«Особенности конфликтов в школьном коллективе»
статья
Статья на тему: «Особенности конфликтов в школьном коллективе»
Особенности конфликтов между школьниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_konfliktov_v_shkolnom_kollektive.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Особенности конфликтов в школьном коллективе»
Именно в общеобразовательной организации закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, её цель – передача школьникам определённого социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Особенности конфликтов между школьниками.
В школьном учреждении можно выделить четыре основных объекта деятельности: ученик, учитель, родитель, администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды:
- ученик-ученик
- ученик-учитель
- ученик-родитель
- ученик-администратор
- учитель-учитель
- учитель-администратор
- родители-родители
- родители-администратор
- администратор-администратор
В педагогической конфликтологии выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Возраст – определённая, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года – 6-7 лет), младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет), подростковый (10-11 – 15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет.0 и т.д.
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах.
Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими, ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учёба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчёркивает, что определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и в коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в школе.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется нынешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась в данной местности. Школа является неотъемлемой и важной частью социума.
Исследование, проведённое под руководством В.И. Журавлёва в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности конфликтов, которые связаны со взаимоотношением учащихся.
Конфликты «ученик-ученик» возникают в таких ситуациях:
- из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов – 11%
- из-за отсутствия взаимопонимания – 7%
- в связи с борьбой за лидерство – 7%
- из-за противопоставления личности ученика коллективу – 7%
- в связи с общественной работой – 6%
- у девочек из-за малька – 5%
- Считают, что конфликтов не было – 11%
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивности. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Мнение школьников о причинах агрессии и возниконовении конфликтов таковы:
- причина агрессии: желание выделиться среди сверстников – 12%
- источник агрессии: безразличие взрослых – 11%
- все зависит от взаимоотношения в классе – 9,5%
- в агрессивности ребенка виновата семья – 8%
- агрессивные школьники – дети с психологическими отклонениями – 4%
- агрессивности – явление возрастное, которое связано с избытком энергии – 1%
- агрессивность – плохая черта характера – 1%
- в классе были агрессивные ученики – 12%
- в классе не было агрессивных учеников 34,5%
Конфликты между учениками в школе возникают в том числе из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников.
Особенности конфликтов между учениками школы определяются прежде всего спецификой возрастной психологии детей. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в школьном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива....
Конфликты в педагогическом коллективе.
Понятие, структура, определение, пути решения...
Конфликты в школьной среде. Общая характеристика.
Конфликты — это неотъемлемая часть нашего повседневного времяпрепровождения, которая сопровождает нас как в рабочее(учебное), так и в свободное время. В данной статье приведена основная классифи...
Медиативные технологии решения конфликтов в школьной среде
Медиация - одна из современных технологий урегулирования споров (или конфликтной ситуации) при участии третьей стороны (медиатора), не заинтересованной в данном конфликте. но помогающей выработать опр...
Разрешение конфликтов в детском коллективе
Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты....
Статья: "Виды и особенности конфликтов в процессе воспитания школьников"
В статье рассматриваются общее представление о том, как конфликты возникают, развиваются и завершаются в школьной среде, каковы их особенности и причины....
Доклад "Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе"
Выступление на МО классных руководителей о мерах по предотвращению и разрешению конфликтов в школе....