Классный час по теме «Сберегу энергию – сберегу природу» для обучающихся 4 класса.
классный час (4 класс)
Методическая разработка способствует привлечению внимания обучающихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._sberegu_energiyu_-_sberegu_prirodu.docx | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Михалевой Татьяны Валерьевны
учителя начальных классов
МБОУ «СШ №3» города Смоленска
Тема: "Сберегу энергию – сберегу природу"
Цель: способствовать привлечению внимания учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов.
Задачи:
- сформировать осознание проблемы сохранения и рационального использования энергии;
-развивать интерес к практическому применению знаний бережливого отношения к использованию энергии;
- воспитывать умение анализировать собственное поведение, принимать точку зрения другого человека, изменять собственную позицию.
Целевая аудитория: 4 класс
Время реализации занятия: 45 минут
Принципы обучения: сотрудничество, деятельностный подход
Метод обучения: работа в проблемно-творческих группах
Форма работы: групповая
Виды деятельности: интеллектуальная игра – командные дебаты
Подготовительный период: команды готовят материал для защиты своей позиции (статьи, стихи, высказывания великих людей, подготовка текстов выступлений в дебатах).
Ход классного часа
Мотивация
- Опишите примерный распорядок обычных действий от утреннего подъема и до ухода в школу.
- Без чего невозможны ваши обычные утренние процедуры и действия?
Актуализация
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это ... (электричество)
- Можно в современном мире обойтись без электричества?
- Что является главным источником электроэнергии?
- Всегда ли они доступны?
- Тема классного часа «Сберегу энергию – сберегу природу»
- Сформулируйте цели и задачи классного часа. (Узнать, как получать электричество в неограниченном количестве. Что происходит при этом с окружающей средой. Как должен действовать человек?)
Основная часть
- - Для нас основное проявление электричества - это свет. Ведь освещение, наверное, самое полезное из всего, что дало человечеству изобретение электричества.
Игра «Дебаты».
Цель игры: исследование и анализ проблемы энергосбережения.
Создаются три команды: Сторонники, Противники, Судьи.
Цель команд Сторонников и Противников– убедить Судей в том, что их аргументы лучше.
Цель Судей – поддерживать справедливое течение дебатов.
Тезис: Прекраснейшая вещь – керосиновая лампа, но электричество лучше.
Две команды, Сторонников и Противников, в своих выступлениях и комментариях пробуют либо согласиться с мнением писателя, либо опровергнут его.
Команда «Сторонников» | Команда «Противников» |
1.Выступления команд: В чем достоинства электричества и в чем достоинства керосиновой лампы? | |
Электричество позволяет большему количеству людей проживать в благоприятных условиях. Это и освещение квартир, офисов, улиц. Бытовая техника окружает нас везде – телевизоры, утюги, стиральные машины… Работа заводов и фабрик. У керосиновой лампы нет таких возможностей. | Возможно у керосиновой лампы и нет таких возможностей, но она позволяет человечеству сэкономить огромные природные ресурсы. Люди смогут опять начать читать книги, а не сидеть часами в интернете, вести беседы друг с другом. Отсутствие некоторых электроприборов позволит человеку быть физически более активным и улучшить свое здоровье. Мы не предлагаем вернуться в каменный век, но необходимо найти способы для бережного использования энергоресурсов. |
2.Выступления команд: Высказывания известных людей в подтверждение своих аргументов. | |
Мы сделаем электричество таким дешевым, что жечь свечи будут только богачи. Томас Алва Эдиссон | Как-то раз, когда он был ребенком, погасло электричество, и его мать отыскала и зажгла последнюю свечу. Этот короткий час, пока горела свеча, был часом чудных открытий: мир изменился, пространство перестало быть огромным и уютно сомкнулось вокруг них. Мать и сын сидели вдвоем, странно преображенные, искренне желая, чтобы электричество не включалось как можно дольше. Рей Бредбери «451 градус по Форенгейту» |
3.Выступление команд: Поэтическая страничка. Читают и комментируют стихи. | |
Иванов С. Лампочка предмет простой, | И. Царев Керосиновая Лампа День вчерашний за спиною, как соседи за стеною То ли тучи надо мною, то ли дым под потолком… А душа саднит и ноет непонятною виною И чернеет, словно ноготь перебитый молотком. Мне ночная непогода бьет в окно еловой лапой. Двадцать первый век, а в доме электричество чудит. Слава Богу, Ее светлость Керосиновая Лампа, Как наследство родовое, добросовестно чадит. Ах, былое удалое, гужевое, дрожжевое, Столько страхов претерпело, столько бед перемогло, А, гляди-ка, ретивое, до сих пор еще живое И следит за мною через закопченное стекло. И смиряются ненастья перед связью роковою. Три минуты до рассвета. Воздух влажен и свинцов. Старый дом плывет по лету над землею и травою. И росинки, как кровинки, тихо катятся с венцов. |
4. Для появления электричества и для работы керосиновой лампы нужны ресурсы (вода, нефть, газ, солнце, дрова, каменный уголь, уран, ветер). Команды должны выбрать то, что подходит для их объекта (электричества , керосиновой лампы) | |
Вода, нефть, газ, солнце, дрова, каменный уголь, уран, | Нефть |
5.Что в современном мире целесообразно использовать? (Команды готовят вопросы противоположной команде). В своих вопросах, защищая электричество или керосиновую лампу, опирайтесь на предложенные направления:
| |
5.1. Примерные вопросы команд для противника. | |
1.Какое количество ресурсов необходимо для получения керосина? 2.Какими способами добывают, транспортируют нефть? 3.В каком состоянии остается окружающая среда после добычи, транспортировки и использования нефти? 4.Где и в каком объеме применяется керосин? | 1.Какое количество ресурсов необходимо для получения электроэнергии? 2.Какими способами добывают, транспортируют необходимые ресурсы? 3.В каком состоянии остается окружающая среда после добычи, транспортировки и использования необходимых ресурсов? 4.Где и в каких объемах применяется электроэнергия? |
5.2. Предполагаемые ответы. | |
1.Задействовано большое количество природных ресурсов. 2.Способы их добычи не экономичны. 3.Окружающая среда страдает. 4.Очень обширная область применения (свет, бытовая техника, на заводах, фабриках, …) | 1.Задействовано не очень большое количество природных ресурсов. 2.Способы их добычи не экономичны. 3.Окружающая среда не очень страдает. 4. Область применения очень ограничена (освещение небольшой площади). |
6. Решение судей: все же лучше применять электрическую энергию! Она дает больше возможностей человечеству. - Чем больше энергии, тем лучше жизнь человека. НО! |
II Энергия и энергетические ресурсы.
- - Энергия. Откуда берется? (Вырабатывается на ТЭЦ, ГЭС, АЭС, ветровые установки, солнечные батареи)
- Основные источники энергии? - уголь, нефть, уран, вода, газ, ветер, солнце.
- Группы заполняют столбцы перечисленными источниками энергии.
Возобновляемые | Невозобновляемые |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
– Почему люди должны знать, какие источники энергии возобновляемые, а какие нет?
(Чтобы умело и бережно использовать)
-Закончите предложение:
Если энергоресурсы невозобновляемые, то ……..
- Способы сохранения энергии. (Работа в группах)
- Каждая группа на основе выбранных материалов составляет советы по сбережению энергии.
Материалы для группы 1:
Обогрев помещений
Возможно, для тех, кто живет в тропическом климате, обогрев помещений не представляет проблемы. Для нас, живущих в холодном климате, необходимо придумывать искусственные методы сохранения тепла. Нам необходима достаточно теплая одежда. Но практичнее и комфортнее иметь возможность снять ее с себя в школе или дома. Российские стандарты определяют комфортную температуру внутри помещений не ниже 18° С. Обогрев помещений стал очень энергоемким и дорогим. Проблема не в том, как доставить достаточно тепла, проблема в том, как сохранить это тепло. Например, помещение было однажды нагрето. Теперь оно стало холодным. Куда ушло тепло?
В школьном классе или жилом доме тепло теряется двумя способами:
- сквозняк или вентиляция, в результате чего теплый воздух уходит, а поступает холодный;
- передача тепла от теплых внутренних поверхностей помещения к холодным наружным.
Существует множество способов предотвратить потери тепла из дома. Что можно сделать для экономии энергии?
Легче всего самостоятельно сократить потери тепла, устранив сквозняки через щели, окна и двери.
Лучше всего начать с окон. Треснувшие стекла нужно заменить, а щели заизолировать прокладками или специальной лентой. Радикальный способ – замена старых окон на современные стеклопакеты.
Полезно укрыть теплоотражающими материалами стену за радиатором отопления.
Не затрудняйте теплоотдачу от радиаторов (батарей). Укрытие отопительных приборов декоративными плитами, панелями и даже шторами снижает теплоотдачу на 10-20%.Старайтесь избегать перегрева помещений. Наиболее благоприятная для здоровья температура в помещении — от 18 до 20" С. Для регулировки температуры в квартире на отопительные приборы необходимо установить терморегуляторы. Этим вы сэкономите немало энергии. Так, снизив температуру в помещении с 24 С до 20 С, вы сэкономите 20% энергии.
.
Материалы для группы 2:
Использование воды
Знаете ли вы, что через кран, из которого капает вода (10 капель в минуту), вытекает до 2000 л воды в год?
Казалось бы, экономия холодной воды — это проблема, не относящаяся к энергосбережению. На самом же деле, экономя воду, мы экономим электроэнергию, т. к. воду на нужную высоту в вашу квартиру поднимают мощные насосы, приводимые в движение электрическими моторами.
Этот расход энергии не отражается на наших электросчетчиках, но величина его весьма ощутима. Водомерные счетчики уже стали привычной деталью российских квартир. В первую очередь необходимо привести в порядок сантехнику и все оборудование водоснабжения. О какой экономии можно вести речь, когда зачастую вода просто течет из крана, причем круглые сутки. Для нагрева воды необходимо много энергии.
Кроме использования горячей воды из крана мы греем воду при приготовлении пищи. Большинство посудомоечных и стиральных машин обычно самостоятельно нагревает воду с помощью электронагревателей. Этот процесс также часто можно усовершенствовать с точки зрения энергопотребления.
Что можно сделать для экономии энергии?
Горячая вода в основном используется для умывания, принятия душа и ванны, мытья посуды, пола, а также стирки. Будьте внимательны и не используйте больше горячей воды, чем необходимо для этих целей
Вы можете экономить горячую воду, уменьшая либо струю воды, либо ее температуру. Не допускайте того, чтобы вода лилась понапрасну, и почините протекающие краны. При мытье большого количества посуды под струей горячей воды расходуется очень много энергии
Не оставляйте воду включенной, пока вы чистите зубы. Для короткого душа расходуется меньше воды, чем для наполнения ванны.
.
Материалы для группы 3:
Электроэнергия
Основная часть электроэнергии расходуется на электрические приборы и установки в жилых домах.
Использование современной энергосберегающей электробытовой техники позволяет достичь экономии энергии. В Дании специалисты подсчитали, сколько энергии можно экономить, просто используя лучшие модели из имеющихся на рынке приборов и устройств. Результат был просто ошеломляющим. Можно поддерживать современный уровень бытовых удобств, тратя на это лишь четверть от обычного потребляемого количества электроэнергии!
Многие электронные приборы — видеомагнитофоны, телевизоры и т. д.— имеют так называемый дежурный режим. В этом режиме за месяц непрерывной работы потребляется довольно ощутимое количество энергии. Ну, а ,если, вы вернетесь через 10 минут, лампу выключать не следует! Дело в том, что лампы накаливания, если вы замечали, перегорают именно в момент включения. В этот момент нить накала холодная, ее электрическое сопротивление маленькое (оно увеличивается при нагревании спирали) и через лампу течет большой ток. А для изготовления новой лампы взамен перегоревшей требуется гораздо больше энергии, чем вы сэкономите, часто выключая ее на короткое время. Да и потратите вы на покупку новой лампы денег больше, чем сэкономите. Кстати, это же относится и к другим электрическим приборам, в том числе и компьютерам. Сильнее всего изнашиваются они именно в момент включения. Поэтому, если вы регулярно работаете на компьютере в течение всего дня, не выключайте его на обеденный перерыв или чтобы выпить чашку чаю.
Материалы для группы 4:
Освещение
Людям для работы нужен свет.
В среднестатистической семье на освещение тратится примерно половина потребляемой электроэнергии. Освещение квартиры складывается из естественного и искусственного.
Для улучшения естественного освещения комнат отделку стен и потолка рекомендуется делать светлой. Естественная освещенность зависит также от потерь при прохождении света через оконные стекла. Запыленные стекла могут поглощать до 30% света, поэтому окна необходимо регулярно мыть. Значительное количество электроэнергии напрасно расходуется днем в квартирах на первых, а в некоторых домах — на вторых и даже третьих этажах. Причиной этому — беспорядочные посадки деревьев перед окнами, затрудняющие проникновение в квартиры естественного дневного света.
Искусственное освещение создается электрическими светильниками.
Очень большое значение имеет правильный выбор типа источника света.
Лампы накаливания остаются самыми распространенными источниками света, но все большее количество россиян приобретает энергосберегающие лампы. Энергосберегающие лампы в 5 раз меньше потребляют энергии, а служат в 10 раз дольше.
- - Как мы в школе можем экономить энергию? Сделаем плакат для школьного стенда. (Каждая группа составляют памятку по своему направлению с иллюстрациями). Составляем плакат из предложенных ребятами памяток и рисунков.
Как сберечь энергию в школе
Заключение
- Нужно ли беречь электроэнергию?
- Что это дает лично Вам?
- Что это дает государству?
- По желанию можно дома написать сочинение на тему « Энергия и мы».
Рефлексия
-Закончите фразу: «Для меня этот классный час оказался …»
«Я сегодня понял ….»
«Я научился ….»
«Я буду делать…»
Литература
- Грачева Е. Энергосбережение для всех и каждого/ Е. Грачева. – Челябинск, ОГУП «Энергосбережение», 2002.
- Жилич, Н. А. Экономим вместе! : [работа в начальной школе по экономии и бережливости] / Н. А. Жилич // Начальная школа. — 2011. —№ 8. — C. 57-61.
- Мандрикова, Т. В. Формирование культуры энергосбережения у учащихся / Т. В. Мандрикова // АіВ: Проблемы воспитания. — 2010. — № 1. — С. 38.
- http://www.chitalnya.ru/work/596020 - Стихотворение И. Царева «Керосиновая лампа».
- http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-lampochku.html - Стихотворение Иванова С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час на тему «В гости к природе».
Планируемый результат.Учащиеся должны знать / понимать:Материал по теме классного часа «Лес и лесные представители»;Специальности работников редакции и направление их деятельности;Учащиеся...
классный час на тему "Люби и береги природу"
классный час для 2 или 3 класса "Люби и береги природу"...
Классный час на тему: "Правила поведения в природе"
Классный час на тему:"Правила поведения в природе"...
классный час по теме "Сбережём энергию"
Цель данного классног часа- создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии....
Классный час по теме «Правила поведения на природе»
Природа – это наш общий дом, в котором живут не только люди, но и животные, и растения, и другие организмы. Часто человек любит отдыхать на свежем воздухе, любоваться красотой нашей окружа...
Конспект классного часа на тему "Бережное отношение к природе" 1 класс
Тема внеурочного занятия: «Бережное отношение к природе»Класс: 1.Цель: сформировать у детей понятие о взаимосвязи человека с природой и закрепить знания о правилах поведения на...