Конспект урока по предмету "Основы православной культуры"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по предмету "Основы православной культуры", 4класс, "Школа России". Тема " Милосердиеи сострадание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_pravoslaviyu.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 404
Учитель: Третьякова Т. А.
Предмет: Основы православной культуры
Класс: 4 класс
Тема урока: «Милосердие и сострадание»
Задачи урока:
1) формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;
2) дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
3) учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;
4) учить структурировать полученные знания, писать конспект;
5) Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание
Оборудование: интерактивная доска, презентация молитвы, индивидуальные листы, тетради
Ход урока
- Организационное начало урока. Приветствие.
- Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.
- Вспомните название курса? Название модуля? (ОРКСЭ, «Основы православной культуры»)
- Что такое православие? Православная культура? Назовите ключевые слова модуля «Основы православной культуры»? (Православие, православные, христиане, храм, молитва и т.д.)
- Что такое молитва?
(Слушание молитвы о детях в современной версии)
- К какому жанру близка молитва?
- Вспомните жанры УНТ (загадки, песни, песенки, считалки, были …)? Кто автор этих жанров?
- Прочитайте на своих листах жанры произведений, назовите тот жанр, с которым вы не встречались? (Притча)
- Что такое притча? (В случае затруднения обучающиеся прочитывают с листов)
Притча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.
Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Окно».
Вопросы учителя:
– О чём притча?
– Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного).
- Сформулируйте тему урока.
III. Сообщение темы урока обучающимися
А) Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание
– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?
– К кому мы проявляем милосердие?
– Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание?
- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
- Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину
- Совместное «открытие» знаний.
- Что понимаем под милосердием?
- Где можно научиться милосердию? Кто помогает вам?
Б) Милосердие в православии
(комментированное чтение)
В) Притча «Стакан молока»
– Как выдумаете, как могла закончиться эта история?
Делимся впечатлениями.
Христианство
(комментированное чтение)
Что такое милосердие в христианстве?
Можно ли научиться милосердию?
А надо ли учиться милосердию? Зачем?
Как стать милосердным?
Профессии милосердия
Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?
Л) Самостоятельная работа с учебником
«Это интересно»
Обобщение по теме «Милосердие в христианстве»
V. Проблемная ситуация.
Чтение учителем притчи
Притча о бабочке
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
ПАУЗА
- Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
- Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
- Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
- Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
- Мы никогда не смогли бы летать.
Подумай!
- Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?
V.Обсуждение и заключение по притче
(Надо быть внимательным, от слова внимать…Милосердие милосердию рознь. Милосердие должно помогать, поднимать, но не развращать)
V. Домашнее задание.
Домашнее задание. Приготовь к следующему уроку притчу о добром самаритянине.
Используемый учебный материал к уроку:
– Список учебной литературы для учителя
- «Основы православной культуры» А.В.Кураев
– Учебные пособия для учеников:
- «Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой
– Видео- и аудиоматериалы:
- Диски к различным модулям - при подготовке учителем презентации
- Диск «Основы мировых религиозных культур» при подготовке домашнего задания, подготовке тестов - для учащихся
- Аудиозапись притчи Светланы Копыловой «Окно»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности
Тема: Защитники Отечества.Цели:1. Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...
Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс
Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....
Конспект урока по основе православной культуре
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной куль...
Конспект урока по основам православной культуры
Конспект урока по основам православной культуры. Тема "Храм"...
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»
Основы православной культуры...
Конспект урока по Основам православной культуры "Крещение Руси"
Более тысячи лет назад, в 988 году нашей эры, на берегах Днепра у бревенчатых стен Киева произошло событие, чью историческую значимость для всего славянского мира невозможно переоценить и поныне...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...