ее этапах)

  • Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман) 1-2 класс
  • «Незавершенная сказка» 3 класс.
  • «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» 3-4 класс
  • Определение удовлетворённости школьной жизнью. 3-4 кл.
  • Анализ результатов мониторинга на тему: «Определение социально-значимого опыта учащихся» 1-4 класс

3.Итоговая диагностика (выявление степени соответствия полученных результатов ожидаемым)

  • Сравнительный анализ результатов мониторинга на тему: «Определение социально-значимого опыта учащихся» 1-4 класс.

Сформированность коммуникативного потенциала личности младшего школьника, его гражданской позиции.

1.Коммуникабельность.

2.Соблюдение этикета.

3.Сформированность совместной деятельности.

4.Патриотическое сознание: любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, Россию, осознание своей гражданской позиции.

4. Портфолио.

(участие в социально значимых проектах и акциях)

1.Педагогическое наблюдение.

2.Анкетирование.

3. диагностика.

1)Начальная диагностика.

  • Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи 3 кл.

(модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера) .

2).Промежуточно-блочная диагностика (отслеживание хода реализации программы на разных ее этапах).

  • «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» 4кл.
  • Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж..Пиаже) 3 класс
  • Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с

личными интересами) 3-4 кл

  • Анализ результатов мониторинга на тему: «Определение уровня воспитанности учащихся» 1-4 класс.
  • «Опросник мотивации» 3 класс
  • Определение (у родителей ) предпочитаемых направлений воспитательной работы в школе
  • Изучение уровня социальной адаптации учащихся 2-3 класс.

3.Итоговая диагностика (выявление степени соответствия полученных результатов ожидаемым)

  • Сравнительный анализ результатов мониторинга на тему: «Определение уровня воспитанности учащихся 1-4 кл.
  • Анкета «Оцени поступок» ( по Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой )3-4 кл.

                         

План реализации программы

   1 класс

  2019-2020г

     2 класс

  2020-2021г

   3 класс

  2021-2022 г

   4 класс

 2022 -2023 г

1.Формирование классного коллектива.

2. Изучение правил поведения в школе, классе.

Символы государства.

3.Формирование интереса к учебному процессу.

Проведение интеллектуаль-

ных игр, КВН «Русские народные сказки».

4. Создать условия для развития творческого потенциала личности.

5.Занятия курса «Полезные привычки».

6.Литературные викторины по произведениям К.И.Чуковского и С.Я. Маршака,

В. Сутеева, Б.Заходера.

1.Формирование детской самостоятельнос-

ти и активности.

2.Осознанное выполнение школьных правил.

Конституция – основной закон государства.

3.Совершенствова-ние навыков учебной деятельности.

Проведение интеллектуальных игр, КВН

« Путешествуем по сказкам ».

4.Стимулировать развитие творческого потенциала личности.

5 .Занятия курса «Полезные привычки».

6.Литературные викторины по произведениям В.Драгунского и Н. Носова.

 1.Формирование активной жизненной позиции.

2.Нетерпимость к отклонениям от норм поведения.

Гражданская ответственность.

3.Формирование стремления к успешной учебной деятельности.

Проведение интеллектуаль-ных игр, КВН  по математике.

4.Активизировать развитие творческого потенциала личности.

5.Занятия курса «Полезные привычки».

6.Литературные викторины по произведениям

 А. Барто

и В.Бианки.

1.Формирование эмоционально – ценностного отношения к обществу, государству, природе.

2.Формирование эффективного межличностного общения.  

Активная жизненная позиция.

3.Формирование эффективного учебного сотрудничества.

 Проведение интеллектуальных игр, КВН  по русскому языку.  

4.Направлять развитие творческого потенциала личности.

5.Занятия курса «Полезные привычки».

Литературные викторины по произведениям

М.Пришвина и

 С. Алексеева.

Содержание программы.

      Технология воспитания – это система разработанных наукой способов и приёмов воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать  результативно и качественно.   Обучение и воспитание младших школьников происходит в основном в рамках класса и связано с той деятельностью, которую организует учитель, или с той, которая возникает спонтанно в детской среде.     В 1  классе  необходимо выявить неформальную структуру класса. Это значит: определить «звёзд» и «аутсайдеров», «принятых» и «непринятых». Выявляются взаимные симпатии и антипатии, а также уровень принятия и неприятия одноклассниками друг друга, наметить пути  по сплочению классного коллектива.

  Ученики принимают участие в познавательных играх, викторинах, конкурсах, в играх на внимание и сообразительность, беседах как обмене познавательным материалом, что позволяет им увидеть ценностные личностные качества одноклассников.  Организуют совместно с классным руководителем выставки поделок, рисунков, творческих работ, в которых каждый ученик может раскрыть свой творческий потенциал. Учатся внимательно относиться к одноклассникам, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей в учении.  

 Содержание программы обусловлено поставленной целью по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
  • элементарные представления о политическом устройстве России, о символах государства;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о правах и обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному;
  • начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего района;
  • любовь к школе, своему району, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на  природе;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

            -первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков, отрицательное отношение к аморальным поступкам, стремление избегать плохих поступков;
  • знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
  • элементарные представления о религиозной картине мира;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

-первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества, об их нравственных основах;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы;
  • умение проявлять дисциплинированность;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса и ценностного отношения к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности.

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, занятиям художественным творчеством;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Содержание работы по годам обучения.

1 класс.

Цель воспитывающей деятельности  для первого  класса:

     создание условий  младшим школьникам  для успешной адаптации в школьной жизни, предоставление возможности раскрыть свои творческие способности.

Задачи первого года обучения.

1.Научить детей выполнять правила поведения в школе.

2.Формировать навыки коллективного взаимодейстия.

3. Вызывать интерес к истории нашей Родины.

Ценностные установки для первоклассников.

      Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.  Если тебе хорошо, поделись с товарищем.   Поспешишь – весь класс насмешишь.     В нашем классе закон есть простой: здесь мы поможем тебе стать звездой!      

 -будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.  

-не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.    

-учитель – твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.  

-не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам; не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков);

-помни – твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг;        -будь ответственным: пообещал – сдержи слово;

  -стремись узнать историю своей страны, чти память павших во время Великой Отечественной войны.        

2 класс

Цель воспитывающей деятельности во 2 классе:

 Создание условий для формирования детской самостоятельности и развития творческого потенциала личности младших школьников.

Задачи.

1.Формировать ответственное отношение за принятое решение и его выполнение.

2.Развивать и совершенствовать навыки учебной деятельности.

3. Воспитывать уважение и гордость к истории нашей страны.

Ценностные установки для второклассников.

- овладевай культурой речи, навыками культурного поведения;

- вырабатывай  принципы отношения к окружающим, основанные на доброжелательности и уважении;

-вырабатывай практические навыки поведения в общественных местах;  

- проявляй  устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

- выражай любовь и бережное отношение к родной природе;

- стремись к самовыражению и самореализации;

-проявляй инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

- выражай уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

3 класс

Цель воспитывающей деятельности в 3 классе.

Формирование  активной жизненной позиции, единства слова и дела, нетерпимость к отклонениям от норм поведения.

Задачи.

  1. Корректировать межличностные общения детей.
  2. Формировать стремление к успешной учебной деятельности.
  3. Способствовать формированию гражданской позиции.

Ценностные установки для третьеклассников.

- имей чувство собственного достоинства, уважение к себе и другим;

- осознавай духовную неприкосновенность человека: проявляй  внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт;

- выражай протест  против любых проявлений насилия, стремись защитить свою честь и честь других;

- проявляй интерес к истории своего народа, его героическому прошлому;

-чти память героев России;

-проявляй усердие и трудолюбие в учебной деятельности, цени значение знаний.

            Приоритетные направления воспитательной деятельности  с третьеклассниками  выбраны следующие.    

                                                                                               

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному;
  • начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
  • элементарные представления о религиозной картине мира;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы;
  • умение проявлять дисциплинированность;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте.    

4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности.

5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • интерес к чтению, произведениям искусства, занятиям художественным творчеством;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

4 класс                                    

Цель воспитывающей деятельности в 4  классе.

Формирование эмоционально – ценностного отношения к обществу, государству, природе.

                                              Задачи.

1.Развивать творческие способности детей, содействовать самовыражению личности.

2.Формировать личностные качества, необходимые для общения и учебного сотрудничества.

3. Создавать условия для реализации активной гражданской позиции.

                       Ценностные установки для четвероклассников.

- Проявляй социальную солидарность (личная и национальная свобода, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство).

-  Активно выражай гражданственность (долг перед старшим поколением и семьёй, правовое государство, закон и порядок, свобода совести и вероисповедания).

- Цени свою семью (любовь и верность, забота о старших и младших, почитание родителей, здоровье)

 - Изучай и люби искусство и литературу (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие).

- Цени труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость)

Правовое обеспечение воспитывающей деятельности.

1. Конвенция  ООН « О правах ребёнка».

2.  Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Список используемой литературы учителем.

  1. «Праздники в начальной школе», С. Савинова, Волгоград,

 изд. «Учитель», 2000 г.

  1. «Вот так номер!». Ю. Погорельский, Санкт – Петербург,

                                                                            изд.дом «Литера», 2000 г.

  1. «Стихи к любимым праздникам», Е.Некрасова, Новосибирск,

изд. «Риф-плюс», 2001 г.

  1. «Детские праздники». Ярославль, «Академия развития», 2002 г.
  2. «Давай устроим праздник»,Г. Загребина, Ярославль,

изд. «Академия развития», 2003 г

  1. «Сценарии школьных праздников». Э. Большакова, Санкт – Петербург,

изд. «Паритет», 2004 г.

  1. «Уроки вежливости и этикета для детей». Е. Черенкова, Москва,

                                                                             изд. «Дом. 21 век», 2006 г.

  1. «Сценарии школьных праздников». А. Кугач, Москва,

                                                                         изд. «Айрис – Пресс», 2006 г.

  1. «Праздники в начальной школе». И.Агапова, Москва,

                                                                      изд. «Айрис – Пресс», 2006 г.

  1. «Школьные КВН». В. Надеждина.  Минск, изд. «Харвест», 2007 г.
  2. Справочник классного руководителя. Н.И. Дереклеева,

                                            1-4 классы,        Москва, «ВАКО», 2008

  1. «Родительские собрания», автор составитель И.Ф. Яценко,

                                                                                        Москва, 2008

  1. Сайты сети Итернет.

Список используемой литературы учениками.

1.«Будьте любезны и другие рассказы», А.Дорохов, Москва, «Стрекоза – пресс», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Программа развития класса"

Аннотация к программе внеклассной деятельности по развитию класса«В мире добра»      Данная программа рассчитана на длительный период на 4 года и создана для учащихся начально...

Программа развития класса

Презентация программы...

Программа развития класса.

Программа включает в себя цели, задачи воспитательной работы, механизмы реализации и ожидаемые результаты. Рассчитана на 4 года....

Программа развития класса

Программа развития класса рассчитана на 4 года...

Программа развития класса "Ступени совершенства".

Программа предназначена для классных руководителей начальных классов....

Программа развития класса "Спортивный класс"

Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показа...