Классный час на тему: «Костер дружбы» для обучающихся 3-го класса
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Костер дружбы»
для обучающихся 3-го класса
Учитель начальных классов МОУ «Красногорская СОШ №1»,
Звениговский район, Республика Марий Эл
Антонова Тамара Викторовна,
высшая квалификационная категория, Заслуженный работник народного образования РМЭ
Тема: Дружба. Правила дружбы.
Цель: формировать у обучающихся коммуникативность, ответственность за свои поступки, уважительное отношение к окружающим и к иной точке зрения, саморегуляцию, самоорганизацию, ЗОЖ и исследовательский интерес.
Задачи: воспитывать у учащихся культуру дружбы в системе «ученик-ученик», «взрослый-ребенок», «учитель-ученик»; создавать в детском коллективе одинаковые условия для дружеского общения всех учащихся класса, учить учащихся приемам преодоления проблем общения в дружбе, воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.
Оборудование: словарь С.И. Ожегова, схемы-опоры, книжка-самоделка с заповедями дружбы; макет костра, разделенного на отдельные языки пламени, маленькие бумажные цветные язычки пламени, пословицы о дружбе, притча, стихотворение А.Л. Барто « Требуется друг», пакеты с этическими темами, ИКТ.
Форма проведения классного часа: составление макета костра Дружбы из больших языков пламени и составление макета классного костра Дружбы из маленьких язычков пламени.
Формирование УУД:
1. Личностные:
- понимать значимость дружбы;
-уметь пользоваться культурой дружбы;
-соблюдать традиции дружбы к коллективе;
-быть настоящим другом.
2. Коммуникативные:
-умение общаться;
-умение работать в коллективе;
-соблюдать правила этикета.
3. Регулятивные:
-высказывать свое мнение, предположение;
-прогнозировать предстоящую работу;
-умение вести диалог.
4. Познавательные:
-развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- на основе анализа делать выводы;
-обобщать и классифицировать по признакам;
-мотивация к познавательной деятельности.
Структура классного часа:
- Актуализация знаний и постановка воспитательной проблемы.
- Мотивация к деятельности.
- Понятие «дружба».
- Зачем нужна дружба?
- Виды дружбы.
- Выбор настоящего друга.
- Инсценирование стихотворения А.Л. Барто «Требуется друг»
- Общение.
4.1.Исследование.
4.2.Анализ сочинения «Друг».
4.3.Игра «Костер дружбы».
4.4. 10 заповедей дружбы.
4.5. С песней у костра.
5. Оценивание.
6.Рефлексия.
Ход классного часа:
- Актуализация знаний и постановка воспитательной проблемы.
За чистым-чистым полем,
За дремучим лесом,
За дальней дорогой,
За вежливой горой
В стране Больших Надежд
В области Растишка
Есть сказочный
Город Дружбинск.
(Обращается внимание детей на уголок класса)
Улицы и дома тут имеют свои
Определенные назначения и вывески,
На бульварах и в скверах посажены
Замечательные растения.
Всех чудес в сказочном городе не перечесть.
Во-первых – город славится
Своими веселыми жителями,
Каждый из которых хоть чем-нибудь
Да удивит вас.
Во-вторых – здесь есть
Салон Вежливости и Общения,
Где за разноцветными окошками
Живет самая образованная
На белом свете фея Общения.
Она с медалью закончила
Академию Наук Всех
Традиций и обычаев нескольких поколений
Различных людей стран мира.
В-третьих – в Сказочном городе
Живет самый быстрый на белом свете почтальон.
Его так и зовут:
Голубь общения, согласия, мира, дружбы.
В его голубиной почте
Есть несколько пакетов от феи Общения
Жителям города Дружбинска.
Знакомясь с содержанием пакетов,
Жители города Дружбинска
Очень много усвоили для себя
Традиционных манер и обычаев,
Этики общения с людьми.
- Мотивация к деятельности.
- Какие навыки общения с людьми вы знаете?
Вспомните, пожалуйста, содержание пакетов по теме: «Общение». (Из ранее проведенных классных часов).
(Будем общаться. Этика - это.… Как вести себя во время разговора. Расскажи нам о себе).
- А сегодня наш почтальон принес нам еще 1 пакет, содержимое которого поможет назвать нам тему классного часа и приобрести культуру дружбы, которая поможет понять, каким быть и каким не быть в дружбе. – Каковы будут тема, цель, результат классного часа.
Тема: Дружба. Правила дружбы.- ИКТ
Цель: выяснить, зачем нужна дружба? Кого можно назвать другом? Как стать настоящим другом?
Результат: составить и применять правила дружбы.
- А с чем ассоциируется это слово – Дружба?
Что вы чувствуете, когда его произносите? (Тепло)
А от чего бывает тепло? (От костра)
Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой 1 из представлений вызывает другое. Ожегов «Толковый словарь русского языка», 2007, стр. 32 .
Наша задача:
-соорудить костер дружбы из отдельных язычков пламени.
-зажечь его и сохранить огоньки пламени, которые помогут нам обрести жизненно важные привычки в нахождении настоящего друга и сохранении дружбы с ним.
3. Понятие «Дружба»
-Что же такое дружба? Как вы считаете? (Ответы детей)
Высказывание о дружбе С. Ожегова: « Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
3.1.- Послушайте внимательно притчу.
Выберите к ней 1 из пословиц В. Даля, которая еще раз является доказательством того, для чего же нужна дружба? (Притча)
Не имей 100 рублей,
А имей 100 друзей.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Притча
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни 1 овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в 1 ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще 1 день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- О какой пословице шла речь?
-Зачем нужна дружба?
Вывод:
- Помогать в трудную минуту;
- Радоваться, когда людям хорошо.
- Какая же должна быть дружба?
- Та, которая делает человека добрее, умнее, потому что добра на Земле больше, чем зла.
- Кто для вас делал добро?
3.2. Виды дружбы.
Поэтому в жизни каждого человека есть 4 вида дружбы.- ИКТ
- Детская– девочки и мальчики;
- Юношеская – подростки;
- В молодости – девушки и молодые люди;
- В старости – приятели и приятельницы.
3.3.Выбор настоящего друга.
- Дружеские отношения относятся к наиболее важным человеческим ценностям. И каждый из вас, вероятно, хочет иметь, или имеет, хорошего настоящего друга или подругу.
А кто же такой настоящий друг?
Каждый человек, наверное, по-своему понимает эти 2 слова.
Давайте посмотрим, разберем, что под этими словами понимаете вы.
- с кем вы дружите? Почему?
- кого можно назвать другом?
Продолжите предложение: Хороший друг для меня – это тот кто…
С. Ожегов: « Друг – человек, который связан с кем-то дружбой».
Желание иметь друга или подругу не всегда совпадают с реальной возможностью их иметь. По цвету друзей не выбирают. Друзей объединяют положительные дела, взаимоинтересы. Но в детстве иногда может быть и очень странная дружба.
Почему? (Маленький жизненный опыт)
3.4.Инсценирование стихотворения А.Л. Барто «Требуется друг»
Задаются проблемные вопросы:
1) Прослушайте стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг»;
2) Проанализируйте жизненные ситуации, которые возникли у девочки с одноклассницами;
3)И скажите, почему девочка решила написать объявление о том, что ей требуется друг – в чем ее проблема?
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
« Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать!»
А девчонка на дыбы!
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг.
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг!»
Вывод: Не работает над собой!
4.Общение.
- Общение – это искусство, и каждый сам творец, первооткрыватель своих отношений с другими. Прежде чем ждать и требовать что-то от других, спросите себя: Я искренен? Добр? Внимателен? Интересен? Готов пожертвовать своим «Я» ради дружбы?
Иногда мы теряем друзей. Кто-то их так и не находит. Может быть, мы просто не умеем дружить и не знаем правил дружбы? А как вы думаете, существуют ли они? И если бы у вас была возможность их составить, какие ваши правила легли бы в основу Дружбы? ( Ответы детей)
- Исследование. Анализ сочинения «Друг».
- Все вы писали сочинение о своем друге. В них говорится о ваших друзьях. Но сегодня хотелось бы остановиться на сочинении Коли А.
Прослушайте сочинение и помогите Коле стать настоящим другом и найти друга, используя те 10 заповедей, которые легли в основу правил и способны вызвать к себе доверие, привязанность и интерес.
Сочинение.
Друг.
На свете нельзя жить без друзей. Ведь не с кем будет играть. Трудно в беде одному и не с кем поделиться, когда на душе радость. Никак не обойтись без друга. Друг должен быть верным, честным и надежным. И самому трудно быть другом. Я думаю, что пока у меня нет настоящего друга, а вот приятелей у меня много – это мои одноклассники. Они веселые и часто приходят на помощь. Но я надеюсь, что у меня будет настоящий друг и я тоже стану верным другом.
- Игра «Костер Дружбы»
- Используя книжку - самоделку, мы поиграем в игру «Костер Дружбы».
Называем правило дружбы, которое написано в книжке-самоделке и прикрепляем к доске язычок пламени костра на каждое правило. Итак, что нужно делать в дружбе, и чего нежелательно делать? Напрмер:нужно хранить тайны и не предавать друга.
- 10 заповедей дружбы, или правила дружбы.
Заповедь – правило, положение, служащее руководящим указанием для кого или чего-либо.
Стр.199 С. Ожегов
ИКТ
Хранить тайну | НЕ: Предавать |
Делиться успехами | Завидовать |
Возвращать долги | Жадничать |
Радоваться достижениям | Забывать поздравить |
Защищать в его отсутствие | Критиковать |
Прощать ошибки | Осуждать |
Помогать, когда нуждается | Поучать |
Уважать внутренний мир | Стремиться переделать |
Понимать настроение | Надоедать |
Доверять мысли и т.д. | Ревновать |
- Мы составили макет костра. А чтобы зажечь его, нужно продолжить игру. Девочки называют те правила, которые нужно использовать в дружбе, а мальчики – те, которые нежелательно применять в дружбе.
ВЫВОД: посмотрите на наш костер Дружбы. Подумайте, какими вы должны быть в дружбе, несмотря на то, что в жизни, конечно, есть и плохое, но добра больше.
Какие советы можно дать Коле?
- С песней у костра.
- Сядьте поплотнее, подарите друг другу огоньки Дружбы, как традицию людей и постарайтесь следовать этим традициям, передавать друг другу тепло нашего костра.
- А какой костер без песен?
- Давайте споем песню Пляцковского «Дружба». ( Ты да я да мы с тобой – 2 раза.
Здорово, когда на свете есть друзья…и т.д.)
5.Рефлексия. Создание классного костра Дружбы.
- Кто соблюдает все заповеди в дружбе прикрепите на доску большие язычки пламени желтого цвета;
- Кто соблюдает 7-8-9 правил дружбы – прикрепите средние язычки пламени оранжевого цвета;
- Кто соблюдает 4-5-6 правил дружбы – прикрепите маленькие язычки пламени красного цвета.
- Кто соблюдает 1-2-3 правила дружбы – прикрепите язычки пламени зеленого цвета;
- Кто совсем не соблюдает правила дружбы – прикрепите язычки пламени синего цвета.
(Классный костер Дружбы был составлен из желтых, оранжевых и красных язычков пламени).
6.Оценивание классного часа.
- Как бы вы оценили наш классный час?
- А почему?
Школьные критерии оценки классного часа (в баллах):
- 7 – очень понравилось;
- 6 – понравилось;
- 5 – неплохо;
- 4 – средне;
- 3 – ниже среднего;
- 2 – не понравилось;
- 1 – очень не понравилось;
Все дети оценили классный час на 7 баллов.
Использованная литература:
- Барто А.Л. «Друг», Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа, 1-4 классы.М.: «ВАКО»,2003, с. 153.
- Интернет ресурсы
- Классные часы. 3 класс. /Сост. М.А.Фисенко.-Волгоград: Учитель-АСТ,2005. с.4-8.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007, стр. 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «О дружбе и друзьях» 3 класс
Классный час на тему: «О дружбе и друзьях» 3 класс...
КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: « В ДРУЖБЕ СИЛА»
Введение цели и задачи: - развитие умений учащихся вести рассуждения;- формирование умений аргументировать свою точку зрения;-формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить...
Классный час на тему «О дружбе, товариществе».
раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; формировать умение различать дружбу и товарищество...
Классный час по теме "В дружбе наша сила !"
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.Форма р...
Классный час по теме "Друг, дружба, законы дружбы"
Классный час на тему "Друг, дружба, законы дружбы"....
Классный час по теме "Дорога дружбы". 4-й класс. Модуль "Основы светской этики"
Классный час по Модулю Светская этика. Понятие - дружба. Основные понятия , пословицы и поговорки какие дети знают о дружбе. Вырастим к концу урока цветок дружбы....
Конспект классного часа по теме "Знакомство. Дружба крепкая не сломается" (2 класс)
Цель деятельности учителя: знакомство с учащимися, формирование у обучающихся знаний о «дружбе» и правильного представления о качествах настоящего другаПланируемые результаты:Предмет...