Методическая разработка занятия в группе продленного дня
методическая разработка (4 класс)

Занятие в группе продленного дня посвящено творчеству А.С.Пушкина. Дети очень любят сказки Пушкина, занятие в игровой форме позволит им весело проверить свои знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 371

с углубленным изучением русского, английского и французского языков Московского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта  занятия в группе продленного дня по теме «Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина»

Воспитатель ГПД: Буланова Л.Н.

Цели: продолжать знакомить с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Сказки А.С.Пушкина».

Планируемые результаты: читать осознанно и выразительно; определять тему, главную мысль произведений; выявить специфические особенности волшебных сказок, сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним, определять последовательность событий, характеризовать и сравнивать героев.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности; сопоставлять свои действия с поставленной задачей, планировать ход работы; адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок; находить нужную информацию для выполнения заданий.

Познавательные УУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться в речевом потоке; строить рассуждения, обобщать полученную информацию; использовать наблюдения в разных видах деятельности; выбирать эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию, задавать вопросы, делать выводы; адекватно оценивать свои достижения; работать в паре; вести устный диалог, слушать собеседника, строить понятные для партнёра высказывания, доказывать предположения, исправлять речь других.

Личностные УУД: проявление активности в коллективной деятельности, творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, формирование нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества А. Пушкина.

Межпредметные связи на уроке: Литературное чтение, изобразительное искусство.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, выставка книг со сказками А. С. Пушкина, портрет поэта, иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями, костюмы для инсценирования отрывков из сказок, мешочек с заданиями, дерево успеха с зелёными, жёлтыми и красными листьями, магниты.

Этапы урока

Содержание

учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Организационный  момент

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

- Какие правила поведения нам надо помнить на уроке?

Приветствует детей, эмоционально настраивает на урок.

Приветствуют друг друга, повторяют правила поведения на уроке.

Р.: организация деятельности на уроке. К.: уметь договариваться. Л.: отработка навыков самоорганизации.

II.

Актуализация знаний

- Какие сказки мы называем народными? Какие литературными?

- Сейчас попробуем установить связь между народной и литературной сказками. Но сначала вспомните, что такое кроссенс. («Кроссенс» означает «пересечение смыслов»).

-Посмотрите на слайд и установите связь между картинками.

- Определите тему урока.

При помощи ассоциативных связей предлагает определить тему урока.

Устанавливают связи между картинками, высказывают свои предположения, называют тему урока.

Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П.: выполнять задания творческого и поискового характера. К.: строить понятные высказывания.

III.

Самоопределение к деятельности.

- Кто автор сказок, по которым у нас будет турнир?

- Прочитайте слова С. Я. Маршака.

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

- Почему С. Маршак мог так сказать о сказках А. Пушкина? Что общего у народных сказок и сказок Пушкина?

- Какие цели мы должны достигнуть на уроке?

Подводит к самостоятельной постановке целей урока, ставит проблему передучащимися. Предлагает пути поиска информации.

Формулируют цели урока. Отвечают на вопросы, рассуждают

Р.: вникать в суть проблемы. П.: отбирать информацию, которая пригодится для решения проблемы. К.: сотрудничать с одноклассниками. Л.: мотивация учебной деятельности.

IV.

Работа по теме занятия

1.Беседа о творчестве А. Пушкина.

- Почему люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира любят произведения А. Пушкина?

Рассказ учителя о детских впечатлениях поэта, истории написания сказок.

2. Коллективное рассматривание выставки книг А. Пушкина.

- Рассмотрите нашу книжную выставку. Какие книги здесь представлены? Что их объединяет? Рассмотрите иллюстрации к сказкам. Назовите художников – иллюстраторов.

3. Работа с толковым словарём. - Какую сказочную страну придумал поэт? Что такое лукоморье? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре.

 4. Выразительное чтение отрывков из сказок А. Пушкина. Анализ сказок.

(После чтения отрывков воспитатель задаёт вопросы к каждой сказке)

Вводит в тему занятия, знакомит с творчеством поэта, включает в деятельность детей. Вырабатывает умения работать с книгами, анализировать, сравнивать их. Организует словарную работу, выразительное чтение, восприятие текстов. Задаёт вопросы, контролирует выполнение заданий.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, читают наизусть стихи. Определяют, что это книги одного автора, есть сборники и книги одного произведения.

Знакомятся со значением слова «лукоморье». Участвуют в чтении, анализируют сказки, высказывают своё мнение, дополняют ответы.

Р.: находить нужную информацию для выполнения заданий. П.: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться в речевом потоке. К.: формулировать своё мнение и позицию, анализировать произведения, умение слушать, исправлять речь других. Л.: формирование нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества А. Пушкина.

V.

Физминутка 

Настраивает детей на отдых

Активное выполнение

К.: активность в коллективной деятельности

VI. Инсценирование сказок.

Инсценируют отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане».

Организует и направляет деятельность учащихся

Инсценируют отрывки из сказок, оценивают работу одноклассников

К.: активность в коллективной деятельности. Л.: выражать свои мысли, чувства, эмоциональную реакцию на текст.

VI I.

Обобщение и систематизация знаний

Формирует 2 команды: «Золотая рыбка» и «Золотой петушок».

Вопросы для разминки:

1.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

2.Какими словами извещал петушок царя Додона о том, что опасности возле его царства нет? (Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку)

3.Откуда эти строки?

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»?  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Задание 1.

Найдите повторы в сказках А.С.Пушкина.

Раздается стук в дверь, на пороге появляется почтальон Печкин.

Печкин. Здравствуйте, ребята!

Так, правильно ли я попал по адресу? (читает)

Куда: Школа № 371.

Кому: Любителям пушкинских сказок 4 б класса.

Обратный адрес: Царь Додон.

Ребята! Я принес вам 2 письма от царя. А раз уж я попал на ваш турнир, стало быть, тоже хочу принять в нем участие. С вашего позволения прочту вам письмо Додона. Очень уж мне интересно, что написал вам царь. Был я у нег. НАДОЕЛО ЕМУ ЦАРСТВОВАТЬ, ЛЕЖА НА БОКУ и решил он ум свой потренировать. Шлет вам свои вопросы, да не простые, а мудреные. (Достает лист из первого конверта и читает)

«В дорогой собольей душегрейке,

   Парчевая на маковке кичка,

   Жемчуги огрузили шею,

    На руках золотые пестни,

    На ногах красные сапожки»

Узнаете, кто это? Читает дальше: публикациям сказочных

«Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь…»

О каком фрукте идет речь, и из какой он сказки?

Печкин. А во втором конверте первый выпуск газеты «Волшебные известия», который полностью посвящен публикациям сказочных объявлений.

Сказочные объявления

  1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. Могу: а) запрячь лошадь,                  б) топить печь,                     в) закупать продукты на рынке,                                                  г)печь яйца, варить кашу, д) нянчить детей.                Мой адрес:                           --Кто это? Из какой сказки?
  2. Торговая фирма предлагает импортные товары:              -соболя,                                  - черно-бурые лисицы,         - донские жеребцы,                    - чистое серебро,                   - злато.                           Адрес фирмы:
  3. Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеются:                 -лавки, крытые ковром,        - под святыми стол дубовый,                                         - печь с лежанкой изразцовой.                      Мой адрес:
  4. Тем, кто не может проснуться по утрам  по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда  и везде.                         Адрес:
  5. Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом?                          Обращаться
  6. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?        Наш адрес: Обращаться…

Конкурс капитанов

  • Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон?
  • С каких слов начинается «Сказка о попе и о работнике его Балде»?
  • Последнее желание сварливой старухи?
  • С какими словами обращается своенравная царица к волшебному зеркальцу?
  • Кто верный сторож царя Додона?
  • Кем хотела стать старуха?
  • В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?
  • Изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по свету?
  • Какими ремеслами занимались старик со старухой, живя в своей землянке?
  • Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах?

В игровой форме проверяет знание сказок Пушкина, заинтересовывает учащихся. Организует работу в командах. Развивает внимание, речь, следит за правильностью ответов.

Отгадывают, кто из героев мог отправить такие телеграммы.

Работают в командах. Вспоминают дословно отрывки из сказок.

Р.: принимать и сохранять учебную цель, устанавливать соответствие полученного результата цели. П.: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К.: формулировать своё мнение, умение слушать. Л.: оценивать своё эмоциональное состояние.

VIII.

Рефлексия.

  1. Составление синквейнов

Первый ряд к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», второй ряд – к «Сказке о попе и работнике его Балде». Сами выберите героя, которого вы хотите описать.

2. Оценка достижений. «Дерево успеха» 

Организует работу в группах, оценивает работу учащихся.

Составляют синквейны, оценивают себя и работу одноклассников.

Р.: вносить необходимые изменения в результат своей деятельности. П.: анализировать информацию.

К.: формулировать собственную позицию. Л.: выражать свои мысли, чувства, оценивать своё эмоциональное состояние

IX

Подведение итогов. Награждение.

- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли их? Какая сказка А.С. Пушкина вам понравилась боль-ше всего? Почему?

- По словам С. Я. Маршака, сказки Пушкина – «настоящий клад для растущего человека», ведь они учат вас чувствовать радость от победы добра над злом, воспитывают добрые чувства, раскрывают богатство языка, музыкальность звучания слова.

Подводит итоги, награждает детей, активно работающих на уроке.

Подводят итог урока

Регулятивные: планировать пути достижения целей.

Личностные: выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в группе продленного дня.

Режимные занятия в группе продленного дня....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня «Дети блокадного Ленинграда»

Методическая разработка занятия в группе продленного дня "Дети блокадного Ленинграда" для учащихся 1-2 классов....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня «Олимпийские зимние виды спорта»

Методическая разработка занятия в группе продленного дня«Олимпийские зимние  виды спорта»для учащихся начальной школы...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня "Учимся дружить"

Внеклассное занятие в ГПД, цель которого заключается в расширении представлений обучающихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в 1 классе на тему "Домашние животные-кошки".

Методическая разработка занятия в 1 классе коррекционной школы для группы продленного дня по предмету " Развитие речи и окружающий мир"...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня по предмету "Математические представления и конструирование" 9 класс ОР

Методическая разработка внеклассного занятия для детей ОР по предмету "Математические представления и конструирование" на тему "Число и цифра 10"....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня.Тема занятия: «Природа и мы".

Занятие в группе продленного дня.«Природа и мы». Цель: формирование экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру. Задачи:- развитие познавательной активности дете...