Внеклассное занятие "Путешествие в мир домашних животных"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Цель данного занятия систематизировать и расширить знания детей о домашних животных и их особенностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom._zhivotnye.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие  «Путешествие в мир домашних животных».

Занятие может быть проведено в 1 – 2 классах.

Цели:

1.Систематизировать и расширить знания детей о домашних животных, их особенностях.

2.Вызвать интерес детей к окружающему миру, формировать у них реалистические представления о природе.

3.Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, делать обобщения).

4.Воспитывать доброе отношение к живому.

Оборудование: плакат с изображением деревенского двора, картинки с домашними животными.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

II.Систематизация знаний.

У. – Ребята, отгадайте загадки

-Кто колючий словно ёлка,

Носит на спине иголки? (ёж)

-Кто пчелиный любит мёд,

Лапу кто зимой сосёт? (медведь)

-Чей тоскливый вой

Слышится зимой? (волк)

-Это что за шалунишка

Рвёт с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает,

Шелуху на снег бросает? (белка)

-Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней? (лиса)

У. – Что объединяет этих животных?

Д. – Это дикие животные.

У. – На прошлом занятии мы путешествовали в мир диких животных. Какие особенности мы выявили у них?

Д. – Дикие животные сами добывают себе пищу, сами защищают себя от врагов и непогоды, сами устраивают себе жильё, ухаживают за потомством.

У. – Молодцы, ребята. А теперь поиграем в « Блиц- игру». Я вам читаю предложение, а вы хором его заканчиваете:

-Заяц зимой белый, а летом…

-У зайца хвост короткий, а уши…

-Заяц пушистый, а ёж…

-Ёж спит днём, а охотится…

-Ёж маленький, а медведь …

-Белка зимой серая, а летом …

-У лисы хвост длинный, а у зайца …

-Белка живёт в дупле, а ёж …

-У лисы шерсть мягкая, а у волка …

III.Основная часть.

У. – Сегодня мы совершим ещё одно путешествие, путешествие в удивительный мир домашних животных.

(на доску вывешивается плакат с изображением деревенского двора, домашних животных и белки или любого дикого животного)

Представьте себе, что вы на деревенском дворе.

Кто вас встретит первым на нём? Отгадайте загадку:

Я хозяину служу –                            

Дом хозяйский сторожу,

И рычу и громко лаю,        

И чужих я прогоняю.

Д. – Собака.

У. – Да, это собака.

Как выглядит собака, знают все. Но если попросить людей описать своих любимцев, рассказы получатся разными. Ведь у кого-то в доме живёт маленькая белая болонка, а у кого-то огромный пятнистый дог.

-А какие породы собак знаете вы?

-Д.–Овчарка, такса...

-У. – А кто из вас знает, как человек приручил собаку?

(Это произошло во время совместных охот древних людей и диких собак. Собаки помогали человеку находить и загонять зверей в глубокие ямы, а человек делился с ними частью добычи.)

-Есть собаки охотничьи (борзые, лайки, таксы, терьеры, спаниели), спасатели  (сенбернары, ньюфаундлеры), собаки-повадыри (овчарки, колли),пастушьи ( шотландская, немецкая, кавказские овчарки), ездовые собаки (лайки), сторожевые.

-Тысячи лет живёт собака вместе с людьми. Она охраняет скот, склады, дома, помогает охотникам выслеживать зверя, стережёт границу, водит по улицам слепых, спасает людей в горах и на воде.

-Куда мы поселим собаку на нашем дворе?

Д.- В конуру или будку.

У. – Как называются детёныши собаки?

Д. – Щенки.

У. – Кто из вас не мечтает взять щенка. Но если вы хотите завести щенка, будьте готовы взять на себя большую ответственность. Щенка нужно кормить по часам, ходить с ним гулять, учить, воспитывать, лечить, а главное - его нужно любить!

-У. –Путешествуем дальше.

Мы подходим к дому, поднимаемся по ступенькам.

Кто встретит нас в доме?

Д. – Кошка. 

У. – Правильно, кошка.

«Котя, котенька, коток!

Котя, серенький хвосток.

Приди, котя, ночевать,

Мою деточку качать».

-Так поётся в русской народной колыбельной песне. Легко себе представить ласкового котика в серой бархатной шубке, который качает детскую колыбельку и мелодично мурлычет: «Мур-мур-мур».

-Как выглядит домашняя кошка? Опишите.

Д. – У кошки шерсть пушистая, лапки мягкие, на лапках – «царапки» - острые коготки, уши широко расставлены, а глаза – большие, зелёные, ясные и внимательные. Есть у киски и  усы, и длинный хвост.

У. – Какие дикие звери являются близкими родственниками домашних кошек?

Д. – Домашние кошки принадлежат к семейству кошачьих. Её родственники – тигр, леопард, барс, рысь.

У. – Чем питаются кошки?

Д. – Домашние кошки – хищницы. Они любят мясо, рыбу, печёнку. С удовольствием лакомятся сметаной и молочком.

У. – Как называют детёнышей кошки?

Д. – Котята.

У. – Какую пользу приносят кошки?

Д. – Ловят мышей, создают уют в доме.

У. – Куда мы поселим кошку? (в дом)

У. – Идём дальше и подходим к сараю. Кто там может жить? (корова)

-Тело у коровы широкое, с округлыми широкими боками, ноги короткие, длинный сильный хвост напоминает метёлку – им корова отгоняет надоедливых мух и слепней. У коровы крупная голова с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие тёмно-карие бархатистые глаза. У коров отличное обоняние: по запаху они отлично отличают съедобные травы и несъедобные.

   

-Ребята, чем питаются коровы? (травой)

- Коровы травоядные животные. Летом они пасутся на лугу.

-А чем они питаются зимой? (сеном)

У. – Летом хозяева заготавливают для своих Бурёнок корм на зиму. В деревнях начинается весёлая пора сенокоса. Народ примечает: «Коси, коса, пока остра» и зовёт всех на работу: «Кто дорос, спеши на сенокос». Люди спешат скосить луговые травы, пока те не пересохли на горячем солнышке, чтобы стебли трав не стали грубыми и жёсткими. На больших лугах сено косят сенокосилками, а на лужайках и полях, как в старину, острыми косами. Скошенное сено сушат на солнце, ворошат граблями и собирают в скирды.

- Как называют детёныша коровы? (телёнок)

- Детёныша коровы называют телёнком. Уже через час новорожденный телёнок встаёт на ещё неокрепшие ножки. Корова заботливо вылизывает малыша языком. Первое время телёнок пьёт материнское молоко, а потом весело бегает по лугу и щиплет вместе с мамой зелёную траву.

- Как вы думаете, какую пользу приносят коровы людям?

Д. – Они дают нам молоко и мясо.

У. – Из молока люди научились готовить много полезных, вкусных, питательных продуктов. Какие? (сметана, кефир, творог и другие)

-И сметану, и кефир,

Сливки, ряженку и сыр,

Творог, масло, простоквашу,

Молоко для вкусной каши

Нам даёт Бурёнка наша!

У. – Кого ещё мы можем увидеть в сарае? (свинью)

 - Чем питается свинья? (зерном, овощами)

- Свиньи неприхотливы в еде. Они всеядны.

- Зимой и летом  свиней держат в сарае, кормят зерном и овощами. Любимое лакомство свиней - жёлуди.

-Как называются детёныши свиньи? (поросята)

-Обычно у свиньи родится 10-12 маленьких поросяток. У них розовые пяточки, забавные хвостики колечком и мягкая редкая щетинка. Свинья кормит поросят молоком, и они быстро растут.

-Что человек получает от свиньи? (мясо, сало)

-А ещё свиная щетина жёсткая и упругая, она очень хороша для изготовления щёток и кистей для краски и клея.

У.–А кто ещё нам даёт молоко? (коза) 

- А как выглядит домашняя коза, помните?

-Коза небольшое животное, тело её покрыто густой шерстью. Ноги у козы высокие, стройные, хвост - короткий. У козы стоячие уши, а голова украшена острыми рожками. Эти животные обладают хорошим зрением, слухом и обонянием. Они грациозны и ловки, быстро бегают, отлично прыгают, могут лазать по крутым склонам гор.

-Чем питаются козы? (травой, а зимой сеном)

-Как называется детёныш козы? (козлёнок)

-Какую пользу козы приносят людям?

-Очень полезно и вкусно козье молоко. Из него готовят сыр, брынзу, творог и сметану.

Козы ангорской, оренбургской пород ценятся людьми за чудесную шерсть и тёплый пух. Из козьей шерсти вяжут красивые платки, свитеры, шапочки, шарфы и варежки.

У. – Кто ещё живёт на деревенском дворе? (лошадь)

-Лошадь – прекрасное, благородное животное. У неё крупное тело, сильные стройные ноги, оканчивающиеся копытами, густые пышные грива и хвост, стоячие уши и большие умные глаза.

-Как называется детёныш лошади? (жеребёнок)

-Весной у лошади рождается жеребёнок. Он ещё слабый, беспомощный. Пытается встать на подгибающиеся ножки и падает. Мама-лошадь старательно вылизывает его шёрстку шершавым языком. Жеребёнок пьёт материнское молоко. (Кстати, люди издавна используют кумыс – сквашенное молоко кобылы. Этот вкусный и целебный продукт называют богатырским напитком, эликсиром здоровья и долголетия.)

Проходит несколько дней, и жеребёнок начинает резво бегать по лугу и щипать травку рядом с матерью.

-Какую пользу приносит лошадь? (перевозит грузы)

-В старину крестьяне запрягали лошадь в плуг и распахивали поле. На лошадях возили и сено с лугов, и дрова из леса, и снопы с полей. И сейчас лошади незаменимы в деревне. Народ и пословицу придумал: «Не избегай коня, купив трактор».

У. – А кто живёт ещё на деревенском дворе, вы узнаете, отгадав загадку:

Я маленькая, белая,  

Пугливая, несмелая,

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки. (овца)

-Как выглядит домашняя овца, помните?

- Это небольшое животное. Её тело покрыто густой курчавой шерстью. В древности овечья шерсть ценилась дороже золота, её называли золотым руном.

У овцы стройные ноги, оканчивающиеся копытами, крутой выпуклый лоб и маленькие рожки. Домашние овцы – осторожные и пугливые.

Овцы травоядные животные. Летом они питаются травой на зелёных лугах. Зимой овец кормят заранее заготовленным сеном, а в непогоду содержат в специальных деревянных загонах.

Овцы и бараны дают людям великолепную мягкую и тёплую шерсть, из которой мастерицы вяжут свитеры и кофточки, платки, шарфы, варежки  и шапки.

У. – Посмотрите, ребята, мы заселили деревенский двор. Почему у нас осталась белка?

Д. – Белка-это не домашнее животное.

 – А каких ещё домашних животных вы знаете? (гуси, утки, индюки – это домашняя птица).

-А почему всех этих животных мы называем домашними?

Д. – Они живут рядом с человеком, человек заботится о них, строит жилища, кормит, заботится о потомстве.

-А теперь оживим наш двор. Вспомните голоса домашних животных.

Я вам буду читать маленькое стихотворение, а вы вставьте подходящее звукоподражание.

1.Кто похлёбку съел мою?

   Свинка хрюкает… ( хрю – хрю )

2.Молочка налили мало!

    Кот мяукал…( мяу-мяу)

3.Хватай вора за рукав!

   Пёс залаял…(гав-гав-гав)

4.Мой хозяин далеко!

    Ржёт лошадка…(и-го-го)

5.Где телёнок, не пойму?

   Замычит корова…(му-у-у-у)

IV.Итог занятия.

У. – Вот и подошло к концу наше путешествие в мир домашних животных.

Закройте глазки, вспомните все наше занятие. Подумайте, что нового, интересного вы узнали на нем. Что запомнилось больше всего?

-Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец, свиней, словом, без домашних животных.

Нет, это невозможно! Мы привыкли к нашим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, пробуждая в наших сердцах благодарность и доброту.

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю,

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Корова, коза молоко нам дают,

Нет шерсти овечьей пышнее,

Нам кошка - мурлыка подарит уют

 И всех переловит мышей.

Помощники наши – корова, баран

И конь вороной тёмногривый.

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

Список использованной литературы.

1.Брэм А.Э. Жизнь животных: Том 1: Млекопитающие. – М.: Терра, 1992.

2. Хлебович В.В. пока ещё не домашние. – М.: Агропромиздат, 1987.

3.Лучич М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1990.

4.Гершун В.И. Домашние животные. – М.: Педагогика, 1991.

5.Дубровина Е.О. О собаках и кошках, обо всех понемножку. – М.: Гном и Д, 2000.

6.Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? – М.: Гном и Д, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для начальной школы.Наши верные друзья - домашние животные.

Методическая разработка представляет собой подробный план-конспект внеклассного мероприятия  для 1-4 классов . Тема занятия "Наши верные друзья". Разработка может быть использована...

Внеклассное мероприятие с элементами групповой технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко) во 2-м классе по теме: «Любимые домашние животные» в соответствии с ФГОС

Внеклассное мероприятие с элементами групповой технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко) во 2-м классе по теме: «Любимые домашние животные» в соответствии с ФГОС  учитель английского языка Пугач Е....

Внеклассное занятие "Дикие и домашние животные" 1 - 2 классы.

Внеклассное занятие проходит в форме игры между командами учащихся 1 и 2 классов.В игре разные задания, которые способствуют обобщению и расширению знаний учащихся о животных: загадки,назови детеныша,...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие к домашним животным"

Внеклассное занятие по русскому языку.«Путешествие к домашним      животным»   Тема: Путешествие к домашним животным.  Цель: Ознакомить учащихся с историей...

Внеклассное занятие "Дикие и домашние животные. Животные Ростовской области

Это внеклассное занятие проведено в рамках духовно-нравственного воспитания по "Доноведению"...

Конспект внеклассного мероприятия + презентация. Тема: «Домашние животные», 3 класс

Дата проведения мероприятия: 20.12.19ФИО учителя: Семикина Ирина МихайловнаКласс: 3 «Б»Тема: «Домашние животные».Цель: активизация и закрепление знаний...