Рабочая программа «Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению.
методическая разработка
Рабочая программа «Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению.
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vsyo_znat.doc | 473 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению.
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю).
Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Отличительными особенностями программы кружка «Хочу все знать!» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
- Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Формы и объем занятий:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Объем: Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года :
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности «Хочу все знать!»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
- -предвосхищать результат.
- - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
- -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- - предлагать помощь и сотрудничество;
- - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- - формулировать собственное мнение и позицию;
- - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- Познавательные универсальные учебные действия
- - ставить и формулировать проблемы;
- - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- - установление причинно-следственных связей;
В программе «Хочу все знать! » описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники будут знать и уметь:
ЗУН | Универсальные учебные действия |
Игры и игрушки Обучающиеся будут знать: Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры Обучающиеся будут уметь: Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). | Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
|
Все для дома Обучающиеся будут знать: Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены. Обучающиеся будут уметь: Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями |
К концу второго года обучения школьники будут знать и уметь:
ЗУН | Универсальные учебные действия |
Школа Обучающиеся будут знать: Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса. Обучающиеся будут уметь: Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
| Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
Еда Обучающиеся будут знать: Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы правильного питания. Составляющие части блюд. Обучающиеся будут уметь: Различать полезные и вредные продукты. Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). |
К концу третьего года обучения школьники будут знать и уметь:
ЗУН | Универсальные учебные действия |
Одежда Обучающиеся будут знать: Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера. Обучающиеся будут уметь: Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты . Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Составлять презентацию. | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
Праздник Обучающиеся будут знать: Название и историю появления праздников и обычаев. Обучающиеся будут уметь: Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе. |
К концу четвертого года обучения школьники будут знать и уметь:
ЗУН | Универсальные учебные действия |
Предприятия, сооружения, здания Обучающиеся будут знать: Происхождение некоторых сооружений и культурно-развлекательных центров. Историю их создания и предназначение. Обучающиеся будут уметь: Характеризовать особенности отдельных сооружений и зданий. Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
Транспорт Обучающиеся будут знать: Основные виды транспорта, их появление. Профессии сопровождающие работу транспорта. Обучающиеся будут уметь: Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте, применять их на практике. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия. | |
Полезные изобретения Обучающиеся будут знать: Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение Обучающиеся будут уметь: Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты . Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия. |
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1год обучения: опросные листы, тесты, беседы
2-4 год обучения: тесты, листы самооценки, мини-проекты, творческие проекты, конкурсы, выставки
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: 1 год обучения учитель (или родители), а во 2 классе, когда дети научатся писать, им предлагаются Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел | Тема | Я знаю | Я умею |
«Школа» | Первые рисунки | Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер. | Рисовать восковыми мелками слона. |
3. Содержание программы
1 год обучения 33 часа (1раз в неделю)
№ п\п | Раздел\Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
I. | Игры и игрушки12ч | ||
1 | Где появились куклы | История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле | Вырезание бумажных кукол |
2 | Русский сувенир | Беседа «Что такое сувенир». Презентация «Особенности русского сувенира» | Изготовление тряпичных кукол |
3 | История глиняной игрушки | Посещение выставки глиняной игрушки в школьном кабинете ИЗО | Лепка игрушек из пластелина |
4 | Какой музыкальный инструмент был первым | Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами | Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы |
5 | Кто первым запустил бумажного змея | История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея | Изготовление бумажного змея (коллективная работа) |
6 | Кто придумал мяч | Игры с мячом | |
7 | Настольные игры | Виды настольных игр Правила игры | Изготовление настольной игры |
8 | Подвижные игры | Правила игры | Разучивание подвижных игр |
9 | Настольный театр | Актеры и зрители | Оригами - игрушки Мини-спектакль |
10 | Калейдоскоп | Беседа «Что такое калейдоскоп» | Мозаика из разной крупы |
11 | Что нам известно об игре в шашки | Знакомство с правилами игры в шашки | Обучение игре в шашки |
12 | Конкурс «Золотая Шашечка» | Соревнования по шашкам Лист самооценки | |
II. | Все для дома 21ч | ||
1 | «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | Беседа «Из чего изготовлена свеча» | Лепка из пластилина подсвечника |
2 | Как появился чайник | Презентация «Чайное утро» | Правила чаепития Сюжетная игра |
3 | Посередине гвоздик (ножницы) | Роль ножниц как инструмента в жизни человека | Вырезание фигурок из бумаги |
4 | «Свет мой зеркальце…» | История создания зеркала. Какие бывают зеркала | Изготовление зеркала для куклы (из фольги) |
5 | Кто изобрел расческу для волос | Какие бывают расчески Правила гигиены | Прическа для куклы |
6 | Королевская шкатулка | Назначение шкатулки | Рисование узора для шкатулки |
7 | Не лает, не кусает (замок) | Механизм и устройство замка, его функции | Лепка из пластилина ключей |
8 | Клад римских воинов (гвозди) | Откуда гвоздь пришел в наш дом | Забивание гвоздиков |
9 | Откуда пришла тарелка | История появления | Тарелка из папье-маше |
10 | Как баклуши били (ложки) | Беседа с презентацией | Роспись ложки |
11 | Столовые приборы | Правила этикета | Сюжетная игра «Накрываем стол» |
12 | Преграждающая вход. Дверь | Понятие о дизайне Виды дверей | Рисование двери для дворца |
13 | От бусинки до окна (стекло) | Как люди создали стекло и его предназначение | Бусы из бисера |
14 | История возникновения мебели | Презентация «Откуда стол пришел?» | --------------- |
15 | Проектирование спальни | Изготовление шкафа из картона, кровати (работа в группах) | |
16 | Когда было впервые изготовлено мыло | История создания мыла Правила гигиены | Рисование упаковки для мыла |
17 | Время не ждет! (часы) | Виды часов Как они устроены | Изготовление циферблата из картона и проволоки (работа в группах) |
18 | Из чего построен дом? Глиняный кирпич | Строительные материалы Процесс изготовления кирпича | Лепка дома из кирпичиков (пластилин) (работа в группах) |
19 | Скатерть-самобранка | Понятие о столовых принадлежностях, их виды | Сюжетная игра «Накрываем на стол» |
20-21 | Висячие сады (комнатные растения) | Роль комнатного растения в жизни человека Презентация «Они с нами рядом» | Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений Составление памятки по уходу за комнатными растениями Итоговый тест |
2 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
I. | Школа 20ч | ||
1 | Первые рисунки | Знакомство с наскальными рисунками Томской писаницы | Рисование восковыми мелками животных |
2 | Кто изобрел перо | Беседа «Гусиное крылышко» | Рисование пера |
3 | Карандаш | Заочное путешествие на карандашную фабрику | Рисование карандашами (тема любая) |
4 | История шариковой ручки | Беседа «От пера до шариковой ручки…» | Лепка ручки из пластилина |
5 | Кто изобрел ноты | Историческая справка | Рисование скрипичного ключа |
6 | Кто изобрел бумагу | Использование информации из дополнительных источников | Аппликация из бумаги (тема любая) |
7 | Когда появились первые книги | Презентация «Русский книгопечатник» | Изготовление книжки-малышки (работа в группах) |
8 | Кто написал первую энциклопедию | Историческая справка Энциклопедия как способ получения информации | Рассматривание энциклопедий |
9 | Как возникли библиотеки | Экскурсия в библиотеку | |
10 | Откуда пошли названия дней недели | Получение информации через интернет | Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) |
11 | Как возникли единицы измерения | Беседа «Старинные меры измерения» | Измерение разными мерками (работа в группах) |
12 | Как люди начали добывать полезные ископаемые | Заочное путешествие в древний мир | Рассматривание коллекций полезных ископаемых Экскурсия в кабинет географии |
13 | У какой страны впервые появился флаг | Символы нашей страны | Рисование флага сказочной страны (работа в группах) |
14 | Какие бывают ребусы | Виды ребусов и их структура | Составление и разгадывание ребусов |
15 | Первая марка | Назначение марки и ее особенности | Изготовление «собственной» марки |
16 | Кто изобрел кроссворд | Историческая справка | Разгадывание кроссвордов |
17 | Кто придумал первую карту | Роль карты в жизни человека Какие бывают карты | Сюжетная игра «Найди клад» (по карте) |
18 | Кто автор микроскопа | Историческая справка | Рассматривание предметов под микроскопом и лупой |
19 | Скотч. Шотландская лента | Историческая справка | «Книжкина больница» (ремонт книг) |
20 | Заключительное занятие по теме «Школа» | Заполнение листа самооценки Выставка работ | |
II. | Еда 14ч | ||
1 | Хлеб из орехов | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Лепка разных видов орехов из пластелина |
2 | Как картофель попал в Россию | Презентация «Второй хлеб» | Поделки из картофеля |
3 | Кое-что из истории конфет | Историческая справка | Плетение пояса из фантиков |
4 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми | Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке) |
5 | Каменный мед (сахар) | Рассказ о меде, его свойствах и использовании | Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) Мини-проект |
6 | Секретное мороженое | История создания мороженого Заочная экскурсия на хладокомбинат | Составление рецепта мороженного (работа в группах) |
7 | Где прячутся витамины | Беседа «Овощи и фрукты - витаминные продукты» | Поделки из овощей |
8 | Секрет каши | Каша-основа национальной русской кухни | Аппликация с использованием крупы |
9 | Первая кулинарная книга | Историческая справка | Составление рецепта (работа в группах). Защита |
10 | Такая разная капуста | Витамины содержащиеся в капусте и их значение для организма человека | Составление загадок о капусте. Конкурс (работа в группах) |
11 | Где появились арбузы | Полезные свойства арбуза и его историческая родина | «Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) |
12 | Из чего делают пряники | Беседа с работником кондитерского цеха | Лепка пряников из пластелина |
13 | Шоколад | Полезные свойства шоколада | Рисование обертки шоколада |
14 | Итоговое занятие по теме «Еда» | Совместное составление презентации «Разговор о правильном питании» Итоговый тест |
3 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
I. | Одежда 13ч | ||
1 | Одежда наших предков | Русский народный костюм | Составление кроссворда «Одежда предков» |
2 | Откуда взялся фартук | Материалы информационного справочника | Рисуем фартук |
3 | Зачем нужны пуговицы | Беседа о видах пуговиц | Пришивание пуговицы |
4 | Откуда взялись шапки | Историческая справка | Рисуем шапки |
5 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Историческая справка Беседа о профессии сапожника | Рисование туфель |
6 | История русского сарафана | Презентация «Русский наряд в изображении художников» | Рисование и вырезание сарафана для куклы |
7 | Чем украшают одежду | ||
8 | С каких пор применяют носовые платки | Информация из дополнительной литературы | Изготовление носового платка из ткани |
9 | Юбки и брюки | История появления | |
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | Информация из дополнительной литературы | |
11 | Домик для пальчиков. Варежки | История появления варежек | |
12 | Что такое «мода» | Экскурсия в кабинет технологии | |
13 | Итоговое занятие по теме «Одежда» | Заполнение листа самооценки Выставка работ | |
II. | Праздник 21ч | ||
1 | Первые украшения | Украшение как деталь костюма | Бусы из бумаги |
2 | Новогодние игрушки | Откуда пришла традиция украшения елки | Изготовление новогодних игрушек |
3 | Почему на Пасху красят яйца | Беседа о православном празднике | |
4 | История воздушных шариков | Информация из дополнительной литературы | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках |
5 | История фейерверков | Первые фейерверки. Историческая справка | Аппликация «Салют» |
6 | Широкая масленица | История появления праздника | |
7 | |||
8 | Приглашаем к столу | Сервировка праздничного стола | |
9 | А раньше было так… | Информация из дополнительной литературы | (Тема любая) Проект. Работа в группах |
10 | Бал-маскарад | Раскрытие понятия «бал» | Изготовление маски |
11 | Рождественские частушки | Разучивание (сочинение) и исполнение частушек. конкурс | |
12 | Ярмарка | Ярмарка как традиция русского народа | |
13 | «Не красна изба углами» | Составление рецептов пирогов (работа в группах) | |
14 | Вкусные украшения | Как украшали елку в старину | Украшения для елки из конфет и фруктов. Выставка |
15 | Мишура | Поделки из мишуры (фольги) | |
16 | Толковый словарь маркиза Этикета | Правила этикета | |
17 | Приглашение гостей | Конкурсы для мам и пап | |
18 | Семейные праздники | Составление календаря семейных праздников | |
19 | |||
20 | Конкурс Золушек и Рыцарей | Правила этикета | Составление конкурсных заданий (работа в группах) |
21 | |||
Проведение конкурса Итоговый тест |
4 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
I. | Предприятия, сооружения, здания 15 ч | ||
1 | Кто основал первый зоопарк | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | |
2 | Как идет почта | Экскурсия на почту | |
3 | Когда возникли музеи | Экскурсия в музей | |
4 | Как появился фонтан | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | |
5 | А зачем нам лестницы? (метро) | Лестница как архитектурное сооружение | Заочная экскурсия в метрополитен |
6 | Как возникла почтовая служба? | Историческая справка | Написание письма другу |
7 | Как возникли города | Информация из справочника | Рисуем город моей мечты |
8 | Когда люди начали строить дома | Презентация «История Тобольска» | Проект. «Мой город. Мой дом» |
9 | Все на каток! | Когда появились первые коньки | |
10 | Гидроэлектростанция | Основные составляющие гидроэлектростанции | Составление кроссворда на тему «Электричество» |
11 | Каким был первый магазин | Появление магазина и его предназначение | Составление правил игры «Магазин» для 1 класса(работа в группах) |
12 | Стадион. Кто вперед? | Архитектурные особенности стадиона | Эстафеты на стадионе (в спортзале) |
13 | Цирк! Цирк! Цирк! | Архитектурные особенности здания цирка | Рисование афиши представления (работа в группах) |
14 | На подмостках театра | Оборудование сцены театра и ее особенности | |
15 | Чудеса света | Презентация « Семь чудес света» | Проект «Семь чудес света» |
II. | Транспорт 9ч | ||
1 | Общественный транспорт | Виды общественного транспорта | |
2 | Кто придумал велосипед | Информация из справочника | Конкурс «Безопасное колесо» |
3 | Кто создал автомобиль | Информация из справочника | |
4 | Кто изобрел самолет | Информация из справочника | |
5 | Луноход | История покорения космоса | Викторина |
6 | Лайнер. Пароход | Водные суда и их особенности | Оригами. Кораблик |
7 | Железнодорожный транспорт | Виды железнодорожного транспорта | Составление презентации |
8 | Уборочные машины | Специальные машины для уборки города | |
9 | Специальные машины. Машина «Скорой помощи» | Беседа по ОБЖ | Оказание первой помощи Итоговый тест |
III. | Полезные изобретения 9ч | ||
1 | Флюгер | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | |
2 | История спичек | Информация из справочника | Экскурсия в пожарную часть |
3 | Когда был изобретен зонтик | Информация из справочника | Рисование узора для зонтика |
4 | История происхождения денег | Презентация «История монет» | |
5 | Как был изобретен телефон | Информация из справочника | Придумывание и рисование новой модели телефона |
6 | Светофор. Дорожные знаки | Беседа по правилам дорожного движения | Проект. «Макет светофора» |
7 | Окно в подводный мир (аквариум) | Виды распространенных аквариумных рыбок | |
8 | Упаковочные материалы | Какие бывают упаковки, их плюсы и минусы | Поделки из целлофана, пластика, картона. Конкурс |
9 | Компьютер и Интернет | Компьютер как современное достижение науки | Работа на компьютере (тема «Интернет») Итоговый контроль |
4. Учебно-тематический план
1год обучения 33 час (1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/Тема | Кол-во времени | Дата занятия | Корректировка | |
теория | практика | ||||
l. | Игры и игрушки (12) | 5 | 7 | ||
1 | Где появились куклы | 1 | |||
2 | Русский сувенир | 1 | |||
3 | История глиняной игрушки | 1 | |||
4 | Какой музыкальный инструмент был первым | 1 | |||
5 | Кто первым запустил бумажного змея | 1 | |||
6 | Кто придумал мяч | 1 | |||
7 | Настольные игры | 1 | |||
8 | Подвижные игры | 1 | |||
9 | Настольный театр | 1 | |||
10 | Калейдоскоп | 1 | |||
11 | Что нам известно об игре в шашки | 1 | |||
12 | Конкурс «Золотая Шашечка» | 1 | |||
ll. | Все для дома (21) | 7 | 14 | ||
1 | «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | 1 | |||
2 | Как появился чайник | 1 | |||
3 | Посередине гвоздик (ножницы) | 1 | |||
4 | «Свет мой зеркальце…» | 1 | |||
5 | Кто изобрел расческу для волос | 1 | |||
6 | Королевская шкатулка | 1 | |||
7 | Не лает, не кусает (замок) | 1 | |||
8 | Клад римских воинов (гвозди) | 1 | |||
9 | Откуда пришла тарелка | 1 | |||
10 | Как баклуши били (ложки) | 1 | |||
11 | Столовые приборы | 1 | |||
12 | Преграждающая вход. Дверь | 1 | |||
13 | От бусинки до окна (стекло) | 1 | |||
14 | История возникновения мебели | 1 | |||
15 | Проектирование спальни | 1 | |||
16 | Когда было впервые изготовлено мыло | 1 | |||
17 | Время не ждет! (часы) | 1 | |||
18 | Из чего построен дом? Глиняный кирпич | 1 | |||
19 | Скатерть-самобранка | 1 | |||
2021 | Висячие сады (комнатные растения) | 1 | 1 | ||
Итого 33 | 12 | 21 |
2 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/Тема | Кол-во времени | Дата занятия | Корректировка | |
теория | практика | ||||
l. | Школа (20) | 6 | 14 | ||
1 | Первые рисунки | 1 | 4.09 | ||
2 | Кто изобрел перо | 1 | 11.09 | ||
3 | Карандаш | 1 | 18.09 | ||
4 | История шариковой ручки | 1 | 25.09 | ||
5 | Кто изобрел ноты | 1 | 02.10 | ||
6 | Кто изобрел бумагу | 1 | 09.10 | ||
7 | Когда появились первые книги | 1 | 16.10 | ||
8 | Кто написал первую энциклопедию | 1 | 23.10 | ||
9 | Как возникли библиотеки | 1 | 06.11 | ||
10 | Откуда пошли названия дней недели | 1 | 13.11 | ||
11 | Как возникли единицы измерения | 1 | 20.11 | ||
12 | Как люди начали добывать полезные ископаемые | 1 | 27.11 | ||
13 | У какой страны впервые появился флаг | 1 | 04.12 | ||
14 | Какие бывают ребусы | 1 | 11.12 | ||
15 | Первая марка | 1 | 18.12 | ||
16 | Кто изобрел кроссворд | 1 | 25.12 | ||
17 | Кто придумал первую карту | 1 | 15.01 | ||
18 | Кто автор микроскопа | 1 | 22.01 | ||
19 | Скотч. Шотландская лента | 1 | 29.01 | ||
20 | Заключительное занятие по теме «Школа» | 1 | 05.02 | ||
ll. | Еда (14) | 4 | 10 | ||
1 | Хлеб из орехов | 1 | 12.02 | ||
2 | Как картофель попал в Россию | 1 | 19.02 | ||
3 | Кое-что из истории конфет | 1 | 26.02 | ||
4 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | 1 | 05.03 | ||
5 | Каменный мед (сахар) | 1 | 12.03 | ||
6 | Секретное мороженое | 1 | 26.03 | ||
7 | Где прячутся витамины | 1 | 02.04 | ||
8 | Секрет каши | 1 | 09.04 | ||
9 | Первая кулинарная книга | 1 | 16.04 | ||
10 | Такая разная капуста | 1 | 23.04 | ||
11 | Где появились арбузы | 1 | 30.04 | ||
12 | Из чего делают пряники | 1 | 07.05 | ||
13 | Шоколад | 1 | 14.05 | ||
14 | Итоговое занят. по теме«Еда» | 1 | 21.05 | ||
Итого 34 | 10 | 24 |
3 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Тема | Кол-во времени | Дата занятия | Корректировка | |
теория | практика | ||||
l. | Одежда ( 13) | 4 | 9 | ||
1 | Одежда наших предков | 1 | 3.09 | ||
2 | Откуда взялся фартук | 1 | 10.09 | ||
3 | Зачем нужны пуговицы | 1 | 17.09 | ||
4 | Откуда взялись шапки | 1 | 24.09 | ||
5 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | 1 | 01.10 | ||
6 | История русского сарафана | 1 | 08.10 | ||
7 | Чем украшают одежду | 1 | 15.10 | ||
8 | С каких пор применяют носовые платки | 1 | 22.10 | ||
9 | Юбки и брюки | 1 | 05.11 | ||
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | 1 | 12.11 | ||
11 | Домик для пальчиков. Варежки | 1 | 19.11 | ||
12 | Что такое «мода» | 1 | 26.11 | ||
13 | Итоговое занятие по теме «Одежда» | 1 | 03.12 | ||
ll. | Праздник (21) | 5 | 16 | ||
1 | Первые украшения | 1 | 10.12 | ||
2 | Новогодние игрушки | 1 | 17.12 | ||
3 | Почему на Пасху красят яйца | 1 | 24.12 | ||
4 | История воздушных шариков | 1 | 14.01 | ||
5 | История фейерверков | 1 | 21.01 | ||
6 | Широкая масленица | 1 | 28.01 | ||
7 | 1 | 04.02 | |||
8 | Приглашаем к столу | 1 | 11.02 | ||
9 | А раньше было так… | 1 | 18.02 | ||
10 | Бал-маскарад | 1 | 25.02 | ||
11 | Рождественские частушки | 1 | 04.03 | ||
12 | Ярмарка | 1 | 11.03 | ||
13 | «Не красна изба углами» | 1 | 25.03 | ||
14 | Вкусные украшения | 1 | 01.04 | ||
15 | Мишура | 1 | 08.04 | ||
16 | Толковый словарь маркиза Этикета | 1 | 15.04 | ||
17 | Приглашение гостей | 1 | 22.04 | ||
18 | Семейные праздники | 1 | 29.04 | ||
19 | Вечеринка | 1 | 06.05 | ||
20 | Конкурс Золушек и Рыцарей | 1 1 | 13.05 20.05 | ||
21 | |||||
Итого 34 | 9 | 25 |
4 год обучения 34 часа ( 1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/Тема | Кол-во времени | Дата занятия | Корректировка | |
теория | практика | ||||
l. | Предприятия, сооружения, здания (16) | 6 | 10 | ||
1 | Кто основал первый зоопарк | 1 | |||
2 | Как идет почта | 1 | |||
3 | Когда возникли музеи | 1 | |||
4 | Как появился фонтан | 1 | |||
5 | А зачем нам лестницы? (метро) | 1 | |||
6 | Как возникла почтовая служба? | 1 | |||
7 | Как возникли города | 1 | |||
8 | Когда люди начали строить дома | 1 | |||
9 | Все на каток! | 1 | |||
10 | Гидроэлектростанция | 1 | |||
11 | Каким был первый магазин | 1 | |||
12 | Стадион. Кто вперед? | 1 | |||
13 | Цирк! Цирк! Цирк! | 1 | |||
14 | На подмостках театра | 1 | |||
15-16 | Чудеса света Итоговое занятие по теме | 1 | 1 | ||
ll. | Транспорт 9ч | 3 | 6 | ||
1 | Общественный транспорт | 1 | |||
2 | Кто придумал велосипед | 1 | |||
3 | Кто создал автомобиль | 1 | |||
4 | Кто изобрел самолет | 1 | |||
5 | Луноход | 1 | |||
6 | Лайнер. Пароход | 1 | |||
7 | Железнодорожный транспорт | 1 | |||
8 | Уборочные машины | 1 | |||
9 | Специальные машины. Машина «Скорой помощи» | 1 | |||
lll. | Полезные изобретения 9ч | 2 | 7 | 9 | |
1 | Флюгер | 1 | |||
2 | История спичек | 1 | |||
3 | Когда был изобретен зонтик | 1 | |||
4 | История происхождения денег | 1 | |||
5 | Как был изобретен телефон | 1 | |||
6 | Светофор. Дорожные знаки | 1 | |||
7 | Окно в подводный мир (аквариум) | 1 | |||
8 | Упаковочные материалы | 1 | |||
9 | Компьютер и Интернет | 1 | |||
Итого (34) | 11 | 23 |
5. Методическое обеспечение программы «Хочу все знать»
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый) и т. д. Программа «Хочу все знать!» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность, проектная.
Информационная карта
Образовательная область | Направление образовательной деятельности | Название программы | Аннотация | Перечень методического обеспечения | Статус программы |
Естествознание | Общеинтеллектуальная | «Хочу все знать» | 1.Срок реализации программы 4 года 2.Возраст 7-11 лет 3.Цель программы: Создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности. Задачи: -выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности; -создавать условия для индивидуального развития ребенка; -Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. 4.Основные разделы: 2 год обучения: - «Школа» - 20ч -«Еда» - 14ч 3 год обучения: - «Одежда» - 18ч -«Праздник» - 21ч 5.Основной образовательный результат: разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка | Методическое обеспечение Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый) и т. д. |
|
Список литературы
Литература для учителя
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
Литература для обучающихся
- Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
- Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
- Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
- Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
- Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
- Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
- Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
- Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
- Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
7. Словарь
Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Хочу всё знать!"
Рабочая программа "Хочу всё знать!" по внеурочной деятельности для 2 классов разработана по всем требованиям ФГОС....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг»
Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011...
Рабочая программа: Хочу все знать (3,4 кл.)
Программы по внеурочной деятельности....
Рабочая программа " Хочу всё знать!"
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности. 1-4 классов....
Рабочая программа "Хочу всё знать" 3 класс
Программа рассчитана на средний возраст 8-10 лет. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Хочу всё знать!"
Рабочая программа «Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального Госуд...
Рабочая программа "Хочу все знать"
Программа курса «Хочу всё знать» разработана для учащихся 1 класса, возраст – 6,6 – 7 лет, рассчитана на 1 год....