Использование игровых педагогических технологий в начальной школе
материал

Жугдурова Баярма Михайловна

из опыта работы использование игровых технологий в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Б.М. ЖУГДУРОВА,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №19»,

г. Улан-Удэ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта второго поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка  качественным   образованием на первой ступени обучения.

Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

В современной   начальной школе ребенка  недостаточно  обучить    только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями.  Это    универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная  мотивация к обучению,   самоорганизация и саморазвитие.  Поэтому  необходимо создать такие условия, которые позволят   повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик  начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
       От меня, как от  современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
     
Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.  

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

       В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют  роли контролёра, судьи, учителя и т.д.
      Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  •  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

       Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

     Применение игровой технологии даёт возможность  сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. 

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра.

 Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения.

 Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Большинство видов дидактических и развивающих игр я беру из сборника «Дидактические и развивающие игры в начальной школе с применением ИКТ» из серии «Современная школа». В книге этой серии содержатся материалы, разработанные участниками «Сети творчества учителей» сообщества «ИКТ в начальной школе». В сборнике есть игровые уроки, помогающие ребенку учиться с увлечением, формирующие предметные компетенции.  Многие игры можно использовать при индивидуальной работе.

Игра Егоровой Н.В. «Графические диктанты» направлена на развитие логического, образного и пространственного мышления ребенка. 

         Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

         Эти простые игры позволяют в игровой форме повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

    Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

    Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.

     Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.

        Многие учителя часто задают себе вопрос "Как можно быстро активизировать школьников во время уроков?". Организацию этого момента я провожу в виде  математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек, на которых записаны несложные примеры с ответами. На одних карточках ответы правильные, на других - нет. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Поочередно показываю классу карточки, а ученики делают определенное движение. Например, если ответ верный, то поднимают руки вверх, неверный - вытягивают их вперед. Темп зарядки постепенно увеличивается. Через 2-3 минуты класс готов к работе. Составление комплексов упражнений можно поручать ученикам.

Во многих дидактических играх, примеры которых я привела, заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети  стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Уроки русского языка  для многих учащихся достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности.  Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма нужно вводить  игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения ими реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление рассказов. 

«Рассказ по картинкам».  Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.  

  Чтение чистоговорок и скороговорок.

  • Шла Маша по шоссе и сосала сушку.
  • Прохор и Пахом ехали верхом.
  • Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
  • Сорок сорок в короткий срок съели сырок  

         Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры-загадки, кроссворды. У них вызывает интерес, как и процесс, так и сам результат. Большим потенциалом в плане воспитания у учеников интеллектуальной активности, любознательности, развития познавательной сферы располагают интеллектуальные игры - аналоги телевизионных программ "Поле чудес", "Что? Где? Когда?" и другие.

          Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое  рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

      Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

      Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

      Эти передовые педагогические игровые технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания, гарантируют:

  •  Активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших школьников.
  •  Комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.
  •  Высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью.
  •  Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.
  •  Полноценное соединение знаний и практических навыков.
  •  Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.

Игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий). Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.

Использованные ресурсы:

1. Дидактические и развивающие игры в начальной школе . Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галажина. – М.: Планета, 2011. – 272 с. – (Современная школа).

2. Речь, логика, память, внимание. Воображение. Игровые и обучающие  занятия с детьми 7 – 9 лет. / Л.В. Мищенкова; худож. Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.-192с ил.

3. Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей/ Н.Е. Граш [и др.]. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.-92, [2] с.: ил. – (Школа развития)

4. Калугин М. А. Развивающие игры для 1- 4 классов- Ярославль, 2006


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Б.М. ЖУГДУРОВА, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №19», г. Улан-Удэ.

Слайд 2

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Слайд 3

Игра Егоровой Н.В. «Графические диктанты» направлена на развитие логического, образного и пространственного мышления ребенка.

Слайд 4

«Рассказ по картинкам».

Слайд 5

Скороговорки

Слайд 6

игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

АктуальностьДетство это время игры, и если перекрыть игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, за место того, чтоб идти в...

Статья "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе".

Статья "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"....

"Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности,  монотонную деятельность по запоминанию, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношен...

«Использование игровых педагогических технологий в начальной школе».

Игра  это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об  окружающем мире.     Игра  это огромное светл...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенны...

Использование игровых педагогических технологий в начальной школе

Статья включает обоснование актуальности использования игровых педагогических технологий на уроках в начальной школе....