Развитие речевого дыхания у детей с ТНР. Консультация для родителей и воспитателей
консультация по логопедии
Правильное речевое дыхание - основа правильной речи. Работа над хормированием речевого дыхания - важный этап логопедической коррекции. И если он осуществляется совместно с родителями и педагогами, результат не заставит себя ждать. Консультация направлена на повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах формирования правильного речевого дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_i_pedagogov._razvitie_rechevogo_dyhaniya_detey_s_tnr.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Плавный длительный выдох – это основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:
- Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата
(постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
- Дифференциация ротового и носового дыхания.
- Формирование длительного фонационного (озвученного) выдоха.
- Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.
Рекомендации по проведению работы по формированию речевого дыхания:
- Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей
работы с ребёнком. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3 – 5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5 – 6 минут.
2. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий день добавляется ещё по одному. Не переутомлять ребёнка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
3. Не делать слишком большой вдох. Следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
4. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесённым ко рту ребёнка так, чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него, или запотеванием зеркала в момент выдоха.
Перечисленные ниже игры и упражнение разных авторов помогают развитию правильного речевого дыхания:
- «Задуй свечку»
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.
- «Горячий чай»
Взрослый предлагает ребёнку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребёнок дует на “пар”. Если правильно дует, то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.
- «Лопнула шина»
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
- «Накачать шину»
Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
- «Воздушный шар»
Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.
- «Снег»
Ребёнку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения не надувать щёки.
- «Кораблики»
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
- «Футбол»
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой лёгкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребёнок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
- «Буль-бульки»
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребёнку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зелёную трубочку и т.д.
- «Волшебные пузырьки»
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
- «Цветочный магазин»
Предложите ребёнку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
Некоторые упражнения для развития дыхания помогают научить ребёнка правильному звукопроизношению. Например, если ребёнок во время речи надувает щёки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Произношение большинства звуков требует направленной воздушной струи.
Для правильной работы над дыханием во время коррекции звукопроизношения нам необходимо знать о воздушной струе следующее.
Воздушная струя | |
Широкая, тёплая (при произнесении шипящих звуков) | Узкая, холодная (при произнесении свистящих звуков) |
Слабая | Сильная |
Рассеянная | Направленная |
Хорошо развитое речевое дыхание с помощью данных упражнений поможет развивать произношение звуков, слогов, чётких и понятных слов. Поэтому очень важно проводить игры и упражнения по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
В данном докладе вы узнаете о том, как поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...
Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.
Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....
Методическая разработка на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с умственной отсталостью»
У детей с умственной отсталостью помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта проявляются грубые нарушения речи. Речь часто отсутствует либо формируется с большим запозданием.Дыхани...
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Важное значение в процессе формирования у детей чёткого, правильного произношения имеет дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,...
Необходимость и методы тренировки речевого дыхания у детей с нарушениями речи
В статье обоснована необходимость включения дыхательной гимнастики в логопедическое занятие, а также даны практические примеры упражнений....
План самообразования учителя-логопеда "Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ"
План самообразования учителя-логопедаПлан самообразования учителя-логопеда "Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ"...
Игры для развития речевого дыхание детей младшего школьного возраста
Зачастую, в логопедический пункт зачисляются дети с нарушениями звукопроизношения. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Источником образования звуков речи является воздушная стр...