Конспект занятия "Методы исследования. Эксперимент".
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Просвирнина Наталья Петровна

Конспект занятия кружка исследовательской деятельности "Хочу все знать". Тема занятия "Методы исследования. Эксперимент".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kruzhka.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Методы исследования. Эксперимент».

Подготовила и провела Просвирнина Н. П.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2

Цель: определение понятия «эксперимент», проведение простейших экспериментов

Ход занятия:

- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте улыбнемся друг другу. Соприкоснитесь ладошками со своими соседями. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

- Как называется наш кружок?

- Чем мы занимаемся на занятиях?

(Учимся  исследовать все то, что нас интересует, что нам интересно)

- В мире много интересного, о чем нам предстоит узнать. Много загадок, которые нужно разгадать. А ведь может быть так, что этими открытиями могут стать наши маленькие исследования.

- Что такое исследование?

( Исследовать – подвергать изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).

- Кто такой исследователь?

( Человек, занимающийся научными исследованиями)

- Какие методы исследования вы знаете? Давайте вспомним их и развесим условные знаки этих методов на доску.

Методы исследований:

  1. Подумать самостоятельно.
  2. Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники).
  3. Понаблюдать.
  4. Посмотреть в книгах энциклопедиях.
  5. Посмотреть по телевизору ( по теме исследования).
  6. Получить информацию у компьютера.
  7. Провести эксперимент.
  8. Спросить, позвонить специалисту.

- О каком фрукте мы с вами начали наше маленькое исследование на предыдущих занятиях.  Давайте поделимся информацией.

1 ученик.

Что за «ЛИ»?

Что за «МОН»?

В звуках нету смысла,

Но два шепнул «ЛИМОН»,

Сразу станет кисло.

2 ученик.

- Конечно, вы догадались, что речь идет о лимоне. Мы не знаем более полезного фрукта, чем лимон. Он не только полезен для здоровья, но и очень вкусный.

3 ученик.

Из энциклопедии мы узнали, что лимонное дерево – вечнозелёное гибридное растение рода Цитрус семейства Рутовые с раскидистой кроной. Истинное  лимонное дерево достигает высоты 3-6 м. Цветы лимона обладают легким ароматом и могут расти одиночно, либо по несколько штук в пазухах листьев.

4 ученик.  Плоды овальной формы, с выступом на вершине, от 7 до 12 см в длину. Некоторые плоды лимона растут без косточек, но большинство обладает небольшим количеством семян.

5 ученик. Родиной лимона считается северо-запад Индии, однако, доподлинно остается неизвестно где он был выращен. Лимон не встречается в дикорастущей форме, так кА по своему происхождению считается гибридом.

6 ученик. Во второй половине 17 века лимон узнали в России. Лимон был недоступен простому человеку. Богаты люди выписывали лимоны из Голландии, а доставляли их в Россию только в соленном виде. Интересно, как они их потом ели, на наш вкус это совершенно непривычно. Когда деревца лимона впервые завезли в Россию, посадили их в оранжереях Кремля. Но на это чудо было дозволено любоваться только избранным.

7 ученик. Наши поиски интересных фактов о лимоне, привели к информации, что лимон обладает уникальными свойствами.

Учитель:  Действительно, так ли это? Давайте, сегодня попробуем раскрыть тайну этого фрукта.

- Для начала я предлагаю поиграть в игру. Я читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верно ли …», а вы обсуждаете ответы в группах. Если вы верите, то ваш командир отвечает: «Да». Если не верите, то командир отвечает: «НЕТ».

- Начинаем.

1. Верно ли, что лимон – это «пятновыводитель»?

2. Верно ли, что лимон надувает воздушный шар?

3. Верно ли, что лимон источник электроэнергии?/ Верите ли вы в это?

-  Итак, что же получилось?  Многие из вас верят этим фактам, но точно не могут ответить на эти вопросы. Чтобы в этом убедиться или опровергнуть, нам поможет один из методов исследования «Эксперимент».

- Как бы вы объяснили, что такое эксперимент?

(Эксперимент – это опыт, исследование чего-либо)

- Слово эксперимент происходит от латинского «экспериментум» и переводится на русский «проба», «опыт». Это метод познания, при котором в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явления природы или общества, с целью проверки и сравнения гипотез. И главное делаются выводы.

- Как же мы называем человека, который проводит эксперимент?

-Сегодня мы будем экспериментаторами.

Давайте проверим наши гипотезы.

1 гипотеза. Лимон – пятновыводитель.

Для проведения опыта вам понадобится: половинка лимона, ватные диски, йод.

Определите последовательность выполнения.

  1. Капните йод на ватный диск.
  2. Выжмите сок лимона на пятно.

Вывод: Опыт показал, что лимон (может/ не может) помогать выводить некоторые пятна с одежды, без применения химического вещества.

2 гипотеза.  Лимон надувает воздушный шар.

Для проведения опыта нам понадобится: 2 чайная ложки пищевой соды, сок лимона, , воздушный шарик, изолента, бутылка, воронка.

  1. В отдельную посуду выдвливаем сок лимона и выливаем в бутылку через воронку.
  2. В шарик насыпаем через воронку пищевую соду.
  3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой или придерживаем руками.

Вывод: Опыт доказывает, что_________ пищевая сода и сок лимона, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Итак, продолжаем исследование.

3 гипотеза. Лимон источник электроэнергии.

Давайте проверим, проводит ли лимон электрический ток.

Что у меня в руках? (батарейка)

Для чего она нужна? (чтобы давать энергию для приборов)

Обычная батарейка – это химический источник электроэнергии. Это означает, что электричество образуется при протекании некоторых химических процессов в кислой среде – при взаимодействии двух металлов и (или) их оксидов в электролите.

Получается, что для получения электрического тока нужны:

- два разных металла

- кислота

- электролит

У нас есть железный гвоздь и медная проволока – два разных металла. А лимон сам служит электролитом и кислотой.

Для чистоты эксперимента измерим напряжение тестером между гвоздем и проволокой, и получим показание 0 Вольт, это значит, что электрический ток отсутствует.

Далее аккуратно размягчим лимон, так, чтобы порвать внутренние перегородки лимона, но так, чтобы цедра не порвалась.

- Далее проткнем лимон гвоздем и медной проволокой, так, чтобы они не касались друг друга. По теории, под воздействием кислоты должна начаться химическая реакция между электродами. Подключим тестер к электродам и увидим, что лимон дал напряжение в половину вольта.

Половина вольта это хорошо, но как можно подключить большее напряжение?

Вывод: Три лимона смогут заменить одну пальчиковую батарейку, а если вы окажитесь на тропическом острове без заряженного телефона, то десять лимонов помогут зарядить ваш телефон, ведь в сумме они дадут целых 5 Вольт.

Итог занятия.

- Посмотрим внимательно на таблицу. У кого в процессе работы изменилось мнение?

-Верно ли, что лимон – это «пятновыводитель»?

- Верно ли, что лимон надувает воздушный шар?

- Верно ли, что лимон источник электроэнергии?

- Вот некоторые из тайн, которые мы узнали о лимоне. На других занятиях мы продолжим свою работу над раскрытием тайн природы.

Рефлексия.

А сейчас возьмите лимоны, которые лежат на столе. На доске вы видите лимонное дерево. Оцениваем свою работу на занятии, рисуем веселый, нейтральный и грустный смайлики.

-Спасибо за занятие, до новой встречи, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- исследования на тему "Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах". Самоанализ урока.

Данная работа содержит конспект урока- исследования по русскому языку на тему "Правописание имён собственных. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", самоанализ данного урока и презентацию к у...

Конспект урока- исследования на тему "Виды информации" 3-й класс

Данный урок информатики проводится в 3-м классе по программе С.Н.Тур, Т.П.Бокучава с применением мультимедийной презентации. К конспекту урока прилагается дидактический материал....

Конспект урока- исследования "Вода.Свойства воды.Охрана вод"

Конспект  урока - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств во...

План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"

Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы» Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.Задачи:Обучающие: учить выделять признаки о...

План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс

Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...

Конспект урока-исследования по окружающему миру «Берегите воду» 2 класс

Осознать ценность питьевой воды и необходимость нести ответственность за её сохранение....

Конспект занятия - исследования учителя - логопеда и педагога - психолога в рамках ФГОС для учащихся 4 класса " Моё настроение"

Цель: развитие у детей учебно - познавательной и эмоционально - психологической компетенций и личностного стремления к практическому исследованию " выражения настроения через цветовые символы"....