Познавательно - игровой час "День Наума Грамотника" для начальной школы
классный час (1 класс)
14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников. Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_nauma_gramotnika.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно - игровой час "День Наума Грамотника" для начальной школы
Подготовила: Баркова М.Б.
Цель: Познакомить с днем Наума Грамотника – праздником грамоты, посвящения в ученики.
Задачи:
• познакомить детей с историей возникновения праздника;
• способствовать умению применять знания по математике, русскому языку в игровой предметной среде;
• развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность;
• воспитывать чувство товарищества; формировать дружный коллектив.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, элементы букв, разноцветный мешочек, музыкальное сопровождение, сладкие подарки (шоколадные монетки).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников. Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна (14 ноября), поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его т трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, густо усыпанный деньгами.
А сегодня вы, ребята, покажете свои умения и успехи.
1.
Из светлой сказки в школу мы пришли.
Счастливого пути нам все желают
И парты наши, слово корабли,
В далёкий путь нас отправляют.
2.
Чтобы узнать как велика земля,
Чтоб открывать науки, словно страны
Нас к знаньям поведут учителя-
Испытанные капитаны!
3.
Вчера лишь мне говорили «Малыш»!
Порой называли «Проказник»…
Сегодня уже я за партой сижу,
Зовут меня все – первоклассник!
4.
Все хорошее у нас
Называют - первый класс.
Пассажиры без опаски
Отправляются в полет,
Если летчик первоклассный
Первоклассный самолет.
5.
Вот строитель - первый класс.
Он построил первый класс.
Первоклассный педагог
С первоклассниками строг.
Отложите-ка игрушки,
Начинается урок!
6.
От Камчатки до Арбата
В сентябре в стране у нас
Первоклассные ребята
Поступают в первый класс.
ПЕСНЯ «Песня о школе»
А сейчас мы с вами побываем в старорусской школе.
Слайд 1
Это школа, какой она была более ста лет назад.
Внимательно рассмотрите убранство классной комнаты.
Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, о начале занятий извещал школьный колокол. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка. Входя в школу, все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом.
Ведущий:
Первый урок – азбука.
"Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Ели то, что из дома принесут, что мама дала. Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.
Слайд 2 Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей.
За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети старались плохо себя вести.
Ведущий:
- Наши дети тоже кое-что знают о старой школе. Дети читают стихотворение, в сопровождении показа слайдов 7. В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
8. Слайд 3
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
9. Слайд 4
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
10. Слайд 5
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
11. Слайд 6
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке
Ведущий. А сейчас веселый звонок позовет наших первоклассников на уроки.
12.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок. Мы учили букву «А».
Мы учили букву «У».
Малыши кричат: «Уа!»
Мы в лесу кричим: «Ау!»
13.
Я бросила куклу, играть не хочу.
Мне некогда очень, я буквы учу.
Если хочешь много знать, много добиться,
Обязательно читать, надо научиться.
14.
Я уже все буквы знаю,
Даже вывески читаю,
И названия газет,
И бумажки от конфет.
15.
Очень хочется ребятам
Поскорее подрасти.
Мы уже умеем в слове
Ударение найти.
16.
В нашем классе, не в лесу,
Громко звали мы лису.
Закричали мы: «Лиса!» -
Зазвенели голоса.
Это мы искали все
Ударение в «лисе».
17.
Мне подумалось: а вдруг
Прибежит лиса на звук?
Мы ее на парту сзади
Рядом с Костиком посадим:
«Посиди у нас, лиса!
Подождут тебя леса!»
(вбегает Буратино с Мальвиной)
Сценка Мальвина и Буратино.
М. (строго) Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Б. Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
М. (угрожающе). Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.
Б. (в сторону). Вот так попал!
М. Теперь сядьте ровно, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займёмся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
Б. (хлопает по карманам). Врёте, ни одного.
М. (терпеливо). Я говорю: предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько осталось яблок?
Б. (уверенно). Два!
М. (умоляюще). Подумайте хорошенько!
Б. Два!
М. (с удивлением). Почему?
Б. Я же не отдам Некту яблок, хоть он дерись!
М. У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом. Пишите: «А роза упала на лапу Азора …». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. Но тут ничего нет! Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Б. Нашлась воспитательница, подумаешь! У самой фарфоровая голова, туловище ватой набито.
Учитель: Успокойся, Буратино, не надо ссориться. Приходи к нам на занятия и всему научишься. Грамоте учиться – всегда пригодиться!
ТАНЕЦ + ПЕСНЯ «КУКЛЫ УЧАТ БУКВЫ»
Ведущий. «Динь-дилинь», - звенит звонок. Начинается... Дети (хором): Урок!
Вторым уроком у нас – МАТЕМАТИКА.
18.
Все, что вижу во дворе я,
19.
Все, что вижу на пути,
18.
Я сумею,
19.
Я сумею,
Хором 18 и 19.
Сосчитать до десяти!
18.
Едем с мамой в зоосад
И считаем всех подряд.
Пробегает дикобраз — это раз,
19.
Чистит перышки сова — это два,
Третьей стала росомаха,
А четвертой — черепаха.
20.
Серый волк улегся спать — это пять.
Попугай в листве густой. Он — шестой.
Вот лисенок рядом с лосем.
Это будет 7 и 8.
9 — это бегемот. Тот, как бабушкин комод.
21.
В клетке ходит лев косматый.
Он — последний, он — десятый.
Дальше нам не сосчитать.
Надо снова начинать.
Учитель. А еще математика очень нужна для того, чтобы посчитать какой по счету молочный зуб выпал у наших первоклассников.
Ученик: Выпал зуб молочный, на душе печаль.
Хоть он был не прочный, зуба очень жаль.
- Ух, какая дырка!- шепчут малыши.
И соседка Юля просит: "Покажи".
А мой друг Андрюшка заявляет всем:
- Остается сколько? Целых 27!
Папа с мамой рады: "Выпал, ну и что ж?
Так ему и надо - ты, сынок растешь".
Я теперь напрасно больше не грущу. Я теперь прекрасно в дырочку свищу.
Математика: Хитрые задачки
1.В погребе 5 мышей грызли корку сыра. Они были так увлечены этим, что не заметили подкравшегося кота. Кот бросился на мышей и одну мышку схватил. Сколько мышей осталось доедать сыр? (Ни одной.)
2.Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и , наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12 глаз)
3.Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3 внука)
4.Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько будет лет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)
5.Шли три поросёнка. Один – впереди двух, один – между двумя, один – позади двух. Как шли поросята? (Друг за другом)
6.По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море? (9)
7.Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10)
8.Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12)
9.В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)
10.Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, а потом три сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не цветут).
Ведущий.
23. Перемена! Переменка!
Отдохните хорошенько: можно бегать и шуметь, танцевать и песни петь,
можно сесть и помолчать... Только – чур! – нельзя скучать!
24.
Шла большая перемена,
Стул сломал на части Гена.
«Стул сломался, не беда!
Впереди урок труда!»
25.
Наконец-то, склеив стул,
Гена радостно вздохнул:
«Труд закончен! Перемена!»
Снова стул ломает Гена...
ТАНЕЦ ФИЗМИНУТКА
Ведущий:
- Наши дети знают буквы, а некоторые уже умеют хорошо читать и писать их.
Открывает коробку с буквами, буквы просыпаются на пол.
Что, такое, что случилось?
Наша азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г – ударилась немножко
И рассыпалась совсем.
Потеряла буква Ю
Перекладину свою.
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.
Буква С совсем сомкнулась,
Превратилась в букву О,
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого.
- Ой, ребята, что же делать? Надо помочь буквам.
Обучающиеся собирают буквы из элементов. Затем из букв складывают слово ЗАГАДКИ
Я буду вам загадки загадывать не в рифму, а вы должны отгадать, кто это.
Загадки.
Сено хоботом берёт
Толстокожий
(Слон)
Съела зайца и ловит другого
Черно-бурая злая….
(Лисица)
Кто любит по ветвям носиться
Конечно, рыжая……
(Белка)
В чаще голову задрав,
Воет с голоду …..
(Волк)
Кто в малине знает толк?
Косолапый бурый …..
(Медведь)
Под луною песни петь
Сел на веточку …..
(Соловей)
Дочерей и сыновей
Учить хрюкать ……
(Свинья)
На заборе по утру
Кукарекал ….. (Петух)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР «HOLLI DOLLI»
.
Сценка «Как Кирилл заговорил».
Ученик Петров Кирилл
Всех сегодня уморил.
Стал животным подражать
Кукарекать и визжать.
Вот пришёл учитель в класс
- Кто к доске пойдёт сейчас?
А Кирилл Петров:
- Ку-ку, гав-гав-гав, кукареку!
-Кто кричит там не пойму?
А Кирилл на это:
- Му-у-у
- Это ты, Кирилл Петров?
Ты сегодня нездоров?
Может, нужен врач тебе?
А Кирилл на это:
- Бе – е - е!
- Подавай-ка свой дневник
А Кирилл:
- Чирик - чирик! Мяу-мяу! Ква-ква-ква!
- Всё!- сказал учитель, - два!
- Ой! За что? – вскричал Кирилл,
Снова он заговорил.
ИГРА С РОДИТЕЛЯМИ.
«КАК СКАЖУ Я СЛОВО «ТРИ», КЕГЛЮ БЫСТРО ТЫ ВОЗЬМИ».
(Для игры приглашаются две пары (родитель и ребёнок)).
Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово «три», кеглю быстро ты возьми.
- Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри –
Рыбёшек мелких увидали
И не одну, а целых…две.
- Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команды: «Раз, два, …марш.
- Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до полной ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше …пять.
- Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну, что же кеглю вы не взяли,
Когда была возможность взять.
Ребята, в школе мы с вами занимаемся не только учёбой. Мы ещё учимся дружить, ведь именно здесь вы станете самыми верными друзьями на всю жизнь.
Дружба настоящая
В школе начинается,
Чтобы не кончатся никогда.
Дружба настоящая
Сердцем проверяется,
Значит, это дружба навсегда.
Пусть бегут по школьной лестнице
Сентябри за сентябрями,
Наша дружба не разделится,
А умножится с годами.
Наша дружба с нами учится,
Отдыхает с нами вместе,
Вместе с ней нельзя соскучиться,
Как с хорошей звонкой песней.
ПЕСНЯ «Мир похож на цветной луг»
Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания учеников - лучший подарок учителю. В старину говорилось, что матери выпекали в этот день для детей лепешки в виде монет и мы угощаем всех ребят такими монетами, веря, что они принесут счастье и удачу. До свидания, до новых встреч.
Приложение
Текст песни «Песня о школе»
Музыка Д. Кабалевского
Слова В. Викторова
1. Мы в счастливый, светлый день поступили в школу.
Школа рада нам была, класс просторный отвела.
И о классе о своём мы поём, мы поём.
И о классе о своём мы поём, мы поём.
2. Ждут нас новые друзья - буквы, цифры, ноты.
Вот учитель входит в класс, он всему научит нас.
Об учителе своём мы поём, мы поём.
Об учителе своём мы поём, мы поём.
3. Переменки и звонок, и опять уроки.
Интересные дела, ну и песни без числа,
Потому что обо всём мы поём, мы поём.
Потому что обо всём мы поём, мы поём.
Текст песни «Мир похож на цветной луг»
МузыкаВ. Шаинского
Слова М. Пляцковского
Ветер зовёт
За собой облака
Вдаль, вдаль, вдаль.
Если ты друга
Не встретил пока,
Жаль, жаль, жаль!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Песня не зря
Собирает друзей
В круг, в круг, в круг.
Сделает хмурый денёк
Веселей
Друг, друг, друг!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Друг за тебя
Одолеть сто преград
Рад, рад, рад.
С другом любая беда -
Не беда,
Да, да, да!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая программа для учащихся начальной школы "Шарики-смешарики"
Игровая программа для проведения внеклассного мероприятия....
"Дождики бывают разными" Конкурсно-игровая программа для учащихся начальной школы
Данный сценарий был разработан в рамках сетевого проекта "Дождливое настроение" Конкурсная программа способствует развитию у детей познавательного интереса к природе....
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.
В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...
Использование игровых педагогических технологий в начальной школе
из опыта работы использование игровых технологий в начальной школе...
Сценарий познавательно-игровой программы для учеников начальной школы «Бумеранг добра».
Цель: духовно-нравственное развитие школьниковЗадачи:- создать условия для формирования у детей нравственных качеств: доброты, бескорыстия, потребности в благотворительности;- развивать творчески...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенны...
Сценарий познавательного игрового часа для учащихся начальной школы Здравствуй, Старый Новый год!
Цель: обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа. Задачи: познакомить с русским народным праздником Васильев вечер обычаями, традициями; формировать по...