Программа воспитания и социализации 4 В класса
учебно-методический материал (4 класс)
Приложение к Программе духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования «По просторам малой Родины», являющейся приложением к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№7» г. Калуги на 2019 – 2020 г.г., утвержденной приказом №188-од от 30.08.19 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.92 КБ |
![]() | 83.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к Программе духовно-нравственного
воспитания, развития обучающихся при получении
начального общего образования «По просторам малой Родины»,
являющейся приложением к основной образовательной
программе начального общего образования
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№7» г. Калуги
на 2019 – 2020 г.г., утвержденной
приказом №188-од от 30.08.19 г.
Тропинками добра
4 «В» класс
Классный руководитель: Демидова Инна Вячеславовна,
учитель высшей категории
Калуга, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
- Анализ работы за 2018 – 2019 учебный год
- Характеристика класса
- Содержание воспитания и социализации обучающихся:
- Формы реализации программы
- Основные направления
- Циклограмма мероприятий
- Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов
- Работа с обучающимися в рамках профилактики и коррекции отклоняющегося поведения
- Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся
- Занятость детей в каникулярное время
- АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
1.1 Анализ развития учащихся класса.
В 4 «В» классе - 31 обучающийся. Занимаются в кружках и секциях: 29 детей (в школе –18, в системе ДО- 12, вне системы ДО-17).
К концу 2018-2019 года наблюдался рост воспитанности учащихся класса. (См. приложение 1. " Уровень воспитанности учащихся " по методике Н.П. Капустина") Отношения между ребятами стали теплее, дружелюбнее, ярче проявлялась взаимная ответственность.
Стали традиционными в этом году посещения театра и культурных объектов.
Экскурсионная программа расширила кругозор учащихся. В этом году ребята посетили:
- 2 спектакля в ТЮЗе города Калуги
- 2 спектакля в Калужском областном драматическом театре
- музейно-выставочный центр при Управлении МЧС России по Калужской области
- Музей Космонавтики и Планетарий
- экскурсионная поездка в город-герой Тулу и в музей мусора «МУ-МУ»
Большой вклад в интеллектуальное развитие учащихся внесло участие в разработке и подготовке проектных работ, а также участие детей в различных конференциях и конкурсах:
1. Конкурс исследовательских краеведческих работ "Предания старой Калуги". Милана Р. и Наталья И. получили благодарственные письма от Управления экономики и имущественных отношений города Калуги (См. приложение 2)
2. Открытая краеведческая конференция "Калуга-Золотое кольцо России". Милана Р. стала лауреатом III степени (См. приложение 2)
3. Межрегиональная военно-патриотическая акция "Истории о Великой Отечественной войне из семейных архивов" (региональный этап). Благодарственное письмо. (См. приложение 2)
4. Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «МОЯ РОССИЯ» в рамках Общероссийского инновационного проект «Моя Россия». Милана Р. стала победителем II степени. (См. приложение 2)
5. Всероссийская конференция "Шаги в науку - Калуга. 2019 г." Милана Р. стала лауреатом II степени.
6. Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся "Старт в науке". Российская академия естествознания. Милана Р. стала победителем III степени. (См. приложение 2)
7. Открытый конкурс на разработку дополнительных общеобразовательных программ по формированию культуры здорового питания обучающихся с акцентом на активные методы обучения в номинации: «Лучшее визуальное средство пропаганды здорового питания среди обучающихся» (См. приложение 2)
8. Всероссийский конкурс по языкознанию «Русский медвежонок». Школьный этап. Маргарита Б. заняла 1 место в школе, набрав 78 баллов.
Многое было достигнуто в рамках выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей. В течение года учащиеся занимались в школьных кружках и объединениях:
1. Дружина юных пожарных «Искра» (руководитель - Демидова И.В.).
Результативность участия детей
2018 г. – Региональный конкурс детского наглядно-агитационного материала по пожарной безопасности "В случае возникновения пожара". Маргарита Б. заняла 3 место (См. приложение 3)
2019 г.
- III Всероссийский героико-патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда спасения». Министерство РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Милана Р. стала дипломантом конкурса «Изобразительное творчество» (См. приложение 3)
- Городской конкурс по пожарной безопасности «Огонь – опасная игра!» среди обучающихся муниципальных образовательных учреждений города Калуги. МБОУДО «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Калуги при содействии ВДПО Калужской области. Сергей Х. ДЮП "Искра" 4 "В" класса МБОУ "СОШ №7" г. Калуги занял 1 место в фестивале по пожарной безопасности. (См. приложение 3)
2. Школьный театральный кружок (руководитель - Концевова О.А). Сергей Х. - ученик моего класса стал "Золотым лучиком" в конкурсе – фестивале “Лучики надежды – 2019” в номинации “Художественное слово”
3. Школьный танцевальный кружок (руководитель - Гомалеева Н.В.)Тереза С., Татьяна А., Анна С., Наталья И.- ученицы моего класса стали "Бронзовыми лучиками" в конкурсе – фестивале “Лучики надежды – 2019”.
Успешно проходит физическое развитие учащихся класса. Ребята принимали активное участие в внутришкольных соревнованиях по легкой атлетике, бегу, командной эстафете.
Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса хороший и стабильный. В классе на «отлично» успевают 3 ученика. Качество обученности класса за 2018-2019 учебный год составляет 78%. По отношению к учебным занятиям класс дисциплинирован и организован. Это подтверждают и результаты проведенного совместно с педагогом-психологом анкетирования учащихся на определение уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой (См. приложение 1) . В классе нет детей с низким уровнем школьной мотивации (школьной дезадаптацией). Домашние задания большинство детей по предметам выполняют регулярно. Недобросовестно относятся к выполнению домашних заданий лишь 2 учащихся (в основном из-за отсутствия контроля со стороны родителей). 100 % обучающихся посещают занятия внеурочной деятельности.
Потребность заниматься самовоспитанием находится в начальной стадии формирования. Активную помощь в этом оказывают родители. Для этого проводились тематические родительские собрания, где обсуждались проблемы особенностей младшего школьного возраста, ценности здорового образа жизни, учебной мотивации.
Появились изменения в развитии культуры общения. Дети учатся регулировать динамику межличностных отношений. Проводятся классные часы не только по инициативе классного руководителя, но и по собственной инициативе. Но иногда между учащимися бывают ссоры, так как не все ученики могут правильно оценить поступки своих товарищей и правильно на них среагировать.
Значительные изменения в интересах, в проявлении индивидуальных особенностей показали: Анна С. и Наталья И. побороли застенчивость и успешно выступили на праздничном концерте для мам и бабушек 8 марта; Тереза С. создала классную танцевальную группу; Егор Д., Макар Р., Сеймур Д., Матвей Я. проявили оформительский талант при подготовке классного кабинета к празднованию Нового Года; Иван С. стал более открытым для контакта, нашел друга; Максим и Сергей Х. стали заводилами при подготовке классных часов, с успехом освоили роль ведущих на праздниках класса.
Проявились основные ценностные ориентации класса:
- успехи в учебе;
- самовыражение (демонстрация творческих способностей);
- личностный рост учащихся;
- доброжелательная атмосфера;
- курс на сплочение коллектива;
- толерантное сознание и толерантное поведение.
1.2 Анализ развития коллектива класса:
Уровень сплоченности коллектива: средний
В классе создаётся коллектив, который пытается привлечь каждого учащегося к выполнению заданий. Большинство детей понимают, что такое дружба и взаимопонимание между одноклассниками, стараются оказывать помощь друг другу. Это Маргарита Б., Егор Д., Ангелина П., Милана Р., Наталья И., Максим У.
Анализ органов самоуправления класса: сформировано умение детей собираться по заданию учителя и следовать плану действий. За прошедший период уровень сплоченности классного коллектива вырос. Обучающиеся самостоятельно, под руководством учителя распределили обязанности, активно следят за выполнением порученных обязанностей. При подготовке и проведении классных часов создавались мобильные группы. При получении задания обучающиеся научились собираться и следовать указанию учителя, за классным руководителем сохраняется функция контроля над выполнением. Работа в данном направлении будет продолжаться и необходимо достичь уровня, когда класс сам будет вырабатывать план действий.
Анализ общественной активности учащихся класса
Общественная активность учащихся развивается. Ребята стремятся к большей самостоятельности (проводят классные часы, конкурсные программы, тематические утренники), стали инициативнее. С большим интересом и старанием дети принимают участие в общешкольных и городских мероприятиях. Так, например, в 2018 -2019 учебном году классный коллектив активно участвовал в городской благотворительной ярмарке (организатор МБОО "Новый день"), за участие в которой получил благодарственное письмо (См. приложение 4.)
Анализ участия класса в общешкольных делах
За 2018- 2019 учебный год заслужили поощрения:
1.3 Анализ работы с обучающимися различных категорий, вызывающими особые опасения в плане социальной адаптации (обучение, поведение, здоровье, проблемы в семье и т. д.).
1. 4. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся:
Постоянная связь с родителями класса осуществлялась через электронный дневник (ежедневное выставление оценок и запись домашних заданий, запись благодарностей либо замечаний учащимся, информации о проводимых в школе и классе мероприятиях и т.д.)
Работа с родителями осуществляется в трех направлениях: с коллективом родителей, с отдельными группами родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов (памятки), фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники и различные поездки. Проведены совместные посещения спектаклей в ТЮЗ и Калужском областном драматическом театре , экскурсии в Музей Космонавтики и Планетарий, поездки в Тулу и музей мусора «МУ-МУ». прогулки по городу.
а) За 2018-2019 учебный год проведено (количество):
- Родительских собраний: 4
- Заседаний родительского комитета: 5
- Консультации для родителей - 20
б) Посещение семей обучающихся: 2
в) Родители, не посетившие ни разу собрания: 0
г) Вопросы учебно-воспитательной работы класса, интересовавшие родителей
- успеваемость и поведение детей;
- организация внеурочной деятельности;
- создание портфолио;
- наличие межличностных конфликтов между отдельными обучающимися класса и пути их разрешения;
-режим дня ученика 3-го класса;
- учебная мотивация, наказание и поощрение.
д) Совместные дела детей и родителей
- совместные игры
- классные и внеклассные праздники: « Моя семья», «Посвящение в Зелёный Остров», «Новый год», «Соблюдай ПДД», «Участие в конкурсе Лучики Надежды».
- проведение спортивных праздников и викторин, участие в выставке «Моя родословная», совместные спектакли, экскурсии и поездки.
Несколько опосредованным получилось влияние родителей на воспитательную деятельность класса. Родителями была оказана помощь в оформлении классного кабинета. Силами родительского комитета класса была оказана помощь в организации классных праздников. В следующем учебном году планируется активнее привлекать родителей к участию в классных и общешкольных мероприятиях, в том числе провести ряд «круглых столов» (ученик - родитель - психолог - классный руководитель) по проблемным вопросам.
1. 5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя
Анализ целей и задач
1.6. Анализ организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в 2018-2019 учебном году была направлена на увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, к городу; воспитание у детей толерантности, навыком здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма; правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы- достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Большинство учащихся посещали группу продленного дня.
Направления | Формы организации внеурочной деятельности | Результат деятельности
|
Спортивно-оздоровительное
| - Веселые старты - День здоровья (спортивнве дни) - «В здоровой семье – здоровый ребенок». - Месячник семьи «Моя спортивная семья» - Занятия в плавательном бассейне «Дельфин» | - Сформированы элементарные представления о физическом здоровье человека; - Сформирован первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - Сформировано элементарное представление о важности физической культуры, спорта. |
Общекультурное | -Конкурс газет «Огонь друг- огонь враг» -Конкурс плакатов « Раскрасим осень» - Конкурс «Лучики надежды» - Речевой этикет (кружок) | - Сформировано элементарное представление об эстетических и художественных ценностях; -Сформирован элементарный опыт самореализации в творческой деятельности - Первоначальные понятия о театре |
Общеинтеллекту-альное | -Классный час: «К.Э. Циолковский – ученый и учитель» - Проектная деятельность по изучению родного края - Умники и умницы (кружок) | -Сформировано элементарное отношение обучающихся к учебе, досуговой деятельности; - Сформирован элементарный навык творческого сотрудничества; -Сформировано чувство гордости и ответственности к природе родного края |
Духовно-нравственное
| - Интеллектуальные игры «Калейдоскоп знаний», «Кладезь народной мудрости», «Права ребенка» -Кл. час «Когда мы едины – мы непобедимы!» День согласия и примирения - Наш дом – вселенная (кружок) - Герои нашего времени. "Я -юный пожарный и спасатель " (занятия в рамках ДЮП "Искра") | -Сформировано элементарное представление о правах, обязанностях обучающихся; - Сформированы навыки бережного отношения к традициям своей школы, родного края; - Опыт самореализации в дружине юных пожарных; - Сформированы мотивация и интерес к познавательной деятельности в области военно-патриотической тематики и культуры безопасности, а том числе в сферах компетенции МЧС России. |
Социальное | -«Что такое дружба?» -Кл.час. «Сколько нас, столько и мнений...» - Город Мастеров (кружок) - Конкурс поделок и рисунков - Как вести себя в общественном месте (классный час) | - Сформирована элементарная ответственность за свои действия внутри общества - Знакомим с элементарными представлениями по профориентации, профессиях родителей - Формируем навыки поведения в общественных местах |
1.7.Анализ взаимодействия классного руководителя с различными службами школы:
Помощь в организации воспитательного процесса в классе оказали:
- библиотекарь: беседа «Будь здорова, книжка!»;
- педагог-психолог и социальный педагог : регулярные индивидуальные беседы с ребенком и родителями (дети значительно отличающиеся в поведении и общении от одноклассников).
Выводы:
2018-2019 учебный год показал, что учащиеся смогли проявить и уже частично реализовать свои индивидуальные способности, стали самостоятельнее,ответственнее, организованнее.
Достигнуть это мне помогло:
- предоставление возможности учащимся проявить себя активными организаторами классных мероприятий, поддержание их инициативы;
- рациональная организация второй половины дня;
- составление портфолио ученика.
Некоторым ребятам удалось проявить себя в интеллектуальных конкурсах и научно-исследовательских и проектных конференциях. Социальная адаптация детей, позитивный опыт самореализации, профилактика асоциального поведения, формирование компонентов личности безопасного типа, универсальных учебных действий, лидерских качеств в рамках занятий в ДЮП "Искра" дали положительные результаты в воспитательной работе с коллективом класса.
Считаю целесообразным в 2019-2020 учебном году усилить это направление воспитательной работы.
Считаю, что при привлечении родителей к жизни класса, не были использованы все возможности, потенциал родителей остался во многом нереализованным. Надеюсь привлечь более широко возможности родителей в будущем году.
Учитывая вышеизложенное, можно сформулировать цель воспитательной программы "Тропинками добра " - содействие развитию интеллектуальной, нравственной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию, склонной к овладению знаниями, ориентированной на здоровый и безопасный образ жизни. Первоочередными задачами в 2019-2020 учебном году считаю:
- стабилизировать качество успеваемости класса;
- создать условия для развития познавательной активности и реализации индивидуальных творческих возможностей;
- формировать нравственные качества и гражданское самосознание;
- создать толерантную атмосферу в классе, способствующей сплочению и развитию коллектива класса;
- пропагандировать здоровый и безопасный образ жизни;
- привлекать родителей к участию в классных и общешкольных мероприятиях;
- помочь детям понять, что у школьников есть свои заповеди и правила, которые они должны научиться выполнять;
- научить выполнять поручения и держать ответ за проделанную работу;
- формировать дух товарищества и сотрудничества.
- формировать ценные качества и привычки:
- говорить правду;
- поступать по справедливости;
- уважать старших;
- помогать старшим;
- помогать слабым и младшим;
- стремиться к здоровому и безопасному образу жизни;
- любить природу;
- развивать любознательность;
11. способствовать созданию ярких эмоциональных представлений о нашей родине.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
4 "В" класс - общеобразовательный класс, в котором на данный момент обучается 31 ребенок: 17 девочек, 14 мальчиков. Из них 1 ребенок-мигрант, 1 ребенок-инвалид, 1 ребенок с ОВЗ (ЗПР, вариант 1)
Коллектив формировался с 1 класса, но каждый год в класс прибывали новые ученики. Вновь прибывшие дети успешно адаптировались в коллективе. Показатель качественной успеваемости имеет положительную динамику: на «отлично» успевают 3 ученика. По отношению к учебным занятиям класс дисциплинирован и организован. Домашние задания большинство детей по предметам выполняют регулярно. Недобросовестно относятся к выполнению домашних заданий лишь 2 учащихся (в основном из-за отсутствия контроля со стороны родителей). 100 % обучающихся посещают занятия внеурочной деятельности.
Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, что побуждало, насколько осознанно поведение, насколько развито умение совершать хорошие поступки. Самыми активными в работе являются 6 детей - лидеров. Эти дети пользуются популярностью в классе и характеризуются рядом черт: общительны, отличаются активностью и инициативностью в деятельности, организаторскими способностями.
У большинства учащихся класса осознанная дисциплина. Они умеют руководить и подчиняться. Во всем чувствуется доброжелательность, редко возникают конфликтные ситуации. У основной части ребят класса широкий кругозор и разнообразные интересы. Внимание, доброта и забота взрослых вызывают появление адекватных чувств и отношений со стороны учащихся.
Три «Д»: доверие + доброжелательность + диалог - вот формула сложившихся в этом классном коллективе взаимоотношений между взрослыми и детьми.
У класса есть свои законы, в них отражается то, что считается особенно ценным, их стараются выполнять. Один из них: «Делу - время, а потехе - час». Каждый учащийся класса посещает кружки, секции в школе. Отношения между ребятами в 4 «В» классе доброжелательные, нет изолированных, все имеют друзей в классе и школе. Практически все учащиеся чувствуют себя в коллективе комфортно и защищено.
Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания - вот основные черты классного коллектива и моих воспитанников.
3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА
Всего родителей:56
1. Полные семьи: 25
Неполные семьи: 6
Одинокая мать (имеющая удостоверение): -
Умершие родители:
Разведенные родители: 6 семей
2. Многодетная семьи: 2
3. Дети инвалиды: 1
4.Семья переселенцев и беженцев:-1
5. Наличие хронических заболеваний:3
6. Образование родителей:
Высшее – 19
Среднеспециальное – 10;
Среднее – 14
Среднетехническое-13
7.Занятость родителей
Интеллигенция – 6
Служащие – 17
Рабочие – 23;
Предприниматели – 3;
Домохозяйка – 6;
Безработные – 1;
8. Жилищные условия:
Квартира – 27;
Общежитие – 2;
Съемное жилье -1;
Частный дом-1;
Занятость в системе ДО 4«В» класс
Название объединения и организации | Количество обучающихся |
В школе | |
ДЮП "Искра" | 31 чел |
Танцевальный ансамбль «Тренд» | 8 чел |
Спортивные секции «Каратэ», «Теннис», «Дзю-до» | 6 чел |
Итого | 31 чел. |
В системе ДО | |
Курсы английского языка ЦРТДиЮ "Созвездие" | 4 чел |
Авиамодельный кружок ЦРТДиЮ "Созвездие" | 4 чел |
ИЗО-студия ЦРТДиЮ "Созвездие" | 4 чел |
Шашечный клуб "Русские шашки" | 3 чел. |
Итого | 15 чел |
Вне системы ДО | |
Студия современного танца «Образ» | 2 чел |
Музыкальная школа №2 | 2 чел |
Бассейн «Дельфин» | 12 чел |
Детский клуб "Оранжевый город" | 3 чел. |
Итого | 19 чел |
Занятость во внеурочной деятельности
Направление (название курса внеурочной деятельности) | Количество учащихся |
Духовно-нравственное Наш дом-Вселенная | 31 ч. |
Спортивно-оздоровительное Бассейн «Дельфин» | 31ч. |
Социальное Город Мастеров | 31 ч. |
Общеинтеллектуальное Речевой этикет Калугаведение | 31ч. |
Общекультурное Компьтерная долина | 31ч. |
3. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.1.Формы реализации программы
индивидуальные, групповые, коллективные
теоретические практические
- беседы - лекции - рассказы учителя - сообщения - встречи с интересными людьми - просмотры презентаций - просмотры фильмов и т.д. | - выставки - конкурсы - соревнования - викторины - брейн-ринги - праздники - социальное проектирование - проведение акций - КТД и т.д. |
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда; ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества
3.2. Основные направления (тропинки добра)
Гражданско-патриотическое воспитание «Гражданином стать стремись»
(2020 объявлен Годом памяти и славы! 75 лет Победы!)
План мероприятий:
Виды деятельности | Мероприятие | Дата |
Получают первоначальные представления о Конституции | 1. Игра- квест «Я - гражданин России» ко Дню Конституции РФ. Конкурс рисунков «Я рисую свои права» | Декабрь |
Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, экскурсий по историческим и памятным местам, сюжетноролевых игр гражданского и историко | 2. Классный час, посвященный Дню солидарности борьбы с терроризмом. « Годовщина трагических событий в Беслане». 3. День народного единства Классный час "Об истории праздника" 4. День Героев Отечества, посвящается пожарным и сотрудникам МЧС, выполняющим свой долг. 5. Международный день памяти Холокоста. 6. Литературная гостиная «Я говорю с тобой из Ленинграда» 7. Час-реквием «Склоняют низко головы потомки», посвященный памяти солдат, погибших в мирное время. Посещение школьного музея боевой славы. 8. Классный час к «75-летию Великой Победы. Посещение мемориального кладбища. | сентябрь ноябрь декабрь январь январь февраль май |
Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России | 9. Урок Знаний, посвященный 75-летию со Дня образования Калужской области «Край родной, навек любимый» 10. Экскурсия "Знай и люби свой город" 11.День победного окончания Великого стояния на Угре (11.11.1480.) 12. Фольклорный праздник "Широкая Масленица" | сентябрь октябрь ноябрь март |
Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности | 13. День пожарной охраны России (в рамках ДЮП "Искра").Тематический урок ОБЖ | апрель |
Участвуют в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военнопатриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетноролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими | 14. Виртуальная экскурсия по городам героям. | апрель |
Получают первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни | 15. Урок доброты "Солнце светит всем" к Международному дню толерантности» | Ноябрь |
Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма | 16. Экскурсии по музею истории школы. Классный час «Родители, которые обучались в нашей школе» к Дню рождения школы (67 лет) | Октябрь |
Принимают посильное участие в школьных программах и мероприятиях по поддержке ветеранов войны | 17. Встреча с ветеранами ВОВ | Май |
Принимают посильное участие в программах и проектах, направленных на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому и настоящему нашей страны | 18 . Тематический классный час к Дню Неизвестного солдата | Декабрь |
Участвуют в проектах, направленных на изучение истории своей семьи в контексте значимых событий истории родного края, страны. | 19. День матери в России Классный час "Одна на свете" | Ноябрь |
Ожидаемые результаты:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России;
- уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.
Нравственное и духовное воспитание «Мы живем среди людей»
План мероприятий:
Виды деятельности | Мероприятие | Дата |
Получают первоначальные представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов | 20. Праздник «Мы славим возраст золотой» для бабушек и дедушек к Дню пожилого человека | октябрь |
Участвуют в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах моральнонравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия | 21. Внеурочные занятия по «Риторике» 22. Единый классный час «Безопасный интернет» | октябрь |
Знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах | 23. Беседа и презентация по теме «Бери с меня пример» (о культуре поведения) | ноябрь |
Усваивают первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной организации – овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, | 24.Кл.час «Волшебные слова» | январь |
Принимают посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. | 25.Кл.час «Помоги птицам» Проект «Подари птице кормушку» 26.Видео-экскурсия "Марш парков планеты" | январь апрель |
Ожидаемые результаты:
- начальные представления о традиционных для российского общества моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям народов России;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательной организации, бережное отношение к ним.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству «Все работы хороши!»
План мероприятий:
Виды деятельности | Мероприятие | Дата |
Получают первоначальные представления о роли труда и значении творчества в жизни человека и общества | 27. Кл. час «Все работы хороши» с включением задач по финансовой грамотности (организация встреч с представителями различных профессий, прославившимся своим трудом, его результатами.) | апрель |
Получают элементарные представления о современной инновационной экономике – экономике знаний, об инновациях в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий, выполнения учебно-исследовательских проектов | ||
Знакомятся с различными видами труда, профессиями | ||
Знакомятся с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных | ||
Получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности | ||
Приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду | ||
Приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательной организации и взаимодействующих с ним организаций дополнительного образования, других социальных институтов | ||
Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома | ||
Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. |
Ожидаемые результаты:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду, понимание важности образования для жизни человека;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового, творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- осознание важности самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, - общественно полезной деятельности;
- компетенции самообслуживания в школе и дома.
Интеллектуальное воспитание «Сквозь тернии – к звездам!»
План мероприятий:
Виды деятельности | Мероприятие | Дата |
Получают первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий | 28. День российской науки. Викторина - "Наука спасет мир" (ШНО "Седьмое небо") 29. Устный журнал - познавательный проект «Он сказал: «Поехали!…» | февраль апрель |
Получают элементарные представления о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности в рамках деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуального развития, в ходе проведения интеллектуальных игр и т. д. | Участие в классных и школьных олимпиадах, участие в научных чтениях. Участие во Всероссийских интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Совенок» | Март апрель |
Получают первоначальные представления об образовании и интеллектуальном развитии как общечеловеческой ценности в процессе учебной и внеурочной деятельности | ||
Активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, творческих лабораториях, интеллектуальных играх, деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуальной направленности и т. д. | ||
Получают элементарные навыки научно-исследовательской работы в ходе реализации учебно-исследовательских проектов | ||
Получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности | ||
Получают первоначальные представления об ответственности, возможных негативных последствиях интеллектуальной деятельности, знакомятся с этикой научной работы |
Ожидаемые результаты:
- первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности;
- элементарные компетенции учебно-исследовательской работы;
- первоначальные компетенции сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности;
- элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности.
Здоровьесберегающее воспитание «Мода на здоровье»
План мероприятий:
Виды деятельности | Мероприятие | Дата |
Получают первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о природных возможностях организма человека, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни в процессе учебной и внеурочной деятельности | Декада безопасности дорожного движения 30. Кл. час «Хочешь быть здоровым – будь им!» | Сентябрь Октябрь |
Участвуют в пропаганде здорового и безопасного образа жизни | 31. Выступление ДЮП на общешкольном мероприятии"Огонь-опасная игра!" | Январь |
Учатся организовывать правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха | Дни здоровья
Конкурс рисунков о спорте. | В течение года |
Получают элементарные представления о первой доврачебной помощи пострадавшим | 32. Практикум « Первая помощь в ЧС» | март |
Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека, в том числе к аддиктивным проявлениям различного рода - наркозависимость, игромания, табакокурение, интернет-зависимость, алкоголизм и др., как факторам ограничивающим свободу личности | 33.Беседа «Компьютер мой друг и недруг» | апрель |
Получают элементарные знания и умения противостоять негативному влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения | ||
Участвуют в проектах и мероприятиях, направленных на воспитание ответственного отношения к своему здоровью, профилактику возникновения вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека | ||
Разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, выдающиеся спортсмены | ||
Регулярно занимаются физической культурой и спортом (в спортивных секциях и кружках, на спортивных площадках, в детских оздоровительных лагерях и лагерях отдыха), активно участвуют в школьных спортивных мероприятиях, соревнованиях. |
Ожидаемые результаты:
- первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье;
- формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни;
- базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования здоровье-сберегающих - технологий в процессе обучения и во внеурочное время;
- первоначальные представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
- элементарные знания по истории российского и мирового спорта, уважение к спортсменам;
- отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ, к курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета;
- понимание опасности, негативных последствий употребления психоактивных веществ,
- алкоголя, табака, наркотических веществ, бесконтрольного употребление лекарственных препаратов, возникновения суицидальных мыслей.
Социокультурное и медиа культурное воспитание «Мы сами и вместе!»
План мероприятий:
Виды деятельности | Мероприятие | Дата |
Получают первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», осознают важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве | 34. Своя игра для младших школьников "Россия - многонациональная страна" | апрель |
Рыцарский турнир (к 23 февраля) | февраль | |
Конкурс Василис( к 8 марта | март | |
Приобретают элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества | ||
Приобретают первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога в процессе посильного участия в деятельности детско-юношеских организаций, школьных дискуссионных клубов, школ юного педагога, юного психолога, юного социолога и т. д | ||
Моделируют (в виде презентаций, описаний, фото и видеоматериалов и др.) различные ситуации, имитирующие социальные отношения в семье и школе в ходе выполнения ролевых проектов | ||
Принимают посильное участие в разработке и реализации разовых мероприятий или программ добровольческой деятельности, направленных на решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории | ||
Приобретают первичные навыки использования информационной среды |
Ожидаемые результаты:
- первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»;
- элементарный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
- первичный опыт социального партнерства и диалога поколений;
- первичный опыт добровольческой деятельности, направленной на решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории;
- первичные компетенции использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества.
Культуротворческое и эстетическое воспитание «Мир прекрасен и удивителен!»
План мероприятий:
Виды деятельности | Мероприятие | Дата |
Получают элементарные представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России | Конкурс рисунков и поделок из природных материалов «Осень пришла» | октябрь |
Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами | ||
Осваивают навыки видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательной организации и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду | Выставка рисунков «Зимний пейзаж» Участие в конкурсе поделок из природного материала « Фантазия без границ» Выставка «Увлечения моей семьи» | январь март |
Разучивают стихотворения, знакомятся с картинами, участвуют в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; развивают умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы | ||
Осваивают навыки видеть прекрасное в поведении, отношениях и труде людей, развивают умения различать добро и зло, красивое и безобразное, плохое и хорошее, созидательное и разрушительное | ||
Получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, выражения себя в доступных видах и формах художественного творчества | ||
Участвуют вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионнокраеведческой деятельности, реализации культурнодосуговых программ | Благотворительная акция «Щедрый вторник» | ноябрь |
Получают элементарные представления о стиле одежды как способе выражения душевного состояния человека | Групповой проект «Школьная мода» | март |
Участвуют в художественном оформлении помещений. | «Укрась свой мир» проект к Новогоднему празднику | декабрь |
Ожидаемые результаты:
- первоначальные компетенции видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- понимание важности реализации эстетических ценностей в пространстве образовательной организации и семьи, в быту, в стиле одежды.
Правовое воспитание и культура безопасности «Крепкий орешек»
План мероприятий:
Виды деятельности | Мероприятие | Дата |
Получают элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах гражданского общества, о законах страны, о возможностях участия граждан в общественном управлении, о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии | День воссоединения Крыма с Россией. | Март |
Получают первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека, учатся отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни | ||
Получают элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав гражданина | Выполнение классных поручений | В течение года |
Получают первоначальный опыт общественного самоуправления в рамках участия в школьных органах самоуправления | Деятельность в рамках ДО «Зеленый остров» | В течение года |
Получают элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур | ||
Получают первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах | 35. Кл. час. «Безопасный путь в школу» | сентябрь |
Индивидуальная профилактическая работа с учащимся, требующими особого контроля
1. Регулярный учет классными руководителями пропусков уроков учащимся - ежедневно
2. Анализ причин пропусков уроков учащимся (уважительные, неуважительные)- ежедневно
3. Консультирование учащегося у педагога-психолога
4. Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями
5. Проведение классных часов
6. Вовлечение учащихся во внеурочную учебно-образовательную деятельность - регулярно
Учет школьников «группы риска»
Оформление карт наблюдений (на каждого обучающегося, требующего контроля): 2
заполняются один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и психологом-психологом
Оформление дневника посещения учащихся на дому
Оформление карт неблагополучных школьников: 2
(карты находятся в личном пользовании классного руководителя)
Мероприятия по профилактике ДТП
| Срок исполнения | Ответственный за исполнение |
1. Беседы на родительских собраниях: - необходимость ношения детьми световозвращающих элементов на одежде в условиях недостаточной видимости и темное время суток (с учетом изменений в ПДД РФ, вступивших в силу с 01.07.2015); - схема безопасного маршрута в школу и из школы - необходимость применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля - ответственности родителей за нарушение правил поведения на улицах и дорогах детьми | Сентябрь Сентябрь Ноябрь Март | Классный руководитель, сотрудники ГИБДД |
2. Беседы, инструктажи ТБ для обучающихся по профилактике детского дорожного травматизма: - знай и соблюдай правила дорожного движения; схема безопасного маршрута в школу и из школы - осенний гололёд; - каждому должно быть ясно - на дороге кататься опасно (на коньках, санках); - весенние забавы; - юный велосипедист; - здравствуй, лето (о поведении на дороге во время летних каникул). | Сентябрь Октябрь Декабрь Март Апрель Май |
Классный руководитель, сотрудники ГИБДД, отряд ЮИД |
3. Проведение месячника безопасности дорожного движении (по особому графику) | Сентябрь | Классный руководитель, отв. за ПДД, родители |
4. Проведение декады безопасности дорожного движения (по особому графику) | Май | Классный руководитель, отв. за ПДД, родители |
5. Выявление детей, имеющих велосипеды, организация с ними занятий и принятие зачетов по правилам движения. | Постоянно | Классный руководитель |
6. Участие в общешкольных мероприятиях. | В течение года | Классный руководитель |
7.Проведение пятиминуток безопасности | Ежедневно | Классный руководитель |
Ожидаемые результаты:
- первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
- первоначальные компетенции отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни;
- элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав школьника;
- первоначальный опыт общественного школьного самоуправления;
- элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур;
- первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах.
Воспитание семейных ценностей «На Руси семья всегда в чести»
План мероприятий:
Виды деятельности | Мероприятие | Дата |
Получают элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества | Проект « Моя семья»- страничка в портфолио учащегося | апрель |
Получают первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России, нравственных взаимоотношениях в семье | ||
Расширят опыт позитивного взаимодействия в семье | ||
Участвуют в школьных программах и проектах, направленных на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений |
Ожидаемые результаты:
- элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека;
- первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных взаимоотношениях в семье;
- опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных программ и проектов.
Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями строится в следующих направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей: лекция, открытые уроки, индивидуальные консультации, посещение семьи, родительское собрание, родительские лектории, родительские вечера, родительский тренинг, родительские ринги.
Результативность работы с родителями. Критерии оценки: повышение количества инициативных обращений родителей к специалистам школы, повышение активности участия родителей в делах школы и класса.
Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями строится в следующих направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей: лекция, открытые уроки, индивидуальные консультации, посещение семьи, родительское собрание, родительские лектории, родительские вечера, родительский тренинг, родительские ринги.
Работа с различными группами родителей.
1 четверть:
1.Родительское собрание «Задачи на учебный год»
2. Родительский ликбез « Внеурочные занятия – развивают или нагружают»
3. ДО: запись в кружки и секции
2 четверть:
1. Родительское собрание «Оценка: нормы оценивания»
2. «О здоровье – всерьез» - круглый стол.
3.Организация и проведение Новогоднего утренника.
4. Беседы с родителями слабоуспевающих детей.
3 четверть:
1.Беседа с родителями « Как прекрасен этот мир».
( об эстетическом воспитании школьников)
2. Родительское собрание « Как воспитать настоящего человека»
( о нравственном воспитании школьников)
3.Праздники на Руси « Масленица» подготовка и проведение.
4.Участие в классном часе « Моя семья»
5. Круглый стол « Город мастеров»
( традиции семьи, рецепты)
4 четверть:
1. Участие в классном часе « Что такое профессия? Какие бывают профессии?»
2.Участие в выставке « Мир семейных увлечений»
3. Беседы с родителями слабоуспевающих детей.
4. Помощь в проведении экскурсии на природу.
5.Родительское собрание « Итоги года »
6. Подготовка и проведение праздника
« Наш класс – самый дружный».
Результативность работы с родителями. Критерии оценки: повышение количества инициативных обращений родителей к специалистам школы, повышение активности участия родителей в делах школы и класса, привлечение родителей к разработке проектов, активное участие в жизни класса, создание благоприятного микроклимата для всех участников образовательного процесса
Формирование коммуникативной культуры «Культура общения»
План мероприятий:
Виды деятельности | Мероприятие | Дата |
Получают первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы, о правилах эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими | Беседы о правилах поведения, Просмотр презентации и видеороликов о правилах поведения, Мероприятия лекторской группы | В течение года |
Развивают свои речевые способности, осваивают азы риторической компетентности | ||
Участвуют в развитии школьных средств массовой информации | ||
Получают первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации | ||
Получают первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире | ||
Осваивают элементарные навыки межкультурной коммуникации, общаются со сверстниками – представителями разных народов, знакомятся с особенностями их языка, культуры и образа жизни |
Ожидаемые результаты:
- первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;
- знание правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими;
- элементарные основы риторической компетентности;
- элементарный опыт участия в развитии школьных средств массовой информации;
- первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации;
- первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;
- элементарные компетенции межкультурной коммуникации.
Экологическое воспитание «В гармонии с природой»
План мероприятий:
Виды деятельности | Мероприятие | Дата |
Усваивают элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой | Экологические акции:
«Разделяем» (сбор макулатуры) | В течение года |
Получают первоначальный опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе | Поход « По заповедным тропинкам» | май |
Получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности При поддержке школы усваивают в семье позитивные образцы взаимодействия с природой: совместно с родителями (законными представителями) расширяют опыт общения с природой, заботятся о животных и растениях, участвуют вместе с родителями (законными представителями) в экологических мероприятиях по месту жительства | ||
Учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде |
Ожидаемые результаты:
- ценностное отношение к природе;
- элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные компетенции традиций нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, норм экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
3.3.Циклограмма мероприятий по общешкольной программе
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | - День знаний, посвященный 75-летию со Дня образования Калужской области «Край родной, навек любимый» - Всероссийский открытый урок «Основы безопасности жизнедеятельности». Инструктажи по правилам поведения в общественных местах, соблюдение техники безопасности, ПДД (декада «Внимание дети!», кл. час «Из дома в школу и обратно» и т.д.) - месячник безопасности - День солидарности в борьбе с терроризмом (Акция, посвященная жертвам терроризма, жертвам Беслана) - День памяти жертв фашизма - День Бородинского сражения - День освобождения Калужской области от немецко-фашистских захватчиков (1943 г.) - Кл. час: «К.Э. Циолковский – ученый и учитель» - мероприятия фестиваля «Вместе ярче»
|
Октябрь | - Кл. часы финансовой грамотности - День гражданской обороны - Международный День учителя - Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» (в рамках фестиваля «Вместе ярче») - Посвящение в ДО «Новые люди» (пятиклассники, десятиклассники и т.д.) - День рождения школы - Осенний бал - День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет - Месячник семьи - Профориентация |
Ноябрь | - День народного единства - День победного окончания Великого стояния на Угре (1480 г.) - Международный день толерантности - Всероссийский день помощи детям - День утверждения Государственного Герба РФ |
Декабрь | - Всемирный день борьбы со СПИДом - День рождения Г.К. Жукова - День неизвестного солдата - Международный день инвалидов - День добровольца (волонтера) - День информатики России. Всероссийская акция «Час кода». Тематический урок информатики - День героев Отечества - Кл. час «Я гражданин России» (Ко Дню принятия конституции) - День освобождения г. Калуги от немецко-фашистских захватчиков (1941 г.) - Декада «Внимание дети!» - Новогодний калейдоскоп |
Январь | - Кл. час «Крещенские чтения» - Освобождение Ленинграда от блокады - Международный день памяти Холокоста |
Февраль | - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества - Международный день родного языка - Кл. час «День защитника Отечества» - Беседа «Наш земляк А.Чижевский» |
Март | - Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом - Всемирный день гражданской обороны - Месячник семьи - Международный женский день - День воссоединения Крыма и России - Профориентация |
Апрель | - Всемирный день здоровья - День местного самоуправления - День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ - Всемирный день Земли. |
Май | - 75летие Победы - Акция « Письмо ветерану» -Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, тружениками тыла, воинами запаса. -Участие в акции «Бессмертный полк» -Устный журнал. «Общество и правопорядок»- -Кл. час, посвященный Дню славянской письменности - Декада «Внимание дети!» - Экскурсии в музеи города |
4. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Педагог-психолог:
- С обучающимися
- Оказание психологической поддержки обучающимся ТЖС
- Психологическое консультирование по проблемам обучения и общения
- Оказание профессиональной помощи в преодолении школьной тревожности и прочих
расстройств личности
- Содействие в построении индивидуальной образовательной траектории
- Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения
- С родителями
- Оказание психологической поддержки родителям (лицам их заменяющим) ТЖС
- Психологическое консультирование по проблемам обучения и общения
- Психологическое консультирование по проблемам образовательной траектории
- Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения подростков
- Посещение семей
- Участие в АПС
- С классным руководителем
- Психологическое консультирование по проблемам создания благоприятного микроклимата в классе
- Проведение мониторингов
- Составление характеристик
- Посещение семей
Социальный педагог:
- С обучающимися
- Оказание поддержки обучающимся ТЖС
- Правовое консультирование по проблемам обучения и общения
- Оказание профессиональной помощи в формировании психологически безопасной среды
- Содействие в построении индивидуальной образовательной траектории
- Профилактика отклоняющегося поведения
- С родителями
- Оказание поддержки родителям (лицам их заменяющим) ТЖС
- Правовое консультирование по проблемам обучения и общения
- Консультирование по проблемам образовательной траектории
- Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения подростков
- Посещение семей
- Участие в АПС
- С классным руководителем
- Правовое консультирование по проблемам создания благоприятного микроклимата в классе
- Посещение семей
- Оказание профессиональной помощи в формировании психологически безопасной среды
Медицинский работник:
- С обучающимися
- Организация диспансеризации, вакцинации
- Лекции о ЗОЖ
- Оказание профессиональной помощи в формировании психологически безопасной среды
- Профилактика отклоняющегося поведения
- С родителями
- Оказание поддержки родителям (лицам их заменяющим) ТЖС
- Консультирование по проблемам диспансеризации, вакцинации
- Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения подростков
- С классным руководителем
- Правовое консультирование по проблемам создания благоприятного микроклимата в классе
- Оказание профессиональной помощи в формировании психологически безопасной среды
5. РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
№ | Мероприятия | Кл. рук. | Соц. Пед. | Пси- холог | Зам. дир. по УВР | Зам. дир. по ВР | Мед. раб. | Род. Ком. |
I. Организационные мероприятия | ||||||||
1 | Составление социального паспорта класса | + | ||||||
2 | Составление характеристик на детей группы «риска» | + | + | + | + | |||
3 | Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | + | + | + | + | + | ||
4 | Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | + | + | + | + | |||
5 | Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы «риска» класса | + | + | + | ||||
6 | Организация досуга и кружковой деятельности | + | + | + |
| + | ||
7 | Составление административных писем, ходатайств и др. и направление документации в КДН, ПДН и др. службы | + | + | + | ||||
8 | Осуществление связи с КДН, ПДН и соц. Службами | + | + | + | + | + | ||
9 | Организация летней работы и отдыха | + | + | + | + | |||
II. Работа с учащимися | ||||||||
1 | Контроль посещаемости занятий | + | + | + | + |
| ||
2 | Контроль текущей успеваемости | + | + |
| ||||
3 | Вовлечение учащихся в кружки и секции | + | + | + | + | |||
4 | Проведение профилактических бесед, посещение семей | + | + | + | + | + | + | + |
5 | Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися | + | + | + | + | + | ||
6 | Рекомендации по ЗОЖ | + | + | + | + | + | + | + |
7 | Содействие в трудоустройстве | + | + | + | + | + | ||
8 | Проведение психодиагностики | + | ||||||
9 | Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута | + | + | + | + | + | ||
10 | Разбор конфликтных ситуаций | + | + | + | + | + | + | + |
III. Работа с родителями | ||||||||
1 | Посещение семей группы «риска» | + | + | + | + | + | + | |
2 | Проведение консультаций для родителей | + | + | + | + | + | + | |
3 | Приглашение родителей и детей группы «риска» на АПС | + | ||||||
4 | Выступление на родительских собраниях, лекториях | + | + | + | + | + | + | + |
5 | Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания | + | + | + | + | + | ||
IV. Работа с педколлективом | ||||||||
1 | Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками | + | + | + | + | + | + | + |
2 | Консультации по результатам диагностики | + | ||||||
3 | Выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска» | + | + | + | + | + | ||
4 | Выступления с соответствующими сообщениями на педсоветах и совещаниях | + | + | + | + | + | + | |
5 | Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска» | + | + | + | + | + | + |
6. МЕТОДИКА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В качестве основных объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:
- личность самого воспитанника
- нравственный уклад школьной жизни (создание условий)
- родительская общественность.
Мониторинг | Дата | Ответственный |
Социальный паспорт класса | Сентябрь Январь | Кл. руководитель |
Занятость во внеурочной деятельности | Сентябрь | Кл. руководитель |
Занятость в системе ДО | Сентябрь | Кл. руководитель |
Мониторинг физического развития | 1 и 4 четверть | Учитель физкультуры, медработник |
Занятость в каникулярное время | Каникулярные периоды | Кл. руководитель |
Определение причин отклоняющегося поведения: 1. опрос педагогов, работающих с ребенком из "группы риска" и родителей обучающегося по анкете «Определение детей «группы риска» 2. опрос обучающегося по методике первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) | Сентябрь Октябрь | Кл. руководитель Кл. руководитель |
Мониторинги достижения предметных результатов учащихся | Ежемесячно, в конце каждой четверти, в конце учебного года | Учителя-предметники, учитель начальных классов |
Анализ и оценка личностных результатов воспитательного процесса в классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО: 1.выявление уровня сформированности ценностных отношений у младших школьников (карта наблюдений разработана Е.Н. Степановым, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой) | В конце учебного года | Кл. руководитель |
2. изучение отношений в коллективе и положения в нем каждого учащегося | В конце учебного года | Кл. руководитель педагог-психолог |
3. изучение учебной мотивации (методика Н.Г. Лускановой) (См. приложение 5) | В конце учебного года | Кл. руководитель |
4. уровень воспитанности по методике Н.П. Капустина " Уровень воспитанности учащихся " для 1 - 4 классов (См. приложение 5) | В конце учебного года | Кл. руководитель |
Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова) | В конце учебного года | Кл. руководитель |
7. ЗАНЯТОСТЬ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ
Каникулы – время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим.
Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями.
Каникулярный период | Мероприятие | Ответственный |
Осенние каникулы | 1. Прогулка «Калуга осенняя» 2. Посещение музея, кинотеатра. 3. Секции и кружки по интересам в СОШ№7 4. Проектная деятельность учащихся | Кл. руководитель, родители, соц. педагог |
Зимние каникулы | 1.Посещение Новогодних представлений 2. Секции и кружки по интересам в СОШ№7 3. Проектная деятельность учащихся 4.Лыжная прогулка | Кл. руководитель, родители, соц. педагог |
Весенние каникулы | 1. Посещение музеев, кинотеатра 2.Проектная деятельность учащихся 3. Секции и кружки по интересам в СОШ№7 | Кл. руководитель, родители, соц. педагог |
Летние каникулы | 1. Занятость учащихся в ГОЛ СОШ №7 2. Секции и кружки по интересам в СОШ№7 3. Экскурсионная поездка | Кл. руководитель, родители, соц. педагог |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Активизация деятельности учащихся по формированию духовных ценностей.
- Способствование повышению статуса патриотического воспитания, формирования активной жизненной позиции и патриотического сознания через включения детей в личностно и социально-значимую деятельность.
- Совершенствование работы по сплочению ученического коллектива, классного самоуправления, успешной социализации учащихся.
- Включенность родителей в деятельность класса и школы
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СВОДНЫЙ ЛИСТ ДАННЫХ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ
УЧАЩИХСЯ 3 "В" КЛАССА, 2018-2019 учебный год
( по методике Н.П. Капустина " Уровень воспитанности учащихся " для 1 - 4 классов)
№ п/п | Ф.И.О. | Любознатель - ность | Трудолюбие | Бережное отношение к природе | Мое отношение к школе | Красивое в моей жизни | Как я отношусь к себе | Средний балл | Уровень воспитанности |
1 | 4,8 | 4,7 | 4,5 | 4,5 | 4,3 | 4,3 | 4,5 | В | |
2 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | В | |
3 | 4,5 | 4,0 | 5,0 | 4,0 | 4,0 | 4,5 | 4,3 | X | |
4 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | В | |
5 | 4,6 | 4,0 | 5,0 | 4,2 | 4,3 | 4,4 | 4,4 | X | |
6 | 4,0 | 4,5 | 4,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,1 | X | |
7 | 4,4 | 4,5 | 4,2 | 5,0 | 4,0 | 4,0 | 4,3 | X | |
8 | 4,6 | 4,2 | 5,0 | 5,0 | 4,6 | 4,3 | 4,6 | В | |
9 | 4,6 | 4,5 | 4,5 | 4,0 | 4,6 | 4,3 | 4,5 | В | |
10 | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 4,0 | 3,6 | 4,3 | 4,1 | X | |
11 | 5,0 | 4,7 | 4,7 | 4,5 | 4,6 | 4,6 | 4,6 | В | |
12 | 4,6 | 4,7 | 5,0 | 4,0 | 4,3 | 4,0 | 4,4 | X | |
13 | 5,0 | 4,0 | 4,7 | 4,5 | 4,3 | 4,0 | 4,4 | X | |
14 | 4,0 | 5,0 | 5,0 | 4,0 | 3,6 | 4,6 | 4,3 | X | |
15 | 4,4 | 4,7 | 4,7 | 4,0 | 3,6 | 5,0 | 4,4 | X | |
16 | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 4,0 | 4,0 | 4,5 | 4,2 | X | |
17 | 4,8 | 4,2 | 5,0 | 2,5 | 4,7 | 4,5 | 4,2 | X | |
18 | 4,6 | 4,5 | 4,8 | 4,0 | 3,6 | 4,0 | 4,2 | X | |
19 | 4,4 | 4,2 | 5,0 | 5,0 | 4,3 | 4,3 | 4,5 | В | |
20 | 4,1 | 4,1 | 4,8 | 4,0 | 4,6 | 4,8 | 4,4 | X | |
21 | 4,6 | 4,2 | 5,0 | 5,0 | 4,6 | 4,3 | 4,6 | В | |
22 | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 4,3 | X | |
23 | 5,0 | 4,5 | 5,0 | 4,5 | 5,0 | 4,5 | 4,7 | В | |
24 | 4,4 | 4,5 | 5,0 | 5,0 | 4,6 | 4,6 | 4,6 | В | |
25 | 4,2 | 4,5 | 5 | 4,5 | 4,5 | 5 | 4,6 | Х | |
26 | 4,6 | 4,7 | 5,0 | 4,0 | 4,3 | 4,0 | 4,4 | X | |
27 | 4,0 | 4,5 | 4,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,1 | X | |
28 | 4,4 | 4,5 | 4,2 | 5,0 | 4,0 | 4,0 | 4,3 | X | |
29 | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 4,0 | 4,0 | 4,5 | 4,2 | X | |
30 | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 4,0 | 3,6 | 4,3 | 4,1 | X | |
31 | 4,2 | 4,5 | 5 | 4,5 | 4,5 | 5 | 4,6 | Х |
Выводы :
Уровень воспитанности класса - 4,4 - хороший
Высокий - 10 учащихся, хороший - 21 учащихся, всего в классе 31 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО МЕТОДИКЕ Н.Г. ЛУСКАНОВОЙ
"УРОВЕНЬ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ"
(анкетирование проводилось совместно с педагогом-психологом школы)
Уровень мотивации | 2016-2017 учебный год 1 «В» (31 учащийся) | 2017-2018 учебный год 2 «В» (31 учащийся) | 2018-2019 учебный год 3 «В» (31 учащийся) |
1-й уровень негативное отношение к школе, школьная дезадаптация | 0ч. | 0ч. | 0ч. |
2-й уровень низкая школьная мотивация | 5 ч.(16%) | 0ч. | 0ч. |
3-й уровень положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами | 16 ч.(52%) | 11ч. (36%) | 6ч. (19%) |
4-й уровень хорошая школьная мотивация | 5ч. (16%) | 10ч. (32%) | 13ч. (42%) |
5-й уровень учебная активность | 5ч.(16%) | 10ч. (32%) | 12ч. (39%) |
Вывод: Полученные данные свидетельтвуют, что у учащихся моего класса хорошая школьная мотивация, дети испытывают интерес к учению и познанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.
Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания и социализации обучающихся. 1 класс.
Вашему вниманию предлагаю программу воспитания и социализации обучающихся в 1 классе....

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы 1-4 классы.
Программа расчитана на 4 года....

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА (ФГОС)
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных и...

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1Г КЛАССА
Материал содержит примерный план воспитательной работы в 1 классе...

Программа воспитания и социализации обучающихся класса
Эта программа поможет учителям спланировать внеклассную жизнь в классе и увидеть конечный результат выполненных дел. В основе программы воспитательной работы с детским ...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)
Цель воспитательной программы – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...