Занятие внеурочной деятельности "Деревенские посиделки"
план-конспект
Занятие внеурочной деятельности
«Деревенские посиделки»
1, 4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevenskie_posidelki.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гжельская средняя общеобразовательная школа
с изучением предметов художественно-эстетического цикла
.
Занятие внеурочной деятельности
«Деревенские посиделки»
1, 4 классы
Составители: Гребнева Л.А.
Елесина М.И.
учителя высшей категории
Апрель 2018 г.
Занятие внеурочной деятельности
«Деревенские посиделки»
1, 4 классы
Цели:
- формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании духовных ценностей, традиций народной культуры;
- прививать желание знать и изучать русский фольклор;
- воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям;
- воспитывать понимание истории культуры русских обычаев и традиций, пробуждать в сердцах младших школьников чувство любви к отечеству.
Оборудование: компьютер, записи песен «Незабудковая Гжель», «Сказочная Гжель», музыка для исполнения частушек.
Оформление праздника:
На классной доске: на листе ватмана нарисовано окошко со шторками «под Гжель». Развернута выставка гжельской посуды. Столы сервированы в бело-синем цвете, на столах стоят самовары, гжельская посуда, вазочки с пряниками и конфетами.
Дети одеты в русские народные костюмы, у девочек костюмы с гжельским орнаментом.
Звучит песня про Гжель. («Незабудковая Гжель»)
Ведущие (встречают участников праздника в дверях):
- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
- Веселья вам да радости!
- Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
- У нас для каждого найдётся тёплое местечко и приветливое словечко.
- Проходите, рассаживайтесь за столы. (участники занимают свои места за столами).
- Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому - правду, кому – песенку.
- Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
- Ну так сядем рядком, поговорим ладком.
Ведущий: - В старину долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе. Время проводили за любимыми занятиями: пряли, вязали, вышивали, плели корзины.
- Кто посуду из глины лепил, кто из дерева игрушки вытачивал. И при этом обязательно пели частушки, рассказывали побасенки, небылицы, сказки. Так веселее было работать, да и быстрее проходил вечер.
- Молодые люди на этих вечерах, которые назывались посиделками, учились мудрости.
- Сейчас мы вам покажем сказку, вернее не совсем сказку, а может даже быль. - Впрочем, смотрите и сами решайте.
Сказка
Действующие лица:
Дедушка
Бабушка
Внучка
Внучка: здравствуйте, ребята! как вас много! Сегодня, мне ребята бабушка и дедушка обещали рассказать сказку про «Сказочную гжель».
Бабушка: здравствуйте, ребята и внучка! Да, расскажем мы вам, но не сказку, а быль.
Дед: Давным-давно это было.
Бабушка: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.
Дед: Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Бабушка: Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Дед: Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Бабушка: Стали дальше думу-думать.
Внучка: и как же они решили украсить такую затейливую посуду?
Бабушка: да ты слушай, слушай и вы слушайте! Разошлись по домам они. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Дед: Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Бабушка: Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Дед: И по сей день жива Гжель. Трудятся здесь внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду
Бабушка: А, вот и были конец, а кто слушал - молодец!
Внучка:
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Ведущий: - Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдерживать нужный ритм для работы. Да и работа с песней продвигалась веселее.
- А теперь давайте рассядемся поудобнее и послушаем гжельские частушки.
Гжельские частушки.
Хорошо чайку попить
С пряничком вприкуску.
Мы споем для вас сейчас
Гжельскую частушку.
Что это за чудо
Гжельская посуда!
Всем и каждому мила
Русской Гжели синева.
Вазы, чайники и блюда
Так и светят на столе.
Из раскрашенной посуды
Есть вкусней и веселей.
Ай, да вазы, что за диво,
Хороши и та, и та.
Все нарядны и красивы,
Расписные, все в цветах.
Здесь и роза, и ромашка,
Одуванчик, васильки.
С синей сеточки по краю
Просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо
Не за тридевять земель.
Расписали ту посуду
На Руси в местечке Гжель.
Гжель! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветешь не увядая,
Полыхая голубым.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой бело-синий
Восхитительный букет.
Мастерицы мы из Гжели
Рисовать нам нравится
И любая наша вещь,
Как девица-красавица.
Раз мазок и два мазок,
Вышел синенький цветок.
Расцвели на чашках розы.
Не страшны цветам морозы.
Приезжайте в Гжель туристы
Заходите в магазин.
В нем всегда приобретете
Лучший в мире сувенир!
Гжелью славится Россия.
Попадаешь словно в рай.
Посмотреть на это чудо
Приезжайте в гжельский край!
Ведущий:
Эй, собирайся, народ!
Становись в хоровод.
Без толчии, без спешки
Вас сегодня ожидают русские потешки.
НЕБЫЛИЦЫ, ПОТЕШКИ
Ученик 1: Небылицы в лицах
Сидят в теремах, в светлицах.
Щелкают орешки
Да творят насмешки.
Ученик 2: Лошадь ела кашу,
А мужик – овес.
Лошадь села в сани,
И мужик повез.
Ученик 3: Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха,-
Говорят собаки.
Ученик 4: Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Ученик 5: Сидит ежик на березе –
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
Ученик 6: На горе стоит телега,
Слёзы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Два ученика ведут диалог:
- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Порют да плачут.
Девочка и мальчик:
- Сынок, сходи за водицей на речку.
- Живот болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, что ж, коли мать зовёт, надо идти.
Два мальчика:
- Что везёшь?
- Сено.
- Какое же это сено?
- А коль видишь, что же спрашиваешь?
Девочка и мальчик:
- Фома, что из леса не идёшь?
- Медведя поймал.
-Так веди его сюда!
- Да он не идёт.
- Ну так сам иди.
- Да он меня не пускает.
Девочка и мальчик:
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Зашить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
Два мальчика:
- Тюха, есть хочешь?
- Нет, я перекусил.
- А что перекусил?
- Да съел краюшку хлеба.
- А ты бы её в горшок со сметаной макал.
- Да в горшок не влезла.
Ведущий: - много у русского народа старинных обычаев и традиций, чудесных напевных песен и красивых танцев.
- Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.
Исполняется хоровод. (песня «Гжель запала в сердце мне»)
Вы послушайте, ребята,
Чепуху мы будем петь:
На дубу коза пасётся,
В бане парится медведь.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот всё идёт наоборот.
Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот всё идёт наоборот.
А наш дедушка Иван
Посадил кота в карман.
Котик плачет и рыдает
Громко дедушку ругает.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот всё идёт наоборот.
На заборе чепуха
Жарила варенье
Куры съели петуха
В одно воскресенье.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот всё идёт наоборот.
Черти вилами поели
Из баранины уху.
Не пора ли нам, ребята,
Да закончить чепуху.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот всё идёт наоборот.
Ведущий: Вот такие смешные небылицы придумывали наши бабушки и дедушки.
- А, ну-ка, догадайтесь, у кого в доме
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода? (самовар)
Учитель: Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто
предмет домашней утвари. Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского
общения. Он занимал почетной место в доме. Недаром говорили в народе – «печка –
матушка» да «самовар – батюшка».
В Гжели не было семьи, которая не имела бы самовара. Как бы ни была она бедна, как бы скудно ни питалась, но кипящий самовар на стол подавался не менее двух-трех раз в день. Это в обычное время, а в праздники самовар снимали со стола лишь для того, чтобы долить и снова вскипятить. В волости с населением около 10 тысяч человек было 14 чайных и 7 трактиров, причем в некоторых деревнях, Ново-Харитонове, Бахтееве, Речицах, чайных было по две-три.
Чайные и трактиры открывались в 6 часов утра и закрывались в 9-10 вечера. Даже во время сенокоса или уборки урожая они не испытывали недостатка в посетителях. Можно было бы назвать многих гжельцев, которые до конца своей жизни пили чай только в чайных и не менее двух-трех раз в день. Пили его безмерно много и с каким-то вдохновением. В Гжели о таких любителях чая говорили: «Как он, бедняжка, не бьётся, а чайку в чайной напьется».
Каждый такой заядлый чаехлеб облюбовывал себе «свою» чайную. О заядлых чаехлебах в Гжели рассказывали всякие были и небылицы. Утверждали, например, что особое пристрастие к чаепитию имели турыгинские мужики – братья Дунашовы. Жили они отдельно друг от друга и имели семьи, но неизменно встречались каждое утро, в полдень и вечером в один и тот же час, в одной и той же чайной, только за разными столиками. Говорили, что один из братьев пропил на чае свою единственную лошаденку.
Исстари в гжельских чайных совершались сделки на куплю и продажу, переманивали опытных обжигальщиков, живописцев. Иногда вслух читали газету «Копейка». В воскресные дни чайные заполняла молодежь. Тогда там можно было услышать песни под аккомпанемент гармошки и даже арии из «Садко» и «Фауста».
Ведущий: Во время посиделок не только пели песни, водили хороводы, играли, но и занимались рукоделием. И мы предлагаем вам заняться рукоделием, изготовить куклу – сувенир. У нас есть вот такая кукла - берегиня (показать куклу), а мы будем делать маленькую куклу из салфеток.
Изготовление кукол-сувениров под руководством учителя.
Ведущий: Каждый праздник когда-нибудь заканчивается. Подходит к концу и наш праздник.
В небе будто от побелки
Засветился млечный путь.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе
Рады люди как никак.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: «До новых встреч!».
Дети пьют чай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"
Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».
Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...
Презентация к занятию. Внеурочная деятельность по программе "Разговор о правильном питании" . Занятие "Дары моря"
Презентация к занятию...
«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».
Данная методическая разработка может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...
Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»
Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...