Учимся быть добрыми
классный час (4 класс) по теме

Классный час - размышление на тему "Доброта" направлен на развитие и формирование нравственного воспитания младших школьников. Материал разработки учит детей быть внимательными и заботливыми к тем, кто  находится с ними рядом. Воспитывает терпимость, толерантность,  дружбу и гласное доброту к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_uchimsya_byt_dobrymi.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС – РАЗМЫШЛЕНИЕ

«Учимся быть добрыми».

Подготовила: Насонова Наталья Викторовна

Московская область,

г. Долгопрудный

АОУ школа №10

УЧИМСЯ      БЫТЬ    ДОБРЫМИ
(классный час – размышление)

ЦЕЛЬ: Формирование представлений ребёнка об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.

ЗАДАЧИ:

1.Создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека.

2. Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.

3. Создание условий для ситуации нравственного выбора, как основы дальнейшего формирования нравственности.

ПОДГОТОВКА:

1)На доске, как заголовок, слова В.И. Даля: « Доброта – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость».

2)В центре доски крепится ромашка с лепестками…

ДОБРОТА – отзывчивость, приветливость, искренность, прощение, забота об окружающих.

3) Дать задания учащимся:

1. Подумать над содержанием вопросов:

- Что в вашем представлении есть доброта?

- Приходилось ли вам встречать добрых людей?

- Могут ли быть незнакомые люди добрыми?

- Что значит «Заботиться об окружающих»?

2. Написать свои размышления (записи вывешиваются на доску):

ДОБРОТА – это…

ОТЗЫВЧИВОСТЬ – это…

ПРИВЕТЛИВОСТЬ – это..

ИСКРЕННОСТЬ – это…

ПРОЩЕНИЕ – это…

ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ – это…


  1. Организационная часть.
  2. Ход классного часа.
  1. - Ребята! Вы все вместе, вы здоровы и у Вас всё хорошо. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш разговор. Сегодня он (обратить  внимание на доску) о доброте…

- Скажите, Вам приходилось встречать добрых людей?

- А что в Вашем представлении есть доброта?

- В Толковом словаре В.И. Даля даётся такое определение доброты… «Доброта – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость.» (считать с доски).

- Готовясь к классному часу, Вы писали свои рассуждения о доброте. К лучшим из них я буду сегодня обращаться.

2) – Очень часто в газетах можно прочитать крики о помощи. Кода люди просят помочь. И совершенно незнакомые люди шлют им пожелания скорейшего выздоровления, советы и деньги на лечение.

- И мы с Вами принимаем ежегодное участие в акции – поддержке «Подари жизнь», которую возглавляет актриса Чулпан Хаматова.

- Вся наша школа принимает ежегодное участие в этой акции. И в прошлом году мы перечислили на счёт 27 тысяч рублей для больных детей.

- Посмотрите на доску и найдите лепесток, о каком из этих человеческих качеств души мы с Вами говорили? Качество, когда люди отзываются на призыв о помощи… (ОТЗЫВЧИВОСТЬ – придвинуть лепесток)

*** Обратить внимание на доску, где висят сочинения детей…

3) – Сегодня на классном часе мы часто будем обращаться к притчам.

«Притчи -  это простые короткие истории с тайным, но важным смыслом. Услышишь их или прочитаешь -  и обязательно прикоснёшься к мудрости жизни. Это понимали люди в древние времена, и поэтому они любили разговаривать притчами».

 - Послушайте одну из притч о мудром Эзопе, который попал в рабство…

***Притча «О мудром Эзопе, который попал в рабство».

«Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости, кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб, пошли его на базар, пусть принесет нам самое пре красное, что есть на свете». Хозяин позвал Эзопа: «Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете». Эзоп ушел и вер нулся с подносом, покрытым салфеткой. Когда подня ли салфетку, увидели, что на подносе лежит язык!

  1. Эзоп, ты же принес язык!
  2. А разве это не самое прекрасное, что есть на све те? Языком мы произносим слова нежности, верности, языком мы провозглашаем мир, языком мы произ носим слово «свобода». Через некоторое время кто-то
    подсказал хозяину:
  3. Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное,
    что есть на свете.

И вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Воз мущению хозяина и гостей не было предела: «Эзоп, ты же опять принес язык!».

«А разве это не самое ужасное? Языком мы произ носим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб».

- В чём смысл этой притчи?

- Почему Эзоп называет язык самым прекрасным и самым ужасным на свете?

- Не даром говорят: «слово лечит», но словом можно и больно ранить. Поэтому быть добрым – значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом…

- Какой же следующий лепесток будет у нашей ромашки – Доброты? (ПРИВЕТЛИВОСТЬ – придвинуть лепесток)

- Я прошу Вас сейчас сказать друг другу хотя бы по одному приветливому слову, вот увидите, как потеплеет у Вас на душе.

- А сейчас мой помощник (из числа учеников) проверит Ваши знания волшебных вежливых слов. Он говорит начало фразы, а Вы помогаете ему продолжить…

1. Растает даже ледяная глыба
   От слова тёплого (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень,
    Когда услышит (добрый день).

3. Если больше есть не в силах,
   Скажем маме мы (спасибо).

4. Мальчик вежливый и развитый,
   Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

5. Когда нас бранят за шалости,
   Говорим (прости, пожалуйста).

6. И во Франции, и в Дании
   На прощание говорят (до свидания).

*** Обратить внимание на доску, где висят сочинения детей…

4) – Главное в общении человека с человеком – это слово. Но будьте осторожны со словом…

Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить…

- Слово – это нить от человека к человеку, орудие мышления и воздействия на психику.

- Выдающийся русский писатель В.Г. Короленко писал: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, - другим людям…»

*** Стих-е читает ученик.

- Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Будь слову своему хозяин.

- А как Вы понимаете «Будь слову своему хозяин»?

- Итак, будьте хозяевами своим словам!

- Мне хотелось бы пожелать, что бы Ваши слова помогали не разрушать, а созидать. А что бы Ваши слова помогали созидать, они должны быть добрыми, исходить от сердца и быть искренними.

- Какой же следующий лепесток у нашей ромашки доброты?

(ИСКРЕННОСТЬ – придвинуть лепесток)
*** Обратить внимание на доску, где висят сочинения детей…

5) – Что бы нам говорить о следующем качестве доброты, предлагаю Вам послушать притчу, которая произошла несколько столетий назад…

*** «Притча о мудром ученике».

«В некотором месте жили два монаха. И вот из-за небольшого пустяка они поссорились. И поссорились так, что решили друг с другом никогда не общаться. И вот один монах посылает своего ученика к другому и говорит:
- Когда приедешь к тому монаху, скажи ему, что он глупец и что он самый недостойный человек. И чтобы я больше никогда не видел его у порога своего дома. А если я его увижу, скажи, что я погоню его своим жезлом отсюда.

- Хорошо, - сказал ученик, поклонившись низко в ноги своему учителю, и отправился в путь.

И когда о шёл, то решил сказать не то, что велел ему учитель. И вот, придя к дому того монаха, ученик говорит ему:
-  Мой учитель низко кланяется тебе и просит у тебя прощения. Он осознаёт, что в последней встрече с тобой вёл себя очень дерзко и недостойно. Прости его.

Услышав, монах отвечает ученику:

- Передай своему учителю, что я не принимаю его лживых речей. И пусть, если он захочет что-то мне сказать, то пусть приходит сам.

Ученик поклонился монаху и отправился в дорогу. А когда пришёл к своему учителю, то учитель спрашивает его:

- Ну, что ответил тебе этот глупец? Скажи мне.

- Я передал все, что ты повелел, учитель. А этот монах, услышав твои слова, ответил, что он был неправ в последней беседе с тобой и осознал, что вёл себя достаточно дерзко и недостойно. И он кланяется тебе низко-низко. И просит у тебя прощения.

- Странно, - ответил его учитель.

 Он заперся в келье и стал размышлять. И вот случилось следующее чудо. Оба монаха в одно и то же время стали размышлять об одном и том же. Они думали, какой же я дерзкий, гордый и недостойный. Брат мой просит моего прощения, а вместо того, чтобы простить его, я озлобляюсь и проявляю грубость.

- Пойду я на встречу своему брату и примирюсь с ним.

И вот оба монаха в одно и то же время вышли на встречу друг с другом. И встретившись, примирились. И тех пор они жили  в мире благодаря мудрому миротворцу».

- В чем же смысл этой притчи?

-  И вот так может каждый из нас поступать, ведь если мы будем дарить мир своим близким, то будем обретать мир в себе. Чтобы был мир в себе мы должны научиться прощать друг друга.

- И так, какой же будет следующий лепесток у нашей ромашки?

(ПРОЩЕНИЕ – придвинуть лепесток)
*** Обратить внимание на доску, где висят сочинения детей…

6) – А теперь послушайте стихотворение…

***Читает ученик

Я предал пса, что был ко мне привязан,

Как добрый человек и друг большой.

Я подарил его, как дарят вазу,

Забыв, что он с понятьем и душой.

Своей судьбе он покорялся молча,

Но глянул мне в глаза с такой тоской!

А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,

Бросая вызов совести людской.

Он звал меня. И я его услышал,

Я тоже был с разлукою знаком.

И вот он у меня под боком дышит,

И руку лижет липким языком.

- Что Вы можете сказать о мальчике и о его собаке?

- Меня очень тронуло стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нищий». Послушайте его.

*** Читает ученик.

У врат обители святой

Стоял просящий подоянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку…

- Как Вы, ребята, считаете добрый ли человек так поступил?

- Да, по-настоящему добрый человек не оставит без внимания и помощи ни людей, ни животных, которые нуждаются в помощи или в поддержке. Он в меру сил постарается помочь чем-нибудь. Иногда ему не скажут за это «спасибо», но это неважно. Важно то, сам себя одобряет за этот поступок и по-другому поступить просто не может.

- Это последний лепесток нашей ромашки…

(ЗАБОТА   ОБ   ОКРУЖАЮЩИХ – придвинуть лепесток)
*** Обратить внимание на доску, где висят сочинения детей…

  1. Итог.

- У нас получилась замечательная ромашка ДОБРОТЫ!

- Давайте вместе проговорим, что такое ДОБРОТА?

- Это….ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ПРИВЕТЛИВОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ, ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ…

- Все эти качества доброты видны в ваших поступках. Постарайтесь, чтобы ваши поступки были добрыми, искренними.

- Учитесь быть добрыми!

Помогут вам книги этих авторов, многие из которых вам знакомы…

- Ребята, спасибо Вам за участие и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к классному часу "Учимся быть добрыми"

презентация для учащихся начальной школы. Содержит материалл о добре и доброте....

Учимся быть добрыми

Классный час – размышление«Учимся быть добрыми»3 класс...

Учимся быть добрыми (Классный час)

Классный час - размышление на тему "Учимся быть добрыми"...

Час общения «Учимся быть добрыми»

данная разработка поможет повести классный час о доброте для учащихся начальной школы...

Учимся быть добрыми и внимательными

Учимся быть добрыми и внимательными...

Классный час – размышление «Учимся быть добрыми»

Формирование представлений детей об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений....