Программа по литературному чтению "В гостях у сказки"
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Программа данного кружка представляет собой опору на духовно- нравственное воспитание для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализуется в рамках «Внеурочная деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В гостях у сказки | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА РАССМОТРЕНА
приказом директора на заседании
МБОУ «Санаторно-лесная методического объединения
школа» г.Н.Новгорода МБОУ «Санаторно-лесная школа»
Приказ № ___________ г.Н.Новгорода
от «__» _________ 2019 г. Протокол №___________
от «__» _________ 2019 г.
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
КРУЖОК по литературному чтению «В мире сказок» КЛАССЫ____1___________________________________________________
ВОСПИТАТЕЛЬ Ведехина Оксана Вадимовна
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД:
всего_______33______ час., в неделю ________1_______час.
Программа составлена на основе авторской программы факультатива
«В мире книг» для внеурочной деятельности младших школьников
(1 - 4 классы) Л.А. Ефросинина
__________________________________________________________________
Литература: 1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
5. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
Пояснительная записка
Программа данного кружка представляет собой опору на духовно- нравственное воспитание для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализуется в рамках «Внеурочная деятельность».
Кружок «В мире сказок» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Актуальность программы заключается в том, чтобы показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Особое внимание на занятиях “В мире сказок” следует обращать на задания, направленные на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, т.к. развитие устной речи необходимо при дальнейшем изучении всех учебных предметов.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,
- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа,
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
- Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
- Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Общая характеристика кружка «В мире сказок».
Кружок «В мире сказок» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Данные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35 минут.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы кружка «В мире сказок» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Так же прививаются ценности:
- Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
- Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
- Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
- Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
- Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
- Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
- Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
- Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Формы проведения занятий:
- Беседа, рассказ учителя.
- Слушание.
- Различные виды чтения.
- Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
- Устный журнал, театрализация.
- Лепка из пластилина.
- Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
- Конкурсы, викторины.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения программы кружка.
В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие умения:
Личностные и метапредметные умения:
- Умение выражать собственное видение мира;
- вносить личный вклад в общую работу;
- развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления:
- художественные, конструктивные, аналитические.
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- Осознавать значимость чтения для личного развития;
- Формировать потребность в систематическом чтении;
- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выбор наиболее эффективного способа решения;
- смысловое чтение;
- анализ объектов;
- доказательство;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные учебные умения:
- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | Форма проведения | ||||
аудиторное | внеаудиторное | |||||||
Тема: «Русские народные сказки» - 10 ч | ||||||||
1 | Русская народная сказка «Репка». Прослушивание сказки. | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» | 1 | |||||
2. | Русская народная сказка «Репка». Инсценировка сказки . | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» | 1 | |||||
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1 | |||||
4 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Лепка персонажей. | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1 | |||||
5 | Русская народная сказка «Лиса и волк». | Чтение сказки читающими детьми. Иллюстрирование. | 1 | |||||
6 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки | 1 | |||||
7 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. Озвучивание героев. | 1 | |||||
8 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту. | 1 | |||||
9 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки | 1 | |||||
10 | Праздник русской народной сказки | Инсценирование. Выставка рисунков к любимым русским народным сказкам. | 1 | |||||
Тема: «Народные сказки» - 7 ч | 1ч | |||||||
11 | Украинская народная сказка «Колосок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | 1 | |||||
12 | Белорусская народная сказка «Пых» | Слушание сказки. Инсценировка. | 1 | |||||
13 | Латвийская народная сказка «Заячий домик» | Прослушивание. Герои сказки. Иллюстрирование. | 1 | |||||
14 | Украинская народная сказка «Рукавичка» | Инсценировка | 1 | |||||
15 | Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | 1 | |||||
16 | Сказка «Теремок» в разных обработках | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | 1 | |||||
17 | Моя любимая сказка. | Рассказывание. Лепка. | 1 | |||||
Тема: «Авторские сказки» -10 ч | ||||||||
18 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение. Иллюстрирование. | 1 | |||||
19 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик Иллюстрирование. | Чтение. Иллюстрирование | 1 | |||||
20 | Е Чарушин «Теремок» | Чтение сказки. Инсценировка сказки | 1 | |||||
21 | В.Сутеев "Палочка-выручалочка" | Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина | 1 | |||||
22 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» | Составление вопросов по содержанию сказки | 1 | |||||
23 | В. Катаев «Цветик-семицветик» | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 | |||||
24 | В. Катаев «Цветик-семицветик» Создание книжки-малышки | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 | |||||
25 | Моя любимая сказка. | Пересказ любимых сказок. | 1 | |||||
26 | Работа над детским театральным представлением | Инсценировка сказки. | 1 | |||||
27 | Итоговый спектакль. | Инсценировка сказки. | 1 | |||||
28 | Русская народная сказка «Лиса и Дрозд» | Устройство декорации. | 1 | |||||
29 | В.Сутеев « Грибок теремок» | Подбор музыкального и светового оформления | 1 | |||||
30 | Г. Андерсен «Гадкий утенок» | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | 1 | |||||
31 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник. | 1 | |||||
32 | Любимый герой сказки. | Иллюстрация. Рассказ о персонаже. | 1 | |||||
33 | Итоговое занятие | Конкурс сценических постановок. | 1 | |||||
Итого: | 33ч | 12ч | 21ч |
Литература: 1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
5. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
7. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
8. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;
- настольные развивающие игры;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "В гостях у сказки" для 2 класса
Рабочая программа по курсу "В гостях у сказки" для 2 класса...
Программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
Программа расчитана на учащихся 1 класса в рамках ФГОС.Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса кружковых занятий, включающего в себя литературное чтение и слушание, изобразительн...
Рабочая программа метапредметного проекта «В гостях у сказки»3 класс
Рабочая программа метапредметного проекта«В гостях у сказки» 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (общекультурное направление)
Рабочая программа внеурочной деятельности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (общекультурное направление) для учащихся 4 класса.Программа «В гостях у сказки» реализует общекультур...
Тема занятия: Сказка «По щучьему велению» по программе внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 1 класса.
В русской народной сказке рассказывается о простом парне из крестьянской семьи по имени Емеля.Главная мысль сказки -- нужно быть добрым. Нельзя судить о людях по внешнему виду....
Тема занятия: Сказка «По щучьему велению» по программе внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 1 класса.
Сказка «По щучьему велению» по программе внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 1 класса....
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» 2 В класс
Рабочая программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. ...