Статья "Культурно-образовательная программа внеурочной деятельности МИР СЕМЕЙНОГО ОЧАГА"
статья

Ольга_Семёнова

Культурно-образовательная программа "Мир семейного очага" представляет собой модель сотрудничества даже не двух, а трех социокультурных институтов - Школы, Музея и Семьи. Ее миссия заключается в том, чтобы расширить представления младших школьников о семье, ее роли и месте в обществе, способствовать возрождению лучших семейных традиции прошлого. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mso.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа внеурочной деятельности «Мир семейного очага»

Культурно-образовательная программа "Мир семейного очага" представляет собой модель сотрудничества даже не двух, а трех социокультурных институтов - Школы, Музея и Семьи. Ее миссия заключается в том, чтобы расширить представления младших школьников о семье, ее роли и месте в обществе, способствовать возрождению лучших семейных традиции прошлого.  

Петергоф  - уникальное пространство для решения этой задачи. Оно хранит память не только о парадной, но и о частной жизни царской семьи, о почти забытых семейных традициях, таких как музицирование, домашний театр, совместное чтение и прогулки, домашние праздники.

Обращение к этой теме не случайно. Очевидно, что одна из наиболее острых проблем современного общества связана с разрушением института семьи, утратой семейных идеалов и ценностей.

Школа первой почувствовала на себе результаты этих разрушительных процессов и в практике образования накоплен довольно большой арсенал методов работы с Семьей - от банальных собраний до совместных досуговых мероприятий.

Какую лепту может внести в реабилитацию института семьи  Музей?  

Наиболее очевидный путь - создание семейных программ. Но как правило такие программы имеют разовый характер и привлекают лишь небольшую часть активных родителей.  

Представляется, что сотрудничество со Школой позволит  “достучаться” до семей, далеких от музея, и через детей привнести в современную семью представления о тех устоях, семейных традициях и обычаях, которые составляют значимую часть  нашей культурной памяти и в которых так нуждаются  современные семьи.

Основополагающая идея программы состоит в активизации ресурсов трех социокультурных институтов (Музея, Семьи, Школы), между которыми выстраивается особая система взаимодействия, позволяющая:

- с одной стороны, каждому институту сохранять свойственные ему функции

- с другой - органично соединять их ресурсы.

Музей предоставляет для исследования свое пространство и музейные коллекции, дающие яркое представление о семейных ценностях, подробностях жизни, обычаях, привычках и традициях петербургской семьи.

Местом проведения музейных занятий являются  парки и дворцы ансамблей Петергофа, Ораниенбаума, Стрельны: не только парадные как Большой Петергофский дворец или Екатерининский корпус, но и небольшие музеи: Особая кладовая,  Деревянный дворец Петра I в Стрельне, дворец Петра III  и Китайский дворец  - в Ораниенбауме. В составе ГМЗ "Петергоф "есть памятники, сохраняющие атмосферу  семейного дома XVIII и XIX столетий: дворец Марли, Ольгин павильон в Колонистском парке Петергофа, Музей семьи Бенуа, ансамбль парка “Александрия”.

Итак, 3 составляющие программы Музей, Школа и Семья. Школа осуществляет посредническую деятельность между Семьей и Музеем, но при этом решает и свои задачи - отрабатывает навыки исследовательской деятельности, способность к рефлексии по поводу увиденного.

Семья  рассматривается как идеальное пространство для культурного творчества ребенка, поле применения тех знаний и умений, которые были получены ребенком в ходе реализации программы, использование опыта жизненных стратегий.

Какова же структура программы?

Программа рассчитана на три года. Она представляет собой комплекс музейных и органично дополняющих их урочных и  внеурочных занятий, объединенных в тематические блоки:

1 год - “Семейные реликвии”

2 год - “Семейные традиции”

3 год - “Семейные праздники”

Музейное занятие является центральным звеном программы. Ему предшествует обязательная подготовка школьников, которую берет на себя Школа. «Мир семейного очага» для школы не просто еще один дополнительный музейный абонемент, это полноценная программа внеурочной деятельности, которая по своему содержанию и методическим установкам точно стыкуется (как пазлы) с комплексом музейных занятий.  

Музейное занятие опирается на знания и представления, которые ребенок получил  в рамках этой программы, развивая и углубляя их. Музейное занятие продолжает и логику исследовательской деятельности, заданную на предварительном занятии в школе. Но в музее ребенок приобретает и новый опыт исследования,  непосредственно в музейном пространстве,  в соприкосновении с подлинником.  

Наконец, третий, обязательный элемент программы связан с рефлексией, осмыслением опыта, приобретенного в музее, перенесением его в новую ситуацию. Своя семья, свой собственный семейный мир становятся пространством этой рефлексии, началом семейного диалога, в который,  как показала практика, с удовольствием включаются все поколения семьи - от мала до велика.

Наверное, так же как и у многих программ, представленных на конкурс, у нас отмечены такие отличительные характеристики как тесное взаимодействие работников музея и педагогов школы и коллективный характер совместного творчества. Поэтому хочется остановиться на 2-х моментах:

1. Системность - сотрудничество со школой происходит не от случая к случаю, оно представляет собой систему, выстроенную по трем основным направлениям - содержательное, методическое, организационное.

2. Обращение к субъективному опыту ребенка, включение истории его семьи в контекст семейных историй далекого прошлого  

Дидактическую основу программы составляет комплекс современных исследовательских методик развивающего интерактивного характера. Для подробного описания мы выбрали одну из них -  проектную деятельность.

В рамках реализации программы учениками было создано несколько проектов, они перечислены на слайде. Каждый проект имел свой отчуждаемый результат.

В качестве примера подробнее остановимся на  проекте “Выставка одной вещи”.

На предварительном занятии ребята пришли к выводу, что вещи попадают в музей разными путями.

В музее они расширяют свои представления по этому вопросу, и, в завершении получают рекомендательное задание: выбрать свою семейную реликвию и рассказать о ней в школе, как попала в семью, чем дорога.

Проект прослеживается педагогом. На этом этапе активно подключается семья – за ними выбор реликвии и подготовка описания по алгоритму. После представления вещи одноклассникам классу, семейная реликвия занимает место на выставке.

Благодаря реализации программы

- работа с детской аудиторией перешла на качественно новый уровень;

-работа сотрудников обогатилась новым опытом (приемами, методиками, технологиями), который ложится в логику передовых в области педагогики музейной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Программа внеурочной деятельности "Семейные ценности"

Основной целью программы является создание условий для формирования отношений в семье как к высшей ценности человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, социальная ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

Внеурочная деятельность. Мир семейного очага. Заочная экскурсия. Моя малая Родина – Ораниенбаум.

1 класс  Внеурочная деятельность. Мир семейного очага.Заочная экскурсия. Моя малая Родина – Ораниенбаум....

Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)

Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...

Внеурочная деятельность"Истоки" "Семейные праздники" 2 класс

Внеурочная деятельность"Истоки" "Семейные праздники" 2 класс...