Доклад "Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе"
статья (4 класс)
Выступление на МО классных руководителей о мерах по предотвращению и разрешению конфликтов в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7
села Стародубского Буденновского района»
Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе
Учитель начальных классов
Малашенко Н. Я.
2021 г.
«Не бывает бесконфликтных личных отношений.
Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми».
Хорхе Букай (аргентинский психотерапевт)
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия.
Проблема конфликта является актуальной для человечества на протяжении многих веков. Взгляды философов, психологов, социологов и педагогов по данному вопросу во все времена были как интересны, так и противоречивы. Но все они сходятся во мнении, что именно в детстве начинают формироваться основные личностные характеристики, в связи с этим решается каким будет человек и как сложится его судьба.
Из одиннадцати лет школьной жизни, четыре года ребенок проводит за партой начальной школы. Можно сказать, что школа-это вторая семья детей, в которой учитель – это «мама», одноклассники – это «братья и сёстры». В эти четыре года происходит становление личности.
Младший школьный возраст - это время перехода к новому образу жизни, когда меняется отношение ребёнка с социумом, укрепляется осознание статуса школьника, возникших прав и обязанностей. В школе ребёнок учится общаться, понимать себя и окружающих, учитывать разные мнения окружающих его людей, но, по мнению психолога С.Н. Арсентьевой, зачастую общение младших школьников приводит к конфликту, и он возникает не только в стенах учебного учреждения, но и за его пределами.
По этому поводу ФГОС начального общего образования выдвигает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися, такие как: «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». В «портрете выпускника начальной школы» сказано, что ученик должен уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Конфликтное поведение младших школьников стало не редким явлением. В каждой школе теперь есть обязательные психолог и социальный педагог, одной из профессиональных функций, которых является наблюдение за поведением детей, выявление и предупреждение конфликтов (совместно с классным руководителем).
Конфликт легче предупредить, чем разрешать. Следовательно, учителю необходимо организовывать профилактику конфликтного поведения учащихся.
Профилактика конфликтного поведения - это система мероприятий (психологической, социально-психологической диагностики, психологической и педагогической коррекции), направленных на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к возникновению межличностных конфликтов.
Не смотря на то, что такая система мероприятий направленна на весь классный коллектив, для ее планирования классному руководителю необходимо сначала установить фигурантов, степень выраженности конфликтного и агрессивного поведения в классе. Особое внимание стоит уделить причинам конфликтного поведения учащихся.
Существуют различные методы выявления конфликтного и агрессивного поведения учащихся. Один из них – метод наблюдения. Наблюдая за поведением учеников, мы можем понять, кто из них конфликтный ребёнок, а кто – нет.
Для планирования профилактики конфликтного и агрессивного поведения в классе, классный руководитель должен быть осведомлен об условиях предупреждения конфликтного поведения, которые можно разделить на несколько групп:
1.Условия, которые препятствуют возникновению конфликтов. К ним относятся: доброжелательная обстановка в коллективе, личный пример педагогов и родителей, прохождение тренингов с детьми, так и с родителями.
2.Условия работы в школе. Их создают с помощью: ситуаций «успеха», похвалы, внимательного отношения друг к другу.
3.Устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. Можно создать правила, которым нужно следовать при предотвращении конфликтов. Такие правила можно создать в школьном коллективе или воспользоваться правилами из журналов или книг.
Для того, чтобы научить детей мирно решать конфликты, нужно начинать данную работу с первого класса, используя игры и упражнения, способствующие профилактике конфликтного и агрессивного поведения учащихся.
Кромеэтого, классному руководителю класса можно следовать следующим советам:
- Для того, чтобы у первоклассников продолжалась работа по профилактике конфликтного и агрессивного поведения, желательно каждый день, хотя бы на одном уроке или занятии, выполнять некоторые задания, игры или упражнения (физические минутки – направленные на снятие эмоционального напряжения, подвижные игры и др.) . Например: упражнение «Рубка дров» проводится для переключения на активную деятельность после долгой сидячей работы, также для того чтобы прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры. Данное упражнение можно использовать как физическую минутку во время урока.
- Осуществлять работу по профилактике конфликтов между педагогом и школьниками. Оценивая результаты учебной деятельности и поведение школьника, всегда сначала обращать внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и бесконфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя.
- Общаться на уроках с обучающимися на эмоционально ровном фоне, не показывая ярко выраженных отрицательных эмоций.
- Никогда не давать негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей в присутствии детей. Учащиеся могут начать плохо отзываться о своих одноклассниках, друзьях и родителях, из-за чего возникнут конфликты.
- Помнить, что разбор конфликтных ситуаций имеет для детей, прежде всего эмоциональное значение, и преобладание негативных эмоций не служит формированию бесконфликтного поведения, а наоборот, блокирует его. Разбор конфликтных ситуаций позволяет учащимся правильно поступать и выходить из конфликтов в последующих случаях и позволяет воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях; получать навык сглаживания конфликтов.
- Несколько раз в месяц организовывать классные мероприятия, где каждый ребенок может высказать своё мнение, как поступить в той или иной ситуации. Например: проводить классный час с разбором ситуаций: проигрывание и анализ ситуации; чтение и анализ ситуации; просмотр и анализ ситуации; возможен разбор ситуаций, которые происходили в классе без акцента на личности, совершившие этот поступок.
- Набраться терпения и не стремится радикально быстро и «любыми» методами переделывать учеников. Некоторые учителя хотят чтобы «плохой» ученик ( задиристый, недисциплинированный) превратился в хорошего после 1-2 замечаний, такого не будет. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
- По своему социально-психологическому статусу учитель всегда выше ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше стараться поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе. Иначе, ждите конфликта, некоторые учащиеся могут «показывать» свой характер и вы окажитесь в конфликте с учеником, а затем и с родителями.
- В работу по предупреждению конфликтного и агрессивного поведения вовлекайте родителей учеников.
Профилактика конфликтного и агрессивного поведения младших школьников в образовательном процессе требует немалых усилий. Для того, чтобы организовать работу, направленную на профилактику конфликтного и агрессивного поведения для начала необходимо определить с помощью наблюдения и диагностики уровень конфликтности и агрессивности учащихся. Затем, чтобы данный уровень понизить или привести к стабильно низкому уровню, необходимо проводить задания и упражнения, направленные на профилактику конфликтного и агрессивного поведения младших школьников.
В заключении можно сказать, что организация работы классного руководителя по профилактике конфликтного поведения младших школьников в образовательном процессе очень долгая и трудоёмкая работа, но очень полезная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА...
Классный час на конкурс «Учитель года 2012», номинация «Классный руководитель»
Сценарий классного часа...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Разрешение конфликтов в детском коллективе
Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты....
Как сделать классное дело интересным и содержательным Выступление на МО классных руководителей начальных классов
Выступление «Как сделать классное дело интересным и содержательным»...
Открытый классный час в 1 классе в рамках Недели классных руководителей "Вежливости открыты все дороги"
Направление: нравственно-этическое.Форма проведения: игра «Цветик – семицветик».Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливомповедении.Задачи:1. Науч...
Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом
В материале представлены основные разделы, необходимые при составлении планов воспитательной работы с классным коллективом...