Доклад "Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе"
статья (4 класс)
Выступление на МО классных руководителей о мерах по предотвращению и разрешению конфликтов в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7
села Стародубского Буденновского района»
Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе
Учитель начальных классов
Малашенко Н. Я.
2021 г.
«Не бывает бесконфликтных личных отношений.
Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми».
Хорхе Букай (аргентинский психотерапевт)
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия.
Проблема конфликта является актуальной для человечества на протяжении многих веков. Взгляды философов, психологов, социологов и педагогов по данному вопросу во все времена были как интересны, так и противоречивы. Но все они сходятся во мнении, что именно в детстве начинают формироваться основные личностные характеристики, в связи с этим решается каким будет человек и как сложится его судьба.
Из одиннадцати лет школьной жизни, четыре года ребенок проводит за партой начальной школы. Можно сказать, что школа-это вторая семья детей, в которой учитель – это «мама», одноклассники – это «братья и сёстры». В эти четыре года происходит становление личности.
Младший школьный возраст - это время перехода к новому образу жизни, когда меняется отношение ребёнка с социумом, укрепляется осознание статуса школьника, возникших прав и обязанностей. В школе ребёнок учится общаться, понимать себя и окружающих, учитывать разные мнения окружающих его людей, но, по мнению психолога С.Н. Арсентьевой, зачастую общение младших школьников приводит к конфликту, и он возникает не только в стенах учебного учреждения, но и за его пределами.
По этому поводу ФГОС начального общего образования выдвигает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися, такие как: «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». В «портрете выпускника начальной школы» сказано, что ученик должен уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Конфликтное поведение младших школьников стало не редким явлением. В каждой школе теперь есть обязательные психолог и социальный педагог, одной из профессиональных функций, которых является наблюдение за поведением детей, выявление и предупреждение конфликтов (совместно с классным руководителем).
Конфликт легче предупредить, чем разрешать. Следовательно, учителю необходимо организовывать профилактику конфликтного поведения учащихся.
Профилактика конфликтного поведения - это система мероприятий (психологической, социально-психологической диагностики, психологической и педагогической коррекции), направленных на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к возникновению межличностных конфликтов.
Не смотря на то, что такая система мероприятий направленна на весь классный коллектив, для ее планирования классному руководителю необходимо сначала установить фигурантов, степень выраженности конфликтного и агрессивного поведения в классе. Особое внимание стоит уделить причинам конфликтного поведения учащихся.
Существуют различные методы выявления конфликтного и агрессивного поведения учащихся. Один из них – метод наблюдения. Наблюдая за поведением учеников, мы можем понять, кто из них конфликтный ребёнок, а кто – нет.
Для планирования профилактики конфликтного и агрессивного поведения в классе, классный руководитель должен быть осведомлен об условиях предупреждения конфликтного поведения, которые можно разделить на несколько групп:
1.Условия, которые препятствуют возникновению конфликтов. К ним относятся: доброжелательная обстановка в коллективе, личный пример педагогов и родителей, прохождение тренингов с детьми, так и с родителями.
2.Условия работы в школе. Их создают с помощью: ситуаций «успеха», похвалы, внимательного отношения друг к другу.
3.Устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. Можно создать правила, которым нужно следовать при предотвращении конфликтов. Такие правила можно создать в школьном коллективе или воспользоваться правилами из журналов или книг.
Для того, чтобы научить детей мирно решать конфликты, нужно начинать данную работу с первого класса, используя игры и упражнения, способствующие профилактике конфликтного и агрессивного поведения учащихся.
Кромеэтого, классному руководителю класса можно следовать следующим советам:
- Для того, чтобы у первоклассников продолжалась работа по профилактике конфликтного и агрессивного поведения, желательно каждый день, хотя бы на одном уроке или занятии, выполнять некоторые задания, игры или упражнения (физические минутки – направленные на снятие эмоционального напряжения, подвижные игры и др.) . Например: упражнение «Рубка дров» проводится для переключения на активную деятельность после долгой сидячей работы, также для того чтобы прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры. Данное упражнение можно использовать как физическую минутку во время урока.
- Осуществлять работу по профилактике конфликтов между педагогом и школьниками. Оценивая результаты учебной деятельности и поведение школьника, всегда сначала обращать внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и бесконфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя.
- Общаться на уроках с обучающимися на эмоционально ровном фоне, не показывая ярко выраженных отрицательных эмоций.
- Никогда не давать негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей в присутствии детей. Учащиеся могут начать плохо отзываться о своих одноклассниках, друзьях и родителях, из-за чего возникнут конфликты.
- Помнить, что разбор конфликтных ситуаций имеет для детей, прежде всего эмоциональное значение, и преобладание негативных эмоций не служит формированию бесконфликтного поведения, а наоборот, блокирует его. Разбор конфликтных ситуаций позволяет учащимся правильно поступать и выходить из конфликтов в последующих случаях и позволяет воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях; получать навык сглаживания конфликтов.
- Несколько раз в месяц организовывать классные мероприятия, где каждый ребенок может высказать своё мнение, как поступить в той или иной ситуации. Например: проводить классный час с разбором ситуаций: проигрывание и анализ ситуации; чтение и анализ ситуации; просмотр и анализ ситуации; возможен разбор ситуаций, которые происходили в классе без акцента на личности, совершившие этот поступок.
- Набраться терпения и не стремится радикально быстро и «любыми» методами переделывать учеников. Некоторые учителя хотят чтобы «плохой» ученик ( задиристый, недисциплинированный) превратился в хорошего после 1-2 замечаний, такого не будет. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
- По своему социально-психологическому статусу учитель всегда выше ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше стараться поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе. Иначе, ждите конфликта, некоторые учащиеся могут «показывать» свой характер и вы окажитесь в конфликте с учеником, а затем и с родителями.
- В работу по предупреждению конфликтного и агрессивного поведения вовлекайте родителей учеников.
Профилактика конфликтного и агрессивного поведения младших школьников в образовательном процессе требует немалых усилий. Для того, чтобы организовать работу, направленную на профилактику конфликтного и агрессивного поведения для начала необходимо определить с помощью наблюдения и диагностики уровень конфликтности и агрессивности учащихся. Затем, чтобы данный уровень понизить или привести к стабильно низкому уровню, необходимо проводить задания и упражнения, направленные на профилактику конфликтного и агрессивного поведения младших школьников.
В заключении можно сказать, что организация работы классного руководителя по профилактике конфликтного поведения младших школьников в образовательном процессе очень долгая и трудоёмкая работа, но очень полезная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/23/picture-454-1624453103.jpg)
ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА...
Классный час на конкурс «Учитель года 2012», номинация «Классный руководитель»
Сценарий классного часа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/30/picture-73412-1632983553.jpg)
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544233-1417677959.jpg)
Разрешение конфликтов в детском коллективе
Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/26/picture-927735-1495820397.jpg)
Как сделать классное дело интересным и содержательным Выступление на МО классных руководителей начальных классов
Выступление «Как сделать классное дело интересным и содержательным»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1103399-1552827729.jpg)
Открытый классный час в 1 классе в рамках Недели классных руководителей "Вежливости открыты все дороги"
Направление: нравственно-этическое.Форма проведения: игра «Цветик – семицветик».Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливомповедении.Задачи:1. Науч...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506363-1414258403.jpg)
Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом
В материале представлены основные разделы, необходимые при составлении планов воспитательной работы с классным коллективом...