Классный час "Учимся быть добрыми"
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Учимся быть добрыми
Цель: формирование представлений ребёнка об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
- создать условия для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека;
- формировать способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;
- создать условия для ситуаций нравственного выбора как основы дальнейшего формирования нравственности.
Форма проведения: классный час – размышление
Ход классного час
1.Организационный момент. Сообщение темы классного часа
Учитель:
СЛАЙД 2
Ребята, сегодняшний классный час мы начнём с прослушивания песни кота Леопольда.
Учащиеся прослушивают песню «Если добрый ты..»
Учитель:
Ребята, как вы думаете, о каком человеке поёт кот Леопольд?
Учащиеся:
Я думаю, что о добром
Учитель:
Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на классном часе?
Учащиеся:
О доброте
СЛАЙД 3
Учитель открывает серединку цветка с надписью ДОБРОТА
2.Работа по теме
Учитель:
Ребята, а что в вашем представлении есть добро?
Учащиеся:
……
Учитель:
У каждого из вас своё представление о доброте. А где мы можем посмотреть точное определение слова «доброта»?
Учащиеся:
В толковом словаре …
Учитель:
В «Толковом словаре» В. И. Даля даётся такое определение милосердия (доброты) – «Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость».
Недавно мне в руки попался свежий номер газеты «Моя семья». В ней есть две замечательных рубрики «Поможем» и «В хорошие руки».
В первую рубрику за помощью обращаются неимущие люди, которые попали в очень трудную ситуацию, например, у них сгорел дом, или они стали инвалидами, или остались одинокими, брошенными всеми родными. И вот совершенно незнакомые люди со всех концов страны шлют им деньги, посылки, письма с добрыми словами поддержки.
Во второй рубрике одна организация, которая заботится о бездомных животных, помещает фотографии кошечек и симпатичных (и не очень) собак, которые по каким-то причинам остались без хозяев. И всех их разбирают новые хозяева, которые прочли эту газету. Часто эти животные бывают, больны, их лечат и откармливают.
Скажите, почему незнакомые люди так поступают?
Учащиеся:
…..
Учитель:
А вы бы могли поступить так?
Учащиеся:
……….
Учитель:
Спасибо вам за высказывания, и давайте все вместе поработаем над нашей схемой. Мы только что с вами поняли, что доброта – это прежде всего, отзывчивость к обиженным, больным, бедным.
СЛАЙД 3
Поэтому я переворачиваю лепесток, на котором написано ОТЗЫВЧИВОСТЬ.
А сейчас я прочту вам короткий отрывок из стихотворения В. Бокова, а вы подумайте, о чём мы с вами будем говорить дальше.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей.
Учащиеся:
Речь пойдёт о приветливом, вежливом отношении к людям …
Учитель:
Недаром говорят: «Слово лечит». Словом можно и убить. Поэтому быть добрым – значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом.
СЛАЙД 3
Поэтому я открываю ещё один лепесток ПРИВЕТЛИВОСТЬ.
Сейчас я предлагаю каждому из вас сказать друг другу хотя бы по одному приветливому слову, вот увидите, как потеплеет у вас на душе.
Учащиеся выполняют просьбу учителя.
Учитель:
А сейчас я проверю, как вы знаете волшебные вежливые слова. Мы поиграем в игру «Продолжи фразу». Я говорю начало фразы, а вы её продолжаете. Главное условие игры «Дослушать до конца».
Растёт даже ледяная глыба
От слова тёплого …СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … СПАСИБО.
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, … ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Когда нас бранят за шалости
Говорим, … ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … ДО СВИДАНИЯ
Главное в добрых поступках – это желание их утаить, так считал известный физик Б. Паскаль. Если поступок по-настоящему добрый, то он не нуждается в рекламе, он совершается бескорыстно. Я расскажу вам случай из жизни моей знакомой. Однажды она попала в больницу, ей было очень плохо, и потребовалось срочное переливание крови. Обычно кровь бывает в запасе, но на этот раз её не оказалось: у неё была редкая группа крови. Тогда врачи пошли по палатам и предложили уже почти выздоровевшим больным откликнуться. И, представьте себе, такой человек нашёлся и помог ей! Чрез два-три дня, моей знакомой стало лучше, и она захотела сказать «спасибо» тому, кто ей помог. Но тот человек уже выписался и всё же она решила ему позвонить. Когда она ему позвонила, он ей ответил, что главная благодарность для него то, что она жива-здорова и больше ему ничего не надо.
Завершить этот этап я хочу замечательными стихотворными строками. Подумайте над ними на досуге.
Свершая доброе деянье
Не жди добра в ответ.
Сведёт такое ожиданье
Добро твоё на нет.
СЛАЙД 3
Я переворачиваю ещё один лепесток БЕСКОРЫСТИЕ и перехожу к следующей части нашего общения. Я прочитаю вам строки стихотворения, а вы попробуйте мне ответить, какое отношение к теме нашей встречи оно имеет.
Я предал пса, что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот он у меня под боком дышит,
И руку лижет липким языком.
Учитель:
О чём же говорится в этом стихотворении, и какое отношение это имеет к теме нашей встречи?
Учащиеся:
Добрый человек – это человек, который заботливо относится к животным, близким людям, друзьям, престарелым родственникам.
Учитель:
Да, по-настоящему добрый человек не оставит без помощи свою бабушку и всегда в меру сил поможет ей в чём-нибудь, не пройдёт мимо раненого птенчика, покормит бездомную собаку. Иногда ему за это не скажут «спасибо», но это не важно, важно, то, что человек сам себя одобряет за этот поступок и по-другому поступить просто не может.
СЛАЙД 3
Итак, мы поворачиваем ещё один лепесток ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ.
Завершая наш разговор, хочу вам всем пожелать быть добрыми не на словах, а на деле, быть всегда кому-то нужными, полезными. Тогда наш мир станет ещё прекраснее:
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь!
3.Итог
Учитель:
Ребята, вам хочется узнать, какие вы, всегда ли вы отзывчивы и внимательны к окружающим?
Учащиеся:
Да, хочется.
Учитель:
Я предлагаю вам ответить на вопросы теста «Добрый ли ты человек?» Напротив вопросов вам нужно написать либо «Да», либо «Нет».
Учащимся раздаются бланки с вопросами.
Тест «Добрый ли ты человек?»
- У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
- Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
- Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
- Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
- Часто ли ты используешь злые шутки?
- Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
- Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
- С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
- Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
- Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
- Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
- Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Подсчет очков.
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к классному часу "Учимся быть добрыми"
презентация для учащихся начальной школы. Содержит материалл о добре и доброте....
Учимся быть добрыми (Классный час)
Классный час - размышление на тему "Учимся быть добрыми"...
Классный час "Научимся быть добрыми и милосердными..."
Несложный интересный материал дает возможность дать детям понятие о милосердии, поговорить об отношениях между лю...
Классный час "Что значит быть добрым"
Классный час "Что значит быть добрым"...
Классный час в первом классе "Что такое добро и что значит быть добрым?"
Дети с раннего возраста учаться поступать хорошо, совершать добрые дела. А понимают ли они, что включает в себя слово "доброта", что значит быть "добрым", почему это важно. Осознание необходимост...
Классный час "Быть добрым"
Классный час "Быть добрым"...
сценарий классного часа Тема: «Добрым быть совсем не просто».
Сценарий классного часа для начальной школы...