Рабочая программа " Хочу всё знать!"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности. 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_programma_hochu_vsyo_znat.doc | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Красноармейский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №
от 30.08.2014 года
Председатель педсовета
_____________ Н.П.Петрова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательная
(тип программы: комплексная/тематическая)
___________________Кружка____________________________
____________________ «Хочу всё знать»__________________________
_____________________4 года ____________________________________
(срок реализации программы)
____________________7-11 лет____________________________________
(возраст обучающихся)
Учителя начальных классов
МАОУ СОШ № 8
Бондаренко Инны Леонидовны
2014г.
- Пояснительная записка
Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Цель курса – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Кружок «Хочу всё знать» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жёсткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно-ориентированных принципов.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),
- экологическое мышление,
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
- культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Программа кружка “Хочу всё знать” разработана для детей 7-11-ти лет.
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
- Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Актуальность программы
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
2.Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||
Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | ||||||
1. | Введение в экологию | 25 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н). | ||
2 | Молчаливые соседи | 23 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н). | ||
3 | Пернатые друзья | 28 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | Различать птиц, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н). | ||
4 | О чем шепчут деревья | 23 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н). | ||
5 | Загадки животного мира | 31 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н). Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П). | ||
6 | Секреты неживой природы | 26 | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, (на примере своей местности) (П). | ||
7 | Оранжерея на окне | 27 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, (на примере своей местности) (Н). | ||
8 | Человек – часть живой природы | 31 | 3 | 4 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н). Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П). Обсуждать в группах | ||
9 | Охрана природы | 28 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере) (Н). Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П). Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере (П).Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П). | ||
10 | Досуговые мероприятия | 28 | - | 10 | - | 6 | - | 6 | - | 6 | Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере | ||
Итого: | 270ч | 31 | 35 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | В том числе занятия | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеуадиторные | ||||
I год обучения | |||||
1 | Введение в экологию | 7 | 4 | 3 | Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н). |
2 | Молчаливые соседи | 5 | 3 | 2 | Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н). |
3 | Пернатые друзья | 7 | 4 | 3 | Различать птиц, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н). |
4 | О чем шепчут деревья | 5 | 3 | 2 | Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н). |
5 | Загадки животного мира | 7 | 4 | 3 | Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н). Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П). |
6 | Секреты неживой природы | 5 | 3 | 2 | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, (на примере своей местности) (П). |
7 | Оранжерея на окне | 6 | 4 | 2 | Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, (на примере своей местности) (Н). |
8 | Человек – часть живой природы | 7 | 4 | 3 | Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н). Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П). Обсуждать в группах |
9 | Охрана природы | 7 | 4 | 3 | и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере) (Н). Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П). Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере (П).Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П). |
10 | Досуговые мероприятия | 10 | - | 10 | Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере |
| ИТОГО: | 66 | 33 | 33 |
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Тема | Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения | Кол-во часов | |
Теорет. | Практ. | |||||
1 | Введение в экологию | 3 | Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? Я и мир вокруг Экологическая безопасность. | Беседа «Экологическая ситуация в городе» Игра «Почемучки» | 1 | |
Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа» | 1 | |||||
Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа» | 1 | |||||
2 | Молчаливые соседи | 3 | Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме? | Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие». | 1 | |
Чем питаются домашние животные? Как ухаживать за своим питомцем? | Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений. Рассказ-описание «Мой любимец» | 1 | 1 | |||
3 | Пернатые друзья | 3 | 1.Прогулка в парк «Мы – друзья птиц». | Наблюдение за птицами. | 1 | |
2.Перелетные птицы. | Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц» | 1 | ||||
3. Экологическая акция «Поможем птицам!» | Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки» «Операция «Подкормка»» | 1 | ||||
4 | О чем шепчут деревья | 3 | Этажи леса. | Беседа. Знакомство с разными видами растений. | 1 | |
Экскурсия «По тропинке в лес пойдем» | Наблюдение за деревьями. .Мы – художники. | 1 | ||||
Загадки леса | Викторина о лесе. | 1 | ||||
5 | Загадки животного мира | 3 | 1. Зимовье зверей | Беседа «Как звери проводят зиму»; «Санитары леса» Викторина «Знакомые незнакомцы». | 1 | |
Наблюдения «Внешний вид животных» | Творческая работа об одном лесном жителе. | 1 | ||||
Любопытные факты о живой природе | Интересные сведения о жизни муравьев. | 1 | ||||
6 | Секреты неживой природы | 2 | Природа – наш общий дом | Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить» | 1 | |
Времена года. | Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы» | 1 | ||||
7 | Оранжерея на окне | 3 | Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники | Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями. | 1 | |
Любители света и тени, влаги и тепла. | Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. | 1 | ||||
Аптека на окне | Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства» | 1 | ||||
8. | Человек – часть живой природы | 4 | Люди разные нужны, люди всякие важны. | Знакомство с профессиями людей. | 1 | |
Человек! Будь природе другом! | Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы. | 1 | 1 | |||
Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки» | Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения». | 1 | ||||
9 | Охрана природы. | 3 | Красная книга – важная книга. | Беседа, знакомство с Красной книгой. | 1 | |
Охраняемые животные и растения нашего края. | Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. | 1 | ||||
Практическая работа "Красная книга Кубани» | Изготовление "Красная книга Кубани» | 1 | ||||
10. | Досуговые мероприятия | 5 | 1.День Журавля | Выставка рисунков, плакатов, поделок. | сентябрь | |
2. Акция «Всемирные дни наблюдения птиц» | Наблюдения за птицами. Фиксирование количества видов и особей. | октябрь | ||||
3. Посвящение в экологи. | Викторина с экологическими заданиями. | ноябрь | ||||
4. «Зимняя прогулка» | Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой» | январь | ||||
5. Игра «Думай, отвечай» | Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки. | февраль | ||||
6. «Будь здоров!» | Игра-путешествие по городу Здоровейску. | март | ||||
7. 1апреля- Международный день птиц. | КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала. | апрель | ||||
8. Праздник друзей природы | Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала. | апрель |
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Тема | Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения | дата | ||
план | факт | ||||||
1 | Введение в экологию | 3 | Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? | Беседа «Экологическая ситуация в городе» Игра «Почемучки» | |||
Я и мир вокруг | Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа» | ||||||
Экологическая безопасность. | Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа» | ||||||
2 | Молчаливые соседи | 3 | Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме? | Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие». | |||
Чем питаются домашние животные? Как ухаживать за своим питомцем? | Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений. Рассказ-описание «Мой любимец» | ||||||
3 | Пернатые друзья | 3 | 1.Прогулка в парк «Мы – друзья птиц». | Наблюдение за птицами. | |||
2.Перелетные птицы. | Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц» | ||||||
3. Экологическая акция «Поможем птицам!» | Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки» «Операция «Подкормка»» | ||||||
4 | О чем шепчут деревья | 3 | Этажи леса. | Беседа. Знакомство с разными видами растений. | |||
Экскурсия «По тропинке в лес пойдем» | Наблюдение за деревьями. .Мы – художники. | ||||||
Загадки леса | Викторина о лесе. | ||||||
5 | Загадки животного мира | 3 | 1. Зимовье зверей | Беседа «Как звери проводят зиму»; «Санитары леса» Викторина «Знакомые незнакомцы». | |||
Наблюдения «Внешний вид животных» | Творческая работа об одном лесном жителе. | ||||||
Любопытные факты о живой природе | Интересные сведения о жизни муравьев. | ||||||
6 | Секреты неживой природы | 2 | Природа – наш общий дом | Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить» | |||
Времена года. | Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы» | ||||||
7 | Оранжерея на окне | 3 | Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники | Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями. | |||
Любители света и тени, влаги и тепла. | Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. | ||||||
Аптека на окне | Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства» | ||||||
8. | Человек – часть живой природы | 4 | Люди разные нужны, люди всякие важны. | Знакомство с профессиями людей. | |||
Человек! Будь природе другом! | Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы. | ||||||
Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки» | Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения». | ||||||
9 | Охрана природы. | 3 | Красная книга – важная книга. | Беседа, знакомство с Красной книгой. | |||
Охраняемые животные и растения нашего края. | Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. | ||||||
Практическая работа "Красная книга Кубани» | Изготовление "Красная книга Кубани» | ||||||
10. | Досуговые мероприятия | 5 | 1.День Журавля | Выставка рисунков, плакатов, поделок. | сентябрь | ||
2. Акция «Всемирные дни наблюдения птиц» | Наблюдения за птицами. Фиксирование количества видов и особей. | октябрь | |||||
3. Посвящение в экологи. | Викторина с экологическими заданиями. | ноябрь | |||||
4. «Зимняя прогулка» | Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой» | январь | |||||
5. Игра «Думай, отвечай» | Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки. | февраль | |||||
6. «Будь здоров!» | Игра-путешествие по городу Здоровейску. | март | |||||
7. 1апреля- Международный день птиц. | КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала. | апрель | |||||
8. Праздник друзей природы | Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала. | апрель |
3. Содержание программы
Курс программы состоит из 10 разделов.
1 раздел – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – “Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – “Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – “О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.
6 раздел – “Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – “Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
8 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
10 раздел – “Досуговые мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
2-й класс
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
3-4-й класс
Личностными результатами изучения курса в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса в 3-ем классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Воспитанники должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
5.Формы контроля
- Конкурс рисунков «Я и природа»
- Акция «Сохраним город чистым!»
- Конкурс рисунков «Пожар и природа»
- Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».
- Викторина «Знатоки растений»
- Практическая работа «Изготовление лечебного средства»
6. Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Для педагога:
| ||
2. Печатные пособия | ||
Для воспитанников:
| ||
3. Технические средства обучения | ||
магнитофон | ||
компьютер | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||
5. Игры и игрушки | ||
6. Оборудование кабинета | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"
План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...
Рабочая программа "Хочу всё знать!"
Рабочая программа "Хочу всё знать!" по внеурочной деятельности для 2 классов разработана по всем требованиям ФГОС....
Рабочая программа: Хочу все знать (3,4 кл.)
Программы по внеурочной деятельности....
Рабочая программа «Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению.
Рабочая программа «Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению.Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинте...
Рабочая программа "Хочу всё знать" 3 класс
Программа рассчитана на средний возраст 8-10 лет. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Хочу всё знать!"
Рабочая программа «Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального Госуд...
Рабочая программа "Хочу все знать"
Программа курса «Хочу всё знать» разработана для учащихся 1 класса, возраст – 6,6 – 7 лет, рассчитана на 1 год....