Классный час – размышление «Учимся быть добрыми»
классный час (2 класс)

Марина Николаевна Колупанова

Классный час – размышление

«Учимся быть добрыми»

2 класс

Цель:

формирование представлений детей об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.

 

Задачи:

  1. Создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека.
  2. Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.
  3. Создание условий для ситуаций нравственного выбора как основы дальнейшего формирования нравственности.

 

Этапы подготовки:

  1. Подбор стихотворного и фактического материала для создания «эмоционального фона» общения с детьми.
  2. Написание короткого домашнего сочинения на тему «Что значит быть добрым».

 

Оборудование:

в центре доски, на фоне круга слово «Доброта». Вокруг центрального круга размещены «лепестки» (в начале они просто белые, потом на них появляются слова).

На боковой стороне доски крупно изображены две руки, понимающие друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_kl._chas_uchimsya_byt_dobrymi.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час – размышление

«Учимся быть добрыми»

2 класс

Цель: 

формирование представлений детей об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.

Задачи:

  1. Создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека.
  2. Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.
  3. Создание условий для ситуаций нравственного выбора как основы дальнейшего формирования нравственности.

Этапы подготовки:

  1. Подбор стихотворного и фактического материала для создания «эмоционального фона» общения с детьми.
  2. Написание короткого домашнего сочинения на тему «Что значит быть добрым».

Оборудование:

в центре доски, на фоне круга слово «Доброта». Вокруг центрального круга размещены «лепестки» (в начале они просто белые, потом на них появляются слова).

На боковой стороне доски крупно изображены две руки, понимающие друг друга.

Ход мероприятия:

Учитель:

  • Ребята! Оглянитесь вокруг: светит ласковое солнышко, вы все вместе, вы здоровы и всё у вас хорошо. Мелкие неприятности, которые произошли с вами сегодня и вчера - это лишь облачка на прекрасном голубом фоне вашей жизни.

Давайте улыбнёмся друг другу и начнём  наш разговор. Сегодня он (обращаю внимание на доску)… да, конечно, о   д о б р о т е!

  • У человека есть 2 вида жизни.

Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, общение с другими людьми.

Вторая – скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя В.Гюго есть красивые слова:

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».

  • А что такое доброта? Какой человек может называться добрым?

Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Все вы готовились к нему, писали небольшие домашние сочинения, старались узнать, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители, писатели, поэты.

Эпиграфом к нашему разговору пусть станут слова А.Чепурова.

                                     Давайте поклоняться доброте!

                                     Давайте с думой жить о доброте:

                                     Вся в голубой и звёздной красоте,

                                     Земля добра. Она дарит нас хлебом,

                                     Живой водой и деревом в цвету.

                                     Под этим вечно неспокойным небом

                                     Давайте воевать за доброту!

  • А что, в вашем представлении, есть доброта?  (суждения ребят)

Учитель:

          В «Толковом словаре»  В.И.Даля даётся такое определение доброты –

          «сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому,    

          жалостливость» .

  • Давайте попробуем подобрать родственные, однокоренные слова.

Добро – всё положительное, хорошее;

Доброволец – добровольно взял на себя какую-либо работу;

Доброжелатель – доброжелательно относящийся к кому- нибудь;

Добронравие – высокая нравственность;

Добросердечность – ласковое, доброе сердце;

Доброхот – доброжелатель;

Добряк – добрый человек.

  • Вот как много однокоренных слов.
  • В средствах массовой информации (ТВ, радио, газетах, интернете) можно часто увидеть или услышать просьбы малоимущих или больных людей, которые попали в очень трудную ситуацию, например, у них сгорел дом, или они стали инвалидами, или остались одинокими, или услышать просьбы помочь в сборе денежных средств на дорогостоящие операции, лекарства.

И вот совершенно незнакомые люди со всех концов страны шлют им деньги, посылки.  

  • Скажите, почему незнакомые люди так поступают?   (Ответы детей)
  • А вы бы смогли поступить так?   (Суждения детей)

Учитель:

Спасибо вам зам высказывания, и давайте все вместе поработаем над нашей схемой. Мы только что с вами поняли, что доброта – это, прежде всего, отзывчивость к обиженным, больным, бедным. Поэтому я переворачиваю лепесток, на котором написано «отзывчивость».

                      Не стой в стороне равнодушно,

                      Когда у кого-то беда.

                      Рвануться на выручку нужно

                      В любую минуту, всегда.

             И если кому-то поможет

                Твоя доброта, улыбка твоя,

      Ты счастлив, что день

             Не напрасно был прожит,

                Что годы живёшь ты не зря.

  • А сейчас я хочу вам задать, казалось бы, не очень подходящий для ситуации вопрос: «Для чего человеку нужны руки?»  (ответы: работать, есть, делать что-нибудь, писать.)
  • А ещё? Можно ли с помощью рук общаться? Какими бывают ваши руки?   (Добрыми, злыми)
  • Потрогайте руки друг друга. Что можете о них сказать?   (Ответы: они тёплые, ласковые, нежные, добрые, мирные).
  • Можно ли обидеть человека, если у него такие тёплые, добрые руки?
  • Могут ли руки помочь подружиться?
  • А если хочется обидеть кого-нибудь из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить?
  • О добрых.
  • Вот сейчас проверим, как могут работать ваши руки.

Задание для групп: «Собери пословицу».

Добро помни, а                                               пожнёшь.

                    Что посеешь, то и                                         зло забывай.

За добро                                                          добра не делает.

Худо тому, кто                                              добром плати.

  • А какие пословицы знаете вы? А высказывания?

(учащиеся читают пословицы, высказывания известных людей)

  • А сейчас послушайте короткий отрывок из стихотворения В.Бокова и подумайте, о чём мы с вами будем говорить дальше.

                                                              Друзья мои!

                                                             Внушайте людям веру!

 И чаще говорите «Добрый день».

                                             И следуйте хорошему примеру:

                                             Продляйте добрым словом

                                             Жизнь людей.

  • Речь пойдёт о приветливом вежливом отношении к людям.
  • Недаром говорят: «Слово лечит». Словом можно и убить. Поэтому быть добрым – значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом.  (переворачиваю лепесток «Приветливость»)
  • Я прошу вас сейчас сказать друг другу хотя бы по одному приветливому слову.
  • А сейчас проверим ваше знание волшебных вежливых слов.

  1. Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого  (спасибо).

  1. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит  (добрый день).

  1. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы  (спасибо).

  1. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь,  (здравствуйте).

  1. Когда нас бранят за шалости,

Говорим  (прости, пожалуйста).

  1. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят  (до свидания).

  • Главное в добрых поступках – это желание их утаить, так считал известный физик Паскаль. Если поступок по-настоящему добрый, то он не нуждается в рекламе, он совершается бескорыстно. Приведите, пожалуйста, примеры таких поступков, которые когда-либо совершали вы или кто-то по отношению к вам.

                 Свершая доброе деянье

                 Не жди добра в ответ.

                 Сведёт такое ожиданье

                 Добро твоё на нет.

                                                        Если ты сегодня не умножил

                                                Хоть на каплю чью-то радость в мире-

                                Значит день напрасно прожил

                                            Как унылый гость в чужой квартире.

  • Я переворачиваю ещё один лепесток – «Бескорыстие» и переходим к следующей части нашего общения.
  • Послушайте стихотворение и попробуйте ответить, какое отношение к теме нашей встречи оно имеет.

Я предал пса, что был ко мне привязан,

Как добрый человек и друг большой.

Я подарил его, как дарят вазу,

Забыв, что он с понятьем и душой.

     Своей судьбе он покорился молча,

             Но глянул мне в глаза с такой тоской!

            А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,

 Бросая вызов совести людской.

Он звал меня, и я его услышал,

Я тоже был с разлукою знаком,

И вот он у меня под боком дышит,

И руку лижет липким языком.

  • Добрый человек – это человек, заботливо относящийся к животным, к близким людям, друзьям, престарелым родственникам.

По –настоящему добрый человек не оставит без помощи свою бабушку и всегда в меру сил поможет ей в чём-то, не пройдёт мимо раненого птенчика, покормит бездомную собаку или кошку. Иногда ему за это не скажут «спасибо», но это не важно, важно то, что человек сам себя одобряет за этот поступок и по-другому поступить просто не может.

Меня по-настоящему тронули ваши сочинения о добре, милосердии, которые вы написали дома.

(читают написанные дома сочинения)

  1. Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

  1. Понять и исполнить

                                                         Желанье другого –

                                                       Одно удовольствие,

                                                      Честное слово!

  1. На клумбе – цветок.

Его листья повисли.

Грустит он … о чём?

Угадал его мысли?

  1. Он хочет напиться,

                                                 Эй, дождик, полей!

                                                 И дождик струиться

                                                 Из лейки твоей.

  1. А что же сестрёнка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестрёнке.

  1. И ты обернулся

 Ретивым конём –

                                                    Галопом сестрёнка

                                                   Помчалась на нём!

  1. Хоть мама ещё не вернулась с работы

Нетрудно узнать её думы, заботы.

  1. «Вернусь,

                                                           Хорошо бы пошить, почитать…

                                                          Да надо с уборкой возиться опять».

  1. И ты совершаешь великое чудо –

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

  • Итак, мы поворачиваем ещё один лепесток «Забота об окружающих».
  • Ребята, а как можно показать доброе расположение к другому человеку?

(словами, добрыми жестами, улыбкой)

  • Если мы хотим быть внимательными и участливыми к людям, надо общаться сосредоточенно, поддерживая зрительный контакт с собеседником, одобряя его жестом, прикосновением.
  • Если друг пришёл поделиться с тобой своей бедой, неприятностями, ждёт твоего совета, будь к нему (подхожу к схеме) предупредительным. И ещё, чтобы помочь человеку, надо обязательно его выслушать, учитесь этому.
  • Легко или трудно быть добрым?

  1.      Добрым быть совсем-совсем не просто,

    Не зависит доброта от роста.

    Не зависит доброта от цвета,

    Доброта не пряник, не конфета.

    Только надо, надо добрым быть

   И в беде друг друга не забыть.

  1.    Быть добрым надо по привычке,

                                       Не по расчёту. Пригодись

                                       Хоть маленькой синичке –

                                       Пусти её из клетки ввысь.

  1.    Когда по склонам вечной суеты

   Бежать от неудач устанешь люто,

   Направь шаги тропою Доброты

   И радость помоги найти кому-то.

  1.   Как бы жизнь не летела

                                              Дней своих не жалей,

                                             Делай доброе дело

                                             Ради счастья людей.

  1.    Чтобы сердце горело,

   А не тлело во мгле

Все вместе:        Делай доброе дело –

                            Тем живём на земле.

  Как праздник, как счастье, как чудо

  Идёт доброта по земле.

Все вместе:        И я про неё не забуду,

                             Как я забываю о зле.

  • Завершая наш разговор, хочу вам пожелать быть добрыми не на словах, а на деле, быть всегда кому-то нужными, полезными.
  • Ребята, давайте заведём в нашем классе копилку добрых дел – Дерево добра.

Каждое доброе дело вы будете отмечать ленточкой на нашем дереве. И пусть оно оживёт от ваших добрых дел.

  • Я хочу поблагодарить вас за работу.

(звучит песня «Если добрый ты…»)

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к классному часу "Учимся быть добрыми"

презентация для учащихся начальной школы. Содержит материалл о добре и доброте....

Учимся быть добрыми

Классный час - размышление на тему "Доброта" направлен на развитие и формирование нравственного воспитания младших школьников. Материал разработки учит детей быть внимательными и заботливыми к тем, кт...

Учимся быть добрыми (Классный час)

Классный час - размышление на тему "Учимся быть добрыми"...

Классный час – размышление «Учимся быть добрыми»

Формирование представлений детей об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений....

Конспект классного часа "Учимся быть добрыми"

Предлагаю конспект классного часа  во 2 классе "У3чимся быть добрыми"...