Конспект занятия "Методы исследования. Эксперимент".
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Конспект занятия кружка исследовательской деятельности "Хочу все знать". Тема занятия "Методы исследования. Эксперимент".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kruzhka.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Методы исследования. Эксперимент».
Подготовила и провела Просвирнина Н. П.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
Цель: определение понятия «эксперимент», проведение простейших экспериментов
Ход занятия:
- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте улыбнемся друг другу. Соприкоснитесь ладошками со своими соседями. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.
- Как называется наш кружок?
- Чем мы занимаемся на занятиях?
(Учимся исследовать все то, что нас интересует, что нам интересно)
- В мире много интересного, о чем нам предстоит узнать. Много загадок, которые нужно разгадать. А ведь может быть так, что этими открытиями могут стать наши маленькие исследования.
- Что такое исследование?
( Исследовать – подвергать изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).
- Кто такой исследователь?
( Человек, занимающийся научными исследованиями)
- Какие методы исследования вы знаете? Давайте вспомним их и развесим условные знаки этих методов на доску.
Методы исследований:
- Подумать самостоятельно.
- Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники).
- Понаблюдать.
- Посмотреть в книгах энциклопедиях.
- Посмотреть по телевизору ( по теме исследования).
- Получить информацию у компьютера.
- Провести эксперимент.
- Спросить, позвонить специалисту.
- О каком фрукте мы с вами начали наше маленькое исследование на предыдущих занятиях. Давайте поделимся информацией.
1 ученик.
Что за «ЛИ»?
Что за «МОН»?
В звуках нету смысла,
Но два шепнул «ЛИМОН»,
Сразу станет кисло.
2 ученик.
- Конечно, вы догадались, что речь идет о лимоне. Мы не знаем более полезного фрукта, чем лимон. Он не только полезен для здоровья, но и очень вкусный.
3 ученик.
Из энциклопедии мы узнали, что лимонное дерево – вечнозелёное гибридное растение рода Цитрус семейства Рутовые с раскидистой кроной. Истинное лимонное дерево достигает высоты 3-6 м. Цветы лимона обладают легким ароматом и могут расти одиночно, либо по несколько штук в пазухах листьев.
4 ученик. Плоды овальной формы, с выступом на вершине, от 7 до 12 см в длину. Некоторые плоды лимона растут без косточек, но большинство обладает небольшим количеством семян.
5 ученик. Родиной лимона считается северо-запад Индии, однако, доподлинно остается неизвестно где он был выращен. Лимон не встречается в дикорастущей форме, так кА по своему происхождению считается гибридом.
6 ученик. Во второй половине 17 века лимон узнали в России. Лимон был недоступен простому человеку. Богаты люди выписывали лимоны из Голландии, а доставляли их в Россию только в соленном виде. Интересно, как они их потом ели, на наш вкус это совершенно непривычно. Когда деревца лимона впервые завезли в Россию, посадили их в оранжереях Кремля. Но на это чудо было дозволено любоваться только избранным.
7 ученик. Наши поиски интересных фактов о лимоне, привели к информации, что лимон обладает уникальными свойствами.
Учитель: Действительно, так ли это? Давайте, сегодня попробуем раскрыть тайну этого фрукта.
- Для начала я предлагаю поиграть в игру. Я читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верно ли …», а вы обсуждаете ответы в группах. Если вы верите, то ваш командир отвечает: «Да». Если не верите, то командир отвечает: «НЕТ».
- Начинаем.
1. Верно ли, что лимон – это «пятновыводитель»?
2. Верно ли, что лимон надувает воздушный шар?
3. Верно ли, что лимон источник электроэнергии?/ Верите ли вы в это?
- Итак, что же получилось? Многие из вас верят этим фактам, но точно не могут ответить на эти вопросы. Чтобы в этом убедиться или опровергнуть, нам поможет один из методов исследования «Эксперимент».
- Как бы вы объяснили, что такое эксперимент?
(Эксперимент – это опыт, исследование чего-либо)
- Слово эксперимент происходит от латинского «экспериментум» и переводится на русский «проба», «опыт». Это метод познания, при котором в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явления природы или общества, с целью проверки и сравнения гипотез. И главное делаются выводы.
- Как же мы называем человека, который проводит эксперимент?
-Сегодня мы будем экспериментаторами.
Давайте проверим наши гипотезы.
1 гипотеза. Лимон – пятновыводитель.
Для проведения опыта вам понадобится: половинка лимона, ватные диски, йод.
Определите последовательность выполнения.
- Капните йод на ватный диск.
- Выжмите сок лимона на пятно.
Вывод: Опыт показал, что лимон (может/ не может) помогать выводить некоторые пятна с одежды, без применения химического вещества.
2 гипотеза. Лимон надувает воздушный шар.
Для проведения опыта нам понадобится: 2 чайная ложки пищевой соды, сок лимона, , воздушный шарик, изолента, бутылка, воронка.
- В отдельную посуду выдвливаем сок лимона и выливаем в бутылку через воронку.
- В шарик насыпаем через воронку пищевую соду.
- Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой или придерживаем руками.
Вывод: Опыт доказывает, что_________ пищевая сода и сок лимона, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Итак, продолжаем исследование.
3 гипотеза. Лимон источник электроэнергии.
Давайте проверим, проводит ли лимон электрический ток.
Что у меня в руках? (батарейка)
Для чего она нужна? (чтобы давать энергию для приборов)
Обычная батарейка – это химический источник электроэнергии. Это означает, что электричество образуется при протекании некоторых химических процессов в кислой среде – при взаимодействии двух металлов и (или) их оксидов в электролите.
Получается, что для получения электрического тока нужны:
- два разных металла
- кислота
- электролит
У нас есть железный гвоздь и медная проволока – два разных металла. А лимон сам служит электролитом и кислотой.
Для чистоты эксперимента измерим напряжение тестером между гвоздем и проволокой, и получим показание 0 Вольт, это значит, что электрический ток отсутствует.
Далее аккуратно размягчим лимон, так, чтобы порвать внутренние перегородки лимона, но так, чтобы цедра не порвалась.
- Далее проткнем лимон гвоздем и медной проволокой, так, чтобы они не касались друг друга. По теории, под воздействием кислоты должна начаться химическая реакция между электродами. Подключим тестер к электродам и увидим, что лимон дал напряжение в половину вольта.
Половина вольта это хорошо, но как можно подключить большее напряжение?
Вывод: Три лимона смогут заменить одну пальчиковую батарейку, а если вы окажитесь на тропическом острове без заряженного телефона, то десять лимонов помогут зарядить ваш телефон, ведь в сумме они дадут целых 5 Вольт.
Итог занятия.
- Посмотрим внимательно на таблицу. У кого в процессе работы изменилось мнение?
-Верно ли, что лимон – это «пятновыводитель»?
- Верно ли, что лимон надувает воздушный шар?
- Верно ли, что лимон источник электроэнергии?
- Вот некоторые из тайн, которые мы узнали о лимоне. На других занятиях мы продолжим свою работу над раскрытием тайн природы.
Рефлексия.
А сейчас возьмите лимоны, которые лежат на столе. На доске вы видите лимонное дерево. Оцениваем свою работу на занятии, рисуем веселый, нейтральный и грустный смайлики.
-Спасибо за занятие, до новой встречи, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока- исследования на тему "Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах". Самоанализ урока.
Данная работа содержит конспект урока- исследования по русскому языку на тему "Правописание имён собственных. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", самоанализ данного урока и презентацию к у...
Конспект урока- исследования на тему "Виды информации" 3-й класс
Данный урок информатики проводится в 3-м классе по программе С.Н.Тур, Т.П.Бокучава с применением мультимедийной презентации. К конспекту урока прилагается дидактический материал....
Конспект урока- исследования "Вода.Свойства воды.Охрана вод"
Конспект урока - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств во...
План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"
Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы» Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.Задачи:Обучающие: учить выделять признаки о...
План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс
Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...
Конспект урока-исследования по окружающему миру «Берегите воду» 2 класс
Осознать ценность питьевой воды и необходимость нести ответственность за её сохранение....
Конспект занятия - исследования учителя - логопеда и педагога - психолога в рамках ФГОС для учащихся 4 класса " Моё настроение"
Цель: развитие у детей учебно - познавательной и эмоционально - психологической компетенций и личностного стремления к практическому исследованию " выражения настроения через цветовые символы"....