Проект "День тепла и доброты"
проект
Нестабильность экономики, политические сложности ведут к нетерпимости и ожесточенности людей. И все это отражается в наших детях. Проявляется в детской агрессии и враждебности. Современные дети привыкли получать всё, сразу, а вот проявить любовь, уважение, сострадание, доброту - этому надо учить.
Культурно-нравственное воспитание детей предполагает, прежде всего, воспитание гуманного отношения к природе, к животному миру, друг к другу. Следует учесть возрастные особенности детей, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость. С помощью этих особенностей и формируется гуманное отношение к природе: через сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_tepla_i_dobroty.docx | 350.92 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Кемеровской области «Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» департамента социальной защиты населения Кемеровской области
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор ГБУ КО «Юргинский ГБУ КО «Юргинский детский дом-интернат
детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
для умственно отсталых детей» _____________С.Н. Кузмичева
_____________ О.Н. Некрасова
ПРОЕКТ
по культурно-нравственному воспитанию
«День тепла и доброты»
Составила: С. Г. Гартун
воспитатель
2019 г.
Наименование проекта: «День тепла и доброты».
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Тип проекта: нравственно - этический, творческо - информационный.
Срок реализации: с сентября 2019 года по сентябрь 2021 год.
Участники проекта:
•Воспитатель группы;
•Дети группы детского дома (возраст детей 8-15 лет);
Актуальность и педагогическая целесообразность
Нестабильность экономики, политические сложности ведут к нетерпимости и ожесточенности людей. И все это отражается в наших детях. Проявляется в детской агрессии и враждебности. Современные дети привыкли получать всё, сразу, а вот проявить любовь, уважение, сострадание, доброту - этому надо учить.
Культурно-нравственное воспитание детей предполагает, прежде всего, воспитание гуманного отношения к природе, к животному миру, друг к другу. Следует учесть возрастные особенности детей, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость. С помощью этих особенностей и формируется гуманное отношение к природе: через сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к животным объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных детям знаний, включающей в себя представления о животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей; понимания взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности животных к условиям существования; осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей.
Следовательно, отношение детей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять и нравственное воспитание. Кроме прямой цели: воспитание доброго отношения к животным, уважение к их жизни, - при этом достигается и другая цель – формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от неё. Если человек научился сопереживать с другим существом – пусть это животное – он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если страдает человек.
Поэтому воспитание у детей доброго отношения к животным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта.
Таким образом, важность и необходимость формирования у детей гуманного и ответственного отношения друг к другу, к животным, к природе, привели к выбору темы проекта «День тепла и доброты».
Цели и задачи
Цель: формирование представлений детей об окружающем мире; представление о том, что доброта есть проявление красоты души.
Приобщение детей к миру природы через проектную деятельность.
Развитие в детях гуманного отношения к животным, к природе.
Задачи
- Расширить представления детей об окружающем мире;
- Помочь детям понять, что такое доброта, добрые поступки;
- Развивать и совершенствовать речь детей;
- Создание атмосферы доброжелательности в группе;
- Воспитывать бережное отношение к животным, прививать желание заботиться о них;
- Формировать вежливое обращение друг к другу и к взрослым;
- Воспитывать любовь, уважение, доброту к своим друзьям;
- Воспитывать нравственное поведение.
Практическая значимость проекта
• Создание мультимедийной презентации, которую можно использовать в непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в дошкольном учреждении.
Предварительная работа
• Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрационный материал, художественную литературу.
- Подобрать материал для продуктивной деятельности.
- Составить перспективный план мероприятий.
Ожидаемые результаты на уровне детей:
- Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными;
- Привитие детям любви и бережного отношения к животным;
- Создание гармоничных отношений между детьми;
- Четкое представление о доброте, добрых поступках;
- Знание стихов, пословиц о доброте, считалки, мирилки;
Ожидаемые результаты на уровне педагога:
• Повышение педагогической грамотности в вопросах воспитания у детей бережного отношения к животным;
- Создание у детей положительного эмоционального настроя;
- Пополнение педагогической копилки;
Формы работы, структура и режим занятий
Совместная деятельность педагога и воспитанников организуется в первой половине дня два раза в месяц (понедельник). Каждое занятие предусматривает проведение как теоретической, так и практической части со всеми детьми группы. Практическая часть предусматривает распределения детей по подгруппам.
Использование разнообразных форм работы:
- игровая деятельность (развивающие игры; настольно – печатные, динамические, словесные; театрализованные игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно – творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально – исполнительской, театрально – игровой, речевой);
- экскурсия;
- практическая деятельность в природе;
- прогулка в разные сезоны;
- развлечение;
- проектирование решения проблемы;
- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно – иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр, упражнений, заданий);
- чтение;
- трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно – бытовой труд);
Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:
- Использование игровых мотиваций;
- Использование сюрпризных моментов;
- Использование проектов как средства, обеспечивающего «эмоционального погружения» в тему, в содержание изучаемого явления;
- Использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию;
- Использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет и т.д);
- «минутки общения»;
- Групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп;
- Предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнёров и т. д.);
- Поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество;
Методы, направленные на повышение познавательной активности детей:
- Развивающие игры;
- Игры – экспериментирования с разнообразными материалами;
- Динамические игры познавательного содержания;
- Классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
- Создание проблемных ситуаций;
- Использование художественного слова, музыкального сопровождения;
- Познавательные беседы;
- Вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы;
- Сравнительный анализ объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на неё;
- Наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
- Демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
- Создание ситуации проектирования (метод проектов);
- Совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;
Предметно – развивающая среда
- Уголок природы;
- Растительный мир на участке (уголки сада, леса, огорода, цветника);
- Центр изобразительной деятельности;
Проект состоит из основных этапов:
1. Наблюдения.
2. Изодеятельность, изготовление поделок.
3. Исследование.
4. Труд.
5. Игры и театральная деятельность, развлечения.
6. Художественная литература.
7. Моделирование.
Основные этапы реализации:
I этап, подготовительный: сентябрь 2019 г.
Задача: постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «День тепла и доброты». Создание условий для реализации проекта.
- Определение темы проекта;
- Поиск и анализ проблемы;
- На основе изучения проблемы постановка цели и задач;
Поиск информации: подбор литературы, иллюстрации, открыток, разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, подготовка материала для изобразительной деятельности.
II этап, основной: октябрь 2019г. – август 2021г.
Цель: Создание у детей положительного эмоционального настроя.
Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром. Создание гармоничных отношений между детьми.
- беседа о домашних животных;
- тематические занятия;
- чтение рассказов, стихов;
- чтение загадкок, потешек, скороговорок, заучивание стихов;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
Художественно – эстетическое развитие:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- конструирование;
Познавательное развитие:
- оформление выставки книг;
- рассматривание картинок;
- составление рассказов о своем питомце;
- слушание и разучивание песен о кошках и собаках;
- выставка рисунков;
III этап, заключительный: сентябрь 2021г.
На данном этапе будет проведен анализ деятельности по реализации проекта:
- создание фотоальбома «День тепла и доброты»;
- презентация проекта;
- выставка рисунков;
- диагностика;
- подведение итогов.
Календарно – тематический план 2019 – 2020 год
Мероприятия | Срок |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | сентябрь |
| октябрь |
| ноябрь |
| декабрь |
| январь |
| февраль |
| март |
| апрель |
о деревьях.
| май |
| июнь |
Календарно – тематический план 2020 – 2021 год
Мероприятия | Срок |
| сентябрь |
| октябрь |
| ноябрь |
| декабрь |
| январь |
| февраль |
| март |
| апрель |
| май |
| июнь |
Ожидаемые результаты
- Освоение доступных знаний о животных, какую роль играют в жизни человека, как за ними ухаживать;
- Проявление внимания и уважения к взрослым, друг к другу, оказание помощи;
- Знание о мире животных;
- Знание о растительном мире, произрастающем в нашей местности;
- Отношение к миру природы;
- Человек и природа.
Для мониторинга были выбраны следующие показатели для диагностики знаний воспитанников:
№ п/п | ФИ ребенка | ЗНАЕТ | |||||
Привитие чувства любви и бережного отношения к природе | Привитие чувства любви и бережного отношения к животным | Уважение к взрослым, друг к другу | Отвечает на вопросы воспитателя | Знание о мире животных | Знание о растительном мире | ||
2019-2020 год
2020-2021 год
№ п/п | ФИ ребенка | ЗНАЕТ | |||||
Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными | Знание стихов, пословиц о доброте, считалки, мирилки | Отвечает на вопросы воспитателя | Знание о мире животных | Знание о растительном мире | Четкое представление о доброте, добрых поступках | ||
Оценка проводится по следующим степеням выраженности:
высокий уровень – знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребёнок самостоятельно ведёт повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы;
средний уровень – знания частично поверхностные, многие явления или события ребёнку незнакомы, на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого;
низкий уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказками взрослого.
Список используемой литературы:
1. Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г.;
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. М., 2008 г.
3. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
4. Давыдов В.В., Петровский В.А., Концепция дошкольного воспитания, «Дошкольное воспитание», 1989г., №5;
5. О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница «День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста» (М., 2007 г.);
6. С.А. Козлова «Я-человек». М.»Школьная пресса».2003.
7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
8. Петрова В.И., Стульник Т.Д., Нравственное воспитание в детском саду: методическое пособие. М., 2010 г.;
9. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва. Мозаика — Синтез – 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства ,2 класс (ФГОС) по теме: "Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного."
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Тема урока: Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.Цель урока: создание условий для эмоционального восприятия цвета, как средства образ...
Технологическая карта урока по теме: «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного"
Тема: Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.Цели урока: знакомство с палитрой теплых и холодных цветов.Задачи урока:· Дать понят...
Конспект урока по изобразительному искусству"Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.", 2 класс, УМК Школа России
Конспект урока по изобразительному искусству"Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.", 2 класс, УМК Школа России...
"Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного."
Конспект урока по изобразительному искусству"Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.", 2 класс...
Конспект урока изобразительного искусства: "Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого" ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: «Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о теплых и холодных оттенках; формирование умений смешивать цвета....
Конспект урока по "Изобразительному искусству", 2 класс, тема: Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Класс: 2 ВУМК: «Школа России»Тип: открытие нового знанияТема года: «Искусство и ты»Тема четверти: «Как говорит искусство»Тема урока: «Теплые и холодные цвета....
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного» (УМК "школа России", 2 класс)
Тема урока: «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с палитрой теплых и холод...