Программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 4 класс.
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями  федерального  государственного   образовательного стандарта  начального общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений.  /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_chetvertyy_god_obucheniya.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями  федерального  государственного   образовательного стандарта  начального общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений.  /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов — личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- наличие чувства прекрасного;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- владение способом структурирования шахматных знаний;

- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

- умение находить необходимую информацию;

- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, - обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса «Шахматы в школе».

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:

- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

К концу четвертого года обучения обучающиеся должны:

- владеть основными шахматными понятиями;

- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчета вариантов в практической игре;

- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;

- знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и их теоретические варианты;

- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

- уметь реализовывать материальное преимущество;

- принимать участие в шахматных соревнованиях.

Содержание курса внеурочной деятельности 4 года обучения

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

        История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.  

Практико-соревновательная деятельность

        Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Формой организации курса внеурочной деятельности является кружок «Шахматы».

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

№ п/п

Виды деятельности

Распределение часов

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1.

Сведения из истории шахмат

1

2.

Базовые понятия шахматной игры

22

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3.

Конкурсы решения позиций

2

4.

Соревнования

8

5.

Шахматные праздники

1

Общее количество часов

34

Приложение

Календарно-тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

1.

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России

2.

Основные принципы игры в дебюте

3.

Перевес в развитии фигур

4.

Атака на короля

5.

Перевес в пространстве

6.

Оценка позиции

7.

План игры

8.

Выбор хода

9.

Открытые дебюты

10.

Полуоткрытые дебюты

11.

Закрытые дебюты

12.

Гамбиты

13.

Тактический прием «мельница»

14.

Тактический прием «перекрытие»

15.

Тактический прием «рентген»

16.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

17.

Анализ шахматной партии: выбери ход

18-21.

Шахматный турнир

22-25.

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

26.

Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю

27.

Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю

28.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

29.

Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом

30-33.

Шахматный турнир

34.

Шахматный праздник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Программы ФГОС внеурочная деятельность 1 класс (2012-2013 уч.год)

Представляю Вашему вниманию: 4 программы внеурочной деятельности ( час здоровья, социальная деятельность, проектная деятельность, предметная деятельность ) для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Программа по внеурочной деятельности 2 класс.

Программа по внеурочной деятельности, тематическое планирование 2 класс....