РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"
рабочая программа (2 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strana_etiketa.doc | 435 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Северский район станица Северская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №43 станицы Северской
МО Северский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол №1
« 29» августа 2014 года
Председатель педсовета
___________Т. П. Адвахова
п
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: тематическая
направление: общекультурное
«Страна этикета»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
7-10 лет
(возраст обучающихся)
Составители: Романова Ирина Николаевна, Малюга Светлана Ивановна
Пояснительная записка
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в гимназии так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Программа «Страна этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса гимназии, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цель программы:
освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
- развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
- предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
- научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
- прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
1.Этика общения
2.Этикет
3.Этические нормы отношений с окружающими
4.Этика отношений в коллективе
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов,
- посещение библиотеки
- праздники, конкурсы
Учебно-тематический план
№п\п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Ауд. | Внеауд. | |||||
1 год обучения | ||||||
1. | Этика общения. | 7 | 3 | 4 | Осознать свою новую социальную роль; развивать аналитико-синтетическое восприятие; учиться работать в парах; дорожить дружбой; стремиться дружить с окружающими; уметь сопереживать, помогать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя; учиться быть милосердными; уступать друг другу; выходить из конфликта, не унижая других; понимать, что доброе слово лечит; выполнять правила поведения не только в школе, но и на улице, узнавать себя по описанию одноклассников, знать правила хорошего тона, читать сказки об этикете, дискутировать о пользе маленького дела и вреде большого безделья, общаться и находить друзей в классе, узнавать мудрые высказывания великих людей об этике общения. Использовать знания правил этикета в отношениях с окружающими, закреплять полученные правила по правилам поведения на дороге, в транспорте, местах отдыхах, на практических занятиях, научиться дарить радость другу, использовать правила этикета в общении с окружающими, осознавать свою значимость в коллективных мероприятиях, осознавать значимость мнения коллектива, классифицировать общее и особенное для мальчиков и девочек. Создавать в игре проблемные ситуации в отношениях с окружающими и находить выход из них, условия для более близкого знакомства в микрогруппе; общаться в игре, выполнять правила игры; использовать слова – извинения, учиться не реагировать на обидные слова; развивать наблюдательность, внимание, память, наблюдательность, воображение, пространственную ориентацию, логическое мышление; обогащать словарный запас, стимулировать внутригрупповое общение. | |
2. | Этикет. | 8 | 4 | 4 | ||
3. | Этические нормы отношений с окружающими | 9 | 3 | 6 | ||
4. | Этика отношений в коллективе | 9 | 4 | 5 | ||
33 | 14 | 19 | ||||
2 год обучения | ||||||
1. | Этика общения. | 7 | 3 | 4 | Узнать о великом чувстве любви, пробуждать стремление с любовью относиться к родным, близким, окружающим людям, к природе, к своим делам; формировать добрые взаимоотношения между одноклассниками; развивать наблюдательность, внимание, память, коммуникативные способности, телесное самовыражение, самоконтроль, самоуважение, наблюдательность, воображение, пространственную ориентацию, логическое мышление; обогащать словарный запас, стимулировать внутригрупповое общение. Научиться этике общения, умению слушать и слышать собеседника; правильно строить предложения, составлять рассказ; общаться в игре, выполнять правила игры, правилам этикета: использовать полученные знания на практике, выделять поведенческие отличия мальчиков и девочек; создавать в игре проблемные ситуации в отношениях с окружающими и находить выход из них; использовать слова – извинения; дарить радость окружающим добром и вежливыми словами; управлять своими мимикой и жестами, различать понятия слов: слушали, услышали, прослушали; работать, развиваться и отдыхать коллективно, разговаривать по телефону. | |
2. | Этикет. | 8 | 1 | 7 | ||
3. | Этические нормы отношений с окружающими. | 10 | 5 | 5 | ||
4. | Этика отношений в коллективе. | 9 | 3 | 6 | ||
34 | 12 | 22 | ||||
3 год обучения | ||||||
1. | Этика общения. | 9 | 4 | 5 | Научиться этике общения, умению слушать и слышать собеседника; правильно строить предложения, составлять рассказ; общаться в игре, выполнять правила игры, правилам этикета: использовать полученные знания на практике, выделять поведенческие отличия мальчиков и девочек; создавать в игре проблемные ситуации в отношениях с окружающими и находить выход из них; использовать слова – извинения; дарить радость окружающим добром и вежливыми словами; управлять своими мимикой и жестами, различать понятия слов: слушали, услышали, прослушали; работать, развиваться и отдыхать коллективно, разговаривать по телефону. | |
2. | Этикет. | 7 | 1 | 6 | ||
3. | Этические нормы отношений с окружающими. | 11 | 6 | 5 | ||
4. | Этика отношений в коллективе. | 7 | 4 | 4 | ||
34 | 15 | 20 | ||||
4 год обучения | ||||||
1. | Этика общения. | 7 | 7 | 0 | Использовать знания правил этикета в отношениях с окружающими; пробуждать стремление с любовью относиться к родным, близким, окружающим людям; формировать добрые взаимоотношения между членами семьи Закреплять полученные правила по правилам поведения на дороге, в транспорте, местах отдыхах, на практических занятиях; научиться дарить радость другу; осознавать свою значимость в коллективных мероприятиях, значимость мнения коллектива.
| |
2. | Этикет. | 8 | 3 | 5 | ||
3. | Этические нормы отношений с окружающими. | 11 | 2 | 8 | ||
4. | Этика отношений в коллективе. | 8 | 2 | 7 | ||
34 | 14 | 20 |
Содержание программы.
1 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Доброе слово, что ясный день.
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.
Тема 2. Ежели вы вежливы.
Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Тема 3. Да здравствует мыло душистое.
Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.
Тема 4. Когда идёшь по улице.
Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.
Тема 5. Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.
Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».
Тема 7. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. Простые правила этикета.
Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.
Тема 9. Повседневный этикет.
Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».
Тема 10. Весёлые правила хорошего тона.
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.
Тема 11. Сказка об Этикете.
Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.
Тема 12. Продолжение сказки об этикете.
Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.
Тема 13. Путешествие в страну Этикета.
Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».
Тема 14- 15. Просим к столу. Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 16. Путешествие в волшебную сказку.
Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.
Тема 17. Я могу быть волшебником.
Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».
Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья.
Создание живой картины.
Тема 19. Любимый уголок родной природы.
Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.
Тема 20. У каждого народа свои герои.
Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.
Тема 21. Мы соберём большой хоровод.
Игра-праздник в форме хоровода.
Тема 22. Я люблю маму милую мою.
Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.
Тема 24. Люби всё живое.
Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)
Тема 25. Если радость на всех одна.
Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».
Тема 26. Мой класс – мои друзья.
Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 27. Самолюб никому не люб.
Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».
Тема 28. Поиграем и подумаем.
Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.
Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».
Тема 30. Путешествие в мир мудрых мыслей.
Создание книги мудрости.
Тема 31-33. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
2 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.
Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
Тема 3. Добро творить – себя веселить.
Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.
Тема 4. Подумай о других.
Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
Тема 5. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз, урок общения.
Тема 6. Делу – время, потехе - час.
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах
Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. По правилам этикета.
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».
Тема 9. Приглашение к столу.
Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».
Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.
Тема 11. Вот магазин, куда идем.
Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.
Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь.
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.
Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.
Тема 15. В гостях у Вежи.
Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)
Тема 16. Подари другому радость.
Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».
Тема 17. От чего зависит настроение?
Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.
Тема 18. Не стесняйтесь доброты своей.
Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты
Тема 19. Мой дом – моя семья.
Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».
Тема 20. В труде человек хорошеет.
Практическое занятие: «Наш общий дом»
Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети.
Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Тема 22. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.
Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.
Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.
Тема 24. Цени доверие других.
Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)
Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».
Тема 26. Советуем друг другу.
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.
Тема 28. Поговорил бы кто со мной.
Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.
Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.
Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.
Тема 30. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.
Тема 31. Делаем газету.
Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.
Тема 32-34. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
3 класс
Раздел 1. Этика общения (9 часов)
Тема 1. Здравствуйте все!
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Тема 4. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.
Тема 6. Умеем общаться.
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Тема 7. Каждый интересен.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 8. Подарок коллективу.
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …
Раздел 2. Этикет (7 часов)
Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.
Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Тема 11. Школьные правила этикета.
Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Тема 12. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Тема 13. Как решать семейные проблемы.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.
Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Тема 15. Встречаем Новый год.
Классный «Огонек» с праздничным столом.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (11 часов)
Тема 16. Душа – это наше творение.
Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»
Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.
Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.
Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Тема 20. Помоги понять себя.
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
Тема 21. О настоящем и поддельном.
Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.
Тема 22. Тепло родного дома.
Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».
Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.
Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.
Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (7 часов)
Тема 26. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Тема 27. Коллектив начинается с меня.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Тема 28. Подарок коллективу.
Занятие проводится по традиционной методике.
Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.
Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».
Тема 30. Скажи себе сам.
Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Тема 31. Вот и стали добрей и умней.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Тема 32. Школе посвящается.
Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности
4 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.
Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.
Тема 2. Умение быть самим собой.
Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.
Тема 3. Что достойно гражданина.
Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.
Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями.
Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.
Тема 5. Праздник школьного вальса.
Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.
Тема 6 - 7. Приглашение к зеркалу.
Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин
Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.
Тема 9 – 10. Твой стиль поведения.
Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе.
Тема 11. Мальчики. Девочки.
Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.
Тема 12. Поиграем и подумаем.
Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.
Тема 13. Когда какое слово молвить.
Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.
Тема 14. За общим столом.
Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.
Тема 15. Доброта и доброжелательность.
Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (11 часов)
Тема 16. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)
Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»
Тема 17. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)
Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.
Тема 18. Родительский дом.
Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга.
Тема 19. Любите ваших матерей.
Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».
Тема 20. «Поздравляем наших мам».
«Огонек», посвященный мамам.
Тема 21. О тех, кто сердце отдал людям.
Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.
Тема 22. Умей быть щедрым.
Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.
Тема 23. Праздник благодарности.
Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.
Тема 24. Добрыми делами славен человек.
Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)
Тема 25. Расскажи мне обо мне.
Проведение по сложившейся традиции
Тема 26. Присмотритесь друг к другу.
На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.
Тема 27. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.
Тема 28. Я, ты, мы.
Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.
Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.
Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.
Тема 30. Не хуже других.
Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.
Тема 31. «Скажи себе сам».
Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.
Тема 32. Храни достоинство свое повсюду, человек!
Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
«Страна этикета»
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
- Анкетирование учащихся и родителей
Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 33 часа в год в 1 классе и 34 часа во 2-4 классах.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Программа реализуется учителями начальных классов.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Страна этикета» рекомендовано использовать диагностический инструментарий (см.Приложение)
Формы контроля
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Для оценки результативности программы «Страна этикета» в Приложении приведен диагностический материал для каждого раздела.
Материально – техническое обеспечение
Библиотечный фонд
Для учителя:
- Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
- Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
- “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
- Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
- Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
- Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
- Барто А.Л. В театре.
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
- Осеева В.А. Волшебное слово
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русская народная сказка. Лиса и Журавль
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
- Толстой Л.Н. Волк и собака.
- Чуковский К. И. Федорино горе.
- Чуковский К.И. Мойдодыр.
- Чуковский К.И. Телефон.
- Чуковский К.И. Краденое солнце.
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
22. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
23.Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
Экранно – звуковые пособия
1.Компьютер
2.Магнитофон
3.Магнитная доска
Оборудование класса
1.Стол для учителя
2.Парты для учащихся
Краснодарский край Северский район станица Северская
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43
МО Северский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по «Страна этикета»
Класс 3
Учитель Северюхина Елена Николаевна
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1час
Планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности «Страна этикета» для 1 – 4 классов Малюга С.И., Романовой И.Н., утвержденной решением педсовета протокол № 1 от 29 августа 2014 г.
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
Этика общения 7ч | |||||
1 | Доброе слово, что ясный день | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
2 | Если вы вежливы | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
3 | Да здравствует мыло душистое | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
4 | Когда идёшь по улице | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города | ||
5 | Узнай себя | 1 | Путешествие в сказку. Конкурсы. | ||
6 | Нам счастья не сулит обида чья-то | 1 | Рассказ. Беседа. Игра | ||
7 | Подарок коллективу | 1 | Урок-сюрприз. Игры | ||
Этикет 8ч | |||||
8 | Простые правила этикета | 1 | Беседа. Решение задач | ||
9 | Повседневный этикет | 1 | Ответы на вопросы. Игра. | ||
10 | Весёлые правила хорошего тона | 1 | Работа с картинками. Сценки- миниатюры | ||
11 | Сказка об этикете | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
12 | Продолжение сказки об этикете | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
13 | Путешествие в страну этикета | 1 | Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки | ||
14-15 | Просим к столу | 2 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие в школьной столовой . | ||
Этические нормы отношений с окружающими 9ч. | |||||
16 | Путешествие в волшебную сказку | 1 | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. | ||
17 | Я могу быть волшебником | 1 | Познавательная беседа. Игра | ||
18 | Маленькое дело лучше большого безделья | 1 | Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. | ||
19 | Любимый уголок родной Отчизны | 1 | Познавательная беседа. Игра. Экскурсия к памятным местам станицы | ||
20 | У каждого героя свои герои | 1 | Познавательная беседа. Посещение районного музея | ||
21 | Мы соберём большой хоровод | 1 | Познавательная беседа. Игра | ||
22 | Я люблю маму милую мою | 1 | Познавательная беседа. Игра | ||
23 | Поздравляем наших мам | 1 | Праздник. | ||
24-25 | Люби всё живое | 1 | Посещение выставочного зала. Беседа | ||
Этика отношений в коллективе 9ч. | |||||
26 | Если радость на всех одна | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
27 | Мой класс – мои друзья | 1 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям. | ||
28 | Самолюб никому не люб | 1 | Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе. | ||
29 | Поиграем и подумаем | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
30 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. | ||
31 | Путешествие в мир добрых мыслей | 1 | Познавательная беседа. Игра. Просмотры мультфильмов. | ||
32-33 | Доброта что солнце | 2 | Подготовка к празднику. Праздник. |
Календарно - тематическое планирование
2 класс
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
Этика общения 7ч. | |||||
1 | Если песни петь, с ними веселей | 1 | Работа с картинками. Сценки- миниатюры | ||
2 | Добрым жить на белом свете радостно | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
3 | Добро творить – себя веселить | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
4 | Подумай о других | 1 | Познавательная беседа. Игра. Просмотры мультфильмов. | ||
5 | Подарок коллективу | 1 | Работа с картинками. Сценки- миниатюры | ||
6 | Делу – время, потехе – час | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
7 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
Этикет 8ч. | |||||
8 | По правилам этикета | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
9 | Приглашение к столу. | 1 | Работа с картинками. Сценки- миниатюры | ||
10 | Вот школа, дом, где мы живем | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города | ||
11 | Вот магазин, куда идем | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
12 | Дороги, транспорт, пеший путь | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города | ||
13- 14 | Лес, речка, луг, где можно отдохнуть | 2 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
15 | В гостях у Вежи | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
Этические нормы отношений с окружающими 10ч. | |||||
16 | Подари другому радость | 1 | Рассказ. Беседа. Игра | ||
17 | От чего зависит настроение | 1 | Познавательная беседа. Игра. Просмотры мультфильмов. | ||
18 | Не стесняйтесь доброты своей | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
19 | Мой дом – моя семья | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
20 | В труде человек хорошеет | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
21 | Все на белом свете солнышкины дети | 1 | Работа с картинками. Сценки- миниатюры | ||
22 | Поздравляем наших мам | 1 | Праздник. | ||
23 | Со взрослыми и сверстниками | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
24 | Цени доверие других | 2 | Рассказ. Беседа. Игра | ||
Этика отношений в коллективе 9ч. | |||||
25 | Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались | 1 | Работа с картинками. Сценки- миниатюры | ||
26 | Советуем друг другу | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
27 | Общее и особенное для мальчиков и девочек | 1 | Рассказ. Беседа. Игра | ||
28 | Поговорил бы кто со мной | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
29 | Путешествие по весеннему лесу | 1 | Работа с картинками. Сценки- миниатюры | ||
30 | Подарок коллективу | 1 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям. | ||
31 | Делаем газету | 2 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
32 | Доброта что солнце | 1 | Познавательная беседа. Игра. |
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
Этика общения 9ч. | |||||
1 | Здравствуйте все! | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
2 | Будем беречь друг друга. | 2 | Познавательная беседа. Игра. Просмотры мультфильмов. | ||
3 | Дружим с добрыми словами. | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
4 | Любим добрые поступки | 1 | Познавательная беседа. Игра. Просмотры мультфильмов. | ||
5 | Подари дело и слово доброе | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
6 | Умеем общаться | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
7 | Каждый интересен | 1 | Работа с картинками. Сценки- миниатюры | ||
8 | Подарок коллективу | 1 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям. | ||
Этикет 7ч. | |||||
9 | Премудрости дедушки Этикета | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
10 | За столом с дедушкой Этикетом | 1 | Работа с картинками. Сценки- миниатюры | ||
11 | Школьные правила этикета | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
12 | Когда рядом много людей | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
13 | Как решать семейные проблемы | 1 | Рассказ. Беседа. Игра | ||
14 | Чистый ручеек вашей речи | 1 | Познавательная беседа. Игра | ||
15 | Встречаем Новый год | 1 | Праздник. | ||
Этические нормы отношений с окружающими 11ч. | |||||
16 | Душа – это наше творение | 1 | Познавательная беседа. Игра. Просмотры мультфильмов. | ||
17 | Отворите волшебные двери добра и доверия | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
18 | Хорошие песни к добру ведут | 2 | Познавательная беседа. Игра. Просмотры мультфильмов. | ||
19 | Вглядись в себя, сравни с другими | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
20 | Помоги понять себя | 1 | Рассказ. Беседа. Игра | ||
21 | О настоящем и поддельном | 1 | Рассказ. Беседа. Игра | ||
22 | Тепло родного дома | 1 | Познавательная беседа. Игра | ||
23 | Поздравляем наших мам | 1 | Праздник. | ||
24 | Цветы, цветы – в них Родины душа | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
25 | Когда солнце тебе улыбается | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
Этика отношений в коллективе 7ч. | |||||
26 | Чтобы быть коллективом | 1 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям. | ||
27 | Коллектив начинается с меня | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
28 | Подарок коллективу | 1 | Урок-сюрприз. Игры. | ||
29 | Секретные советы девочкам и мальчикам | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
30 | Скажи себе сам | 1 | Рассказ. Беседа. Игра | ||
31 | Вот и стали добрей и умней | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
32 | Школе посвящается | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие. |
Календарно - тематическое планирование
4 класс
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
Этика общения 7ч. | |||||
1 | Оглянись внимательно вокруг | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
2 | Умение быть самим собой | 1 | Рассказ. Беседа. Игра | ||
3 | Что достойно гражданина | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
4 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
5 | Праздник школьного вальса | 1 | Праздник. | ||
6 – 7 | Приглашение к зеркалу | 2 | Познавательная беседа. Игра. | ||
Этикет 8ч. | |||||
8 | «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
9 – 10 | Твой стиль поведения | 2 | Рассказ. Беседа. Игра | ||
11 | Мальчики. Девочки | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
12 | Поиграем и подумаем | 1 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям. | ||
13 | Когда какое слово молвить | 1 | Рассказ. Беседа. Игра | ||
14 | За общим столом | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
15 | Доброта и доброжелательность | 1 | Работа с картинками. Сценки- миниатюры | ||
Этические нормы отношений с окружающими 11ч. | |||||
16 | «Поспешай делать добро» (народная мудрость) | 1 | Познавательная беседа. Игра | ||
17 | «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой) | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
18 | Родительский дом | 2 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
19 | Любите ваших матерей | 1 | Познавательная беседа. Игра | ||
20 | «Поздравляем наших мам». | 1 | Праздник. | ||
21 | О тех, кто сердце отдал людям | 1 | Работа с картинками. Сценки- миниатюры | ||
22 | Умей быть щедрым | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
23 | Праздник благодарности | 1 | Праздник. | ||
24 | Добрыми делами славен человек | 2 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
Этика отношений в коллективе 8ч. | |||||
25 | Расскажи мне обо мне | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
26 | Присмотритесь друг к другу | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
27 | Подарок коллективу | 1 | Урок – сюрприз.Игры. | ||
28 | Я, ты, мы. | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
29 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | Познавательная беседа. Игра. | ||
30 | Не хуже других | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | ||
31 | «Скажи себе сам». | 1 | Работа с картинками. Сценки- миниатюры | ||
32 | Храни достоинство свое повсюду, человек! | 1 | Рассказ. Беседа. Игра |
Приложение 1
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н балл. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы,
в 2 балла - 3
единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
баллом.
Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 балла - высокий уровень 2, 3 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень
Приложение 2
Анкетирование родителей
Анкета № 1
- Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
- Какие игры предпочитает?
- Какие виды развлечений больше любит?
- С кем чаще играет?
- Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
- Какие обязанности имеет дома?
- Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
- Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
- Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
- Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
- Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
- Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Анкета № 2
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
- Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
- могу и всегда так поступаю – 3 балла;
- могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
- не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета № 3
- Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
- Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
- Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Анкета № 4
- Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
- За что хвалите, за что наказываете?
- Как поощряете? Как наказываете?
- Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
- Какие качества твоего характера родителям нравятся?
- За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
- Как тебя поощряют, за что?
- Как тебя наказывают, за что?
- Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
- Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
- Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
- Стараешься ли контролировать свое поведение?
- Каких поощрений ждешь от родителей?
- Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
- Хватает ли тебе общения с родителями?
- Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
- Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
- С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ______________ Казачкова Е.А.
учителей начальных классов СОШ №43 (подпись)
от 30 августа 2014 года 30 августа 2014 года
___________ Грачёва И.Г.
(Подпись руководителя МО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...
«Этика и этикет для первоклассников» Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет"...