Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребёнка
статья

Остапий Галина Алексеевна

Для успешного прохождения процесса обучения и формирования личности необходим благоприятный микроклимат между педагогами и учениками, самими учениками, образовательным учреждением и семьей в целом, который поддерживает интерес ребёнка к творческой активности и самореализации. Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье, социальное и культурное развитие ребёнка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Остапий Г.А., воспитатель группы продлённого дня

ГБОУ СОШ № 596 Приморского района

Санкт-Петербурга

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи

в развитии личности и социализации ребёнка.

Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа). На каждом этапе развития ребёнок находится независимо от него существующих условий и подвергается системе воздействия как со стороны управляемых внешних, так и внутренних факторов. Этот процесс приводит к появлению моральных, интеллектуальных, эстетических убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» развитие личности ребёнка является одним из приоритетных принципов государственной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребёнка социальных и государственных институтов. Образовательное учреждение должно стать открытой социально-педагогической системой, где преобладают тенденции к расширению и укреплению взаимодействия между семьёй, общественными организациями, органами власти, и создаёт все необходимые условия для личностного роста ребёнка.

Для успешного прохождения процесса обучения и формирования личности необходим благоприятный микроклимат между педагогами и учениками, самими учениками, образовательным учреждением и семьей в целом, который поддерживает интерес ребёнка к творческой активности и самореализации. Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье, социальное и культурное развитие ребёнка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.

В интересах развития и становления личности ребёнка в школе должна сложиться определенная педагогическая система сотрудничества и взаимодействия с родителями, которая решает следующие задачи:

  • укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школы для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей);
  • создание ситуации успешности при непосредственном внимании родителей;
  • профилактика правонарушение среди детей и подростков.
  • сохранения и укрепления здоровья, приобщение к ОЗОЖ

В настоящее время большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребёнка из-под влияния семьи. 

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Однако, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьёй занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения должен стремиться к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьёй. 
В настоящее время многие образовательные учреждения используют в своей работе направления и критерии эффективности взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся: 
Направления:

  • изучение семейной атмосферы , окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания
  • формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
  • работа с проблемными семьями и детьми
  • составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
  • организация диагностической работы по изучению семей.
  • использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе семьёй.
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  • создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).
  • выявление и внедрение в практическую деятельность позитивного опыта семейного воспитания.
  • внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
  • оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
  • использование различных форм сотрудничества с родителями отцами, вовлечение их в совместную с деятельность, направленную на повышение их авторитета.
  • создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов, Родительская общественность и др.);
  • активное включение в работу с семьёй педагога - психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей ГПД.
  • оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений,

Критерии эффективности взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

  • Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью просьбу
  • Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека
  • Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах
  • Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства
  • Не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребёнка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь

Образовательные учреждения используют в своей работе различные формы взаимодействия педагогов и семьи. Это нужно для того, чтобы оказать посильную помощь семьям в развитии личности ребёнка.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводится к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании и развитии ребёнка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции - размышления, собрание "Роль отца в воспитании детей" и др.

Многие образовательные учреждения с учётом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме:

"круглого стола",тематической дискуссии самих родителей, тренинга, семинар- практикум,

диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания

Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Одна из главных задач образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешные команды. Это могут быть конкурсы: "Семья - эрудит", "Семейное увлечение " и др.

 У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребёнка, если мы не берём себе в союзники родителей, не учим грамотно реагировать на детей. Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Календарный план реализации I этапа (2013год) проекта «Профилактика приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений»

Планирование работы по «Профилактике приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учрежде...

"Взаимодействие образовательного учреждения с семьей"

VII Международная научно – практическая интернет – конференция «Образование: вчера, сегодня, завтра»...

Создание новой модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи

Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка....

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.

В статье говорится о роли учителя и семьи в развитии ребенка в современном обществе....

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СЕМЬИ, КАК ОСНОВНОГО УСЛОВИЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Из опыта работы педагога дефектолога о формировании адекватной позиции семьи как основного условия последующей социализации ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития...

Психологическое здоровье. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения как основополагающий фактор развития личности

Статья о психологическом здоровье школьника, здоровьесберегающей среде образовательного учреждения как основополагающего фактора развития личности...