Программа внеурочной деятельности "Маленькая страна"
методическая разработка (1 класс)

Программа направлена на  формирование художественных ценностей у обучающихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkaya_strana.docx104.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №7  г. Павлово

Утверждена 

приказом директора

МБОУ СШ №7 г. Павлово

Михалкиной М.Н.

№___      от  ___________________ г.

Принята 

на заседании педагогического совета протокол № ___ от ______________ г.

         

                                                                                 

        

         

                                                                                                                                                 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

  «Маленькая страна»

Возраст детей: 7 – 11 лет

Срок реализации программы – 4 года.      

 

Автор-составитель программы:

Минеева Е.Н.

Павлово

2019 год

Пояснительная записка

           Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает и заставляет работать мысли, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. 

            Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют пережить кусочек жизни через осознание и переживание определенного мировоззрения. Совершенствование  осмысления и переживания через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует   духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.

Программа  театральной студии «Маленькая страна» для детей от 7 до 11 лет составлена на основе педагогического опыта автора  с учетом  нормативно - правовой  базы дополнительного образования:

1.        Федеральный закон от 29 декабря 2012 года  № 273-Ф3 "Об образовании в Российской   Федерации "

2.        Концепция развития дополнительного   образования детей  (утверждена
распоряжением Правительства Российской   Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р)

3.        Порядок организации и осуществления  образовательной  деятельности по дополнительным общеобразовательным программам  (утвержден Приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008.

4. Сан Пин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление главного санитарного врача РФ от 04.07.14г)

5. Устав МБОУ СШ №7 г. Павлово.

Программа имеет художественную направленность. Она комплексная и интегрированная по своему содержанию.

Актуальность программы

      Дополнительная образовательная программа театральной студии имеет  художественную направленность.

       Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

 Новизна программы

       В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного и внеурочной занятости обучающихся) изменены концептуальные подходы и методологические  установки к образовательному процессу по причине ограниченности, неэффективности:

•    смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;

•    изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования;

•    усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение;              

•    изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей); педагогическая целесообразность программы.

Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.

Комплексная,  профессионально-ориентированная программа в контексте заданной

цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она

предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить обучающихся  к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному  самоопределению.

       В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

- принцип гуманизации;

- принцип природосообразности и культуросообразности;

- принцип самоценности личности;

-принцип увлекательности;

-принцип креативности.

       Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.

        Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:

- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;

- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и обучающегося;

- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.

Цель программы:

Развитие творчески   активной личности воспитанника средствами театральной

деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

Предметные:

  • обучить воспитанников основам театральной деятельности;
  • научить различным техническим приемам театрального, сценического творчества;
  • сформировать навыки актёрского мастерства;
  • развивать творческие, артистические способности детей;
  • познакомить с разнообразием театральной деятельности (оперный, драматический, кукольный театр, театр теней);
  • научить работать, применяя  различные театрально-художественные приёмы;
  • расширить и углубить познания о мастерах пера и мира культуры;
  • овладеть образным языком театрально-художественных жанров искусства.

Метапредметные:

  • познакомить с известными театрами, творческими коллективами России и Нижегородской области (ТЮЗ, Арзамасский драматический театр, Оперный театр г.Нижний Новгород);
  • развивать у детей навыки творческого мышления, эмоциональной отзывчивости, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • развить коммуникативные и организаторские способности  обучающегося;
  • развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, самостоятельность.

          Личностные:

  • формировать у ребёнка основы ценностных ориентиров в области театрального искусства; духовных и эстетических потребностей;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие навыков работы в группе;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных художественно-творческих  задач;
  • воспитывать социальную и творческую  активность личности  обучающегося
  • формировать способности к адекватной самооценке;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Характеристика программы

Программа предназначена для работы с детьми 7-11 лет, рассчитана на

четырехгодичный срок реализации, в объёме  136 часов.

1-й год- 34 часа, 2-й год -34часа, 3-й год- 34 часа, 4-й год -34  часа.

Режим занятий.

1-4-й год: 1 раз в неделю по 1 часу, основной формой организации

образовательного процесса является групповое занятие.

Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации:

занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.

Отличительные особенности программы.

Методы обучения:

  • Репродуктивный;
  • Иллюстративный;
  • Проблемный;
  • Эвристический;

Методы воспитания:

  • убеждения;
  • упражнения;
  • личный пример;
  • поощрения.

Все методы обучения реализуются различными средствами:

  • Предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с

использованием наглядных пособий и технических средств;

  • Практическими: тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание;
  • Интеллектуальными: логика,  воображение, интуиция, мыщечная память,

внимание;

  • Эмоциональными: переживание, представление, интерес.

Технологии обучения:

  • Педагогические  технологии на  основе личностной ориентации

образовательного процесса:

- педагогика сотрудничества;

  • Педагогические  технологии на основе эффективности управления и

организации образовательного процесса:

- технологии индивидуального и группового обучения;

  • Педагогические  технологии на основе активизации и интенсификации

деятельности учащихся:

- игровые технологии;

- проблемное обучение

Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы:

теоретические и практические  занятия, а также показательные выступления.

На теоретических занятиях даются основные знания,  раскрываются

теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом. На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги.

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Данная программа позволяет решать не только задачи обучения по предметам, но и создает условия для формирования  таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия художественным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе. Художественное творчество, основанное на знакомстве с лучшими произведениями искусства, пробуждает у детей интерес к истокам, любовь и уважение к культуре своего народа.

Формы организации занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении  мероприятий, классных часов, праздников, выездных концертов. Лучшие  работы периодически будут представлены на концертах, как на внутри школьных, так и предполагается участие  в районных мероприятиях. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • повышение уровня общей культуры;
  • развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса  к таким видам  искусства, как театр, музыка, хореография;
  • формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия), потребность в самопознании и саморазвитии культуры общения в социуме;
  • приобретение умения и навыков  самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности обучающихся;

Предметные:

  • познакомятся с многообразием художественных материалов и приемами их использования (стихи, проза, театральная деятельность)
  • познакомятся с основными видами и жанрами театральной  деятельности, с именами и творчеством выдающихся представителей русского и зарубежного искусства;
  • научатся основам театрально-художественных приёмов;
  • научатся применять художественно-выразительные средства  в самостоятельной творческой деятельности: декламации, пении, контролю дыхания, контролю отдельных групп мышц,  в импровизациях к произведениям литературы и музыки;
  • научатся изъясняться при помощи театральных терминов, определять зоны зрительного зала;
  • научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений театрального искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении концертов, спектаклей, выставок.

Метапредметные:

  • познакомятся с известными художественными коллективами  Нижегородской области, России.  
  • разовьют навыки творческого мышления, эмоциональной отзывчивости, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений театрального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;  
  •  разовьют художественный вкус, фантазию, изобретательность,

             пространственное воображение, самостоятельность.

Личностные:

  • у обучающихся сформируются  основы ценностных ориентиров в области художественного искусства; духовных и эстетических потребностей;
  • будут уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей; разовьют навыки работы в группе;
  • разовьют навыки самостоятельности в поиске решения различных художественно-творческих  задач;
  • сформируют способности к адекватной самооценке;
  • научатся анализировать и систематизировать полученные умения и навыки;
  • получат навыки готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.

Выявление недостатков, ошибок и успехов в ходе работы учащихся по программе происходит в виде промежуточной аттестации 4 раза в год в конце четверти.

 Промежуточная аттестация осуществляется с фиксацией результатов  в журнале учета рабочего времени и в протоколе.

Учебный план  2017-2018 г.   Театральной студия «Маленькая страна»

п/п

Название дисциплин

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Основы театральной культуры

5

2

3

2

Культура и техника речи

6

2

4

 

3

Театральная игра

3

-

3

4

Ритмопластика

4

1

3

Творческий отчёт

5

Работа над спектаклем

12

2

10

Творческий отчёт

6

Мастерская куклы

4

1

3

Творческий отчёт

Итого

34

8

26

Учебный план  2018-2019 г.   Театральной студия «Маленькая страна»

п/п

Название дисциплин

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Основы театральной культуры

4

2

2

2

Культура и техника речи

5

1

4

 Творческий отчёт

3

Театральная игра

5

1

4

4

Ритмопластика

4

1

3

Творческий отчёт

5

Работа над спектаклем

12

1

11

Творческий отчёт

6

Мастерская куклы

4

1

3

Творческий отчёт

Итого

34

7

27

Учебный план  2019-2020 г.   Театральной студия «Маленькая страна»

п/п

Название дисциплин

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Основы театральной культуры

3

2

1

2

Культура и техника речи

4

1

3

Творческий отчёт

3

Театральная игра

3

1

2

Творческий отчёт

4

Ритмопластика

4

1

3

5

Работа над спектаклем

14

2

12

Творческий отчёт

6

Мастерская куклы

6

2

4

Творческий отчёт

Итого

34

9

25

Учебный план  2020-2021 г.   Театральной студия «Маленькая страна»

п/п

Название дисциплин

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Основы театральной культуры

4

2

2

2

Культура и техника речи

4

1

3

 Творческий отчёт

3

Театральная игра

4

1

3

4

Ритмопластика

5

1

4

Творческий отчёт

5

Работа над спектаклем

12

2

10

Творческий отчёт

6

Мастерская куклы

5

2

3

Творческий отчёт

Итого

34

9

25

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы театральной студии « Маленькая страна»

на 2019-2020 год обучения

Комплектование групп  проводится с 1   сентября. Продолжительность учебного года-34 учебные недели. Занятия начинаются 1 сентября и продолжаются до 31 мая. Каникулы: зимние - с  27  декабря по 8   января; летние - с 01 июня по 31 августа.  В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Всего часов по программе

06.09.19

13.09.19

20.09.19

27.09.19

04.10.19

11.10.19

18.10.19

25.10.19

30.10.19

08.11.19

15.11.19

22.11.19

29.11.19

06.12.19

13.12.19

20.12.19

27.12.19

01.01.20

10.01.20

17.01.20

24.01.20

31 .01.20

07.02.20

14.02.20

21.02.20

28.02.20

06.03.20

13.03.20

27.03.20

25.03.20

03.04.20

10.04.20

17.04.20

24.04.20

08.05.20

15.05.20

22.05.20

29.05.20

Теория

Практика

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

25

Условные обозначения:

красный

Промежуточная аттестация

желтый

Ведение занятий по расписанию

зеленый

Каникулярный период

синий

Праздничные дни

Рабочая программа театральной студии  «Маленькая страна» (1 год)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

Теор

Практ

  1.  « Основы театральной культуры» -  3 часа

4

2

2

1.

Мир театра

1

Театр. Виды театров.

2.

Виды театрального искусства.  Пальчиковый, настольный, театр ложек.

  1

Почему мы любим театр?.

3.

Мы – кукловоды.

1

Просмотр   спектакля.

4

Мы – зрители. Культура зрителя.

1

В зале.

  1.  «Культура и техника речи» –6часа

6

2

4

5

Дыхание и речь.

1

Особенности  управления дыханием.

6

Говорим  правильно и чётко.

1

Говорим и слушаем актёров.

7

Творческие игры

1

Практическое занятие. Упражнения для правильной дикции.

8

Творческие игры

1

Игра «Я могу!»

9

Творческие игры

1

Игра «Выбираем актёров»

10

Творческие игры

1

Игра «Чтение с движением»

  1. «Театральные игры» -  3 часа

3

3

11

Театральные игры.

1

Разучивание музыкальных игр

12

Общеразвивающие игры

1

Музыкальные игры

13

Общеразвивающие игры

1

Музыкальные игры

  1. «Ритмопластика» - 4 часа

4

1

3

14

Сценические образы

1

Сценические образы

15

Освобождение мышц

1

 Этюды.

16

Мимические упражнения

1

Групповой тренинг : «Превращение»

17

Мимика

1

 Миниатюры.

                                                                                  5. «Работа над спектаклем» – 12 часов

12

2

10

18

Настольный пальчиковый театр

1

Учимся, пробуем

96

Настольный пальчиковый театр

1

Выбор произведения для спектакля.

20

Распределение текста

1

Выбор  кандидатов на роли к сказке.

21

Распределение текста

1

Игра-рассуждение «Мой герой»

22

Заучивание текста

1

Чтение  с разбором произведения, передача характера героя через текст.

23

Заучивание текста

1

Упражнение : «Слушаем и помогаем»

24

Заучивание текста

1

Упражнение : «Слушаем и помогаем»

25

Репетиция спектакля

1

Отработка  спектакля по действиям.

26

Репетиция спектакля

1

Отработка  спектакля по действиям.

27

Репетиция спектакля

1

Отработка  спектакля по действиям.

28

Работа над средствами выразительности

1

Каким должен быть мой герой

29

. Работа над средствами выразительности

1

Каким должен быть мой герой

                                                                         6.  «Мастерская куклы» – 6 часов

5

1

4

30

Настольный пальчиковый театр

1

Наши умелые ручки. Театр старой перчатки

31

Изготовление кукол

1

Знакомство с пальчиковой  куклой  Просмотр  мини-спектакля. Подготовка эскизов

32

Изготовление  кукол

1

Изготовление  кукол: Дед. Бабка,  Внучка. Жучка. Кошка

33

Изготовление декораций к спектаклю

1

Декорации огорода.  Забор. Чучело, Солнце.

34

Подготовка  спектакля.

1

Показ.

Итого

34

   Рабочая программа театральной студии  «Маленькая страна» (2 год)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

Теор

Практ

1. « Основы театральной культуры» -  3 часа

4

2

2

1.

Особенности театрального искусства.

1

Понятие драматического произведения. Театр. Виды театров.

2.

Виды театрального искусства. Драматический театр.

  1

Из каких компонентов состоит театр.

3.

Театр снаружи и изнутри. Мир кулис.

1

Посещение ДК.

4

1

2. «Культура и техника речи» – 4 часа

5

1

4

5

Дыхание и артикуляция

1

Особенности артикуляционного аппарата

6

Дикция и интонация

1

Практическое занятие. Упражнения для правильной дикции.

7

Творческие игры

1

Игра «Читаем стихи и интонируем»

8

Творческие игры

1

Игра «Чтение с движением»

9

1

3.«Театральные игры» -  3 часа

5

1

4

10

Театральные игры.

1

Разучивание музыкальных игр

11

Общеразвивающие игры

1

Игры  на внимание

12

Игры на превращение

1

Сценический образ в игре.

13

Игры с воображаемыми предметами

1

Игра «Шапокляк»

14

Этюды

1

Человек и предмет на сцене

4.«Ритмопластика» - 4 часа

4

1

3

15

Игра «Мышечный контролёр.»

1

Сценическая пластика. Мимика и пантомима.

16

Музыкально-пластические импровизации

1

Игры на внимание.

17

Музыкально-пластические импровизации

1

Групповой тренинг : «Возраст»

18

Жесты.

1

Говорим с иностранцем.

                                                                                  5. «Работа над спектаклем» – 12 часов

12

1

11

19

Театр кукол с  «живой» рукой.

1

Откуда пришёл театр с «живой» рукой?

20

Театр кукол с  «живой» рукой.

1

Пробы

21

Театр  петрушек

1

Любим веселить и веселиться

22

Распределение  ролей

1

23

Распределение текста

1

24

Заучивание текста

1

Упражнение : «Слушаем и помогаем»

25

Работа над выразительностью чтения текста

1

Чтение – миниатюры.

26

Работа над выразительностью чтения текста

1

Учимся у актёров

27

Репетиция спектакля

1

Отработка  спектакля по действиям.

28

Репетиция спектакля

1

Отработка  спектакля по действиям.

29

Средства выразительности

1

Отработка  спектакля по действиям, используя средства выразительности

30

Подготовка и подбор  костюмов.

1

Расстановка декораций. Прогон спектакля

                                                                         6.  «Мастерская куклы» – 6 часов

4

1

3

31

Театр  кукол с «живой» рукой, театр петрушек

1

О театре  петрушек.

32

Изготовление  кукол

1

Подготовка эскизов. Куклы:

33

Изготовление декораций к спектаклю

1

Декорации: цирк

34

Повторение .Отработка миниатюры с куклами.

1

Повторение текста мини-спектакля. Отработка  сценических элементов с куклами.

Итого

34

   

Рабочая программа театральной студии  «Маленькая страна» (  3 год)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

Теор

Практ

1 « Основы театральной культуры» -  3 часа

3

2

1

1.

Особенности театрального искусства.

1

Понятие драматического произведения. Театр. Виды театров.

2.

Виды театрального искусства. Драматический театр.

  1

Из каких компонентов состоит театр.

3.

Театр снаружи и изнутри. Мир кулис.

1

Посещение ДК.

2 «Культура и техника речи» – 4 часа

4

1

3

4

Дыхание и артикуляция

1

Особенности артикуляционного аппарата

5

Дикция и интонация

1

Практическое занятие. Упражнения для правильной дикции.

6

Творческие игры

1

Игра «Читаем стихи и интонируем»

7

Творческие игры

1

Игра «Чтение с движением»

3«Театральные игры» -  3 часа

3

1

2

8

Театральные игры.

1

Разучивание музыкальных игр под музыку разных жанров (марш, танец, песня)

9

Сценическое  внимание

1

Сценическое внимание и его  значение при работе над спектаклем.

10

Сочинение этюдов на школьную тему.

1

Я - предмет. Что нам расскажет пенал, дверь класса, ученическая ручка.

4«Ритмопластика» - 4 часа

4

1

3

11

Мимика и пантомимика.

1

Сценическая пластика. Мимика и пантомима.

12

Музыкальные игры

1

Зверобика. Этюды.

13

Мимические упражнения

1

Групповой тренинг : «Кушаем вместе!»

14

Азы пантомимы.

1

Владение телом. Миниатюры.

                                                                                  5. «Работа над спектаклем» – 12 часов

14

2

12

15

Спектакль – венец работы.

1

Почему трудно быть режиссером? Круг единомышленников.

16

Выбор произведения.

Чтение сценариев

1

Выбор произведения для спектакля.

17

Распределение ролей.

1

Выбор  кандидатов на роли к сказке.

18

Игра-рассуждение: какой он мой герой?

1

Игра-рассуждение «Мой герой»

19

 Ознакомление с текстами героев.

1

Чтение  с разбором произведения, передача характера героя через текст.

20

Заучивание текстов

1

Упражнение : «Слушаем и помогаем»

21

Работа над средствами выразительности

1

Чтение – миниатюры.

22

Репетиция спектакля

1

Отработка  спектакля по действиям.

23

Репетиция спектакля

1

Отработка  спектакля по действиям.

24

Репетиция спектакля

1

Отработка  спектакля по действиям.

25

Репетиция спектакля

1

Отработка  спектакля по действиям.

26

Подготовка и подбор  костюмов.

1

Расстановка декораций. Подгонка костюмов окончательная.

27

Показ спектакля

1

Выступление коллектива

28

Анализ работы над произведением

1

Групповое обсуждение. Анализ педагога.

                                                                         6.  «Мастерская куклы» – 6 часов

6

2

4

29

Театр теней.

1

О театре теней  в Нижнем Новгороде. Константин Хабенский.

30

Тростевые куклы

1

Знакомство с куклой на тростях. Просмотр отрывка из спектакля.

31

Изготовление  кукол

1

Подготовка эскизов. Куклы: Солнышко, Львёнок, Черепаха.  

32-33

Изготовление декораций к спектаклю

2

Декорации: море, пустыня, морской берег.

34

Повторение .Отработка миниатюры с куклами.

1

Повторение текста мини-спектакля. Отработка  сценических элементов с куклами.

Итого

34

   Рабочая программа театральной студии  «Маленькая страна»  4 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

Теор

Практ

1. « Основы театральной культуры» -  3 часа

5

2

3

1.

Особенности театрального искусства. (презентация)

1

Понятие драматического произведения. Театр. Виды театров.

2.

Особенности театрального искусства. (презентация)

  1

Из каких компонентов состоит театр.

3.

Рождение спектакля.

1

По страницам спектаклей   лучших актёров.

4

Театр глазами актёра и зрителя

1

Встреча с журналистом.

5

В гостях у режиссера народного театра

1

Посещение театра-студии

2. «Культура и техника речи» – 4 часа

4

1

3

6

Дыхание и артикуляция

1

Особенности артикуляционного аппарата

7

Дикция и интонация

1

Практическое занятие. Упражнения для правильной дикции.

8

Творческие игры

1

Игра «Я –режисёр!»»

9

Творческие игры

1

Игра «Чтение с движением»

3.«Театральные игры» -  3 часа

4

1

3

10

Сочинение этюдов

1

Разучивание музыкальных игр под музыку разных жанров (марш, танец, песня)

11

Сочинение этюдов

1

Сценическое внимание и его  значение при работе над спектаклем.

12

Общение с партнёром

1

Один в поле не воин… Почему?

13

«Эстафета импровизаций»

Творческий порыв – что это?

4.«Ритмопластика» - 4 часа

4

1

3

14

Музыкально-пластические импровизации

1

Работа с музыкальным сопровождением. Законы сцены.

15

Музыкально-пластические импровизации

1

.Этюды

16

Релаксация

1

Слушаем море.

17

Хореография

1

Танец в театре кукол

                                                                                  5. «Работа над спектаклем» – 12 часов

12

2

10

18

Театр марионеток.

1

Просмотр миниатюр

19

Куклы системы «Человек-кукла»

1

Кукловоды.

20

Куклы системы «Человек-кукла»

1

Пробуем управлять

21

 Распределение и заучивание текстов

1

Упражнение : «Слушаем и помогаем»

22

Распределение и заучивание текстов

1

Чтение – миниатюры.

23

Работа над средствами выразительности чтения

1

Отработка  спектакля по действиям.

24

Работа над средствами выразительности чтения

1

Отработка  спектакля по действиям.

25

Репетиция спектакля

1

Отработка  спектакля по действиям.

26

Репетиция спектакля

1

Отработка  спектакля по действиям.

27

Подготовка и подбор  костюмов.

1

Расстановка декораций. Подгонка  к показу.

28

Показ спектакля

1

Выступление коллектива

29

Живое общение

1

Групповое обсуждение. Анализ педагога.

                                                                         6.  «Мастерская куклы» – 6 часов

5

1

4

30

Театр марионеток

1

Знакомство с куклой

31

Изготовление кукол

1

Эскизы и выбор  ткани.

32

Изготовление  кукол

1

Подготовка эскизов. Куклы - лягушки

33

Изготовление декораций к спектаклю

1

Декорации: болото

34

Повторение .Отработка миниатюры с куклами.

1

Повторение текста мини-спектакля. Отработка  сценических элементов с куклами.

Итого

34

   

Формы и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль результативности деятельности по программе осуществляется в форме выполнения  учащимися творческой работы, где выявляется уровень их практической подготовки,  наблюдения за деятельностью обучающихся,  самоанализа и анализа  выполняемых ими работ.

Текущий контроль осуществляется с фиксацией результатов в журнале учета рабочего времени на основании следующих критериев:

«зачет» - учащийся овладел 50-100 %  знаний, умений, навыков, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, выполняет практические задания с элементами творчества.

«незачет»- учащийся овладел менее чем 50 % знаний, умений, навыков, как правило, избегает употреблять специальные термины, испытывает серьезные затруднения в выполнении заданий практического характера.

Промежуточная аттестация по результатам освоения материала дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме выполнения творческой работы  по любому из следующих разделов: ритмопластика, тростевая кукла, работа над спектаклем, культура и техника речи  – практическая часть и устного опроса, как формы проверки теоретических знаний.

Учащимся-победителям (1,2,3 места) районных и областных конкурсов  творчества результаты засчитываются в аттестацию.

Тестовые задания промежуточной аттестации по театральной студии «Маленькая страна»»

Цель: выявить теоретические знания в соответствии с программными требованиями.

Вопросы

Варианты ответов

  1. Назови зоны зрительного зала:

А) вешалка

Б)  партер

В) лоджия 

  1. Чтобы прочитать произведение  выразительно

А)научиться читать

Б)отразить , что хотел передать автор

В)выучить

  1. Интонация нужна для того, чтобы

А)  громко  читать

Б)вВыразительно читать

В)  грамотно читать

  1.  Пантомима это:

А) изображение движений 

Б) изображение голосом 

В) изображение на листе бумаги

  1. Что такое мимика?

А) изображение овощей, фруктов, отдельных предметов

Б) изображение природы                  

В) изображение людей

  1. Тростевые куклы это:

А) куклы, которые одевают на пальцы рук

Б)  куклы, в рост человека

В) куклы, которые закрепляются на трость 

  1. Театры бывают:

А) мимические

 Б) драматические

 В) акробатические

  

                                     

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень (8-10 баллов)- (В)-учащийся освоил на 80-100% объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляются осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

- средний уровень (5-8 баллов)- (С)- объем знаний составляет 50-80%, сочетает специальную терминологию с бытовой.

- низкий уровень (1-4 балла)- (Н)- учащийся овладел менее чем на 50%  объема знаний, предусмотренных программой, как правило, избегает употреблять специальные термины

- не прошел промежуточную аттестацию (0,5 балла)- объем знаний, умений, навыков составляет менее 10 %. 

В соответствии с содержанием программы в качестве промежуточной аттестации предлагается следующий перечень работ по дисциплинам:

1

Чтение стихотворных произведений

Авторы: Пушкин, Фет, Есенин,

2

Чтение прозаического отрывка

Авторы: Носов, Драгунский, Зощенко

3

Исполнение вокальных номеров

 По выбору

4

Исполнение  мимических этюдов

По выбору

Параметры оценки аттестационных работ:

1. Оригинальность замысла, творческий подход

2. Построение выступления, передача внутренних переживаний

3.Умение использовать речевую палитру, оттенки

4. Соблюдение сценических правил

5.Уверенное владение собой

6.Внешний вид, художественность, эстетичность

7.Уровень проявления самостоятельности при выполнении этюда

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень (8-10 баллов)- (В)- учащийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

- средний уровень (5-8 баллов)-(С)- объем усвоенных умений и навыков составляет 50-80 %; работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца.

- низкий уровень (1-4 балла)-(Н)- учащийся овладел менее чем на 50% умений и навыков, предусмотренных программой; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога.

- не прошел промежуточную аттестацию (0,5%)- объем умений и навыков составляет менее 10%.

Результаты промежуточной аттестации оформляются протоколом и фиксируются в журнале учета рабочего времени педагога дополнительного образования  в разделе «аттестация обучающихся».  Педагог отмечает результат  освоения программы учащимся по уровням В, С и Н.

Календарно – тематический план.

М-ц

Форма занятия

часы

Тема занятия

сентябрь

1.

Комбинированное

1

Особенности театрального искусства.

2.

Комбинированное

1

Виды театрального искусства. Драматический театр.

3.

Комбинированное

1

Театр снаружи и изнутри. Мир кулис.

4.

Комбинированное

1

Дыхание и артикуляция

октябрь

5.

Комбинированное

1

Дикция и интонация

6.

Комбинированное

1

Творческие игры

7.

Комбинированное

1

Творческие игры

8.

Комбинированное

1

(промежуточная аттестация)

9.

Комбинированное

1

Театральные игры.

ноябрь

10.

Комбинированное

1

Сценическое  внимание

11.

Комбинированное

1

Сочинение этюдов на школьную тему.

12.

Комбинированное

1

Мимика и пантомимика.

декабрь

13.

Комбинированное

1

Музыкальные игры

14.

Комбинированное

1

Мимические упражнения

15.

Комбинированное

1

Азы пантомимы.

16.

Комбинированное

1

Выбор произведения.

Чтение сценариев

 (промежуточная аттестация)

январь

17.

Комбинированное

1

Распределение ролей.

18.

Комбинированное

1

Игра-рассуждение: какой он мой герой?

19.

Комбинированное

1

 Ознакомление с текстами героев.

(промежуточная аттестация)

20.

Комбинированное

1

Заучивание текстов

февраль

21.

Комбинированное

1

Работа над средствами выразительности

22.

Комбинированное

1

Репетиция спектакля

23.

Комбинированное

1

Репетиция спектакля

март

24.

Комбинированное

1

Репетиция спектакля

25.

Комбинированное

1

Репетиция спектакля

26.

Комбинированное

1

Подготовка и подбор  костюмов.

27.

Комбинированное

1

Показ спектакля

апрель

27.

Комбинированное

1

Анализ работы над произведением

29.

Комбинированное

1

Театр теней.

30.

Комбинированное

1

Тростевые куклы

31.

Комбинированное

1

Изготовление  кукол

май

32.

Комбинированное

1

Изготовление декораций к спектаклю

33.

Комбинированное

1

Повторение .Отработка миниатюры с куклами.

34.

Комбинированное

1

(итоговаяая аттестация)

итого

34

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

                                                         Театральной студии « Маленькая страна»  

Название разделов

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический

материал

Материально-техническое

оснащение

Формы контроля

1.

« Основы театральной культуры»

 

Рассказ, беседа  педагога.

Практическое занятие с диалогом, обсуждение, технические упражнения

Репродуктивный Демонстрация этапов выполнения  работы. Объяснение сложных моментов.

словесные методы, практические творческие упражнения. 

Компьютерная презентация, наглядные пособия

Классная доска,

Компьютер, мультимедийное оборудование.

Опрос, наблюдение, анализ работ учителем

2.

«Культура и техника речи»

 

Рассказ, беседа  педагога.

Практическое занятие с диалогом, обсуждение, технические упражнения

Демонстрация этапов выполнения  работы. Объяснение сложных моментов.

словесные методы, практические творческие упражнения.

Творческие  работы учащихся, разработки,  компьютерная презентация, иллюстративный материал, наглядные пособия

Классная доска,

Компьютер, мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал.

Опрос, наблюдение, анализ работ учителем, самоанализ, просмотр, выставка, участие в конкурсах.

Тестовая работа  в конце четверти

3.

«Театральные игры»

Рассказ, беседа  педагога.

Практическое занятие с диалогом, обсуждение, технические упражнения

Демонстрация этапов выполнения  работы. Объяснение сложных моментов.

словесные методы, практические творческие упражнения.

Разработки учителя,  компьютерная презентация, иллюстративный материал, наглядные пособия

Компьютер, мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал.

Анализ работ учителем, самоанализ, просмотр,  участие в конкурсах

4.

«Ритмопластика»

Рассказ, беседа  педагога.

Практическое занятие с диалогом, обсуждение, технические упражнения

Объяснение сложных моментов.

словесные методы, практические творческие упражнения.

Разработка «Зверобика»,  компьютерная презентация, иллюстративный материал, наглядные пособия

Компьютер, мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал.

Анализ работ учителем, самоанализ, просмотр, участие в конкурсах.

Промежуточная аттестация

5.

«Работа над спектаклем»

Рассказ, беседа  педагога.

Практическое занятие с диалогом, обсуждение, технические упражнения

Объяснение сложных моментов.

словесные методы, практические творческие упражнения.

Разработки учителя,  компьютерная презентация, иллюстративный материал, наглядные пособия

Компьютер, мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал.

Практические работы в актовом зале.

Анализ работ учителем, самоанализ, просмотр, участие в спектакле.

Промежуточная аттестация

6.

«Мастерская куклы»

Рассказ, беседа  педагога.

Практическое занятие с диалогом, обсуждение, технические упражнения

Объяснение сложных моментов.

словесные методы, практические творческие упражнения.

Разработки учителя,  компьютерная презентация, иллюстративный материал, наглядные пособия

Компьютер, мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал.

Практические работы в актовом зале.

Анализ работ учителем, самоанализ, просмотр, участие в мини-спектакле

Итоговая аттестация.

                

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  1. Кабинет, имеющий  естественное и искусственное освещение, согласно СанПин  для учреждений дополнительного образования.
  2. Доска для демонстрации необходимых разъяснений  т. д.
  3. Оборудование для сценических  постановок.
  4. Шкафы для хранения  работ и декораций
  5. Компьютерное оборудование, монитор
  6. Фонд наглядных пособий по темам разделов
  7. Предоставление выходов на сцену
  8. Литературные произведения (библиотека)
  9. Умывальник
  10. Сценические костюмы (костюмерная)

Материалы и инструменты

  1. Музыкальные фонограммы
  2. Ватман
  3. Электронная доска
  4. Ручки: перьевые, фломастеры, маркеры.
  5. Материалы для изготовления кукол (лоскутки, ножницы, выкройки деталей, трости, швейные принадлежности)
  6. Костюмы, реквизит
  7. Гримм

Список литературы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1.   Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.

2. Аникеева Н,П, Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

3.  Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.

4. Новицкая Л,П. Тренинг и муштра. - М., 2002.

5. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы.  - М.:

Просвещение, 2006.

6. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг.

7. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.  - М.: Педагогический поиск, 2005.

8. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «сценическая речь». - М.:ГИТИС, 2004.

2. Генералова И,А, Мастерская чувств. – М., 2006.

3. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.

4. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.

5. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"

Программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"разработа для учащихся 3 класса. В ходе освоения программы дети знакомятся с правилами этикета....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия"

Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности....

Программа внеурочной деятельности "Страна этикета" (1-4 класс)

программа общекультурной направленности...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Страна хороших манер» ( Духовно-нравственное направление)

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ч...

программа внеурочной деятельности "Страна мастеров"1 класс

программа внеурочной деятельности "Страна мастеров"1 класс...