Внеклассное занятие "Путешествие в мир домашних животных"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Цель данного занятия систематизировать и расширить знания детей о домашних животных и их особенностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom._zhivotnye.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие «Путешествие в мир домашних животных».
Занятие может быть проведено в 1 – 2 классах.
Цели:
1.Систематизировать и расширить знания детей о домашних животных, их особенностях.
2.Вызвать интерес детей к окружающему миру, формировать у них реалистические представления о природе.
3.Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, делать обобщения).
4.Воспитывать доброе отношение к живому.
Оборудование: плакат с изображением деревенского двора, картинки с домашними животными.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
II.Систематизация знаний.
У. – Ребята, отгадайте загадки
-Кто колючий словно ёлка,
Носит на спине иголки? (ёж)
-Кто пчелиный любит мёд,
Лапу кто зимой сосёт? (медведь)
-Чей тоскливый вой
Слышится зимой? (волк)
-Это что за шалунишка
Рвёт с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (белка)
-Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней? (лиса)
У. – Что объединяет этих животных?
Д. – Это дикие животные.
У. – На прошлом занятии мы путешествовали в мир диких животных. Какие особенности мы выявили у них?
Д. – Дикие животные сами добывают себе пищу, сами защищают себя от врагов и непогоды, сами устраивают себе жильё, ухаживают за потомством.
У. – Молодцы, ребята. А теперь поиграем в « Блиц- игру». Я вам читаю предложение, а вы хором его заканчиваете:
-Заяц зимой белый, а летом…
-У зайца хвост короткий, а уши…
-Заяц пушистый, а ёж…
-Ёж спит днём, а охотится…
-Ёж маленький, а медведь …
-Белка зимой серая, а летом …
-У лисы хвост длинный, а у зайца …
-Белка живёт в дупле, а ёж …
-У лисы шерсть мягкая, а у волка …
III.Основная часть.
У. – Сегодня мы совершим ещё одно путешествие, путешествие в удивительный мир домашних животных.
(на доску вывешивается плакат с изображением деревенского двора, домашних животных и белки или любого дикого животного)
Представьте себе, что вы на деревенском дворе.
Кто вас встретит первым на нём? Отгадайте загадку:
Я хозяину служу –
Дом хозяйский сторожу,
И рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.
Д. – Собака.
У. – Да, это собака.
Как выглядит собака, знают все. Но если попросить людей описать своих любимцев, рассказы получатся разными. Ведь у кого-то в доме живёт маленькая белая болонка, а у кого-то огромный пятнистый дог.
-А какие породы собак знаете вы?
-Д.–Овчарка, такса...
-У. – А кто из вас знает, как человек приручил собаку?
(Это произошло во время совместных охот древних людей и диких собак. Собаки помогали человеку находить и загонять зверей в глубокие ямы, а человек делился с ними частью добычи.)
-Есть собаки охотничьи (борзые, лайки, таксы, терьеры, спаниели), спасатели (сенбернары, ньюфаундлеры), собаки-повадыри (овчарки, колли),пастушьи ( шотландская, немецкая, кавказские овчарки), ездовые собаки (лайки), сторожевые.
-Тысячи лет живёт собака вместе с людьми. Она охраняет скот, склады, дома, помогает охотникам выслеживать зверя, стережёт границу, водит по улицам слепых, спасает людей в горах и на воде.
-Куда мы поселим собаку на нашем дворе?
Д.- В конуру или будку.
У. – Как называются детёныши собаки?
Д. – Щенки.
У. – Кто из вас не мечтает взять щенка. Но если вы хотите завести щенка, будьте готовы взять на себя большую ответственность. Щенка нужно кормить по часам, ходить с ним гулять, учить, воспитывать, лечить, а главное - его нужно любить!
-У. –Путешествуем дальше.
Мы подходим к дому, поднимаемся по ступенькам.
Кто встретит нас в доме?
Д. – Кошка.
У. – Правильно, кошка.
«Котя, котенька, коток!
Котя, серенький хвосток.
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать».
-Так поётся в русской народной колыбельной песне. Легко себе представить ласкового котика в серой бархатной шубке, который качает детскую колыбельку и мелодично мурлычет: «Мур-мур-мур».
-Как выглядит домашняя кошка? Опишите.
Д. – У кошки шерсть пушистая, лапки мягкие, на лапках – «царапки» - острые коготки, уши широко расставлены, а глаза – большие, зелёные, ясные и внимательные. Есть у киски и усы, и длинный хвост.
У. – Какие дикие звери являются близкими родственниками домашних кошек?
Д. – Домашние кошки принадлежат к семейству кошачьих. Её родственники – тигр, леопард, барс, рысь.
У. – Чем питаются кошки?
Д. – Домашние кошки – хищницы. Они любят мясо, рыбу, печёнку. С удовольствием лакомятся сметаной и молочком.
У. – Как называют детёнышей кошки?
Д. – Котята.
У. – Какую пользу приносят кошки?
Д. – Ловят мышей, создают уют в доме.
У. – Куда мы поселим кошку? (в дом)
У. – Идём дальше и подходим к сараю. Кто там может жить? (корова)
-Тело у коровы широкое, с округлыми широкими боками, ноги короткие, длинный сильный хвост напоминает метёлку – им корова отгоняет надоедливых мух и слепней. У коровы крупная голова с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие тёмно-карие бархатистые глаза. У коров отличное обоняние: по запаху они отлично отличают съедобные травы и несъедобные.
-Ребята, чем питаются коровы? (травой)
- Коровы травоядные животные. Летом они пасутся на лугу.
-А чем они питаются зимой? (сеном)
У. – Летом хозяева заготавливают для своих Бурёнок корм на зиму. В деревнях начинается весёлая пора сенокоса. Народ примечает: «Коси, коса, пока остра» и зовёт всех на работу: «Кто дорос, спеши на сенокос». Люди спешат скосить луговые травы, пока те не пересохли на горячем солнышке, чтобы стебли трав не стали грубыми и жёсткими. На больших лугах сено косят сенокосилками, а на лужайках и полях, как в старину, острыми косами. Скошенное сено сушат на солнце, ворошат граблями и собирают в скирды.
- Как называют детёныша коровы? (телёнок)
- Детёныша коровы называют телёнком. Уже через час новорожденный телёнок встаёт на ещё неокрепшие ножки. Корова заботливо вылизывает малыша языком. Первое время телёнок пьёт материнское молоко, а потом весело бегает по лугу и щиплет вместе с мамой зелёную траву.
- Как вы думаете, какую пользу приносят коровы людям?
Д. – Они дают нам молоко и мясо.
У. – Из молока люди научились готовить много полезных, вкусных, питательных продуктов. Какие? (сметана, кефир, творог и другие)
-И сметану, и кефир,
Сливки, ряженку и сыр,
Творог, масло, простоквашу,
Молоко для вкусной каши
Нам даёт Бурёнка наша!
У. – Кого ещё мы можем увидеть в сарае? (свинью)
- Чем питается свинья? (зерном, овощами)
- Свиньи неприхотливы в еде. Они всеядны.
- Зимой и летом свиней держат в сарае, кормят зерном и овощами. Любимое лакомство свиней - жёлуди.
-Как называются детёныши свиньи? (поросята)
-Обычно у свиньи родится 10-12 маленьких поросяток. У них розовые пяточки, забавные хвостики колечком и мягкая редкая щетинка. Свинья кормит поросят молоком, и они быстро растут.
-Что человек получает от свиньи? (мясо, сало)
-А ещё свиная щетина жёсткая и упругая, она очень хороша для изготовления щёток и кистей для краски и клея.
У.–А кто ещё нам даёт молоко? (коза)
- А как выглядит домашняя коза, помните?
-Коза небольшое животное, тело её покрыто густой шерстью. Ноги у козы высокие, стройные, хвост - короткий. У козы стоячие уши, а голова украшена острыми рожками. Эти животные обладают хорошим зрением, слухом и обонянием. Они грациозны и ловки, быстро бегают, отлично прыгают, могут лазать по крутым склонам гор.
-Чем питаются козы? (травой, а зимой сеном)
-Как называется детёныш козы? (козлёнок)
-Какую пользу козы приносят людям?
-Очень полезно и вкусно козье молоко. Из него готовят сыр, брынзу, творог и сметану.
Козы ангорской, оренбургской пород ценятся людьми за чудесную шерсть и тёплый пух. Из козьей шерсти вяжут красивые платки, свитеры, шапочки, шарфы и варежки.
У. – Кто ещё живёт на деревенском дворе? (лошадь)
-Лошадь – прекрасное, благородное животное. У неё крупное тело, сильные стройные ноги, оканчивающиеся копытами, густые пышные грива и хвост, стоячие уши и большие умные глаза.
-Как называется детёныш лошади? (жеребёнок)
-Весной у лошади рождается жеребёнок. Он ещё слабый, беспомощный. Пытается встать на подгибающиеся ножки и падает. Мама-лошадь старательно вылизывает его шёрстку шершавым языком. Жеребёнок пьёт материнское молоко. (Кстати, люди издавна используют кумыс – сквашенное молоко кобылы. Этот вкусный и целебный продукт называют богатырским напитком, эликсиром здоровья и долголетия.)
Проходит несколько дней, и жеребёнок начинает резво бегать по лугу и щипать травку рядом с матерью.
-Какую пользу приносит лошадь? (перевозит грузы)
-В старину крестьяне запрягали лошадь в плуг и распахивали поле. На лошадях возили и сено с лугов, и дрова из леса, и снопы с полей. И сейчас лошади незаменимы в деревне. Народ и пословицу придумал: «Не избегай коня, купив трактор».
У. – А кто живёт ещё на деревенском дворе, вы узнаете, отгадав загадку:
Я маленькая, белая,
Пугливая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки. (овца)
-Как выглядит домашняя овца, помните?
- Это небольшое животное. Её тело покрыто густой курчавой шерстью. В древности овечья шерсть ценилась дороже золота, её называли золотым руном.
У овцы стройные ноги, оканчивающиеся копытами, крутой выпуклый лоб и маленькие рожки. Домашние овцы – осторожные и пугливые.
Овцы травоядные животные. Летом они питаются травой на зелёных лугах. Зимой овец кормят заранее заготовленным сеном, а в непогоду содержат в специальных деревянных загонах.
Овцы и бараны дают людям великолепную мягкую и тёплую шерсть, из которой мастерицы вяжут свитеры и кофточки, платки, шарфы, варежки и шапки.
У. – Посмотрите, ребята, мы заселили деревенский двор. Почему у нас осталась белка?
Д. – Белка-это не домашнее животное.
– А каких ещё домашних животных вы знаете? (гуси, утки, индюки – это домашняя птица).
-А почему всех этих животных мы называем домашними?
Д. – Они живут рядом с человеком, человек заботится о них, строит жилища, кормит, заботится о потомстве.
-А теперь оживим наш двор. Вспомните голоса домашних животных.
Я вам буду читать маленькое стихотворение, а вы вставьте подходящее звукоподражание.
1.Кто похлёбку съел мою?
Свинка хрюкает… ( хрю – хрю )
2.Молочка налили мало!
Кот мяукал…( мяу-мяу)
3.Хватай вора за рукав!
Пёс залаял…(гав-гав-гав)
4.Мой хозяин далеко!
Ржёт лошадка…(и-го-го)
5.Где телёнок, не пойму?
Замычит корова…(му-у-у-у)
IV.Итог занятия.
У. – Вот и подошло к концу наше путешествие в мир домашних животных.
Закройте глазки, вспомните все наше занятие. Подумайте, что нового, интересного вы узнали на нем. Что запомнилось больше всего?
-Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец, свиней, словом, без домашних животных.
Нет, это невозможно! Мы привыкли к нашим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, пробуждая в наших сердцах благодарность и доброту.
Домашних животных я очень люблю:
Кормлю, берегу и ласкаю,
Собаку и кошку, козу и свинью
Друзьями своими считаю.
Корова, коза молоко нам дают,
Нет шерсти овечьей пышнее,
Нам кошка - мурлыка подарит уют
И всех переловит мышей.
Помощники наши – корова, баран
И конь вороной тёмногривый.
Живут с нами рядом, привязаны к нам,
Доверчивы, миролюбивы.
Список использованной литературы.
1.Брэм А.Э. Жизнь животных: Том 1: Млекопитающие. – М.: Терра, 1992.
2. Хлебович В.В. пока ещё не домашние. – М.: Агропромиздат, 1987.
3.Лучич М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1990.
4.Гершун В.И. Домашние животные. – М.: Педагогика, 1991.
5.Дубровина Е.О. О собаках и кошках, обо всех понемножку. – М.: Гном и Д, 2000.
6.Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? – М.: Гном и Д, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие для начальной школы.Наши верные друзья - домашние животные.
Методическая разработка представляет собой подробный план-конспект внеклассного мероприятия для 1-4 классов . Тема занятия "Наши верные друзья". Разработка может быть использована...
Внеклассное мероприятие с элементами групповой технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко) во 2-м классе по теме: «Любимые домашние животные» в соответствии с ФГОС
Внеклассное мероприятие с элементами групповой технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко) во 2-м классе по теме: «Любимые домашние животные» в соответствии с ФГОС учитель английского языка Пугач Е....
Внеклассное занятие "Дикие и домашние животные" 1 - 2 классы.
Внеклассное занятие проходит в форме игры между командами учащихся 1 и 2 классов.В игре разные задания, которые способствуют обобщению и расширению знаний учащихся о животных: загадки,назови детеныша,...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие к домашним животным"
Внеклассное занятие по русскому языку.«Путешествие к домашним животным» Тема: Путешествие к домашним животным. Цель: Ознакомить учащихся с историей...
Внеклассное занятие "Дикие и домашние животные. Животные Ростовской области
Это внеклассное занятие проведено в рамках духовно-нравственного воспитания по "Доноведению"...
Презентация к уроку по развитию речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Дикие и домашние животные. Сравнение диких и домашних животных"
Презентация к уроку....
Конспект внеклассного мероприятия + презентация. Тема: «Домашние животные», 3 класс
Дата проведения мероприятия: 20.12.19ФИО учителя: Семикина Ирина МихайловнаКласс: 3 «Б»Тема: «Домашние животные».Цель: активизация и закрепление знаний...