Система работы учителя начальной школы в дополнительном образовательном пространстве
материал
Новизна проекта «Семейное чтение» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Усиление воздействия книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развитие познавательных интересов младших школьников способствуют развитию личности. Этот проект помог педагогу, родителям и детям лучше узнать друг друга, обратить внимание педагога, родителей на то, чем интересуются их дети, что они читают.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игнатьева Розалия Васильевна, учитель начальных классов
МОБУ «Хатасская средняя общеобразовательная школа
имени П.Н. и Н.Е.Самсоновых» ГО «г. Якутск»
Система работы учителя начальной школы в дополнительном образовательном пространстве
С 1 сентября 2011 года все школы перешли на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. (совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ НОО) Его цель – адаптированный к современной жизни человек, который сможет легко приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов в школу особое место уделяется организации внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная работа – составная часть основной образовательной программы и учебно-воспитательного процесса школы. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят. Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие обучающихся. Целью внеурочной деятельности в школе является создание условий для позитивного общения обучающихся, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Задачи организации внеурочной деятельности детей:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для индивидуального развития каждого ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности;
- развитие опыта неформального общения, сотрудничества обучающихся;
- расширение рамок общения школьников с социумом;
После принятия Закона об образовании Республики Саха (Якутия) в 1992г. внешкольные учреждения выполняют задачи дополнительного образования для развития личности ребенка. Наша школа, в лице каждого классного руководителя, устанавливает связь с воспитательно-образовательными учреждениями: детским садом, семьей, внешкольными учреждениями, специальными школами и учреждениями культуры. Мои ученики с пользой проводят свой досуг. Все занимаются в кружках внеаудиторной деятельности и в танцевальном ансамбле "Кэскил" под руководством Никифоровой Д.И., отличника культуры Республики Саха (Якутия). В начальную школу дети поступают из детского сада №70 "Кэрэчээнэ" г. Якутска и подготовительного класса Хатасского дома детского творчества. Учителя начальной школы тесно сотрудничают с педагогами этих учреждений. Так, систематически организовываются взаимные посещения рабочих и открытых занятий, экскурсии в школу, круглые столы. Вот такие формы работы положительно влияют на адаптационный период первоклассников. На первых родительских собраниях заполняется анкета для родителей (общие сведения о родителях, членах семьи, образование, место работы и адрес проживания), что облегчает выбору родительского комитета класса. На заседании родительского комитета вместе с классным руководителем составляется и принимается план воспитательной работы на весь учебный год, который утверждается на родительском собрании класса. Родители моего класса - сторонники активной жизненной позиции. Сами проводят разнообразные внеклассные мероприятия, участвуют в различных конкурсах. Мы тесно сотрудничаем с Хатасским домом детского творчества. Два раза в неделю весь класс занимается в кружке "Природная пластика». Руководит кружком Михайлова О. С. Наряду с этим еще находят занятия по душе в специальных школах: музыкальной и спортивной. Играют на музыкальных инструментах: домре, кылыhах, балалайке, хомусе. Мальчики занимаются футболом в ДЮСШ. Внеурочная воспитательная работа организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности. Новизна проекта «Семейное чтение» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Усиление воздействия книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развитие познавательных интересов младших школьников способствуют развитию личности. Этот проект помог педагогу, родителям и детям лучше узнать друг друга, обратить внимание педагога, родителей на то, чем интересуются их дети, что они читают.
В первый год работы участникам проекта дано задание – самостоятельно выбрать тему и подготовиться к публичному выступлению вместе с родителями. Каждая семья подготовилась отдельно. Семья Алексеевых, Васильевых, Винокуровых, Керегяевых, Решетниковых, Семёновых, Тарабукиных сделали презентацию «Семейное чтение», где сообщалось о читательском интересе каждого члена семьи, основной литературе домашней библиотеки, знаменитом земляке-писателе и о его произведении и т.д. Семья Бурцевых и Павловых сделали раскадровки произведений и сыновья рассказали по ним его содержание. Это помогло не только пересказывать текст, но и развивать устную речь обучающихся. Семья Чепаловых анализировала якутскую и венгерскую сказки, где главным героем является лиса. Семья Гаврильевых, Черноградских инсценировала русскую народную сказку «Теремок». Корякины рассказали о планетах солнечной системы, семья Поповых - о любимых стихах детских поэтов, Скрыбыкины - о словах, отражающих уклад жизни якутов из «Краткого якутско-русского тематического словаря школьников», составленного самим. По рекомендации родителей по этой теме Денис Скрыбыкин участвовал на школьных, городских и республиканских НПК, где стал призёром и победителем. Бурнашева Саина, Лаптева Карина декламировали стихи на русском и якутском языках. После чего обе участвовали на конкурсе чтецов «Хобо чуораан». Семья Черноградских рассказала об удивительном человеке - Кыталык Уйбаан. Семья Ивановых прочитала якутскую народную сказку по ролям.
Во второй год предложен примерный список литературы по внеклассному чтению на 2014-2015 учебный год по 13 разделам:
- Нравственные качества человека
II. Родина
III. Патриотизм
IV. Семья
V. Милосердие
VI. Добро и зло. Совесть
VII. Свобода и ответственность
VIII. Честь и достоинство
IX. Общение
XI. Дружба
XII. Труд
XIII. Наше многонациональное государство
Во II четверти 2014-2015 учебного года школьная библиотека начала I тур викторины «Семейное чтение» среди обучающихся 4-ых классов и их родителей. Наш 4а представил на этой общешкольной викторине 4 семьи: Скрыбыкины, Васильевы, Чепаловы и Семёновы. Отрадно то, что по итогам викторины все семьи заняли призовые места. III четверть начали сразу с двух тем о Родине и патриотизме. Как никогда в нынешнее время актуальны эти две темы, так как 2015-ый президентами России и Якутии объявлены годом литературы и в этом же году отмечается 70-летие Великой Отечественной войны. Вступительное слово предоставлено соавтору проекта Калачёвой К.В.. Чтецы декламировали стихи русских поэтов А. Плещеева «Летние песни», Ф. Глинки «Москва», Н. Рубцова «Тихая моя Родина» и воспоминания детства М.Пришвина «Моя Родина». По теме «Патриотизм» заслушали информацию о войне, биографию А.Ахматовой и прочитан стихотворение «Мужество». Изложены биография Л.Воронковой и краткое содержание повести «Девочка из города». Экранизация этой повести заинтересовала многих участников проекта. После просмотра проведена задушевная беседа в тёплой атмосфере. Начаты новые разделы «Добро и зло. Совесть» семьёй Решетниковых и «Общение» - Семёновыми. Семья Решетниковых выбрала рассказ А.Гайдара «Совесть». Дочерью Розой нарисованы фрагменты из этого рассказа и пересказаны ею подробно. Семьёй Семёновых прочитан рассказ К.Паустовского «Тёплый хлеб» и проведена викторина по этому произведению. Семья Васильевых и Керегяевых выступили по презентации.
Класс ежегодно принимает активное участие в школьном конкурсе чтецов "Хобо чуораан", в смотрах спортивной формы, песни и строя. Всегда занимает призовые места. В прошлом году в окружном смотре песни и строя класс занял 2 место. По итогам школьного конкурса «Битва хоров» класс был направлен на городской смотр детских хоровых коллективов. Класс - участник Республиканского фестиваля-конкурса "Праздник фестиваля-конкурса (обладатель номинации «Приз зрительских симпатий», специального приза организаторов конкурса), а в прошлом году - дипломант международного фестиваля-конкурса "Праздник Терпсихоры". Такая система работы учителя может решить проблемы творчески, интеллектуально одаренных и физически ослабленных детей. Именно она положительно влияет на результатах общего образования.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-185149-1669538762.jpg)
Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов
Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...
Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.
Как развивать технику чтения ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/17/picture-341482-1642416034.jpg)
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-409177-1392976899.jpg)
Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/06/picture-531462-1565083373.jpg)
Презентация "Система работы учителя начальных классов по привитию читательского интереса ребёнку".
Данная презентация является приложением к выступлению на педагогическом совете. Автор: Пономаренко Л.Н....
Система работы учителя начальных классов Демочко Галины Яковлевны
Данный ресурс представляет систему работы учителя начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531514-1416303541.jpg)
Описание системы работы учителя начальных классов.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия о...