Современные воспитательные технологии и их применение в работе воспитателя ГПД
учебно-методический материал
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Воспитатель группы продленного дня прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный воспитатель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые воспитательные технологии с ученическим коллективом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные воспитательные технологии | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская начальная общеобразовательная школа № 2
Доклад на тему:
«Современные воспитательные технологии,
их применение в работе воспитателя группы продленного дня»
Подготовила: Казакова Е.В., - воспитатель ГПД МБОУ МБОУ Одинцовской нош №2
Одинцово 2019 г.
Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя группы продленного дня.
Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Воспитатель группы продленного дня прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный воспитатель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые воспитательные технологии с ученическим коллективом.
Современные воспитательные технологии:
- технология КТД И. П. Иванова;
- технология здоровьесберегающая;
- технология создания ситуации успеха;
- технология индивидуального воспитания;
- ситуативные технологии;
- ИКТ-технологии;
- АРТ-технология;
- шоу-технологии;
- технология учебной деловой игры.
Рассмотрим отдельные современные воспитательные технологии:
1.Технология КТД (коллективные творческие дела) Игорь Петрович Иванов
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.
В технологии различают шесть этапов:- совместное решение о проведении дела, - коллективное планирование, - коллективная подготовка, - проведение дела, - коллективный анализ, - решение о последействии.
Два типа КТД: классическое и личностно-ориентированное.
Отличия:
Этап | Традиционное КТД | Личностно-ориентированное КТД |
1. коллективное целеполагание | Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива | Дело как потенциал личностного развития и роста |
2. коллективное планирование
| Акцент на групповой работе, групповом вкладе | Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений |
3. коллективная подготовка | Акцент на дружной групповой работе | Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность |
4. проведение дела | Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана | Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений |
5. коллективный анализ 6. Решение о последействии | Основные вопросы – критерии «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Какой вклад каждого в общее дело?» | Вопросы – критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальность |
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
Интеллектуальные КТД (пример: «Поле-чудес»)
Художественные КТД (пример: изготовление поделок, оформление газет , «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.)
Спортивные КТД (пример: «Спартакиада», организация игр на прогулке, эстафеты)
Экологические КТД (пример: экскурсии в эколого-биологический центр)
2. Здоровьесберегающие технологии
Это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья обучающихся;
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
3.Технология создания ситуации успеха
Создание благоприятного психологического климата и ситуации успеха
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время классного часа и группы продленного дня, внеурочной деятельности. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ребёнка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Примеры создания ситуации успеха
Приветствие: используется яркий мяч, его бросают тому, кого приветствуют.
Рисунок:
Приглашается к доске один из участников. Ему предлагается нарисовать корову. Но прежде чем задание будет исполнено, всем присутствующим предлагается сказать (сделать) что-то такое, что бы помогло успеху художественной деятельности. «Не бойся, ничего страшного, если не получится…», «Вспомни, как выглядит корова», «Только на тебя вся надежда!». Разброс суждений самый различный. Приглашенный художник смело приступает к рисунку, остальные поддерживают его радостными поощрениями. Руководитель занятия предельно внимателен, фиксирует все реплики, советы, фразы. Рисунок получается, потому что была организована ситуация успеха. Производится оценка рисунка (эта деталь удалась, у коровы характер добрый…). Художник анализирует свое состоянии и называет те реплики, которые оказались для него сильной поддержкой. Сфера доброжелательности: - снятие страха («Ничего страшного…»), - скрытая инструкция («Ты же помнишь, что…»), - авансирование («У тебя все получится…»), - персональная исключительность («Только у тебя и может получиться…»), - усиление мотива («Нам это так нужно для…»), - педагогическое внушение («Приступай же!»), - высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя замечательно…»).
«Волшебный стул» (ребёнок сидит на стуле, а дети называют все его достоинства)
4. Технология индивидуального воспитания
Технология индивидуализированного воспитания
Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой:
1) воспитатель взаимодействует лишь с одним ребенком (на уровне «личность – личность»);
2) ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих его людей;
3) ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и т.п.)
5. Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми. Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (классный руководитель, воспитатель ГПД) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения –
форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
6.ИКТ - технологии
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ в воспитательной работе
- Поиск и сбор информации;
- Диагностика (психологическое тестирование, экспресс -диагностики);
- Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
- Информация для классных часов;
- Виртуальный музей;
- Игры, конкурсы, викторины;
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.
7.Арт-технология
Воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.
8.Шоу -технологии.
Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
-В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.
-Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
9.Технология деловой игры
Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.
Задачи игр:
· научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы педагога;
· развивать проективные умения у обучающихся;
· воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной деловой игры.
Для создания деловых игр важно знать признаки этой формы организации обучения:
· Имитация реальной жизненной ситуации.
· Распределение ролей между участниками.
· Различение интересов у участников игры.
· Привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени.
· Наличие системы группового и индивидуального оценивания.
Любая деловая игра включает следующие этапы:
I ориентировочный
На ориентировочном этапе игры должны быть определены условия её проведения, объявлены участники, разработан план проведения, обозначены цели и задачи, распределены роли.
II исполнительный
Исполнительный этап включает выполнения участниками различных заданий.
III итогово-оценочный
Итогово-оценочный этап включает в себя выставление баллов после выполнения каждого задания и объявления результатов игры после её завершения.
Примеры: деловая игра «Семейный бюджет», деловая игра «Путешествие в мир профессий»
Вывод:
В заключении следует отметить, что школа для очень многих детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html
2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000
3. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html
4. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные воспитательные технологии
Доклад подготовлен для выступления на семинаре....
Выступление на МО: "Современные образовательные технологии и их применение в работе классного руководителя"
Современные образовательные технологии и их применение в работе классного руководителя...
Доклад на тему " Современные воспитательные технологии и их применение в работе классного руководителя."
Данный доклад поможет лучше спланировать и построить работу классного руководителя...
Применение в работе воспитателя ГПД здоровьесберегающие технологии в условиях обучения по ФГОС.
Применение в работе воспитателя ГПД здоровьесберегающие технологии в условиях обучения по ФГОС....
Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности
сообщение на педсовет...
Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"
Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...
Статья на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Воспитать человека" "Применение современных воспитательных технологий при проведении классных часов"
В статье говорится об использовании современных воспитательных технологиях при проведении классных часов в начальных классах...