Консультация " Применение ИКТ в работе воспитателя"
консультация
Описание использования информационно-коммуникативных технологий в работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_primenenie_ikt_v_vospitatelnoy_rabote.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ТЕМА: «Применение ИКТ в воспитательной работе»
Подготовила:
Воспитатель
I квалификационной категории
Хайртдинова С.Н.
Введение
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий воспитания, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в воспитании, а неотъемлемой частью целостного воспитательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации. Современные информационные технологии это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.
В последнее время под современными информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Современные информационные технологии повышают познавательный интерес учащихся в учебной деятельности.
Основные направления внедрения ИКТ в воспитании
Компьютеризация воспитательного процесса относится к числу крупномасштабных инноваций. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в воспитательный процесс:
- использование компьютерной техники в качестве средства воспитания, совершенствующего процесс, повышающего его качество и эффективность;
- использование современных информационных технологий в качестве инструментов воспитания, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы воспитания. Целью
является усиление интеллектуальных возможностей воспитанников в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса и повышение качества воспитания на всех ступенях образовательной системы. Основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
- повышение эффективности и качества процесса воспитания;
- повышение активности познавательной деятельности;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
- развитие различных видов мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
- эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
Структура информатизации воспитательного процесса.
Применение ИКТ стало привычным при использовании электронных презентаций для проведения занятий, мероприятий.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:
- Поиск информации в сети Интернет.
- Составление сценария
- Озвучка мероприятия
- Репетиционный процесс
- Анализ проведенного мероприятия
При анкетировании, тестировании воспитанников (выявление уровня воспитанности, профориентация, отношение к табакокурению, употреблению спиртных напитков и др.) используется много интересных современных методик, взятых из Интернета и приспособленных под нашего ученика, обработка некоторых анкет ведется с помощью компьютера.
Без компьютера немыслим:
- Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам и другим ресурсам сети Интернет.
- Документооборот, работа с электронной почтой.
- Аналитико-прогностическая функция, которая подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие.
- Аналитическая деятельность (анализ проведенных мероприятий, акций, операций, посещенных классных часов)
- Ведение документации (разработка положений к мероприятиям, составление локальных актов по ВР, отчетность, планирование)
- Составление информационного материала
- Работа с цифровым фотоаппаратом, цифровой видеокамерой.
Заключение
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образование.
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность и доступность. Применение ИКТ в непосредственно образовательной деятельности облегчает усвоение материала, предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
На занятиях применяю информационные технологии в процессе изучения новых для воспитанников понятий, для обобщения и систематизации полученных знаний, при выполнении игровых и творческих заданий.
• Создание, редактирование и использование готовых презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми («Игры во дворе», «Наша страна», «Мой город», «Откуда хлеб пришел», «Труд людей осенью», «Золотая осень», копилка презентаций ( по разделам нашей программы).
• Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, (сканирование, интернет, принтер, презентация, использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий , которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их, обрезать или объединять) .
• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям: схемы, предметные и сюжетные картинки, раскраски, маски и др.
Воспитанники, просматривая материал в яркой и интересной для них форме, являясь свидетелями происходящего на экране землетрясения, пожара, грозы, активно участвуя в приключениях героев, учатся сопереживать происходящему, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
• При проведении физкультминуток, на занятиях творчества, в минутки релаксации использую музыку (часто ту, которую необходимо закреплять к праздникам)
Обмениваюсь опытом, знакомлюсь с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья. (Использование электронной почты).
В подготовке к занятиям, при поиске материала регулярно использую ресурсы интернета, где представлено множество педагогических технологий, опытов работы воспитателей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериалы.
Публикация своих наработанных материалов, презентаций, опыта работы, создание своего электронного портфолио, мини-сайта в интернет, ( nsportal, Инфоурок, Мультиурок, maaam.ru и многие другие).
Но возможности ИКТ в воспитательной работе с детьми пока еще не исчерпаны. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства общения, воспитания, профессионального определения, интеграции в мировое сообщество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня
Статья посвящена применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня...
Консультация для родителей и воспитателей
Игры, направленные на коррекцию нарушений фонематического восприятия....
Консультация для родителей и воспитателей "Русские куклы"
Кукла в наши дни – забава для девочек и украшение интерьера. В прежние времена куклы использовались более широко. Они сопровождали человека от рождения до смерти, защищая его и принося удачу в самый н...
консультация для родителей "Советы воспитателя ГПД"
Адаптационный период первоклассников...
Применение в работе воспитателя ГПД здоровьесберегающие технологии в условиях обучения по ФГОС.
Применение в работе воспитателя ГПД здоровьесберегающие технологии в условиях обучения по ФГОС....
Современные воспитательные технологии и их применение в работе воспитателя ГПД
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздейс...
Развитие речевого дыхания у детей с ТНР. Консультация для родителей и воспитателей
Правильное речевое дыхание - основа правильной речи. Работа над хормированием речевого дыхания - важный этап логопедической коррекции. И если он осуществляется совместно с родителями и педагогами, рез...