Использование современных игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по логопедии
Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность влияет на весь ход психофизического развития ребенка.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме игр. Одна из технологий, это игровая технология «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_igrovye_tehnologii.doc | 398 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность влияет на весь ход психофизического развития ребенка.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (ФГОС ДО).
В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей.
При традиционном подходе обучение сводиться к запоминанию и воспроизведению однотипных приёмов и шаблонных способов решения заданий. Такой подход доказал свою эффективность, однако снижение познавательной активности детей ставит педагогов перед необходимостью искать новые методики позволяющие привлечь интерес детей к занятиям.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме игр.
Одна из технологий, это игровая технология «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича. Данная технология увеличивает эффективность уже имеющихся способов обучения, позволяет привлечь интерес детей к занятиям. Игры технологии направлены на формирование познавательных действий, на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
Педагог может играть с одним ребёнком или с группой детей, а сами дети играют друг с другом, что позволяет активно развивать коммуникативные навыки.
Данные игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием.
Игры, помогающие педагогу добиваться высоких результатов: «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка», «Конструктор букв».
«Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука». С помощью игры «Конструктор букв» ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.
Еще одна технология – это технология ТРИЗ.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий, основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы.
Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия педагога. Суть метода ТРИЗ — не пытаться объяснить и дать материал в готовом виде, а чаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем».
Теория ТРИЗ предусматривает систему методов и приёмов развития творческого мышления, воображения, фантазии, развивает интеллектуальные, познавательные и творческие способности дошкольников в разных видах деятельности.
К примеру, один из методов - метод эмпатии.
Дети ставят себя на место любого предмета, изображают предметы живой и неживой природы на языке пальцев, языке рук и движений, мимики, взгляда.
Изначально, дети с общим недоразвитием речи, лишь копируют движения друг друга. Они оказываются беспомощными в создании новых образов. Чем значительнее нарушение речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество.
Поэтому организовывая работу необходимо помнить про некоторые принципы:
доступность содержания, с учетом психических возможностей ребенка;
приоритетность игровых заданий над учебными;
подача материала более мелкими порциями;
более длительное по времени введение нового материала;
большой объем наглядности;
обязательная коррекционная направленность.
Методов и приемов очень много. Их могут использовать все педагоги, и воспитатели, и логопеды, в разных видах деятельности.
Один из методов «Зона имени признака». По своей сути - это алгоритм действий, который позволяет решить какую-либо задачу познавательного плана. Здесь идет активизация словаря. В речь ребенка включаются прилагательные на заданную тему. Первоначально, на глазах у детей изображается схема данного признака. А в последующем, дети сами могут придумать обозначение.
Использование данного метода способствует формированию умения строить предложения, т. к. в основе лежит алгоритм. А одним из основных показателей уровня развития интеллектуальных способностей дошкольника можно считать богатство его речи.
Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
При использовании данной технологии у детей повышается уровень развития внимания, воображения, уровень речевой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.
Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...
Развитие познавательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых технологий, как психолого-педагогическая проблема
Проблема развития познавательной активности обучающихся всегда была в центре внимания педагогов. При этом под познавательной активностью понимается положительное, эмоционально-поисковое отношение личн...
МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Мнемотехника - это использование методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации...
Развитие познавательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых технологий, как психолого-педагогическая проблема
Статья по воспитательным проблемам...
Использование подвижных игр на занятиях по лечебной физической культуре с целью повышения двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упраж...
Статья Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья
В докладе рассматриваются возможности применения ИКТ в образовательной и воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...
Использование игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность влияет на весь ход психо...