Занятие внеурочной деятельности "Деревенские посиделки"
план-конспект

Елесина Марина Ивановна

Занятие внеурочной деятельности

«Деревенские посиделки»

1, 4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevenskie_posidelki.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гжельская средняя общеобразовательная школа

с изучением предметов художественно-эстетического цикла

.

Занятие внеурочной деятельности

«Деревенские посиделки»

1, 4 классы

                

                                                                                                       Составители: Гребнева Л.А.

Елесина М.И.

учителя высшей категории

                                                                                                                         

Апрель 2018 г.

Занятие внеурочной деятельности

«Деревенские посиделки»

1, 4 классы

Цели:

- формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании духовных ценностей, традиций народной культуры;

- прививать желание знать и изучать русский фольклор;

- воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям;

- воспитывать понимание истории культуры русских обычаев и традиций, пробуждать в сердцах младших школьников чувство любви к отечеству.

Оборудование: компьютер, записи песен «Незабудковая Гжель», «Сказочная Гжель», музыка для исполнения частушек.  

Оформление праздника:

На классной доске: на листе ватмана нарисовано окошко со шторками «под Гжель». Развернута выставка гжельской посуды. Столы сервированы в бело-синем цвете, на столах стоят самовары, гжельская посуда, вазочки с пряниками и конфетами.

Дети одеты в русские народные костюмы, у девочек костюмы с гжельским орнаментом.

Звучит песня про Гжель. («Незабудковая Гжель»)

Ведущие (встречают участников праздника в дверях):

- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

- Веселья вам да радости!

- Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

- У нас для каждого найдётся тёплое местечко и приветливое словечко.

- Проходите, рассаживайтесь за столы. (участники занимают свои места за столами).

- Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому - правду, кому – песенку.

- Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

- Ну так сядем рядком, поговорим ладком.

Ведущий: - В старину долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе. Время проводили за любимыми занятиями: пряли, вязали, вышивали, плели корзины.

- Кто посуду из глины лепил, кто из дерева игрушки вытачивал. И при этом обязательно пели частушки, рассказывали побасенки, небылицы, сказки. Так веселее было работать, да и быстрее проходил вечер.

- Молодые люди на этих вечерах, которые назывались посиделками, учились мудрости.

- Сейчас мы вам покажем сказку, вернее не совсем сказку, а может даже быль.        - Впрочем, смотрите и сами решайте.

                        Сказка

Действующие лица:

Дедушка

Бабушка

Внучка

Внучка: здравствуйте, ребята! как вас много! Сегодня, мне ребята бабушка и дедушка обещали рассказать сказку про «Сказочную гжель».

Бабушка: здравствуйте, ребята и внучка! Да, расскажем мы вам, но не сказку, а быль.

Дед: Давным-давно это было.

Бабушка: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.

Дед: Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Бабушка: Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Дед: Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Бабушка: Стали дальше думу-думать.

Внучка: и как же они решили украсить такую затейливую посуду?

Бабушка: да ты слушай, слушай и вы слушайте! Разошлись по домам они. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Дед: Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Бабушка: Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Дед: И по сей день жива Гжель. Трудятся здесь внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду

Бабушка: А, вот и были конец, а кто слушал - молодец!

Внучка:

Поверить трудно: неужели 
Всего два цвета? Чудеса!.. 
Вот так художники из Гжели 
На снег наносят небеса!

Ведущий: - Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдерживать нужный ритм для работы. Да и работа с песней продвигалась веселее.

- А теперь давайте рассядемся поудобнее и послушаем гжельские частушки.     

Гжельские частушки.

Хорошо чайку попить

С пряничком вприкуску.

Мы споем для вас сейчас

Гжельскую частушку.

Что это за чудо

Гжельская посуда!

Всем и каждому мила

Русской Гжели синева.

Вазы, чайники и блюда

Так и светят на столе.

Из раскрашенной посуды

Есть вкусней и веселей.

Ай, да вазы, что за диво,

Хороши и та, и та.

Все нарядны и красивы,

Расписные, все в цветах.

Здесь и роза, и ромашка,

Одуванчик, васильки.

С синей сеточки по краю

Просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо

Не за тридевять земель.

Расписали ту посуду

На Руси в местечке Гжель.

Гжель! Земля моя родная,

Сколько лет и сколько зим

Ты цветешь не увядая,

Полыхая голубым.

И для всей родной России

Не одну уж сотню лет

Даришь ты свой бело-синий

Восхитительный букет.

Мастерицы мы из Гжели

Рисовать нам нравится

И любая наша вещь,

Как девица-красавица.

Раз мазок и два мазок,

Вышел синенький цветок.

Расцвели на чашках розы.

Не страшны цветам морозы.

Приезжайте в Гжель туристы

Заходите в магазин.

В нем всегда приобретете

Лучший в мире сувенир!

Гжелью славится Россия.

Попадаешь словно в рай.

Посмотреть на это чудо
Приезжайте в гжельский край! 

Ведущий:

Эй, собирайся, народ!

Становись в хоровод.

Без толчии, без спешки

Вас сегодня ожидают русские потешки.

НЕБЫЛИЦЫ, ПОТЕШКИ

Ученик 1: Небылицы в лицах

Сидят в теремах, в светлицах.

Щелкают орешки

Да творят насмешки.

Ученик 2: Лошадь ела кашу,

А мужик – овес.

Лошадь села в сани,

 И мужик повез.

Ученик 3: Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Куры съели петуха,-

Говорят собаки.

Ученик 4: Между небом и землёй

Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Ученик 5: Сидит ежик на березе –

Новая рубашечка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

Ученик 6: На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.
Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.
 

Два ученика ведут диалог:

- Что ваши девчата делают?

- Шьют да поют.

- А матушки?

- Порют да плачут.

Девочка и мальчик:

- Сынок, сходи за водицей на речку.

- Живот болит.

- Сынок, иди кашу есть.

- Ну, что ж, коли мать зовёт, надо идти.

Два мальчика:

- Что везёшь?

- Сено.

- Какое же это сено?

- А коль видишь, что же спрашиваешь?

Девочка и мальчик:

- Фома, что из леса не идёшь?

- Медведя поймал.

-Так веди его сюда!

- Да он не идёт.

- Ну так сам иди.

- Да он меня не пускает.

Девочка и мальчик:

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Зашить можно?

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

Два мальчика:

- Тюха, есть хочешь?

- Нет, я перекусил.

- А что перекусил?

- Да съел краюшку хлеба.

- А ты бы её в горшок со сметаной макал.

- Да в горшок не влезла.

Ведущий: - много у русского народа старинных обычаев и традиций, чудесных напевных песен и красивых танцев.

- Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

Исполняется хоровод. (песня «Гжель запала в сердце мне»)

Вы послушайте, ребята,

Чепуху мы будем петь:
На дубу коза пасётся,

В бане парится медведь.

Все:   Здорово, здорово у ворот Егорова.
         А у наших у ворот всё идёт наоборот.

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Все:   Здорово, здорово у ворот Егорова.
         А у наших у ворот всё идёт наоборот.

А наш дедушка Иван

Посадил кота в карман.

Котик плачет и рыдает

Громко дедушку ругает.

Все:   Здорово, здорово у ворот Егорова.
         А у наших у ворот всё идёт наоборот.

На заборе чепуха

Жарила варенье

Куры съели петуха

В одно воскресенье.

Все:   Здорово, здорово у ворот Егорова.
         А у наших у ворот всё идёт наоборот.


Черти вилами поели

Из баранины уху.
Не пора ли нам, ребята,

Да закончить чепуху.

Все:   Здорово, здорово у ворот Егорова.
         А у наших у ворот всё идёт наоборот.

Ведущий: Вот такие смешные небылицы придумывали наши бабушки и дедушки.

- А, ну-ка, догадайтесь, у кого в доме

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода?    (самовар)

   Учитель: Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто 

предмет домашней утвари. Самовар – символ  семейного  очага, уюта, дружеского

общения. Он занимал почетной место в доме. Недаром говорили в народе – «печка –

матушка» да «самовар – батюшка».            

         В Гжели не было семьи, которая не имела бы самовара. Как бы ни была она бедна, как бы скудно ни питалась, но кипящий самовар на стол подавался не менее двух-трех раз в день. Это в обычное время, а в праздники самовар снимали со стола лишь для того, чтобы долить и снова вскипятить. В волости с населением около 10 тысяч человек было 14 чайных и 7 трактиров, причем в некоторых деревнях, Ново-Харитонове, Бахтееве, Речицах, чайных было по две-три.

Чайные и трактиры открывались в 6 часов утра и закрывались в 9-10 вечера. Даже во время сенокоса или уборки урожая они не испытывали недостатка в посетителях. Можно было бы назвать многих гжельцев, которые до конца своей жизни пили чай только в чайных и не менее двух-трех раз в день. Пили его безмерно много и с каким-то вдохновением. В Гжели о таких любителях чая говорили: «Как он, бедняжка, не бьётся, а чайку в чайной напьется».

Каждый такой заядлый чаехлеб облюбовывал себе «свою» чайную. О заядлых чаехлебах в Гжели рассказывали всякие были и небылицы. Утверждали, например, что особое пристрастие к чаепитию имели турыгинские мужики – братья Дунашовы. Жили они отдельно друг от друга и имели семьи, но неизменно встречались каждое утро, в полдень и вечером в один и тот же час, в одной и той же чайной, только за разными столиками. Говорили, что один из братьев пропил на чае свою единственную лошаденку.

Исстари в гжельских чайных совершались сделки на куплю и продажу, переманивали опытных обжигальщиков, живописцев. Иногда вслух читали газету «Копейка». В воскресные дни чайные заполняла молодежь. Тогда там можно было услышать песни под аккомпанемент гармошки и даже арии из «Садко» и «Фауста».                                                                                                                              

Ведущий: Во время посиделок не только пели песни, водили хороводы, играли, но и занимались рукоделием. И мы предлагаем вам заняться рукоделием, изготовить куклу – сувенир. У нас есть вот такая кукла - берегиня (показать куклу), а мы будем делать маленькую куклу из салфеток.

Изготовление кукол-сувениров под руководством учителя.

Ведущий: Каждый праздник когда-нибудь заканчивается. Подходит к концу и наш праздник.

В небе будто от побелки

Засветился млечный путь.

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как никак.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: «До новых встреч!».

 Дети пьют чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"

Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».

Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...

«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».

Данная методическая разработка   может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...

Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»

Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...