ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
статья (1 класс)
Методичсекие материалы о ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_detey_k_shkole.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Нынешнее поколение детей, конечно же, отличается от предыдущего. Вполне вероятно, что ребенок 3-4 лет обладает удивительными способностями. И кажется, что настало время, отдавать ребенку в школу. Но не только интеллектуальные способности влияют на успех в обучении. Современные психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически готов учиться, и это не имеет ничего общего тем, умеет ли ребенок считать, читать и даже писать.
Чтобы ответить на вопрос, в каком возрасте следует отдавать ребенку в школу, необходимо учитывать психологические особенности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст – самый важный период в развитии ребенка-дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со сверстниками, взрослыми, с прежним миром.
Особое внимание психологи обращают на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, совсем недавно, такой еще гибкий и покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке родителей, желание настаивать на своем мнении, упорство в реализации своих целей. Это говорит о том, что предыдущий тип отношения «взрослый-ребенок» должен быть изменен в сторону большей независимости ребенка и обогащения его деятельности достаточной самостоятельностью.
Стремление к независимости формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с родителями деятельности ребенок изучает новые способы и приемы действий, осваивает примеры совершенно иного поведения и отношения, учится действовать самостоятельно и стремится достичь наиболее лучшего результата.
К концу 3-х лет ребенок начинает активно проявлять потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем говорят многочисленные вопросы, задаваемые им.
К концу младшего дошкольного возраста характерно развитие интереса к общению со сверстниками, открываются новые возможности для развития у детей рефлексии, доброжелательного отношения к окружающим, которые необходимы для правильного социального развития. Для того, чтобы в поведении ребенка могли быть приняты во внимание интересы и чувства других, он должен для начала научиться сопереживать близким людям – родителям, друзьям.
У детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) в деятельности и поведении появляется целый ряд новых особенностей, которые отличают их от младших дошкольников.
Повышаются физические возможности детей, они испытывают острую необходимость в активной двигательной деятельности, и в случае ее ограничения становятся непослушными, капризничают, перевозбуждаются. Именно для детей среднего дошкольного возраста является характерной слабость тормозных процессов, высокая активность, возбудимость, что требует частой смены деятельности. Это помогает ребенку успокоиться и восстановить силы, а также создает возможности для развития познавательности во всех сферах его жизни.
К 5-му году жизни у детей активно проявляется стремление общаться не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Средний дошкольник нуждается в содержательном общении с другими детьми. Речевое общение становится все более активным и длительным. Новые черты появляются в контактах средних дошкольников со взрослым. Дети этого возраста активно стремятся к интеллектуальному, познавательному диалогу.
Так же у детей на этом возрастном этапе сохраняется очевидный интерес к игре. Она по-прежнему продолжает оставаться ведущим видом деятельности в их жизни. Но у средних дошкольников, в отличие от младших, наблюдается возрождение интереса к правилам игры. Именно к этому возрасту появляются многочисленные жалобы, заявления детей, что что-то не так, или кто-то не выполняет каких-либо правил.
Дети 4-5 лет весьма эмоциональны, отличаются яркостью и непосредственностью выражения своих чувств. Задача взрослого вызвать эмоциональную отзывчивость детей, направить ее на сочувствие и сопереживание сверстникам.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) считается наиболее благоприятным для развития познавательной активности, интересов и творчества детей. И вся атмосфера их детской жизни должна этому способствовать.
Дети старшего дошкольного возраста в процессе жизнедеятельности уже вполне способны осваивать нормы и правила культуры и поведения. Для них становятся более понятными мотивы выполнения тех или иных правил. Взрослый, поддерживая позитивное поведения и доброжелательные поступки ребенка, тем самым способствует развитию его самостоятельности и росту в нем чувства самоуважения.
Характерной чертой детей старшего дошкольного возраста является появление у них интереса к проблемам, которые выходят за пределы их личного опыта. Дети начинают интересоваться прошлым и будущим, жизнью в разных странах, животным и растительным миром и др.
Рассмотрев данные особенности детей дошкольного возраста, можно прийти к выводу, что оптимальным для школьного обучения является старший дошкольный возраст. Считается, что в этом возрасте готовность ребенка к школе даже если и не полностью развита, она близка к идеалу.
Тем не менее, на практике многие дети, достигшие 6-7 лет и имеющие необходимые для школы знания и умения, испытывают трудности в обучении. Их психологическая готовность к школе не сформирована, и именно поэтому «учебные будни» обременяют этих детей.
Так что же такое психологическая готовность к школе?
Психологическая готовность к школьному обучению – это достаточный уровень психологического развития ребенка, необходимый для усвоения школьной программы в современных условиях обучения.
Вопросом психологической готовности к школьному обучению занимались следующие педагоги: М.М. Бeзруких, Л.И. Бoжoвич, А.В. Зaпoрoжeц, Л.А. Вeнгeр, Л.М. Фридман, В.С. Мухина, Е.Е. Крaвцoвa и многие другие.
Л. М. Безруких считает, что готовность ребенка к обучению в школе - это определенный уровень психического, функционального и морфологического развития детей, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка [2].
Л. А. Венгер интерпретирует понятие готовности к школе как определенный уровень социальных навыков, характеризующихся следующими умениями: умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, умение регулировать свое поведение в зависимости от ситуации, умения без которых обучение невозможно в принципе или затруднено (это развитие речи, мелкой моторики, координации, организация своей деятельности), а так же личностное развитие, включающие в себя мотивацию, самопознание, самооценку [3].
Принимая во внимание эти два определения, можно сделать вывод о том, что психологическая готовность к школе включает в себя несколько аспектов.
Интеллектуальная (познавательная) готовность.
Долгое время было принято судить о готовности ребенка к школе по количеству выявленных у него умений, по словарному запасу, по конкретным навыкам и знаниям. На сегодняшний день это нельзя назвать единственным мерилом интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучения. Современные программы и их усвоение требуют от детей способности анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои собственные выводы, то есть – хорошо развитой когнитивной сферы. И если говорить об интеллектуальной готовности ребенка к школе, то стоит обращать внимание прежде всего на общие характеристики его мыслительных процессов. Для того, чтобы ребенок успешно адаптировался в школьной среде, к концу старшего дошкольного возраста у него должно быть сформировано наглядно-образное мышление и отдельные операции концептуального и логического мышления.
Значимость наглядно-образного мышления в интеллектуальной готовности к школе связана с его основными функциям, регулирующими деятельность. Оно позволяет наметить возможные направления действий, исходя из особенностей определенной ситуации. Если же образное мышление недостаточно развито, при довольно-таки высоком уровне логического мышления, последнее берет на себя ориентировку в той или иной ситуации. В практике начального образования это проявляется в том, что детям трудно решить простейшую математическую задачу, не выяснив, «на что эта задача».
В настоящее время существует довольно большая база психодиагностических методик, позволяющих определить уровень интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Это, например, тесты-опросники П. Кеэса, А.Н. Леонтьева, Н.И. Гуткиной, А. Керна – Й. Йерасика и др.
Потребносто-мотивационной готовность.
Если говорить об потребностно-мотивационной готовности детей к школьному обучению, прежде всего, стоит обращать внимание на сформированность у них мотивационной сферы. Она предполагает следующее: хочет ли ребенок идти в школу, хочет ли он учиться, заинтересован ли он школьной жизни и обучением, что в свою очередь является основным фактором потребностно-мотивационной готовности.
При поступлении в первый класс ребенок включается в абсолютно новую для него систему социальных отношений. Изменяется отношение к нему окружающих, появляются новые требования и ожидания. Требования к детям дошкольного возраста прежде всего связаны с их поведением: «хорошо себя вести» – то есть слушаться родителей, не капризничать, не шалить. Что касается первоклассников, сохраняя вышеуказанные требования, на первый план выходит требование «хорошо учиться», которое проявляется в необходимости правильно воспроизводить задаваемую учителем информацию, познавательно и инструментально усваивать социально выработанные способы решения различных задач.
Особенностью школы для ребенка является необходимость выполнения жестко заданных правил и норм. Поведение ребенка, особенно на уроке в классе, должно подчиняться строго установленным правилам: поднимать руку, прежде чем ответить, не подсказывать одноклассникам и др. Социальные отношения и с учителем и со сверстниками приобретают все более «нормативный» характер, нежели чем в садике – есть четкая структура группы.
Для диагностики потребносто-мотивационной готовности детей к школе используются методики М.Р. Гинзбурга, Д.В. Солдатова, А.Л. Венгера и др.
Эмоционально-волевая готовность.
Важным аспектом психологической готовности к школе является эмоциональное самосознание ребенка. Следует отметить, что при переходе ребенка на следующий возрастной этап, претерпевает изменения отношение ребенка к самому себе, что расширяет не только внешний круг жизни ребенка, но и его внутреннюю жизнь. Это связано с открытием ребенком собственных переживаний. До этого он так же имеет опыт переживаний, но сам не зная, что переживает и что является переживающим субъектом. Сейчас же у него возникает более действенное отношение к своим эмоциям. Самосознание ребенка, в том числе и самооценка, полностью меняется.
В понятии психологической готовности к школьному обучению все аспекты взаимосвязаны. Таким образом, волевая готовность тесно переплетена со всеми остальными. В процессе обучения ребенка ожидает напряженная работа, которая потребует от него несомненно волевых усилий: дисциплина, режим, программа, ему нужно будет делать не то, что хочется, а то, что потребует учитель. И здесь стоит обратить внимание на такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуация, где приходится делать выбор между «хочу» и «надо», чрезвычайно трудна для ребенка и не всегда его воли достаточно, чтобы не следовать за непосредственным «хочу». И только с поддержкой взрослого ребенок способен следовать социально более значимому мотиву.
Еще одним фактором психологической готовности к школе, связанным с волевыми усилиями, является функция планирования собственной деятельности ребенком. В возрасте 6-7 ребенок способен выделять этапы предстоящей деятельности, выстраивать их в систему, стремиться к конечной цели при выполнении промежуточных этапов. И здесь большую роль играет речь, подчинение ребенка сначала словестным инструкциям взрослого, а потом и собственным волевым вербализированным требованиям.
Диагностировать эмоционально-волевую готовность ребенка к школьному обучению можно с помощью методик А.Л. Венгера, А.З. Зака, М.Н. Костикова и др.
Социально-психологическая готовность.
Огромное значение в психологической готовности детей к школе играет формирование сфер социальных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. И причины трудностей ребенка в процессе обучения часто лежат либо в сфере общения со взрослыми (непонимание вопросов учителей, их особое положение, специфика учебных ситуаций и образовательной коммуникации), либо во взаимодействии со сверстниками (неумение слушать друг друга, содержательно общаться с одноклассниками, согласовывать с ними свои интересы и желания, и т.д.), либо в их собственном самосознании (завышенная или заниженная оценка своих способностей и возможностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неправильное восприятие оценок учителя и т.д.). Все эти три группы трудностей выделены не случайно, именно они отражают основные аспекты социально-психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению.
В сфере взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками к концу старшего дошкольного возраста происходят значительные изменения. Общение приобретает некий социально-культурный контекст, становится внеситуативным. Ребенок теперь ориентируется не только на непосредственное общение, не только на имеющуюся ситуацию, но и на определенные, принятые сознательно, задачи, правила и нормы.
Для определения умения детей устанавливать содержательные контакты друг с другом, взаимодействовать в ситуации совместной деятельности, психологами используются самые различные методы. К ним можно отнести методики М.Я. Басова, Т.Д. Марцинковской, И.А. Орловой, Г.А. Урунтаевой и др.
Все рассмотренные нами аспекты психологической готовности детей к школе действуют совместно в комплексе, в системе. И при их оптимальном развитии ребенок старшего дошкольного возраста безболезненно включается в режим школьного обучения, у него создаются наиболее позитивные предпосылки к овладению учебной деятельности.
Для этого, во-первых, ребенок при поступлении в школу должен иметь такие мотивы, как желание стать школьником и желание учиться. В этом плане его отношение к школе должно быть позитивным, но реалистичным. Во-вторых, у ребенка должны быть достаточно развиты познавательные процессы, такие как память, внимание, мышление и пр. В-третьих, ребенок с помощью силы воли должен уметь сознательно контролировать свое поведение для достижения поставленных школой целей. И, в-четвертых, ребенок должен признавать авторитет учителя, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками при выполнении групповых заданий.
Таким образом, современные требования жизни к организации обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы. В этом смысле проблема психологической готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, преемственность дошкольного и начального образования, успешность последующего обучения детей в школе. И ходе инновационной деятельности нами разрабатывается программа психолого-педагогического сопровождения детей, поступающих в первый класс.
Список использованной литературы:
- Безруких М. М. Ребенок идет в школу. М., 2010.
- Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М., 2012.
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога (под ред. Слободчикова В. В.). Томск, 2014.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004.
- Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками. М., 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность детей к школе
Материал подобран для проведения родительских собраний в 1 классе....
Психодиагностика для определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе
Психодиагностикадля определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе. Разработано педагогом-психологомНОУ УМЦ «Вдохновение» Маркарян А.В.(на основе раб...
Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"
Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого кла...
«Психологическая готовность детей к школе»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Педагогическая психология»на тему:«Психологическая готовность детей к школе»...
Психологическая готовность детей к школе
При подготовке ребенка к школе важно сформировать у него не только потребность в познании нового, трудолюбие усидчивость, но и способность к волевым усилиям, социальную зрелость. Успешно учитья в школ...
Психологическая готовность детей к школе
Психологическая готовность детей к школе...
Социально – психологическая готовность детей к школе. Условия формирования и учет в педагогической деятельности
Социально – психологическая готовность - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития психического и личностного развития ребенка и выступающее как важнейший итог псих...