Внеклассное занятие. Путешествие во времени.
занимательные факты (1 класс)
Материал о возникновении часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с часами | 58 КБ |
Знакомство с часами | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие во времени».
Цель:
– закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека;
– формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»;
– учить определять время по часам;
– воспитывать интерес к технике;
– закрепить знания детей о временах года, месяцах и днях недели. Задачи: учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки; развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов; закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании; развивать фантазию, творчество, развивать игровую деятельность детей; воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками; развивать исследовательский интерес и любознательность; учить детей определять причинно-следственные связи; развивать творческое воображение и логическое мышление детей;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций как раньше жили люди, рассматривание часов, закрепление знаний какие бывают часы, пальчиковая гимнастика, чтение сказок и стихов о времени.
Материал: фонарик, шаблон круглой формы, палочка, песочные часы, разрезные картинки, механические часы, поделка «часы», краски, пластилин, карточки с числами от 1 до 12.
Ход занятия:
– Ребята, сегодня в нашу группу должен был приехать гномик Тик-Так и научить определять время по часам, но что-то он опаздывает. А может он уже здесь, только мы его не видим. Давайте поищем. (Дети находят видеописьмо)
– «Здравствуйте, дорогие ребята! В моей волшебной стране времени случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. И теперь мы не можем определить время».
– Что случилось в стране времени?
– Ребята, что произойдет, если сломаются все часы? (слайд)
– А мы можем что-нибудь сделать для гнома? Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени, но для начала первое, что нам надо с вами сделать – это определить: Что такое время?
– Давайте разобьемся на три подгруппы. Сейчас каждая подгруппа должна ответить на свой вопрос, но сначала нужно собрать ваши подсказки. Работа в подгруппах. Дети подбирают картинки-подсказки к своим вопросам.
I подгруппа. Зачем человеку нужно знать время?
II подгруппа. С помощью чего мы узнаем время?
III подгруппа. Как мы отмеряем время?
I подгр.: режим дня, сон, игра, прием пищи;
II подгр.: часы: наручные, настенные, песочные; календари и;
III подгр.: – стрелки часов, целый отрывной календарь.
– Чтобы можно было отправляться в путь необходимо пройти несколько испытаний. Справитесь? Остаются в подгруппах.
1 задание.
– Ребята, назовите времена года и подберите картинку на столе.
– Какое время года сейчас? (весна).
– Какими словами можно описать весну? (теплая, веселая, хорошая, солнечная, звонкая, блестящая…)
– Какой месяц сейчас? (март).
– Сколько месяцев в году? (12).
– Назовите по порядку.
– Назовите весенние месяцы.
– А сколько дней в неделе? (семь).
– Какой день сегодня? - Назовите по порядку дни недели.
– Какие части суток вы знаете? Покажите на картинке.
– Назовите по порядку части суток.
Молодцы! 2 задание Игра «Назови соседей».
2 задание.
– У вас на столе есть листочки, на них написана цифра, подумайте и скажите рядом стоящие цифры.
3 задание.
– Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.
1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь). – Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь). (1 ребёнок работает у доски – пишет решение задач).
2) «Четыре овечки на травке лежали, потом две овечки домой убежали. А ну-ка, скажите скорей: Сколько овечек теперь?» (две). (четыре минус два равняется двум). (на доске написать решение задач и прочитать).
3 задание.
Молодцы ребята вы справились со всеми сложными заданиями, теперь отправимся в путь в прошлое часов, побывать на разных этапах их развития. Вы согласны? Психологическая разгрузка. Предлагаю детям разместится поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем его аромат, представьте как мы восхищаемся красотой зимнего леса, поднимаемся вверх под пушистые облака. Облака пушистые, мягкие как вата. Дует легкий ветерок, и мы опускаемся ниже и ниже. И переносимся в прошлое.
– Молодцы, отдохнули немного?
– Когда жили наши предки?
– А мы с вами где находимся?
–А завтра где будем?
– Как же нам попасть в прошлое?
– Но это не все, что мы должны знать о времени. Из чего состоит время, нам поможет разобраться стихотворение:
Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас,
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди.
– Летим на корабле и окажемся в прошлом. Но нужно произнести заклинание:
Замыкая дружный круг
В прошлом окажемся мы вдруг!
Гному мы поможем:
Часы доставить сможем.
– Посмотрите, мне кажется, мы попали в прошлое, в старину. Как можно догадаться? ( слайд)
– Вы слышите, как поет петух? Что он здесь делает? Мы же в прошлом часов. ( слайд)
– Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходили по двору, махали крыльями и, взлетев на забор, кричал:
«Ку-ка-ре-ку!» Утром петух кукарекал и всех будил на работу, а вечером кукарекал, и люди ложились спать.
Здесь ни погреб, ни чулан,
Не растет за ним тюльпан,
Есть там светлая светлица,
Есть там русская девица,
Есть и печка и труба –
Это русская …….
Дети: – Изба. (слайд)
– Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба? (Это деревянный дом……..)
– Кто жил в избах? (Люди, семья…….)
– А вы хотели бы побывать в гостях у наших предков? (Да) Вот мы сейчас там и окажемся.(слайд)
– Так люди раньше жили, дома из дерева строили, назывались они избами, в избе были сени и горница. Сени – это первая маленькая комнатка в избе (слайд), горница – это большая комната в избе, где люди ели, играли дети. (слайд) А это русская печь – «матушка» – символ полноты и благополучия. Печь обогревает избу, в ней готовят еду и пекут хлеб. (слайд) На печи стоит чугунок. В нем варят щи, кашу. С тех времён пришла к нам пословица: «Щи да каша – пища наша».
– Давайте посмотрим нам передали какое то послание. (слайд)
– «Доброго здоровьица, гости дорогие! Рады видеть вас в нашей избе. Наш сын Иван отправляется в лес за дровами. Матушка собрала для него котомку, в которую положила кусок чёрного хлеба, налила в туесок воды ключевой. Иван слез с печи, взял котомку и пошёл.»
– Ребята, все ли слова вам знакомы? Вы догадались, что такое «туесок», «котомка»? (Ответы детей. Педагог дополняет: (слайд)
Котомка – сумка, которую носят за плечами, иногда на палке-посохе, (слайд) а туесок – посуда из берёзовой коры, в котором в старину хранили мед или сметану). Продукты хранили в погребах, по сусекам, да берестяных коробах . Сусек – ящик для хранения зерна.(слайд)
– Ребята, в чем сегодня мы храним продукты? А чем хорош, а чем плох холодильник?
– Некоторые предметы, которыми мы пользуемся сегодня, пришли к нам с давних времён, хотя и очень сильно изменились. Предлагаю поиграть в игру «Подбери пару». (слайды)
Дидактическая игра «Подбери пару»: чайник-самовар; лапти-туфли; перо-ручка; телега-грузовик; свеча-лампочка; чугунок-кастрюля; сундук-шкаф.
Еще тогда люди заметили, что время, занятое делом, проходит быстро, а у бездельника день тянется очень долго. В народе сложили много сказок, пословиц, поговорок о том, что надо беречь время. Давайте вспомним некоторые поговорки: «Долог день до вечера, коли делать нечего»; «Делу время – потехе час»; «Поздно поднялся – день потерял».
– Но можно ли было по пению петуха определить точное время?
– Какие первые часы придумал человек?( слайд)
Есть солнечные часы.
Всех часов предки,
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по небу солнышко бежит.
–Ребенок: Делали их люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом – это циферблат, вместо стрелок – колышек. Солнышко движется по небу, а тень от палочки показывает время.
– Попробуем и мы сделать то же самое изобретение? Экспериментирование.
– И мы тоже изобрели солнечные часы. Но со временем солнечные часы перестали устраивать человека. Почему?
– Стали люди ломать голову, как придумать часы лучше. И придумали вот такие часы. Как они называются? (показываю песочные часы) (слайд)
– Ребенок: в высокий стеклянный сосуд с дырочкой насыпали песок. Песок тоненькой струйкой пересыпался из одного сосуда в другой, и как песок пересыплется, значит прошло сколько-то времени. Песок в них сыпется всего 3, 5, 10 минут, людям приходилось все время считать по минутам.
– Это было удобно?
– А где ими удобно пользоваться?
– Вот и мы сейчас воспользуемся песочными часами. Пока песок пересыпается, попробуем собрать картинку, и узнаем, какие часы дальше изобрел человек.
Игра «Собери картинку». (работа в подгруппах)
– Какие часы вы собрали на картинке? (показываю часы)
– Прошло много времени, пока человек придумал часы с механизмом. Закрутил пружинку, а чтобы не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико. А по циферблату движутся стрелки и показывают время. (слайд) (рассмотрим часы: циферблат, стрелки, механизм)
– Чем они неудобны?
– Ребята, хотите заглянуть в часовой механизм? (слайд) Просмотр видеоролика. Физкультминутка:
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
– Ребята, кто знает, какие часы не надо заводить? ( слайд)
– На смену механическим часам пришли электронные. Они работают от батареек или электричества или сами высвечивают время на табло.
– Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди. ( Просмотр слайдов с изображением часов). Ребята, как вы думаете, мы уже помогли гному?
– Ребята, давайте сделаем каждый свои часы. И, может быть, ваши часы помогут гному навести порядок в его стране времени. Вместе делаем часы, беседуем. Звучит музыка из песни.
– Давайте посмотрим, какие часы вы изобрели. Как вы считаете, мы можем отвести эти часы гному Тик-Таку? Тогда садимся на наш корабль и произносим заклинание:
Замыкая дружный круг,
В волшебной стране гнома окажемся вдруг.
А вот и сам гномик нас благодарит (слайд)
– А вы , ребята хотите научиться определять время по часам?
– А может кто-то умеет?
Игра «Ходят стрелочки по кругу».
На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Все вместе думают, куда поставить стрелки. (Дети ставят стрелки на нужное место). Пять часов! Игра повторяется несколько раз.
– Ребята, часы подсказывают, что нам пора возвращаться.
Замыкая дружный круг,
В настоящем окажемся мы вдруг.
Вокруг себя повернись,
В нашей группе очутись.
– Вот и закончилось наше путешествие в прошлое часов.
– Гном навел порядок в своей стране.
– Какое доброе дело мы сделали?
– Что нового вы узнали?
– Вам понравилось наше путешествие?
– Мне тоже понравилось путешествовать с вами. А хотите узнать больше о часах? В следующий раз мы пригласим к себе гнома, и он расскажет нам об огненных часах. Еще Гномик просил вам передать вот это угощение за помощь. А сейчас предлагаю вам поделиться вашими впечатлениями с другими ребятами.
Самоанализ занятия.
Была предоставлена НОД по ознакомлению с окружающим «Путешествие во времени».
Направление – познавательно-речевое. При планировании учтены возрастные особенности, была проведена предварительная работа: беседы по истории возникновения часов, дидактические игры, игры-путешествия.
Цель: закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.
Задачи: развивать исследовательский интерес и любознательность; учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей; формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»; учить определять время по часам; учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки; развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, развивать фантазию, творчество, развивать музыкальность детей; развивать игровую деятельность детей; воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками; воспитывать интерес к технике; дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления и его последствий.
Для решения поставленных задач мной использовались различные методы и приемы.
Методы:
– наглядные (показ слайдов, демонстративных предметов);
– словесные (беседы, рассказы детей);
– практические (экспериментирование, физкультминутка);
– игровые (дидактическая игра «собери картинку», игра «ходят стрелочки по кругу»). Приемы: пояснение, напоминание, повторения, обобщения, собственные ответы, была определена перспектива на будущее. Выполнению поставленных задач также помогали наводящие вопросы, которые подталкивали на самостоятельные высказывания, вопросы проблемно-поискового характера. В течение всей образовательной деятельности закрепляла умение детей слушать друг друга, активизировала словарь, дополняла, уточняла. Для мотивации детей, был использован сюрпризный момент – письмо от гнома, что вызвало интерес и активизировало их на дальнейшую работу. На протяжении всей НОД использовались технические средства. Мною была разработана мультимедийная презентация, с использованием Интернет-ресурсов, а также музыкальное сопровождение. Данная структура НОД предполагает взаимное сотрудничество детей и воспитателя и направлена на выполнение поставленных задач. Дети вовлекались в различные виды деятельности, что поддерживало интерес на протяжении всей НОД. Во время НОД я использовала физкультминутку, смену видов деятельности, что позволило детям не находится в статистической позе, предотвратить утомляемость детей. В НОД была проведена рефлексия, где видно, что детям нравилось заниматься данным видом деятельности. Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась яркой, насыщенной интересной, так как детям нравится оказывать помощь, следовательно, развивается чувство ответственности, повышается самооценка.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Путешествие в страну птиц"
Внеклассное занятие "Путешествие в страну птиц" адресовано учителям начальных классов, родителям. Рекомендуется использовать как демонстрационный, обучающий и развивающий материалк проведению занятий ...
Внеклассное занятие "Путешествие в мир домашних животных"
Цель данного занятия систематизировать и расширить знания детей о домашних животных и их особенностях....
Комплекс занятий «Путешествие во времени»
Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории. Высокое качество учебно-воспи...
Логопедическое занятие "Путешествие по временам глагола"
Конспект логопедического занятия в 3 классе с детьми с ОВЗ....
Презентация к логопедическому занятию "Путешествие по временам глагола"
Презентация к логопедическому занятию "Путешествие по временам глагола" в 3 классе с детьми с ОВЗ....
Внеклассное мероприятие "Путешествие во времени"
развить познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны;расширить знания о великих открытиях и изобретениях мира;воспитать патриотизм и гражданственность, чувства гордости за свою Родину....
Внеклассное мероприятие "Путешествие во времени"
Развить познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны; расширить знания о великих открытиях и изобретениях мира; воспитать патриотизм и гражданственность, чувство гордости за свою Родин...