урок по предмету основы православной и светской этики "Монастыри"
план-конспект урока (4 класс)
урок по предмету Основы православной и светской этики "Монастыри"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по православной культуре | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
Урок по православной культуре Монастыри
Составила учитель
нач. классов
Листопад Н.В.
2018г.
Тема урока: Монастыри.
Цель: сформировать у обучающихся первоначальные представления о православных монастырях и их обитателях, монашеской жизни, обетах монашества; раскрыть значение православных монастырей в духовной культуре русского народа.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с жизнью православного монастыря;
2. Проанализировать смысл монашеских обетов;
3. Изучить монашеские одежды;
4. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь;
5. Воспитывать любовь и уважение к православным святыням России.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника, определять правильность выполнения заданий, аргументировать свою точку зрения, находить и отбирать нужную информацию, «читать» информацию, представленную на карте или в виде схемы, готовить сообщения,
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание в соответствии с заданной темой, вести диалог на заданную тему, соотносить свою позицию с позицией партнера, объясняй новые понятия;
Регулятивные УУД: формировать способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия; умение оценивать свою деятельность в групповой и парной работе, проводить самооценку, делать выводы;
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им; осознание своего единства с окружающим миром; проявление интереса к поисковой и исследовательской деятельности, понимание причины успеха и неуспеха в учебной деятельности, способность учитывать интересы, наклонности, способности и потребности других учеников при совместной paботе, оценивание результатов своих достижений, осознание ценности человеческой жизни, чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге, первичная разработка творческого проекта.
Основные термины и понятия: святыня, монастырь, монах, монахиня, архиепископ, игумен, игуменья, призвание, послушание. обет, постриг, хитон, мантия, апостольник, чётки, клобук, ряса, подрясник,
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, рабочие тетради, листы с теста
Ход урока
- Организационно-мотивационный момент
В храм иду сегодня днем,
У меня свиданье в нем.
Прямо за его порогом
Встречусь я не с кем-то — С Богом!
Нету службы? Не беда:
В каждом храме Бог всегда!
(На фоне презентации детских рисунков и музыки Моцарта «Песня ангела»)
- Основной информационно-аналитический этап
- Подготовка к восприятию нового материала
-Сейчас вы увидели рисунки своих ровесников. Что на них изображено? (Храмы)
-Рассмотрите следующий слайд. Сравните с предыдущими сооружениями.
Чем они похожи и чем отличаются? (Ответы детей)
- Как вы думаете, над какой темой будем работать на занятии? (Монастырь)
-Что такое монастырь? (Ответы детей)
Словарная работа:
-Монасты́рь — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
- Рассмотрите страницу учебника. О чем узнаете на уроке? Выскажете свое мнение.
- Работа с учебником со статьей «Монастырь» с.80-83
-От какого слова оно произошло? (монах)
-Объясните значение слов «инок» и «монах». (Ответы детей)
- Вы хотели бы найти свое призвание?
-Почему монахи так ценят послушание?
-Сравните слова «инок» и «иной», то есть другой, особый. Это поможет понять, кто такие иноки (монахи).
- Почему монахи считают себя воинами?
- С кем или с чем они ведут борьбу.
-Почему святой Лука считал, что став монахом, он должен остаться врачом?
- Словарная работа
- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных людей (мирян)?
-Да, ребята, монахи одеты по-особенному На голове носят камилавку или клобук (шлем спасения)- головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы( отложение всех печалей) и мантии(одежда нетления и чистоты). В руках неспешно перебирают четки(символ вечности, меч духовный), произнося «про себя» молитву.
- Как одеваются монахи и монахини?
- Кто из вас знает, как называется одежда монахов? Ее еще называют «монашеское облачение». (Ответы детей)
КЛОБУК- головной убор, который носят монахи. Он понимается как подобие воинского шлема и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.
МАНТИЯ– облачении, укутывающее всё тело, знак жизни под Божией защитой.
ЧЕТКИ - бусинки-узелки, их перебирание помогают монаху сосредоточиться на молитве.
ПОЯС сделан из кожи мертвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо прежде всего о жизни души.
- Просмотр фильма о Троице-Сергиевой Лавре
- Во время просмотра фильма обратите внимание на то, какие цвета преобладают в оформлении монастыря. Подумайте почему.
- Знакомство с устройством монастыря
- Кластер
Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь». (Дети выбирают из набора разных терминов те, которые относятся к теме, строят кластер в рабочей карте урока; один ученик прикрепляет кластер на доске).
(Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают устройство монастыря, записывают в рабочий лист урока.)
- Рефлексия «Комплимент»
-Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.
За что можно похвалить соседа по парте за те успехи, которые он сегодня сделал на уроке? За что можно похвалить себя? За что можно похвалить учителя?
- Домашнее задание
Рабочая тетрадь с. 93 задание №5 Проект «Монастыри на Руси»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по предмету Основы православной культуры "Празднование Рождества и его традиции"
Конспект урока по православной культуре. Тема : Празднование Рождества и его традиции...
Конспект урока по предмету "Основы православной культуры"
Конспект урока по предмету "Основы православной культуры", 4класс, "Школа России". Тема " Милосердиеи сострадание"...
Урок по предмету Основы православной культуры Зачем творить добро
Конспект урока по предмету Основы православной культурыТема: «Зачем творить добро?Учитель: Титова Елена Николаевна...
Урок по предмету Основы православной культуры и светсой этики
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ Основы православной культуры и светской этикиТема: «Представление православных христиан о Боге»4 классучитель начальных классовМБОУ СОШ №6 сУИОПг.КлимовскаТитова Е.Н....
Урок по предмету «Основы православной культуры» Тема урока: Икона
Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное, изображение Иисуса Христа,Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение....
Конспект урока по предмету "Основы православной культуры".
Урок по теме "Икона"...
Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"
Разработка урока и презентация по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...