Организация второй половины дня
статья

Михалева Алла Николаевна

Как рационально использовать вторую половину дня для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoraya_polovina_dnya.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Организация второй половины дня

 в МАОУ СОШ № 5 «Центр ИнТех»

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте.

Жизнь обыкновенного школьника в будни состоит из трех частей: уроков, домашних заданий и той восхитительной части дня, когда уроки уже закончились, но мама еще не пришла. Неизвестно почему, но факт остается фактом — ребенок так устроен, что умудряется максимально неэффективно реализовать те несколько часов своей жизни, что обычно называются «вторая половина дня». Он не умеет планировать, у него слабая сила воли и мотивация к учебе. В эти часы досуга среднестатистический ребенок обычно предается ничегонеделанию, прерываемому изредка робкими попытками заняться уроками. В лучшем случае его вытаскивают во двор друзья, и там он проходит суровый курс социальной адаптации.

В результате его вторая половина дня пропадает — он и ни отдыхает толком, и ни работает эффективно.

    В связи с внедрением ФГОС второго поколения учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Итак, по новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам-это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.

Углубление, проверка и развитие полученных в школе знаний, но уже не формальное, а с востребованием творческого начала в каждом учащемся, осуществляется при этом в системе дополнительного образования как вариативное продолжение школы. Классно-урочная форма учебно-воспитательного процесса уступает здесь место занятиям в разнопрофильной системе.

Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. А одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Дополнительные занятия расцениваются как возможность развития творческих способностей детей.

    Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися.

   В МАОУ СОШ №5 «Центр современных индустриальных технологий» г.Рассказово Тамбовской области внеурочная деятельность выстроена по пяти направлениям: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное. В рамках общекультурного направления дети изучают такой предмет, как «Грамотный читатель. Смысловое чтение». В рамках спортивно-оздоровительного направления – «Планета здоровья» и «ОФП с элементами подвижных игр». Дети создают творческие работы на занятиях в «Мастерской чудес» в рамках общекультурного направления. В «Экологическом клубе «Феникс» обучающиеся знакомятся с проблемами окружающей среды и пытаются находить пути решения данных проблем в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности. Социальное направление реализуется через несколько курсов: «Азбука дорожного движения» для обучающихся 1-х классов, «Финансовая грамотность» для учеников 2-х классов и «Предпринимательский всеобуч» для учащихся 3-4 классов. Также некоторые дети с удовольствием посещают театральную студию «Мы-артисты», «Хоровое пение» в рамках художественного направления, «Современную хореографию» по художественно-эстетическому направлению. Особенный интерес у отдельных обучающихся вызывает курс по техническому направлению «Лего-конструирование».

Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей образования базового, позволяют создать условия для индивидуализации образования, сохранения вариативного компонента. Это, в свою очередь, поможет поддерживать более тесные контакты с родителями, создать действительную альтернативу "анархизму улицы", разрушающему личность и здоровье детей, организовать досуг детей как культурно-организованную совместную жизнь детей и взрослых.

Михалева Алла Николаевна,

заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 5 «Центр ИнТех»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О работе со школьниками во второй половине дня в условиях сельской местности.

Внеурочная деятельность школьников на селе является одним из условий гуманитарного развития учащихся сельской школы, их родителей и всего сельского социума и выполняет социаль...

"Власть и народ Российской империи во второй половине XVIII века" 3 класс

Урок истории.3 класс. Образовательная программа "Школа 2100"...

Классные часы: "Тепло родного дома", "Алкоголь в компании", "Вторая половина дня".

Классные часы разработанные для учащихся 3-го класса. Классный час "Тепло родного дома" - показать значение семьи, домашнего тепла; развивать речь, умение рассуждать; воспитывать уважение к родным, же...

Здоровье сберегающие технологии во второй половине дня школьников

В этой статье я описываю используемую в подвижных играх методику "Коврик со следочками" и "Сенсорная дорожка"....

Организация второй половины дня у младших школьников, находящихся под присмотром в школе.

Организация второй половины дня у младших школьников, находящихся под присмотром в школе....

Статья "Организация второй половины дня в группе продленного дня".

Статья, посвященная организации второй половины дня в группе продленного дня....