Программа «Путешествие в мир родной природы»
классный час (3 класс)
Программа «Путешествие в мир родной природы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_puteshestvie_v_mir_rodnoy_prirody.docx | 43.77 КБ |
Предварительный просмотр:
- 1.Пояснительная записка.
Программа «Путешествие в мир родной природы» имеет эколого-краеведческую направленность.
Актуальность программы дополнительного образования «Путешествуем в мир родной природы» определяется рядом факторов:
- во-первых, целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка;
- во-вторых, программа создает условия для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в качестве базовой компетенции;
- в третьих, использование в качестве содержательной основы предмета исследовательской деятельности компонентов окружающей природы, обеспечивает личностную значимость исследований, способствуют формированию экологической культуры.
Цель: воспитание экологической культуры через создание условий способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Задачи:
Личностные:
- Способствовать формированию бережного отношения к природе
- 2.Содействовать воспитанию у учащихся потребности в общении с природой
Метапредметные:
- Способствовать развитию познавательного интереса к природе своего края.
- Создать условия для развития личностных качеств посредством включения в активную исследовательскую деятельность
- Содействовать развитию коммуникативных навыков.
Предметные:
- Формирование начальных знаний о сущности и особенности объектов, процессов и явлений родного края.
- Формирование основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира.
- Общая характеристика учебного предмета, курса:
В основу дополнительного экологического образования курса «Путешествие в мир родной природы положены: сказки, игры, экскурсии, презентации, практические работы и исследовательская деятельность Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
3.Описание места предмета, курса в учебном плане.
На изучение эколого- краеведческой программы внеурочной деятельности "Путешествуем в мир родной природы" отводится 1 час в неделю в учебное время, включая по 1 часу в каникулярное время,всего37 часов в год.
- 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса:
Ценностным ориентиром образовательной эколого- краеведческой программы внеурочной деятельности "Путешествуем в мир родной природы", является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, направленная на формирование социальных и личностных компетенций, исследовательских навыков, с помощью выполнения проектов, исследований, занятий на основе экологических сказок, игр и экскурсий, являющихся без преувеличения источником деятельности обучающихся и выполняющих функцию развития личности младшего школьника, его познавательных способностей и коммуникативных действий. Программа нацелена на выполнение ФГОС НОО.
- 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:
Личностные результаты воспитанников:
- мотивация личности ребенка к познанию и творчеству;
- готовность работать в группе и самостоятельно;
- ценностно-смысловые установки обучающихся, связанные с осознанием целостности и ценности окружающего мира;
- освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы;
- развитие эмоциональной сферы, образного мышления.
Метапредметные результаты воспитанников:
- умение использовать различные способы поиска( в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети Интнрнет),сбора обработки,анализа,передачи и интерпретации информации;
- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи исследовательской деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения,анализа и синтеза,обобщения,классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,построение рассуждений,отнесения к известныи понятиям;
- освоение доступных способов изучения природы.
Предметные результаты воспитанников:
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,процессов и явлений природы в соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы.
- 6.Содержание изучаемого курса
- Введение(2ч)
Природа родного края: живая и неживая природа. Как изучают природу? Изменения в природе( в том числе 1 экскурсия) « Сезонные изменения в природе»-1ч)
- Тема 1. Цветок и солнце (6ч)
Многообразие растений, их значение в природе и жизни человека. Деревья, кустарники, травы, грибы родного края. Растения лекарственные и ядовитые. Грибы съедобные и ядовитые. Красная книга родного края- растения (в том числе 1 экскурсия).
Детская литература:
Сказки :Н.И. Асташина. Там на неведомых дорожках. Как Иринка по грибы ходила.
Игра « Лото»(2 варианта).
- Тема 2. Соседи по планете( 6 ч.)
Роль животных в природе и жизни человека. Многообразие животных. Особенности строения и жизнедеятельности животных разных групп. Как человек может помочь животным? Красная книга родного края – животные (в том числе 1 экскурсия-2ч). Презентация.
Детская литература:
В Бианки. Чей нос лучше? Чьи это ноги? « Как девочка Катя порядок на лугу наводила». Экологическая сказка: Н.И. Асташина. Всем ужасам ужас, или Что на свете всего страшнее. Практическая работа: подкормка зимующих птиц.
- Тема 3. « Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек…»(5 ч)
Взаимосвязи в природе. Кто что ест на обед? Кто где живет? Учимся наблюдать взаимосвязи в природе (в том числе экскурсия-1ч). Игра « Птичья столовая, кто кого ест( пищевая цепь).
Детская литература:
Н.И. Асташина «Сказка об одиноком дубе». В. Бианки « Лесные домишки».
- Тема 4.Лес и его обитатели.(5ч)
Лес –сообщество разных организмов. Этажи леса. Охрана лесов(в том числе 2экскурсии)
Игры « Пантера», « Совы и вороны»
Детская литература:
Экологические сказки Н.И. Асташина. Грустная история. Как синичка в гости летала.
М Пришвин. Этажи леса.
- Тема 5.В гостях у Царевны-лягушки.(5ч)
Река и пруд- общежитие самых разных организмов Водные растения –большие и маленькие. Околоводные насекомые. Жители толщи воды. «(в том числе 1 экскурсия, возможно виртуальная)
Детская литература: Г-Х. Андерсен. Дюймовочка. Игра «В гостях у царевны Лягушки».
- Тема 6. Мы – исследователи родной природы(3ч).
Правила проведения исследований в природе. Экологические тропы. Экологическая орнитологическая тропа « Здравствуйте, птицы!"
- Тема 7. Путешествуем по родному краю(3ч)
Экскурсия по родному краю. Экологический субботник. Выполнение исследовательских работ. Исследование движения растений.
- Заключение(2ч)
Подведение итогов деятельности по программе
- 7.Учебно-тематический план
№п\п | Темы занятий | к-во час. | план |
факт | Сказки, игры, экскурсии, презентации. | |
Введение(2ч) | игра | |||||
1 | Особенности природы родного края(живая и неживая природа) | 1ч | 03.09 | 03.09 | игра | |
2 | Как изучают природу. « Сезонные изменения в природе» | 1ч | 10.09 | экскурсия | ||
Тема 1. Цветок и солнце(6ч) |
| |||||
3 | Многообразие растений, их значение в природе и жизни человека. «Там на неведомых дорожках или полное опасностей и приключений путешествие по почти сказочному лесу». | Зан.1 | 1ч | 17.09 | сказка | |
4 | Деревья, кустарники, травы, грибы родного края. «Там на неведомых дорожках или полное опасностей и приключений путешествие по почти сказочному лесу». | Зан.2 | 1ч | 24.09 | сказка | |
5 | Растения лекарственные и ядовитые. | Зан.3 | 1ч | 01.10 | экскурсия | |
6 | Грибы съедобные и ядовитые. Как Иринка по грибы ходила. | Зан.4 | 1ч | 08.10 | эколог. сказка | |
7 | Грибная игротека. | Зан.5 | 1ч | 15.10 | игра | |
8 | Красная книга родного края- растения. | 1ч | 22.10 | презентация | ||
Тема 2. Соседи по планете | ||||||
9 | Роль животных в природе и жизни человека. « Всем ужасам ужас или что на свете всего страшнее» | 29.10 | экол. сказка | |||
10 | Многообразие животных. В Бианки. Чей нос лучше? Чьи это ноги? | 1ч | 12.11 | игра | ||
11 | Особенности строения и жизнедеятельности животных разных групп. « Как девочка Катя порядок на лугу наводила». | Зан.1 | 1ч | 19.11 | сказка | |
12 | Как человек может помочь животным? | 1ч | 26.11 | Пр. работа | ||
13 | Красная книга родного края – животные. | 1ч | 03.12 | презентация | ||
14 | Подкормка зимующих птиц. | 1ч | 10.12 | Практ. работа | ||
Тема3. «Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек…» | ||||||
15 | Взаимосвязи в природе. Н.И. Асташина «Сказка об одиноком дубе». | Зан.1 | 1ч | 17.12 | сказка | |
16 | Кто что ест на обед( пищевая цепь). | 1ч | 24.12 | игра | ||
17 | Экскурсия к дубу. | Зан.2 | 1ч | 07.01 | экскурсия | |
18 | Кто где живет? В. Бианки « Лесные домишки». | 1ч | 14.01 | сказка | ||
19 | Учимся наблюдать взаимосвязи в природе. | 1ч | 21.01 | презентация | ||
Тема 4.Лес и его обитатели(5ч) | ||||||
20 | Н.И. Асташина. Как синичка в гости летала. | Зан.1,2 | 1ч | 28.01 | эколог. сказка | |
21 | Охрана лесов. | Зан.3 | 1ч | 04.02 | экскурсия | |
22 | Лес –сообщество разных организмов. | 1ч | 11.02 | экскурсия | ||
23 | Н.И. Асташина. Грустная история. | Зан.4,5 | 18.02 | эколог. сказка | ||
24 | Этажи леса. М Пришвин. Этажи леса. Игры « Пантера», « Совы и вороны» | 25.02 | сказка, игра | |||
Тема 5.В гостях у Царевны-лягушки(5ч) | ||||||
25 | Река и пруд- общежитие самых разных организмов | Зан.1 | 1ч | 03.03 | экскурсия на водоем, вирт. | |
26 | Водные растения –большие и маленькие. | 1ч | 10. 03 | |||
27 | Околоводные насекомые. | Зан.2 | 1ч | 17.03 | эколог. сказка | |
28 | В гостях у царевны Лягушки . | Зан.3 | 1ч | 24.03 | игра | |
29 | Г-Х. Андерсен. Дюймовочка. | 31.03 | сказка | |||
Тема 6. Мы – исследователи родной природы. | ||||||
30 | Правила проведения исследований в природе. | 1ч | 07.04 | исследование | ||
31 | Экологические тропы. | 1ч | 14.04 | эколог. тропа | ||
32 | Экологическая орнитологическая тропа « Здравствуйте, птицы!" | Зан.1 | 1ч | 21.04 | исследование | |
Тема 7. Путешествуем по родному краю. | ||||||
33 | Экскурсия по родному краю. | 1ч | 28.04 | экскурсия | ||
34 | Экологический субботник. | 1ч | 05.05 | субботник | ||
35 | Выполнение исследовательских работ. Исследование движения растений. | 1ч | 12. 05 | презентация | ||
| Заключение. | 1ч | ||||
36 | Подведение итогов деятельности. | 1ч | 19.05 | экскурсия | ||
37 | Подведение итогов деятельности. | 1ч | 26.05 | Практ.работа |
8.Материально - техническое обеспечение образовательного процесса Программа внеурочной деятельности организация эколого- исследовательской деятельности младших школьников «Путешествие в мир родной природы»
- Н.И. Асташина. Развитие исследовательской деятельности школьников в дополнительном экологическом образовании на ключевых орнитологических территориях-автореферат.
- Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников.
- Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.:Просв.,2011.-( Стандарты 2поколения).
- А.Т. Зверев. Экологические игры. М.: Издательский дом « ОНИКС 21 век» ЗАО « Дом педагогики,2011.
- Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы.Естествознание.5 класс- М.: Пр.,2010(Станд. нов.поколения).
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006,№06-1344
- Развитие исследовательских умений младших школьников/Н.Б. Шумакова; под редакцией Н.Б. Шумаковой.-М.: Просвещение,2011.- ( Работаем по новым стандартам).
- Н.И. Асташина. Там на неведомых дорожках. Как Иринка по грибы ходила. « Всем ужасам ужас или что на свете всего страшнее»
« Как девочка Катя порядок на лугу наводила». «Сказка об одиноком дубе». Как синичка в гости летала. Грустная история.
- В. Бианки. Чей нос лучше? Чьи это ноги? Кто где живет? « Лесные домишки».
- М Пришвин. Этажи леса. Г-Х. Андерсен. «Дюймовочка»
- http://www.ecosystema.ru/ — Экологическое образование детей и изучение природы России.
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — Биологическое разнообразие России.
- http://www.forest.ru/ — Интернет-портал Forest.ru — Все о российских лесах.
- http://etno.environment.ru/ — Этно-экология. Сайт Лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается Интернет-порталом Forest.ru.
- http://www.kunzm.ru/ — Кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в неживую природу".
Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...
Математическое путешествие в мир природы. Интегрированный урок по теме: « Сложение и вычитание в пределах 20»
Интегрированный урок по математике и окружающему миру в 1 классе....
Путешествие в музей природы. Осень.
Открытый показ интегрированной образовательной деятельности....
Путешествие в музей природы. Осень.
Открытый показ интегрированной образовательной деятельности....
Презентация к образовательной деятельности "Путешествие в музей природы.Осень.!" "Лес, точно терем расписной..."
Презентация была создана на основе фотографий осенней тематики.Использовалась на открытом показе интеграционной образовательной деятельности по теме "Путешествие в музей природы.Осень."...
Путешествие в храм природы
Мероприятие по экологическому воспитанию...
Игра- путешествие "Удивительный мир природы".
Познавательная игра-путешествие подготовлена для учащихся 4 класса, которая расширяет кругозор детей, их знания по окружающему миру, воспитывает экологическую культуру, бережное отношение к природе ро...