Календарно-тематическое планирование кружка «Школа хороших манер».,2 класс
методическая разработка (2 класс)
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.(5)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Программа «Школа хороших манер» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_horoshih_maner_2_klass.docx | 53.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Рекомендовано» «Утверждаю»
на заседании к утверждению к использованию
Методического Директору Директор
объединения ГБОУ Самарской области ГБОУ Самарской области
учителей начальных СОШ №33 города Сызрани СОШ №33 города Сызрани
классов г.о.Сызрань Самарской области г.о.Сызрань Самарской области
_______________________ ______________________ ______________________
Зам.директора по УВР /В.Ю.Мавринский/
Протокол №
от « » 201 г.
Календарно-тематическое планирование
кружка «Школа хороших манер».
Направление: общекультурное
Возраст: 8-9лет
Класс 2
Учитель: Гололобова Ю.Г
Количество часов всего: 34ч
в неделю: 1ч
г.Сызрань
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.(5)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Программа «Школа хороших манер» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
- углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.(1)
Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.
Цель программы: воспитание грамотной культурной личности.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
- Ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
- Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.
- Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.
- Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.
- Разбудить творческое воображение учащихся. На занятии должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.
- Развить навыки общения и сотрудничества;
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро.
- Бойся обидеть человека.
- Люби и прощай людей.
- Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.(2)
При изучении курса «Школа хороших манер», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом уроке разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов по теме урока.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
- Театрализация «Театр вежливых ребят»;
- Устный журнал «О невежах и вежливости»;
- Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
- Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Потому, на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание. Учащиеся ведут словарик таких «трудных» слов и выражений. К некоторым занятиям, по просьбе учителя, ребята сами подбирают такие слова на основе наблюдений за речью окружающих людей. На многих уроках учитель обращает ребят к толковому и этимологическому словарю. (3)
Занятия по программе «Школа хороших манер» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках, не стали исключением и занятия по программе «Школа хороших манер»
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.(4)
Программа рассчитана на 64 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю в 1 и 2 классах.
Результаты изучения предмета.
Учащиеся должны знать:
- значение этикета и навыков правильного общения;
- культуру внешнего вида, правила гигиены;
- правила жизни в обществе;
- правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
- культуру поведения в общественных местах;
- особенности поведения в школе;
- правильного питания, представление о вреде курения употребления алкоголя
- правила гостеприимства;
- правила дарения и получения подарков
- правила оформления писем, поздравлений.
- правила ведения переписки в сети Интернет
Учащиеся должны уметь:
- вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.
- следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
- правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
- вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
- общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.
Виды и формы организации учебного процесса.
Игровые (досуговые) формы работы: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы.
Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
Психологические формы: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации.
Занятия рефлексии, этические беседы, игры с ролевым акцентом, экскурсии, проектные работы.
Содержание программы
1 класс
30 часов (1 час в неделю)
Мы первоклассниками стали (3 часа). Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю. Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Ты и Вы. Слова и жесты. Рассказ о себе.
Правила настоящих друзей. (7 часов) Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться. Мы – одноклассники, станем друзьями. Как научиться мириться. Волшебные слова – наши друзья и помощники. Слова приветствия и слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения. Ролевая игра «Если друг в беде». Правила взаимопомощи среди ребят. С кем приятно общаться?
Учимся договариваться (2 часа). Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения. Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь)
Твое настроение. (1 час) Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим
Дом и семья(3 часа). Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу? Не забывай о своих близких и родных. Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям. Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям. Разговор с младшим.
Уроки гигиены. (3 часа) Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Режим дня.
Поведение в общественных местах ( 5 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Магазин. Библиотека. Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в магазине. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевые игры.
Как построить вежливый диалог (3 часа). Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).
Братья наши меньшие (2 часа). Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.
Итоговое занятие (1 час). Театральное представление «Театр вежливых ребят»
2 класс
34 часа (1 час в неделю)
Речь – средство общения. (5часов) Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».
В театре, в кино, в музее. (3 часа) Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь). В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам
Какую речь хочется слушать. (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.
Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета. (3часа). Что значит быть вежливым? «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».
«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» (3часа) Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».
Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова. Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков
Этикетные выражения при знакомстве (2часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.
Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд.
Гостеприимство как национальная черта русских. (3часа). Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто». О подарках. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»
Пишите письма (2часа). Интернет и Этикет. Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки, (словарь).
Раздели печаль и радость другого (1час). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.
Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1 класс.
Тема урока. | Содержание. | |
Мы первоклассниками стали. | Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю. | |
Мы первоклассниками стали | Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Ты и Вы. Слова и жесты. | |
Мы первоклассниками стали. | Рассказ о себе. Мои увлечения. | |
Правила настоящих друзей. | Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться. | |
Правила настоящих друзей. | Мы – одноклассники, станем друзьями. Как научиться мириться. | |
Правила настоящих друзей. | Волшебные слова – наши друзья и помощники. | |
Правила настоящих друзей. | Слова приветствия и слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения. | |
Правила настоящих друзей. | Ролевая игра «Если друг в беде». | |
Правила настоящих друзей. | Правила взаимопомощи среди ребят. Проектная деятельность. Работа в группах. | |
Правила настоящих друзей. | С кем приятно общаться? Обобщающее занятие. | |
Учимся договариваться. | Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения. | |
Учимся договариваться. | Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь). | |
Твое настроение. | Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим. | |
Дом и семья. | Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу? | |
Дом и семья. | Не забывай о своих близких и родных. Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям. | |
Дом и семья. | Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям. Разговор с младшим. | |
Уроки гигиены. | Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Игра «На подиуме» | |
Уроки гигиены. | «В гостях у Мойдодыра». Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. | |
Уроки гигиены. | Режим дня. | |
Поведение в общественных местах. | Общественный транспорт. Правила проезда. Сюжетно – ролевые игры. | |
Поведение в общественных местах. | Поликлиника. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Ролевая игра. | |
Поведение в общественных местах. | Магазин. Правила общения в магазине. Ролевая игра. | |
Поведение в общественных местах. | Библиотека. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения Экскурсия в библиотеку. | |
Поведение в общественных местах. | Театр. Приобретение билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. | |
Как построить вежливый диалог | Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. | |
Как построить вежливый диалог | Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»). | |
Как построить вежливый диалог | Тренинг. (приложение № 1) | |
Братья наши меньшие. | Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными. Конкурс рисунков. | |
Братья наши меньшие. | Рассказ о своих домашних друзьях. | |
Итоговое занятие. | Театральное представление «Театр вежливых ребят» |
Рабочая тетрадь: Игра-раскраска «Хорошие манеры»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
2 класс.
Тема урока. | Содержание. | |
1. | Речь – средство общения. | Возникновение речи. Языки народов мира. Речь - как средство передачи мыслей и чувств. |
2. | Речь – средство общения. | Формы речевого этикета. Язык мой – друг мой. |
3. | Речь – средство общения. | Диалог и монолог. Ролевые игры. |
4. | Речь – средство общения. | Волшебница речь. Учимся строить предложения. |
5. | Речь – средство общения. | Час – общения «В гостях у дедушки Этикета». |
6. | В театре, в кино, в музее. | Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления. В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам. Решение ситуаций. |
7. | В театре, в кино, в музее. | Экскурсия в музей. |
8. | В театре, в кино, в музее. | Беседа с руководителем школьного театра. |
9. | Какую речь хочется слушать. | Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Ролевые игры. |
10. | Какую речь хочется слушать. | Слова выражения просьбы, благодарности. Типовые вопросы: Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? И др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон. |
11. | Какую речь хочется слушать. | Конкурс чтецов. |
12. | Какую речь хочется слушать. | Просмотр видеофильма «Фильм. Фильм. Фильм». Обсуждение. Одни и те же слова можно сказать по-разному. |
13. | Что значит быть вежливым? | Тестирование. ( Приложение № 2) |
14. | Введение понятия «этикет», история этикета, | Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Речевой этикет Столовый этикет |
15. | Виды этикета. | ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ. Правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах , переговорах. ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ. Свод общепринятых в армии правил , норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности. ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ЭТИКЕТ. Совокупность правил, традиций и условностей , соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ. Регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице , в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях , переговорах. |
16. | «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» | Как учиться «вежеству». Анкетирование. (Приложение № 3) |
17. | «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» | Слово - это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова». |
18. | «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» | Анализ ситуаций. Как бы поступили вы? Всегда есть выбор. |
19. | Красота внешняя и внутренняя. | Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова. |
20. | Красота внешняя и внутренняя. | Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю». Вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков. |
21. | Этикетные выражения при знакомстве. | Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). |
22. | Этикетные выражения при знакомстве. | Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом. Ролевые игры. |
23. | Умей понять другого. | Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. |
24. | Умей понять другого. | Тест – игра «Умеете ли вы слушать». |
25. | Слушаем – вдумываемся. | Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону. |
26. | Слушаем – вдумываемся. | Правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд. |
27. | Слушаем – вдумываемся. | Тренинг. Беседа с психологом. |
28. | Гостеприимство как национальная черта русских. | Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. |
29. | Гостеприимство как национальная черта русских. | Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто». |
30. | Подарки. Давайте потанцуем. | Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец» |
31. | Пишите письма. | Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру |
32. | Интернет и Этикет. | Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки. |
33. | Раздели печаль и радость другого. | Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками. |
34. | Итоговое занятие. | Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях». |
Рабочая тетрадь: «Хорошие манеры в рисунках и примерах» Арина Гольдникова
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/vneurochnaya-deyatelnost-1-kl-rabochaya-programma-azbuka-eti
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/programma-dopolnitelnogo-obrazovatelnogo
- http://festival.1september.ru/articles/577109/
- 1.«Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
- 3. «Вредные советы» Г. Остер
- 4.«Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
- 5.Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
- 6.Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
- 7. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
- 9.«Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
- http://www.etikets.ru
Приложение № 1
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Приложение № 2
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3
единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Приложение № 3.
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...
Педагогический проект. Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер».
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию сам...
Внеурочное календарно-тематическое планирование кружка "Школа развития речи" 3 кл.
Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО по направлению...
Внеурочное календарно-тематическое планирование кружка "Школа безопасности".3 класс
Курс программы кружка «Школа безопасности» рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов. В первом классе не освоение программы отводится 33 часа, во 2 – 4 ...
Календарно-тематическое планирование кружка "Развитие познавательных способностей" 2 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности кружка "Развитие познавательных способностей" 2 класс. УМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование кружка "Игры народов России" 1 класс
Календарно-тематическое планирование кружка " Игры народов России" составлена для учащихся 1 класс спортивного напрвления...
Календарно-тематическое планирование кружка "Умникам и умницам" 4 класс
Календарно-тематическое планирование кружка "Умникам и умницам" 4 класс...