Методическая разработка игрового занятия в группе продленного дня "Играй и учись"
методическая разработка (1 класс)

Филиппова Оксана Викторовна

Методическая разработка способствует подготовке младших школьников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.48 КБ
Файл prezentatsiya_k_metodicheskoy_razrabotke.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка игрового занятия (с презентацией) в группе продленного дня

«Играй и учись»

Цели использования презентации:

  • Развитие элементов логического мышления и способности к обобщению
  • Обучение младших школьников «работать по правилам».

Способы работы с презентацией:

- демонстрация слайдов

- определение с помощью, представленного слайда формы работы (работа по одному, парами, все вместе)

определение с помощью, представленного слайда вида работы (динамическая пауза, зрительная гимнастика, пальчиковые упражнения, игра)

- проведение игры «Четвертый лишний»

Конспект ООД с использованием ИКТ на тему:

«Играй и учись»

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Направление – развивающее;

Форма организации – фронтальная, парная.

Тип занятия – комплексное;

Время проведения – 30 минут;

Цель: подготовка младших школьников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.

Задачи:

  Образовательные:

  Упражнять в умении находить общее в предметах, называть обобщающее слово.

  Формировать умение «работать по правилам».

  Развивающие:

  Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать).

  Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).

  Развивать зрительно-моторную координацию.

  Развивать зрительно-пространственную ориентацию.

  Развивать элементарные навыки самооценки.

  Развивать фантазию и воображение.

  Развивать мелкую моторику

  Воспитательные:

  Воспитывать у младших школьников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе.

  Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.

  Повысить интерес детей к развивающим занятиям по подготовке к обучению в школе с помощью работы с мультимедийным оборудованием.

На занятии применяются технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно –коммуникативные.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, письмо от Незнайки; листы бумаги, разделенные на 9 клеточек; простые карандаши, цветные карандаши, набор фигур к заданию «Самое непохожее», лепестки 3 цветов (красный, желтый, синий).

На протяжении всего занятия на слайдах с заданиями появляются значки (по Цукерман Г.А.), по ним ребята определяют, какой вид работы их ожидает (работаем по одному, работаем в парах, работаем все вместе).

Ход занятия:

Организационно-мотивационная часть:

Психолог предлагает  детям встать в круг. Обращает внимание на проектор, к которому на протяжении всего занятия будут они обращаться (смотреть слайды).

Упражнение «Разделись на пары»

Цель: создание настроя на занятие.

Детям раздаются карточки с нарисованными половинками разных предметов (н-р, морковь, огурец, яблоко и т. д.). Если найти вторую половинку у своего соседа, то получится целый предмет.

По команде психолога дети ищут вторые половинки своих картинок и встают вместе. Таким образом, образуются пары.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе.

Воспитатель: «Я предлагаю вам поздороваться, поприветствовать друг друга. Будем здороваться парами, как стоите, но необычным способом. Когда я хлопну в ладоши один раз, вам нужно пожать друг другу руку, когда два раза – поздороваться спинками, когда три раза - обняться. Будьте внимательны!» (дети выполняют)

Воспитатель: «Замечательно! Молодцы!»

Игровая ситуация «Письмо от сказочного героя»

Воспитатель показывает письмо, открывает и читает.

 «В страну знаний предлагаю пойти,

Разные задания Вас ждут на пути.

С ними справиться сумейте,

Будьте смелее и не робейте!

А я вам помогу  в пути

Дорогу знаний достойно пройти!»

Воспитатель: «Ребята Вы догадались от кого это письмо?»  (версии детей)

Воспитатель: «А как вы догадались?» (на конверте нарисован Незнайка)

Воспитатель: «Правильно это письмо от Незнайки. И он предлагает вам выполнить задания. За каждое выполненное задание вы получите от него цветок, на котором сзади написана буква. Когда вы соберете все буквы, вы сможете составить слово и узнать, о какой стране знаний было сказано в письме Незнайки.

Основная часть:

1.Игра «Угадай по описанию» (слайд 2)

  • развитие внимания, наблюдательности, зрительной  памяти.

На экране появляется значок работа группой и по одному (психолог обращает внимание детей на значки; спрашивает, что они означают; затем подводит итог, что в этом задании мы играем всей группой, но задание выполняет один ведущий которого выбрали, остальные не помогают)

Воспитатель читает дальше письмо Незнайки с заданием.

Воспитатель: «Первое задание, которое нам предлагает сделать Незнайка – это проверить, насколько мы все внимательны и хорошо знаем друг друга. Упражнение на развитие внимания.

Представьте себе, что вы попали в лес  и заблудились. Как вас могут найти? (версии детей) Правильно - по описанию. Мы все разные. У нас разный цвет волос, глаз, рост, мы по - разному, одеваемся. Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай по описанию»».

Сейчас вы рассмотрите внимательно друг друга. Затем выберем ведущего, который  отвернется, а я буду описывать одного ребенка. Ведущий должен узнать по описанию ребенка, о котором идет речь.

Если ведущий-ребенок не угадывает, ему предлагается повернуться и рассмотреть всех, найти того ребенка о ком шла речь.

Примечание: за выполненное задание ребята получают цветок с буквой «К» от Незнайки.

Далее воспитатель предлагает детям занять свои места за столами и слушать второе задание Незнайки. Обращает внимание детей, что следующее задание будет появляться на экране.

  1. Упражнение «Четвертый  лишний» (слайд 3,4,5,6,7,8,9)
  2. развитие элементов логического мышления и способности к обобщению.

На экране появляется значок работа по одному (дети отвечают, поднимая руку).

Перед детьми на экране проектора появляются наборы картинок (н-р, карандаш, ручка, пирамидка, тетрадь). Дети должны догадаться, что из предметов будет лишним, объяснить свой выбор.

Примечание: за выполненное задание ребята получают цветок с буквой «Л» от Незнайки.

Далее появляется слайд с нарисованными кинезиологическими упражнениями.

Воспитатель: « Как думаете, что дальше нам предлагает выполнить Незнайка?» (версии детей)

2.  Кинезиологические упражнения. (слайд 10)

На экране появляется значок работаемвсе вместе.

Цель: активизировать деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации, улучшить мыслительную деятельность, синхронизировать работу полушарий, способствовать запоминанию, повышать устойчивость внимания, развитие моторики.

1)      «Кулак, ребро, ладошка»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

2)      «Мы играли в ладушки…»

Дети кладут руки на стол: одна  ладонью вверх, другая ладонью вниз. Затем под слова четверостишья дети меняют ладони: та, что была вниз – становится вверх, та, что была вверх – кладется вниз.

Мы играли в ладушки,

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем,

И опять играть начнем.

3)      «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Далее появляется слайд с нарисованными глазами.

Воспитатель: «Как вы думаете, что предлагает нам выполнить Незнайка?» (версии детей)

3.  Зрительная гимнастика « Будем глазкам помогать». (слайд 11)

Раз, два, три, четыре, пять! (растирать ладони до тепла)

Будем глазкам помогать

Быстро засыпать (прикладывать ладони к глазам на 1-2 секунды),

А теперь они проснулись (массировать кулачками глаза),

Влево - вправо повернулись (движения глазами влево - вправо без поворота головы)

И улыбнулись! (широко раскрыть глаза, улыбнуться)

  1. Игра «Пиктограмма» (слайд 12)

На экране появляется значок работа по одному (дети отвечают, поднимая руку).

  • развитие опосредованного запоминания, мелкой моторики.

Детям предлагается лист бумаги, разделенный на клеточки, и простые карандаши.

Воспитатель читает слова и словосочетания. Дети делают небольшие зарисовки к этому слову или словосочетанию. Затем им нужно вспомнить все названные слова и словосочетания по своим зарисовкам. Предложенные слова (малыш, тяжелая работа, веселый день, лес, зима,  подарок, любимая игрушка, ночь, грустный человек).

Примечание: за выполненное задание участники получают цветок с буквой «О»

  1. Динамическая пауза «Ухо,рот, нос…» (слайд 13)

На экране появляется значок работаем вместе.

  • развитие слухового внимания дошкольников, профилактика утомления, снятие напряжения.

Дети встают в круг.

Воспитатель: «Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть!

Вы, ребята не зевайте,

А за мною повторяйте.

Делайте, что я скажу,

А не то, что покажу».

Дети показывают названные части тела вместе с психологом, но педагог иногда показывает неправильно. Задача детей слушать и показывать правильно то, что сказал психолог, а не показал.

  1. Игра «Мгновенное построение»(слайд 13)

На экране появляется значок работаем вместе.

  • развитие самостоятельности, памяти и внимания, навыков общения друг с другом, закрепление умения работать в мини-группах.

Ребята должны встать вокруг психолога, следующим образом: несколько - впереди, несколько -  сзади, справа, и слева. Дети запоминают свое расположение относительно психолога и относительно друг друга. После того, как психолог покрутится на месте, ребята должны вспомнить свое расположение и занять нужное место. Игра выполняется несколько раз.

Примечание: за выполненное задание участники получают цветок с буквой «Ш»

  1. Упражнение «Самое непохожее» (слайд 14) 

На экране появляется значок работаем парами.

  • :развитие элементов логического мышления и способности к обобщению. Закрепление умения работать в парах, умения договариваться.

Воспитатель: «Перед вами наборы геометрических фигур. Разделите их на группы»

Работая в парах детям  необходимо определить, по каким признакам можно разложить геометрические фигуры на две группы. Затем, они должны договориться и решить, кто будет отвечать по какому признаку они разложили. (дети выполняют)

Воспитатель: «На отдельной карточке нарисована фигура. Вам необходимо найти из всех фигур ту, которая будет совсем не похожа на фигуру на карточке. Затем объяснить, почему вы так считаете». (фигура должна быть не похожа формой, цветом и размером)

Примечание: за выполненное задание участники получают цветок с буквой «А»

  1. Упражнение «Составь слово» (слайд 15)  

Дети составляют слово из получившихся букв.

Получиться слово – ШКОЛА.

  1. Рефлексия «Моя оценка».

Цель: формирование элементарных навыков самооценки.

Воспитатель: «Оцените, пожалуйста, как вы сегодня занимались.

Мне понравилось занятие и у меня все получилось – красный лепесток;

Мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились – желтый лепесток;

Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось – синий лепесток.

Заключительная часть.

Дети встают в круг. Воспитатель говорит, что на этом наше занятие закончилось и пора прощаться. В соответствии с текстом дети повторяют движения.

Цель: поддержание эмоционально-положительного настроя в группе.

Дружно хлопнули в ладоши

(хлопают в ладоши)

Вместе топнули ногой

  •  

Все, во что мы здесь играли

  •  

Мы запомнили с тобой

(участники берутся руками за голову и покачивают ими из стороны в сторону)

«До свиданья!» - всем сказали

все машут рукой)

Отправляемся домой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инженерно-технологическая школа №777» Санкт-Петербурга Презентация к занятию «Играй и учись» Филиппова Оксана Викторовна Воспитатель ГПД

Слайд 2

Игра «Угадай по описанию»

Слайд 3

Игра «Четвертый лишний»

Слайд 9

МОЛОДЦЫ!

Слайд 10

Кинезиологические упражнения Ладонь, ребро, кулак Упражнение «Колечко»

Слайд 11

Зрительная гимнастика для глаз

Слайд 12

Упражнение «Пиктограмма»

Слайд 13

Динамическая пауза «Ухо, рот, нос…» «Мгновенное построение»

Слайд 14

Игра «Самое непохожее»

Слайд 15

ШКОЛА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Презентация методической разработки цикла занятий в группе продленного дня по подготовке к участию в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «Пусть всегда будет солнце!»

Данная методическая разработка, представленная в виде презентации, поможет учителям, воспитателям ГПД, а также родителям выбрать направления участия в подготовке к празднованию Дня Победы не толь...

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня «Здоровье сгубишь - новое не купишь»

Цели: продолжать знакомство учащихся со здоровым образом жизни; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам....

Методическая разработка - конспект занятия в группе продленного дня "Листая страницы сказок..."

Что может быть интереснее сказки в детстве? Эта благодатная тема всегда  будоражит фантазию воспитателя и хочется придумать что-то необычное. Это урок-путешествие не только по сказкам, но и по вс...

Игра брейн-ринг "В мире книг" по творчеству К.И. Чуковского (методическая разработка для занятия в группе продленного дня)

Игра предназначена для учеников 3 класса для поведения в группе продленного дня....

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень"

внеклассное занятие предназначено для воспитанников группы продленного дня, учащихся начальных классов. Элементы занятия так же могут использовать воспитатели детских садов, педагоги дополнительного о...

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме «Осень»

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме «Осень»...