Водоёмы Волоконовского района Белгородской области.
план-конспект занятия (3 класс)

Скурятина Анна Сергеевна

План- конспект внеурочного занятия по теме: "Водоёмы Волоконовского района Белгородской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochvodoyomy.docx182.86 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тема: "Водоёмы Волоконовского района Белгородской области".

Место проведения: кабинет биологии

Форма проведения: занятие

Цели: -углубить знания о водоёмах Волоконовского района, Белгородской области

Задачи:

Образовательные: -расширить представление о водоёмах родного края, их обитателях и растительном мире.

Развивающие: -развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление.

Воспитательные: -создать условия для воспитания чувств любви к окружающему миру,            бережного отношения к обитателям живой природы.

Планируемые результаты:

Предметные: -научить находить связи между природой и человеком;

                        - способствовать обучению соотносить виды рыб с местом их обитания

Метапредметные:

Регулятивные: -содействовать формированию умения сохранять цели и следовать им во

                          внеурочной деятельности по эколого-биологическому направлению.

Познавательные: -способствовать формированию умения работать с информацией о

                               водоёмах и ориентироваться в ней;

Коммуникативные: -способствовать развитию умения слушать и слышать других:

                                  -содействовать формированию умения вести диалог, сотрудничать с учителем.

Личностные: -создать условия для работы над самооценкой и адекватным пониманием

                        причин успеха и неуспеха во внеурочной деятельности;

                       - создать условия для формирования умения нести ответственность за общее

                       дело

Материалы и оборудование: Колбы с водой из водоёмов, презентация, компьютер, карточки с таблицами, проектор, экран, карточки с сообщениями для учеников, фото рыб и рек

Методы и приёмы: Наглядные методы: показ, демонстрация; Практические методы: практическая работа. Словесные методы: беседа рассказ, объяснение; Игровые методы

Используемая литература: http://romanenko.livejournal.com/143189.html (информация о реке Оскол); http://letopisi.org/index.php/Тихая_Сосна_(река)

Предварительная работа: раздать ученикам карточки с сообщениями о водоёмах Волоконовского района, подготовить воду из водоёмов.

Ход занятия:

Этапы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Методические примечания

Организационный этап

Время проведения данного этапа ≈5 мин.

-Здравствуйте, мне очень приятно видеть вас на нашем занятии!

Каждый день – всегда везде.

На занятиях в игре.

Смело четко говорим.

И тихонечко сидим.

-Ребята, для того что бы узнать тему нашего занятия вам необходимо разгадать ребус

Безымянный.png

-Вы разгадали ребус? Что же у вас получилось?

-Как вы думаете, о чём же пойдёт речь на нашем занятии?

-Правильно, сегодня мы с вами поговорим о водоёмах нашего родного края

-А какие водоёмы в Волоконовском районе вы знаете?

-Какие цели мы можем поставить на занятие?

Водоём

О водоёмах

Ответы детей

Ответы детей

Личностные УУД: самоопределение к деятельности.

 Словесные методы: рассказ. Приём слухового восприятия.

Фронтальная форма организации деятельности учащихся.

Дидактические средства: слово учителя, презентация.

Основной этап

1)Практическая работа

Время проведения данного этапа ≈35 мин.

-Какие бывают водоёмы?

-Какие водоёмы относятся к естественным?

-Какие к искусственным?

-Сегодня мы с вами более подробно познакомимся со следующими водоёмами:

-река Оскол

-река Тихая Сосна

-Сейчас мы с вами послушаем сообщения которые подготовили несколько учеников (во время ответов детей на слайде показываются фото рек)

Река Оскол «режет» древнейшие океанические меловые залежи, обнажая белые обрывы – сколы, и по одной из версий от этого и происходит ее название. Также есть другая версия, что реку изначально называли Росью. Археологические раскопки волоконовских краеведов показали, что народ рос проживал на территории, полностью включающей в себя площадь Белгородской области с 5 по начало 8 веков. В связи с этим, Волоконовцы, предполагают, что река Оскол могла дать название народности, а впоследствии и целой стране, либо наоборот народность дала название реке. 

Берет свое начало в Курской области. В пределах Белгородской области  протекает в Старооскольском, Чернянском, Новооскольском, Волоконовеком и Валуйском районах. Река Оскол впадает в р. Северский Донец. Ширина Оскола 40-50 метров, в отдельных местах больше 50 метров. Высота берегов обычно не превышает 2 метров. Дно большей частью сложено песком. В приделах Волоконовского района протяженность реки Оскол составляет 58 км (общ. 478 км). Река была единственным стратегическим транспортным путем в период отсутвия железной дороги. Этим речным путём, по данным некоторых ученых, пользовался великий Петр I, сплавлявший вновь построенные корабли и их заготовки из более северных, лесных районов в степные и далее к южным морям, для увеличения мощи военного флота, и охраны южных границ. В реке Оскол обитают: беспозвоночные: пиявки ( круглые, плоские), трубочник, катушки ,прудовик (большой и малый)· жуки: вертячки, плавунцы, жужелицы, ручейники; · рыбы: окунь, красноперка, щука, линь, судак.· рептилии: ящерица (прыткая, зеленая), уж

· птицы: воробьи, синицы, соловей, скворец, вороны, ворон, галки, сороки, грачи, утки, ястреб, филин. · млекопитающие: крысы (серые), мыши, полевка водяная, лисы; · амфибии: лягушка прудовая, травяная. Зоны водной растительности разместились следующим образом: сначала идет

прибрежно-водный пояс с растениями сухопутными, но произрастающими в условиях избыточного увлажнения (осока, злаки, камыш лесной, лютики - ползучий, едкий). Его сменяет поле прикрепленных водных растений с плавающими листьями (манник большой, тростянка, рогоз, сусак зонтичный,

стрелолист, частуха подорожниковая и др.). Далее идет пояс погруженных в толщу воды растений (рдест, элодея канадская). В древостое по берегам распространены ива, ольха, клен, вяз, сосна; из травянистых растений

встречаются мать-и-мачеха, копытень белый, осока.(показ на презентации животный и растительный мир)

-Какие существует версии о происхождении названия реки Оскол?

В какую реку впадает река Оскол?

- Кто обитает в реке Оскол?

Река Тихая Сосна- река в Белгородской и Воронежской областях России, правый приток Дона. Длина 161 км, площадь бассейна 4350км². Река берёт начало на юго-восточных склонах Среднерусской возвышенности близ села Покровка Волоконовского района Белгородской области. Далее течёт через земли Красногвардейского и Алексеевского районов Белгородской и Острогожского — Воронежской областей. Питание преимущественно снеговое и отчасти родниковое. Долина на большом протяжении хорошо разработана, левый берег высокий, правый — низменный. Берега изрезаны оврагами и балками, в ряде мест имеются обнажения коренных пород (мела, мергелей и др.) Местами высоко над низменной поймой реки возвышаются меловые горы-останцы, с вершин которых открывается превосходная перспектива. В одной из таких меловых гор русскими монахами в 1830-х годах был выдолблен православный храм, ныне получивший известность под именем пещерной церкви в Больших Дивах в Дивногорье.  В реке обитают: окунь, язь, вобла, судак, сазан, ерш, плотва, щука, лещ и знаменитая русская белуга.

В газете «Сельская жизнь» за 17 августа 1991 года под рубрикой «Самая, самая...» говорилось о том, что в реке Тихой Сосне была поймана самая крупная осетровая рыба. Одной икры в ней было 245 килограммов! А весила она в целом 1227 килограммов! Растительность.

Берега реки в настоящее время, в основном, заняты под сельскохозяйственные угодья. В некоторых местах у реки сохранились и произростают дубравы, а также широколиственные и плодовые леса, такие как: дикая груша, дикая яблоня, липа. В низовье реки преобладают степные и лесостепные ландшафты.

Большие дубравы попадаются в Белгородской области: у райцентров Красногвардейское и Алексеевка. (показ на презентации животный и растительный мир)

-Какова длина реки?

-Где река берёт начало?

-Кто обитает в реке?

-Ребята, а как вы думаете, почему реки мельчают?

Исследование речной воды

Я вам предлагаю разделиться на 2 группы, 1 группа будет исследовать воду реки Оскол, 2 группа реки Тихая Сосна, на парте вы видите колбы с водой вам нужно будет написать цвет воды, запах, прозрачность

Река Оскол

Запах

Цвет

Мутность

Прозрачность

Степень загрязнения воды (наличие в воде песка, водорослей, ила и т.д)

Река Тихая Сосна

Запах

Цвет

Мутность

Прозрачность

Степень загрязнения воды (наличие в воде песка, водорослей, ила и т.д)

-Теперь я предлагаю каждой группе рассказать, что же вы выявили в ходе своих исследований

Мы часто говорим о бережном отношении к водоёмам. Каково значение водоёма в природе, для человека? Для чего нужны водоёмы?

-Все наши водоёмы уникальны . Это наше богатство. Но к сожалению мы не понимаем этого .Человек, своей хозяйственной деятельностью, небрежным отношением загрязняет водоёмы.

Что мы видим на этом слайде. Правильно ли это? Каким мы хотим видеть водоём, когда приходим отдыхать?

-Вы находитесь в группах, каждой группе я предлагаю написать правила поведения у водоёмов и как можно охранять и защищать водоёмы

-Давайте послушаем, что же вы записали

Мы с вами уже познакомились со многими обитателями рек. Вот перед вами картинки с изображением реки Оскол и Тихая Сосна. А вот здесь  вперемешку лежат изображения рыб. Я прошу вас разложить этих рыб на изображения тех водоемов, в которых они обитают

Искусственные и естественные

Ответы детей

Ответы детей

Река Оскол «режет» древнейшие океанические меловые залежи, обнажая белые обрывы – сколы, и по одной из версий от этого и происходит ее название. Также есть другая версия, что реку изначально называли Росью. Археологические раскопки волоконовских краеведов показали, что народ рос проживал на территории, полностью включающей в себя площадь Белгородской области с 5 по начало 8 веков.

В Северский Донец

В реке Оскол обитают: беспозвоночные: пиявки ( круглые, плоские), трубочник, катушки ,прудовик (большой и малый)· жуки: вертячки, плавунцы, жужелицы, ручейники; · рыбы: окунь, красноперка, щука, линь, судак.· рептилии: ящерица (прыткая, зеленая), уж

· птицы: воробьи, синицы, соловей, скворец, вороны, ворон, галки, сороки, грачи, утки, ястреб, филин. · млекопитающие: крысы (серые), мыши, полевка водяная, лисы; · амфибии: лягушка прудовая, травяная.

161 км

Река берёт начало на юго-восточных склонах Среднерусской возвышенности близ села Покровка Волоконовского района Белгородской области.

В реке обитают: окунь, язь, вобла, судак, сазан, ерш, плотва, щука, лещ и знаменитая русская белуга.

Ответы детей

Ответы детей

На берегу реки лежит мусор.

Работают в группах

Отвечают

Раскладывают рыб в водоёмы

Фронтальный опрос

Коммуникативные УУД: умение вести диалог, сотрудничать с учителем

Слайд

Дидактические средства: слова учителя, карточки.

Приём слухового восприятия

 

Познавательные УУД: умение работать с информацией и ориентироваться в ней

Практические методы: практическая работа

Приём слухового восприятия

Познавательные УУД: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним находить правильный ответ.

Личностные УУД: умение нести ответственность за общее дело.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, высказывать свою точку зрения

Дидактические средства: карточки, слова учителя,

Слайд

Здоровьесберагающие технологии: смена поз

Развитие психологического процесса: внимание

Дидактические средства: карточки с картинками животных и их жилица, слова учителя.

Словесные методы: объяснение.

Практические методы: упражнение.

Личностные УУД: умение нести ответственность за общее дело.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других,

Самопроверка

Личностные УУД: умение оценивать свою деятельность

Слайд

Заключительный этап

Время проведения данного этапа ≈5 мин.

-Вот и подошёл к концу наш урок. Как называется тема нашего урока?

- Узнали вы на уроке для себя что – то новое, пополнили свои знания? Что именно вы узнали?

.

Водоёмы Волоконовского района

Ответы детей

Методика не законченного предложения

Фронтальный опрос

Дидактические средства: слова учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение имён существительных. Вода в природе. Водоёмы Белгородской области.

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Склонение имён существительных. Вода в природе. Водоёмы Белгородской области."...

Исследовательская работа по теме: «Из каких материалов строить дом?» Автор: Макаренко Алексей Алексеевич ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области »

Почему эта тема заинтересовала меня? Наша семья давно мечтала построить теплый, уютный, светлый, прочный дом. На современном рынке огромный выбор строительных материалов. Очень проблематично определит...

Исследовательская работа по теме: «Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?» Автор: Цыгулёв Дмитрий Александрович ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

В  жизни нашей семьи  христианские праздники  имеют большое значение. С  двух лет мы с мамой посещаем  храм, постоянно узнаем  что-то новое и интересное из жизни святых л...

Презентация экспоната на районной выставке-конференции "Познавательный саквояж» Проект «Водоёмы Фрунзенского района»

Выступление содержит исследование учащихся об экологическом состоянии водоёма в Яблоневом саду....

Интерактивное пособие «Работа над ошибками» Красниковой М.Б., учителя МБОУ «Муромская СОШ Шебекинского района Белгородской области»

Учитель считает, что работа над ошибками в начальной школе должна быть индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены. Индивиду...

Интерактивный плакат «Зимующие птицы Белгородской области» Сериковой О.С., учителя ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области

Интерактивный плакат поможет ученикам подготовиться к ВПР и расширит знания о своём родном крае...