Учимся быть добрыми
классный час (4 класс) по теме
Классный час - размышление на тему "Доброта" направлен на развитие и формирование нравственного воспитания младших школьников. Материал разработки учит детей быть внимательными и заботливыми к тем, кто находится с ними рядом. Воспитывает терпимость, толерантность, дружбу и гласное доброту к окружающему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_uchimsya_byt_dobrymi.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС – РАЗМЫШЛЕНИЕ
«Учимся быть добрыми».
Подготовила: Насонова Наталья Викторовна
Московская область,
г. Долгопрудный
АОУ школа №10
УЧИМСЯ БЫТЬ ДОБРЫМИ
(классный час – размышление)
ЦЕЛЬ: Формирование представлений ребёнка об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
ЗАДАЧИ:
1.Создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека.
2. Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.
3. Создание условий для ситуации нравственного выбора, как основы дальнейшего формирования нравственности.
ПОДГОТОВКА:
1)На доске, как заголовок, слова В.И. Даля: « Доброта – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость».
2)В центре доски крепится ромашка с лепестками…
ДОБРОТА – отзывчивость, приветливость, искренность, прощение, забота об окружающих.
3) Дать задания учащимся:
1. Подумать над содержанием вопросов:
- Что в вашем представлении есть доброта?
- Приходилось ли вам встречать добрых людей?
- Могут ли быть незнакомые люди добрыми?
- Что значит «Заботиться об окружающих»?
2. Написать свои размышления (записи вывешиваются на доску):
ДОБРОТА – это…
ОТЗЫВЧИВОСТЬ – это…
ПРИВЕТЛИВОСТЬ – это..
ИСКРЕННОСТЬ – это…
ПРОЩЕНИЕ – это…
ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ – это…
- Организационная часть.
- Ход классного часа.
- - Ребята! Вы все вместе, вы здоровы и у Вас всё хорошо. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш разговор. Сегодня он (обратить внимание на доску) о доброте…
- Скажите, Вам приходилось встречать добрых людей?
- А что в Вашем представлении есть доброта?
- В Толковом словаре В.И. Даля даётся такое определение доброты… «Доброта – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость.» (считать с доски).
- Готовясь к классному часу, Вы писали свои рассуждения о доброте. К лучшим из них я буду сегодня обращаться.
2) – Очень часто в газетах можно прочитать крики о помощи. Кода люди просят помочь. И совершенно незнакомые люди шлют им пожелания скорейшего выздоровления, советы и деньги на лечение.
- И мы с Вами принимаем ежегодное участие в акции – поддержке «Подари жизнь», которую возглавляет актриса Чулпан Хаматова.
- Вся наша школа принимает ежегодное участие в этой акции. И в прошлом году мы перечислили на счёт 27 тысяч рублей для больных детей.
- Посмотрите на доску и найдите лепесток, о каком из этих человеческих качеств души мы с Вами говорили? Качество, когда люди отзываются на призыв о помощи… (ОТЗЫВЧИВОСТЬ – придвинуть лепесток)
*** Обратить внимание на доску, где висят сочинения детей…
3) – Сегодня на классном часе мы часто будем обращаться к притчам.
«Притчи - это простые короткие истории с тайным, но важным смыслом. Услышишь их или прочитаешь - и обязательно прикоснёшься к мудрости жизни. Это понимали люди в древние времена, и поэтому они любили разговаривать притчами».
- Послушайте одну из притч о мудром Эзопе, который попал в рабство…
***Притча «О мудром Эзопе, который попал в рабство».
«Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости, кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб, пошли его на базар, пусть принесет нам самое пре красное, что есть на свете». Хозяин позвал Эзопа: «Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете». Эзоп ушел и вер нулся с подносом, покрытым салфеткой. Когда подня ли салфетку, увидели, что на подносе лежит язык!
- Эзоп, ты же принес язык!
- А разве это не самое прекрасное, что есть на све те? Языком мы произносим слова нежности, верности, языком мы провозглашаем мир, языком мы произ носим слово «свобода». Через некоторое время кто-то
подсказал хозяину: - Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное,
что есть на свете.
И вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Воз мущению хозяина и гостей не было предела: «Эзоп, ты же опять принес язык!».
«А разве это не самое ужасное? Языком мы произ носим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб».
- В чём смысл этой притчи?
- Почему Эзоп называет язык самым прекрасным и самым ужасным на свете?
- Не даром говорят: «слово лечит», но словом можно и больно ранить. Поэтому быть добрым – значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом…
- Какой же следующий лепесток будет у нашей ромашки – Доброты? (ПРИВЕТЛИВОСТЬ – придвинуть лепесток)
- Я прошу Вас сейчас сказать друг другу хотя бы по одному приветливому слову, вот увидите, как потеплеет у Вас на душе.
- А сейчас мой помощник (из числа учеников) проверит Ваши знания волшебных вежливых слов. Он говорит начало фразы, а Вы помогаете ему продолжить…
1. Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого (спасибо).
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
3. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
4. Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
6. И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (до свидания).
*** Обратить внимание на доску, где висят сочинения детей…
4) – Главное в общении человека с человеком – это слово. Но будьте осторожны со словом…
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить…
- Слово – это нить от человека к человеку, орудие мышления и воздействия на психику.
- Выдающийся русский писатель В.Г. Короленко писал: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, - другим людям…»
*** Стих-е читает ученик.
- Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Будь слову своему хозяин.
- А как Вы понимаете «Будь слову своему хозяин»?
- Итак, будьте хозяевами своим словам!
- Мне хотелось бы пожелать, что бы Ваши слова помогали не разрушать, а созидать. А что бы Ваши слова помогали созидать, они должны быть добрыми, исходить от сердца и быть искренними.
- Какой же следующий лепесток у нашей ромашки доброты?
(ИСКРЕННОСТЬ – придвинуть лепесток)
*** Обратить внимание на доску, где висят сочинения детей…
5) – Что бы нам говорить о следующем качестве доброты, предлагаю Вам послушать притчу, которая произошла несколько столетий назад…
*** «Притча о мудром ученике».
«В некотором месте жили два монаха. И вот из-за небольшого пустяка они поссорились. И поссорились так, что решили друг с другом никогда не общаться. И вот один монах посылает своего ученика к другому и говорит:
- Когда приедешь к тому монаху, скажи ему, что он глупец и что он самый недостойный человек. И чтобы я больше никогда не видел его у порога своего дома. А если я его увижу, скажи, что я погоню его своим жезлом отсюда.
- Хорошо, - сказал ученик, поклонившись низко в ноги своему учителю, и отправился в путь.
И когда о шёл, то решил сказать не то, что велел ему учитель. И вот, придя к дому того монаха, ученик говорит ему:
- Мой учитель низко кланяется тебе и просит у тебя прощения. Он осознаёт, что в последней встрече с тобой вёл себя очень дерзко и недостойно. Прости его.
Услышав, монах отвечает ученику:
- Передай своему учителю, что я не принимаю его лживых речей. И пусть, если он захочет что-то мне сказать, то пусть приходит сам.
Ученик поклонился монаху и отправился в дорогу. А когда пришёл к своему учителю, то учитель спрашивает его:
- Ну, что ответил тебе этот глупец? Скажи мне.
- Я передал все, что ты повелел, учитель. А этот монах, услышав твои слова, ответил, что он был неправ в последней беседе с тобой и осознал, что вёл себя достаточно дерзко и недостойно. И он кланяется тебе низко-низко. И просит у тебя прощения.
- Странно, - ответил его учитель.
Он заперся в келье и стал размышлять. И вот случилось следующее чудо. Оба монаха в одно и то же время стали размышлять об одном и том же. Они думали, какой же я дерзкий, гордый и недостойный. Брат мой просит моего прощения, а вместо того, чтобы простить его, я озлобляюсь и проявляю грубость.
- Пойду я на встречу своему брату и примирюсь с ним.
И вот оба монаха в одно и то же время вышли на встречу друг с другом. И встретившись, примирились. И тех пор они жили в мире благодаря мудрому миротворцу».
- В чем же смысл этой притчи?
- И вот так может каждый из нас поступать, ведь если мы будем дарить мир своим близким, то будем обретать мир в себе. Чтобы был мир в себе мы должны научиться прощать друг друга.
- И так, какой же будет следующий лепесток у нашей ромашки?
(ПРОЩЕНИЕ – придвинуть лепесток)
*** Обратить внимание на доску, где висят сочинения детей…
6) – А теперь послушайте стихотворение…
***Читает ученик
Я предал пса, что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорялся молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот он у меня под боком дышит,
И руку лижет липким языком.
- Что Вы можете сказать о мальчике и о его собаке?
- Меня очень тронуло стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нищий». Послушайте его.
*** Читает ученик.
У врат обители святой
Стоял просящий подоянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку…
- Как Вы, ребята, считаете добрый ли человек так поступил?
- Да, по-настоящему добрый человек не оставит без внимания и помощи ни людей, ни животных, которые нуждаются в помощи или в поддержке. Он в меру сил постарается помочь чем-нибудь. Иногда ему не скажут за это «спасибо», но это неважно. Важно то, сам себя одобряет за этот поступок и по-другому поступить просто не может.
- Это последний лепесток нашей ромашки…
(ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ – придвинуть лепесток)
*** Обратить внимание на доску, где висят сочинения детей…
- Итог.
- У нас получилась замечательная ромашка ДОБРОТЫ!
- Давайте вместе проговорим, что такое ДОБРОТА?
- Это….ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ПРИВЕТЛИВОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ, ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ…
- Все эти качества доброты видны в ваших поступках. Постарайтесь, чтобы ваши поступки были добрыми, искренними.
- Учитесь быть добрыми!
Помогут вам книги этих авторов, многие из которых вам знакомы…
- Ребята, спасибо Вам за участие и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к классному часу "Учимся быть добрыми"
презентация для учащихся начальной школы. Содержит материалл о добре и доброте....
Учимся быть добрыми
Классный час – размышление«Учимся быть добрыми»3 класс...
Учимся быть добрыми (Классный час)
Классный час - размышление на тему "Учимся быть добрыми"...
Час общения «Учимся быть добрыми»
данная разработка поможет повести классный час о доброте для учащихся начальной школы...
Учимся быть добрыми и внимательными
Учимся быть добрыми и внимательными...
Классный час – размышление «Учимся быть добрыми»
Формирование представлений детей об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений....
Классный час "Учимся быть добрыми"
Классный час...