Статья на тему: "Основные режимные моменты и особенности ГПД в первых классах"
статья (1 класс)

Чуркина Ирина Александровна

Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в первых классах. Формы, приемы и методы воспитательной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 461

Колпинского района Санкт-Петербурга

Основные режимные моменты и особенности ГПД в  первых классах

Подготовила:

воспитатель ГПД

Чуркина И.А.

        

Санкт-Петербург

2019

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности является работа групп продлённого дня. Микроклимат группы продленного дня даёт возможность всем детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему, и именно здесь могут проявиться особенности. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка. При организации внеурочной деятельности младших школьников очень важно учитывать  что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому, стремятся понять новую школьную жизнь.

Воспитатели групп продленного дня наряду с учителями начальных классов школы в своей работе ставят перед собой следующие задачи:

  1. Развивать познавательные интересы и способности учащихся.
  2. Воспитывать любовь к школе, труду, спорту, к природе и родному краю.
  3. Прививать навыки культурного поведения в школе, дома и в общественных местах.
  4. Содействовать  развитию  духовно-нравственных  качеств личности.
  5. Прививать  чувство  коллективизма,  учить  взаимовыручке.
  6. Формировать  навыки санитарно-гигиенической  культуры.
  7. Укреплять  здоровье  детей,  развивать  их  физические  способности.
  8. Создать  условия  для  проявления  творческих  способностей  каждого  ребенка.
  9. Привлекать  детей  к  занятиям  в  кружках  и  секциях.

 

Главная сложность в работе воспитателя ГПД в первых классах заключается в том, что каждый ребенок, попавший к нему в группу, впервые вступил на порог школы, где ему предстоит учиться многие годы. Первый класс станет серьезным испытанием для ребенка, и от того, как пройдет первый год, во многом зависят и все последующие годы в школе. В жизни первоклассника начинается сложный адаптационный период.

Прежде всего, первоклассникам непросто сориентироваться в незнакомом пространстве школы. Им неизвестны многие правила поведения учеников на уроке, на перемене, в столовой, в гардеробе. Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом в классе и выстроить свои отношения в новом коллективе.

И без того сложный период привыкания первоклассника к школе усугубляется еще и тем, что родители не могут забрать своего ребенка из школы сразу после уроков, и уже с первых дней пребывания в школе дети остаются в продленке до 17-18часов. Свою работу я стала строить с определения того, насколько дети моей группы владеют элементарными правилами и умениями для своего возраста. Многие дети в группе к началу обучения в школе уже умели читать и считать. Но, находясь в коллективе, не умели слышать и слушать воспитателя. О том, чтобы тихо пройти в столовую, собраться на прогулку не могло быть и речи.

На основе этих наблюдений я решила построить свою воспитательную работу в данном направлении по принципу работы детского сада с постепенным внедрением в нее элементов школьной жизни. В обучении и воспитании детей стало необходимым идти от простого к сложному. Пришлось учить своих первоклассников изо дня в день выполнять нехитрые, ежедневно повторяющиеся действия, которые в дальнейшем облегчили им жизнь в школе. Оказалось, что необходимо озвучивать вслух все требования и пожелания, постоянно проговаривать необходимые действия. Правила поведения повторяли изо дня в день. Постепенно ребята смогли запомнить все правила поведения и стали понимать, чего от них хочет воспитатель.  Особое внимание пришлось обратить на следующие моменты:

Звон колокольчика, который помог собрать детей, настроить их на работу в группе продленного дня. Первые минуты после урока проходят в суматохе: часть детей уходит домой, часть остаются на продленку, остальные дополняются из параллельных первых классов. Детям очень хочется пообщаться, а слушать наставления воспитателя совсем не хочется. В такой обстановке звук колокольчика очень помогает обратить внимание и без того уже уставших учеников на воспитателя. Обязательное  напоминание  о посещении  туалета  (особенно  перед  обедом  и прогулкой),  как  в  детском  саду. Уставшие  от  уроков  ученики  и  по  натуре  стеснительные  ребята  могут  самостоятельно  и  не  сходить  в  туалет  и  терпеть  до  последнего.  Поэтому    необходимо  периодически  напоминать  детям  сходить  в  туалет,  чтобы  избежать  трудностей  в  столовой  или  на  прогулке.

Передвижение  по  школе  в  колонне  по  парам. Первую  четверть строиться  в  колонну  по парам  и  тихо  идти  этой  колонной  в  столовую  или  гардероб  оказалось  для ребят  очень  сложной  и  почти  невыполнимой задачей. Они не могли  распределиться  в  пары,  толкались,  делали  подножки  и  наступали  друг  другу на  ноги,  шумели  и т.д. Поэтому первое  время  пришлось  учить  детей  строиться  в  пары и  ходить  в  колонне. Проделывали мы  это с  учениками на  стадионе во  время  прогулки.

Соблюдение  правил  личной  гигиены. Воспитателю  в  начале  учебного  года  не  стоит  надеяться  на  сознательность  своих  юных  воспитанников. Не  многие  из  них  вспомнят,  что  надо  вымыть  руки  перед  обедом  или  полдником  на  продленке. Поэтому необходимо  напоминать  детям  об  элементарных  правилах  личной  гигиены, следить  за  тем,  чтобы  ребята   мыли  руки  перед  едой  и  правильно  вели  себя  в  столовой. Можно назначить  ответственного  ученика,  который  не  забудет  взять  с  в  столовую  полотенце для  рук  для всей  группы.

Закрепление  за  группой  своего  постоянного места  в  столовой.  По  возможности,  для     каждой  группы  продленного  дня, состоящих  из  учеников  первых  классов, лучше  отвести для  обеда  свое  место  в  столовой.  Тогда  дети не  станут  бегать по  ней  в  поисках  пустого  стола  и стула,  а  организованно  в течение   всего учебного   года будут  занимать  отведенные  для  них  места  и  спокойно   обедать. Когда  в  школьной  столовой  одновременно  обедает  несколько  групп  продленного  дня,  то  это правило  становится  очень  актуальным.

Обязательное  дежурство  по  столовой  во  время  обеда. Целесообразно  назначить двух – трех  учеников,  которые  бы  чистыми  вымытыми  руками  раздавали своим  одногруппникам  ложки,  вилки  и  хлеб  перед  едой. Обычно  ребятам  нравится  дежурить  по  столовой.

Одной  из  серьезных  проблем,  с  которыми  может  столкнуться  воспитатель,  является  то,  что  первоклассники могут  совсем  и  не притронуться  к  предложенному им  обеду  и  покинуть  столовую  голодными.  Это  может  быть  связано  с  несколькими  причинами: дети  еще  не  привыкли  к  школьной  еде;  их пугает  или  отвлекает от  обеда      одновременно   большое  скопление  учеников  в  столовой; если  кто-то один  не  станет   есть  суп,  то  и  все,  сидящие  с  ним  за  столом,  скорее  всего,  проделают  тоже  самое. В  связи  с  этим,  воспитателю  надо  будет  разъяснять детям  пользу  здорового  горячего  питания,  проводить игры  и  занятия  на  эту  тему. Воспитатель  может  договариваться  с  ребенком, отказывающимся  от  еды,  чтобы  он съел  не  весь  суп,  а, например,  только  бульон  или  не  все  второе  блюдо,  а  только  гарнир  или котлету  на  свое  усмотрение. Можно  придумать  различные  поощрения,  хитрости  со  смайликами  или  наклейками  для  тех  детей,  которые  съедают  школьный  обед  полностью  по  истечении  какого-то определенного  периода (например, 1-й или 2-х  недель).  Главное – чтобы  дети  не  выходили   из  школьной  столовой  голодными.

Обязательная  ежедневная  прогулка  на  воздухе  не  менее одного  часа (даже  в  дождливую  погоду). Можно  разделить  прогулку  на  две  части. В первой  части  прогулки  воспитателю надо  привлекать  детей  к  спортивным  или  подвижным  играм   разного  вида.  Дети  в  возрасте  7 лет    запросто  справляются с  играми  на  телефоне,  но  совершенно  не  в  состоянии  самостоятельно  придумать   игру  между  сверстниками,  договорится с ребятами   об  ее  правилах,  начать  игру  и  довести  ее до  конца. Игра  детей  должна  быть  под  контролем  взрослого.   Воспитателю  лучше знакомить  своих  воспитанников  с  новыми  играми,  разучивать  их правила   и  привлекать для участия  в них  как  можно  больше  детей  из  группы. Игра  детей  должна  проводиться  под  контролем  взрослого.  В  такой   свободной и  неформальной  обстановке  дети  могут  раскрепоститься  и  проявить  свои  способности. Таким  образом,  можно быстро познакомить  ребят  друг  с  другом,  сдружить  их  и  выявить  лидера.  Во  второй  части  прогулки  дети  могут  найти  себе  занятия  по  интересам  самостоятельно  или  малыми  группами. Прогулка  на  свежем  воздухе  является одним  из  важнейших  элементов  в режиме  работы  группы  продленного  дня. Она  способствует физическому   развитию    учеников,  закаливанию  и  укреплению  их  здоровья.

Обязательный  полдник. Как  ни  странно,  но  детей  совершенно  не  надо  уговаривать  его  съесть. После  часовой  прогулки  на  свежем  воздухе,  где  ребята играют  в  активные  игры,  они  кушают  с  большим   аппетитом.

Из  всего  вышеперечисленного  можно  сделать  следующие  выводы:

1.Воспитатель  должен  тщательно  продумать график  передвижения  группы  по  школе,  чтобы  не  столкнуть  ее с  основной  массой  старшеклассников  на  перемене  после  5-го   или  6-го  уроков. Это  нужно  для  того,  чтобы  самых  маленьких  и  еще  не  приспособившихся   учеников  не  затолкали  и не обидели  остальные (уже достаточно опытные)  ученики школы  ни  в  столовой,  ни  в  коридоре,  ни в  гардеробе.  

2.Организовать  обед  в четко  отведенном  постоянном месте в  столовой.

3.Следить  за  тем,  чтобы  ученики  не  оставались  голодными  на  продленке.

4.Выводить  свою  группу  на  прогулку  почти  в любую  погоду.

5.Так  рассчитать  время  прогулки  и  полдника  по  дням  недели,  чтобы обеспечить  полдником  даже  тех  детей,  которые  в  это  время  посещают  школьный  кружок. Данное пожелание  может  быть  применено  к  тем  школам,  в  которых  время  работы  отделения  дополнительного  образования  детей  совпадает  со  временем  прогулки  в  ГПД.

6.  Создать  доброжелательную  психологическую  атмосферу  в  своей  группе,   чтобы  никто не был  обижен  не  только  своими  одногруппниками,  но и учениками  старшего  возраста. Создание   вокруг  детей  такой  теплой  неформальной  обстановки  является  одной  из  важнейших  задач  воспитателя.

Все  это  способствует прохождению  сложного  периода  адаптации  первоклассника  в  более  легкой  форме. Ну и  конечно,    воспитателю  ГПД  надо  проводить  постоянную  работу  с  родителями  для  того,  чтобы  совместно  с  ними   решить  возникающие  сложные  моменты  в  жизни  первоклассника. Школа -  это очень  сложный  организм,  в  который   ребенок  попадает  на  долгое  время. И  именно  воспитатель  группы  продленного  дня зачастую  является  связующим  звеном  между учителем,  учеником  и  его  родителями.

Памятка для организации работы воспитателя ГПД:

Приём детей в ГПД.

Проверить готовность кабинета.

По документации и на лицо проверить посещаемость.

Узнать о самочувствии, поведении, успеваемости детей.

Изучить заявления родителей на данный день.

Сообщить детям план работы на сегодня.

Внести коррективы в свой план.

Организация питания.

Направить дежурных в столовую.

Обеспечить чистоту рук.

Провести этическую беседу (2-3 мин.) «О правилах поведения в столовой».

Проследить за поведением в столовой.

Отдых на воздухе. Предварительная беседа «О правилах поведения на игровой площадке»

Уходя, проветривайте помещение.

Тщательно проследить за одеванием. Работа с детьми, которые медленно одеваются.

Сообщить план отдыха, провести беседу по ТБ.

Организовать игры (спортивный час).

Постоянно наблюдать отдых детей, следить за их самочувствием.

Собрать всех учащихся по окончании прогулки.

Обеспечить аккуратность и порядок при раздевании.

Подвести итоги прогулки, организации раздевания, поведения в раздевалке.

Внеурочная деятельность (кружки по интересам).

Самоподготовка.

Провести тренировочный опрос пройденного в классе.

Самостоятельное выполнение,  самоконтроль, товарищеская взаимовыручка, своевременная помощь слабоуспевающим.

Итоги подготовки уроков.

Сделать для себя пометки, для родителей, для учителей.

Клубные часы (по плану на день).

Завершение работы.

Убрать кабинет.

Сообщить план работы на завтра.

Проследить за уборкой класса.

Организация второй прогулки (детей родители забирают на улице).

Возможно все, что я здесь перечислила, уже давно известно  воспитателям ГПД и все это они применяют в своей работе. Но для человека, впервые  взявшего первоклассников в группу продленного дня, указанные  мною  важные  моменты  в  работе  могут  сильно  облегчить  жизнь  детей  в  школе  во  второй  половине  дня, а работу воспитателя сделать результативной  и плодотворной.

         Главный показатель работы учителя и воспитателя заключается в том,  чтобы дети с радостью  утром  спешили  в  школу, и  не  хотели  бы  уходить  из  нее  после уроков. А  уйдя  -  мечтали  бы  вернуться  в  нее снова. Чтобы  школа  стала  для  них  вторым  домом.

Наша жизнь продолжает стремительно меняться, идут изменения и в образовании. Как воспитатель я должна реагировать на эти изменения. На данном этапе своей педагогической деятельности я вывела для себя такое, на мой взгляд, важное правило современного воспитателя: необходимо постоянно учиться самой, нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять в свою работу, идти вперед в ногу со временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Основные принципы в работе"

Нужна ли сейчас воспитательная работа?В школе в настоящее время так много интересного – разнообразные программы, методики, приемы – но это все в учебной работе. И действительно, кажд...

Статья на тему "Основные аспекты коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Все младшие школьники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют нарушения речи и нуждаются в логопедической помощи. В статье освещены основные аспекты коррекционно-логопедической работы в шко...

Основные режимные моменты и особенности ГПД в 1 классе.

В своей статье я поделилась своим опытом и перечислила режимные моменты в ГПД и их особенности....

Статья на тему:"Основные приемы и методы использования мнемотехники на уроках литературного чтения в начальной школе".

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»....

Статья на тему: "Основные формы и методы работы с учащимися в группе продлённого дня ".

Статья на тему: "Основные формы и методы работы с учащимися в группе продлённого дня"....

Особенности режимных моментов в группе продлённого дня для начальных классов.

Группа продлённого дня (ГПД) – это воспитательные мероприятия направлены на развитие познавательной активности младших школьников; на организаци...