Классный час на тему: «Костер дружбы» для обучающихся 3-го класса
классный час по теме

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koster.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Костер дружбы»

для обучающихся 3-го класса

Учитель начальных классов МОУ «Красногорская  СОШ №1»,

Звениговский район, Республика Марий Эл

Антонова Тамара Викторовна,

 высшая квалификационная категория, Заслуженный работник народного образования РМЭ

Тема: Дружба. Правила дружбы.

Цель: формировать у обучающихся коммуникативность, ответственность за свои поступки, уважительное отношение к окружающим и к иной точке зрения, саморегуляцию, самоорганизацию, ЗОЖ и исследовательский интерес.

Задачи: воспитывать у учащихся культуру дружбы в системе «ученик-ученик», «взрослый-ребенок», «учитель-ученик»; создавать в детском коллективе одинаковые условия для дружеского общения всех учащихся класса, учить учащихся приемам преодоления проблем общения в дружбе, воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.

Оборудование: словарь С.И. Ожегова, схемы-опоры, книжка-самоделка с заповедями дружбы; макет костра, разделенного на отдельные языки пламени, маленькие бумажные цветные язычки пламени, пословицы о дружбе, притча, стихотворение А.Л. Барто « Требуется друг», пакеты с этическими темами, ИКТ.

Форма проведения классного часа: составление макета костра Дружбы из больших языков пламени и составление макета классного костра Дружбы из маленьких язычков пламени.

Формирование УУД:

1. Личностные:

- понимать значимость дружбы;

-уметь пользоваться культурой дружбы;

-соблюдать традиции дружбы к коллективе;

-быть настоящим другом.

2. Коммуникативные:

-умение общаться;

-умение работать в коллективе;

-соблюдать правила этикета.

3. Регулятивные:

-высказывать свое мнение, предположение;

-прогнозировать предстоящую работу;

-умение вести диалог.

4. Познавательные:

-развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- на основе анализа делать выводы;

-обобщать и классифицировать по признакам;

-мотивация к познавательной деятельности.

Структура классного часа:

  1. Актуализация знаний и постановка воспитательной проблемы.
  2. Мотивация к деятельности.
  3. Понятие «дружба».
  1. Зачем нужна дружба?
  2. Виды дружбы.
  3. Выбор настоящего друга.
  4. Инсценирование стихотворения А.Л. Барто «Требуется друг»
  1. Общение.

4.1.Исследование.

4.2.Анализ сочинения «Друг».

4.3.Игра «Костер дружбы».

4.4. 10 заповедей дружбы.

4.5. С песней у костра.

5. Оценивание.

6.Рефлексия.

Ход классного часа:

  1. Актуализация знаний и постановка воспитательной проблемы.

За чистым-чистым полем,

За дремучим лесом,

За дальней дорогой,

За вежливой горой

В стране Больших Надежд

В области Растишка

Есть сказочный

Город Дружбинск.

(Обращается внимание детей на уголок класса)

Улицы и дома тут имеют свои

Определенные назначения и вывески,

На бульварах и в скверах посажены

Замечательные растения.

Всех чудес в сказочном городе не перечесть.

Во-первых – город славится

Своими веселыми жителями,

Каждый из которых хоть чем-нибудь

Да удивит вас.

Во-вторых – здесь есть

Салон Вежливости и Общения,

Где за разноцветными окошками

Живет самая образованная

На белом свете фея Общения.

Она с медалью закончила

Академию Наук Всех

Традиций и обычаев нескольких поколений

Различных людей стран мира.

В-третьих – в Сказочном городе

Живет самый быстрый на белом свете почтальон.

Его так и зовут:

Голубь общения, согласия, мира, дружбы.

В его голубиной почте

Есть несколько пакетов от феи Общения

Жителям города Дружбинска.

Знакомясь с содержанием пакетов,

Жители города Дружбинска

Очень много усвоили для себя

Традиционных манер и обычаев,

Этики общения с людьми.

  1. Мотивация к деятельности.

- Какие навыки общения с людьми вы знаете?

Вспомните, пожалуйста, содержание пакетов по теме: «Общение». (Из ранее проведенных классных часов).

(Будем общаться. Этика - это.… Как вести себя во время разговора. Расскажи нам о себе).

- А сегодня наш почтальон принес нам еще 1 пакет, содержимое которого поможет назвать нам тему классного часа и приобрести культуру дружбы, которая поможет понять, каким быть и каким не быть в дружбе. – Каковы будут тема, цель, результат классного часа.

Тема: Дружба. Правила дружбы.- ИКТ

Цель: выяснить, зачем нужна дружба? Кого можно назвать другом? Как стать настоящим другом?

Результат: составить и применять правила дружбы.

- А с чем ассоциируется это слово – Дружба?

Что вы чувствуете, когда его произносите? (Тепло)

А от чего бывает тепло? (От костра)

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой 1 из представлений вызывает другое.  Ожегов «Толковый словарь русского языка», 2007, стр. 32  .                                

Наша задача:

-соорудить костер дружбы из отдельных язычков пламени.

-зажечь его и сохранить огоньки пламени, которые помогут нам обрести жизненно важные привычки в нахождении настоящего друга и сохранении дружбы с ним.

3. Понятие «Дружба»

-Что же такое дружба? Как вы считаете? (Ответы детей)

Высказывание о дружбе С. Ожегова: « Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

3.1.- Послушайте внимательно притчу.

Выберите к ней 1 из пословиц В. Даля, которая еще раз является доказательством того, для чего же нужна дружба? (Притча)

Не имей 100 рублей,

А имей 100 друзей.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Притча

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни  1 овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в 1 ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще 1 день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

- О какой пословице шла речь?

-Зачем нужна дружба?

Вывод:

  1. Помогать в трудную минуту;
  2. Радоваться, когда людям хорошо.

- Какая же должна быть дружба?

- Та, которая делает человека добрее, умнее, потому что добра на Земле больше, чем зла.

- Кто для вас делал добро?

3.2. Виды дружбы.

Поэтому в жизни каждого человека есть 4 вида дружбы.- ИКТ

  1. Детская– девочки и мальчики;
  2. Юношеская – подростки;
  3. В молодости – девушки и молодые люди;
  4. В старости – приятели и приятельницы.

3.3.Выбор настоящего друга.

- Дружеские отношения относятся к наиболее важным человеческим ценностям. И каждый из вас, вероятно, хочет иметь, или имеет, хорошего настоящего друга или подругу.

А кто же такой настоящий друг?

Каждый человек, наверное, по-своему понимает эти 2 слова.

Давайте посмотрим, разберем, что под этими словами понимаете вы.

- с кем вы дружите? Почему?

- кого можно назвать другом?

Продолжите предложение: Хороший друг для меня – это тот кто…

С. Ожегов: « Друг – человек, который связан с кем-то дружбой».

Желание иметь друга или подругу не всегда совпадают с реальной возможностью их иметь. По цвету друзей не выбирают. Друзей объединяют положительные дела, взаимоинтересы. Но в детстве иногда может быть и очень странная дружба.

Почему? (Маленький жизненный опыт)

3.4.Инсценирование стихотворения А.Л. Барто «Требуется друг»

Задаются проблемные вопросы:

1) Прослушайте стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг»;

2) Проанализируйте жизненные ситуации, которые возникли у девочки с одноклассницами;

3)И скажите, почему девочка решила написать объявление о том, что ей требуется друг – в чем ее проблема?

Все живут, не тужат,                                                                              

А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:

« Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной

И девчонок свита,

Подружусь я с Ильиной –

Стану знаменита.

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной!

Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать!»

А девчонка на дыбы!

Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг.

Напишу я объявление:

«Срочно требуется друг!»

Вывод: Не работает над собой!

4.Общение.

- Общение – это искусство, и каждый сам творец, первооткрыватель своих отношений с другими. Прежде чем ждать и требовать что-то от других, спросите себя: Я искренен? Добр? Внимателен? Интересен? Готов пожертвовать своим «Я» ради дружбы?

Иногда мы теряем друзей. Кто-то их так и не находит. Может быть, мы просто не умеем дружить и не знаем правил дружбы? А как вы думаете, существуют ли они? И если бы у вас была возможность их составить, какие ваши правила легли бы в основу Дружбы? ( Ответы детей)

  1. Исследование. Анализ сочинения «Друг».

- Все вы писали сочинение о своем друге. В них говорится о ваших друзьях. Но сегодня хотелось бы остановиться на сочинении Коли А.

Прослушайте сочинение и помогите Коле стать настоящим другом и найти друга, используя те 10 заповедей, которые легли в основу правил и способны вызвать к себе доверие, привязанность и интерес.

Сочинение.

Друг.

На свете нельзя жить без друзей. Ведь не с кем будет играть. Трудно в беде одному и не с кем поделиться, когда на душе радость. Никак не обойтись без друга. Друг должен быть верным, честным и надежным. И самому трудно быть другом. Я думаю, что пока у меня нет настоящего друга, а вот приятелей у меня много – это мои одноклассники. Они веселые и часто приходят на помощь. Но я надеюсь, что у меня будет настоящий друг и я тоже стану верным другом.

  1. Игра «Костер Дружбы»

- Используя книжку - самоделку, мы поиграем в игру «Костер Дружбы».

Называем правило дружбы, которое написано в книжке-самоделке и прикрепляем к доске язычок пламени костра на каждое правило. Итак, что нужно делать в дружбе, и чего нежелательно делать? Напрмер:нужно хранить тайны и не предавать друга.

  1. 10 заповедей дружбы, или правила дружбы.

Заповедь – правило, положение, служащее руководящим указанием для кого или чего-либо.

Стр.199 С. Ожегов

ИКТ

Хранить тайну

НЕ:              Предавать

Делиться успехами

                    Завидовать

Возвращать долги

                    Жадничать

Радоваться достижениям

                 Забывать поздравить

Защищать в его отсутствие

                     Критиковать

Прощать ошибки

                    Осуждать

Помогать, когда нуждается

                     Поучать

Уважать внутренний мир

              Стремиться переделать

Понимать настроение

                      Надоедать

Доверять мысли и т.д.

                      Ревновать

- Мы составили макет костра. А чтобы зажечь его, нужно продолжить игру. Девочки называют те правила, которые нужно использовать в дружбе, а мальчики – те, которые нежелательно применять в дружбе.

ВЫВОД: посмотрите на наш костер Дружбы. Подумайте, какими вы должны быть в дружбе, несмотря на то, что в жизни, конечно, есть и плохое, но добра больше.

Какие советы можно дать Коле?

  1. С песней у костра.

- Сядьте поплотнее, подарите друг другу огоньки Дружбы, как традицию людей и постарайтесь следовать этим традициям, передавать друг другу тепло нашего костра.

- А какой костер без песен?

- Давайте споем песню Пляцковского «Дружба». ( Ты да я да мы с тобой – 2 раза.

Здорово, когда на свете есть друзья…и т.д.)

5.Рефлексия. Создание классного костра Дружбы.

- Кто соблюдает все заповеди в дружбе прикрепите на доску большие язычки пламени желтого цвета;

- Кто соблюдает 7-8-9 правил дружбы – прикрепите средние язычки пламени оранжевого цвета;

- Кто соблюдает 4-5-6 правил дружбы – прикрепите маленькие язычки пламени красного цвета.

- Кто соблюдает 1-2-3 правила дружбы – прикрепите язычки пламени зеленого цвета;

- Кто совсем не соблюдает правила дружбы – прикрепите язычки пламени синего цвета.

(Классный костер Дружбы был составлен из желтых, оранжевых и красных язычков пламени).

6.Оценивание классного часа.

- Как бы вы оценили наш классный час?

- А почему?

Школьные критерии оценки классного часа (в баллах):

  1. 7 – очень понравилось;
  2. 6 – понравилось;
  3. 5 – неплохо;
  4. 4 – средне;
  5. 3 – ниже среднего;
  6. 2 – не понравилось;
  7. 1 – очень не понравилось;

Все дети оценили классный час на 7 баллов.

Использованная литература:

  1. Барто А.Л. «Друг», Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа, 1-4 классы.М.: «ВАКО»,2003, с. 153.
  2. Интернет ресурсы                                  
  3. Классные часы. 3 класс. /Сост. М.А.Фисенко.-Волгоград: Учитель-АСТ,2005. с.4-8.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  «Толковый словарь русского языка», М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007, стр. 32.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «О дружбе и друзьях» 3 класс

Классный час на тему: «О дружбе и друзьях» 3 класс...

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: « В ДРУЖБЕ СИЛА»

Введение цели и задачи:  - развитие умений учащихся вести рассуждения;- формирование умений аргументировать свою точку зрения;-формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить...

Классный час на тему «О дружбе, товариществе».

раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; формировать умение различать дружбу и товарищество...

Классный час по теме "В дружбе наша сила !"

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба»,  показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.Форма р...

Классный час по теме "Друг, дружба, законы дружбы"

Классный час на тему "Друг, дружба, законы дружбы"....

Классный час по теме "Дорога дружбы". 4-й класс. Модуль "Основы светской этики"

Классный час по Модулю Светская этика. Понятие - дружба. Основные понятия , пословицы и поговорки какие дети знают о дружбе. Вырастим к концу урока цветок дружбы....

Конспект классного часа по теме "Знакомство. Дружба крепкая не сломается" (2 класс)

Цель деятельности учителя: знакомство с учащимися, формирование у обучающихся знаний о «дружбе» и  правильного представления о качествах настоящего другаПланируемые результаты:Предмет...