Классные часы по финансовой грамотности
классный час (4 класс)

Лапина Ольга Владимировна

Классные часы по финансовой грамотности для учащихся 4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Деньги»

Интеллектуальная игра «Деньги»,     для обучающихся 4 классов

Технологическая карта

Продолжительность  – 40 минут

Внеурочное мероприятие: интеллектуальная игра

Тема:  «Деньги»

(Слайд1- 4)

Цели: формирование потребности к повышению финансовой грамотности для достижения финансовой независимости и умения правильно обращаться с деньгами.

УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять степень успешности своей работы и работы других;
  • проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • учиться работать в группе.

Коммуникативные:

  • развивать умения договариваться о совместной работе;
  • умение слушать других;
  • предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

  • формировать умение высказывать своё отношение к работе.

Оборудование, дидактический материал: три ксерокопии денег разного достоинства, жетоны-монеты, карточки-задания, листы ватмана для рисования эмблемы, фломастеры, презентация «Деньги».

Технические средства обучения: ноутбуки/ компьютеры, мультимедиапроектор, экран.

Методика и технология проведения мероприятия

Данное мероприятие можно провести для обучающихся в 4 классах. Для организации команд берётся 3 ксерокопии денег разного достоинства. Каждая купюра разрезается на несколько частей. Все учащиеся класса при входе в кабинет получают часть, которая является фрагментом денежной купюры. Собрав эти части, участники образуют команды, создают рабочее пространство, придумывают название команды. Игру проводят двое ведущих – учащихся из старших классов.

Ход мероприятия

Часть 1.

Ведущий 1:

Путешествие зовёт
Четвероклашек на урок.
А куда пойдут ребята?
В необычную страну,
Очень важную страну – «
ЭКОНОМИКУ».

        Мы собрались сегодня для того, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну под названием «Экономика». А посетим мы один из прекраснейших регионов этой страны – Финансовую грамотность.

Король этой страны прислал нас, своих друзей, проверить усвоили Вы или нет уроки Волшебницы Экономии и сбережений.

Ведущий 2:

Наше путешествие должно быть весёлым и загадочным. И, думаю,  вы убедитесь в том, что финансы могут быть совсем нескучными. Вам понадобятся смекалка, сообразительность, внимание. На этой игре надо блеснуть знаниями, эрудицией, талантами.  

Право ответа получает команда, первой поднявшая руку. Команда, давшая больше правильных ответов в каждом туре, получает «жетоны-монеты». Итак, в бой!

Ведущий 1:

ТУР 1.  «Организационный» (Слайд 5).

Ребята, вы уже придумали название команды, и мы надеемся, что оно связано с темой нашего мероприятия. А сейчас, в течение 10 минут изобразите на листах ватмана эмблему вашей команды и придумайте девиз.  На представление команды вам дается до 5 минут. За этот конкурс вы получаете до трех жетонов.

Тур 2. «Разминка»

Перед Вами вопросы:

(высвечиваются на экране – слайды 6-10).

За каждый правильный ответ вы получаете один жетон.

Вопрос 1.

Учреждение, в котором можно хранить деньги – это (БАНК).

Вопрос 2.

Зарплата родителей, пенсия бабушки   – это (ДОХОД).

Вопрос 3. 

Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие потребности – это (РАСХОДЫ).

Вопрос 4. 

Обмен товарами и услугами без использования денег - это (БАРТЕР).

Вопрос 5. 

Деньги, взятые в долг в банке – это (КРЕДИТ).

Ведущий 2:

Закончился 2 тур нашей игры. Подводим итоги.

И настало время отдохнуть. Ребята, давайте проведем игру «Деревья, кустарники, травы». (Игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников).

Правила: при назывании дерева дети поднимают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий  может говорить названия грибов и животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты, стула.

Ведущий 1:

Переходим к третьему туру нашей игры.

ТУР 3.  «Игра-лото»  (Слайд 11)

Участникам раздаются карточки-задания, состоящие из двух частей, на одной части название денежных единиц, на другой название произведений,  в которых герои расплачиваются этими денежными единицами. Следует правильно соединить денежную единицу и соответствующее произведение.

(За каждый правильный ответ – один жетон).

Эталон ответа:

Эре – Малыш и Карлсон
Пистоль – Три мушкетера
Грош – Тим Талер, или Проданный смех
Пиастр – Остров сокровищ
Динар – Али-баба и сорок разбойников
Фертинг – Незнайка на Луне.

Подводим итоги  третьего  тура.

Часть 2.

Тур 4.  «Пословицы и поговорки о деньгах».

Ведущий 2:

Ребята,  давайте вспомним  пословицы и поговорки, в которых используются слова: «деньги» или другие «денежные знаки». (Слайд 12-13). За каждую пословицу или поговорку  вы получаете  3 жетона.

Эталон ответа:

Деньги делают деньги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Копейка рубль бережет.
С копейки начинается миллион.
Время - деньги.
Разменяться на мелкие монеты.
Подбивать бабки.
Отплатить той же монетой.
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету.
Посмотрел, как рублем одарил.
Отец накопил, а сын раструсил.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.
Легче прожить деньги, чем нажить.
Хлебу мера, а деньгам счет.

Итак, закончился 4-ый тур, подведём итоги.

Тур 5.  «Разгадайте головоломку».

(Слайд 14)

Ведущий 2:

        Найдите ключ и вычеркните в этой таблице буквы и слоги так, чтобы из оставшихся букв и слогов сложить слово. Поясните, как вы понимаете это слово. Оценивается скорость, правильность определения слова, его понимание  - по 1 жетону за критерий (3 жетона).

ДЕ

ОЛ

НЬ

ГИ

Слово  - «Деньги».

Ведущие подводят и объявляют итоги.  Вручение сертификатов победителям.

Награждение.

Приложение №1

Игра-лото

Правильно соедините денежную единицу и соответствующее произведение

Эре

Незнайка на Луне

Пистоль

Остров сокровищ

Грош

Али-баба и сорок разбойников

Пиастр

Три мушкетера

Динар

Тим Талер, или Проданный смех

Фертинг

Малыш и Карлсон

Приложение №2

Разгадай головоломку

        Найдите ключ и вычеркните в этой таблице буквы и слоги так, чтобы из оставшихся букв и слогов сложить слово. Поясните, как вы понимаете слово.

ДЕ

ОЛ

НЬ

ГИ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра Проект разработан в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Слайд 2

Цели: формирование потребности к повышению финансовой грамотности для достижения финансовой независимости и умения правильно обращаться с деньгами.

Слайд 3

УУД: Метапредметные: Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других; проверять и оценивать друг друга. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; учиться работать в группе. Коммуникативные: развивать умения договариваться о совместной работе; умение слушать других; предлагать помощь, сотрудничество. Личностные: слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. .

Слайд 4

Предметные. Обучающийся научится: -понимать и правильно использовать экономические термины; -иметь представление о роли денег в семье и обществе; -уметь характеризовать виды и функции денег; -знать источники доходов и направлений расходов семьи; -уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения -проводить элементарные финансовые расчеты.

Слайд 5

Представьте эмблему и девиз команды

Слайд 6

1. Учреждение, в котором можно хранить деньги – это БАНК

Слайд 7

2. Зарплата родителей, пенсия бабушки – это ДОХОД

Слайд 8

3. Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие потребности - это РАСХОДЫ

Слайд 9

4. Обмен товарами и услугами без использования денег - это БАРТЕР

Слайд 10

5. Деньги, взятые в долг в банке – это КРЕДИТ

Слайд 11

Эре Незнайка на Луне Пистоль Остров сокровищ Грош Али-баба и сорок разбойников Пиастр Три мушкетера Динар Тим Талер, или Проданный смех Фертинг Малыш и Карлсон

Слайд 12

Деньги делают деньги. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Копейка рубль бережет. С копейки начинается миллион. Время - деньги. Разменяться на мелкие монеты. Подбивать бабки.

Слайд 13

Отплатить той же монетой. Пропадать ни за грош. Принимать за чистую монету. Посмотрел, как рублем одарил. Отец накопил, а сын раструсил. Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит. Легче прожить деньги, чем нажить. Хлебу мера, а деньгам счет.

Слайд 14

ДЕ ОЛ НЬ ГИ

Слайд 15

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42. 2. Е.Г.Фирсов . Интеллектуальные игры для школьников. Экономика. Ярославль. – 1998.- С.280. Электронные ресурсы для педагогов: 1. Начальная школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.n-shkola.ru/arch/161.html, свободный. - Загл. с экрана. 2. Школа личных финансов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.familyfinance.ru, свободный. - Загл. с экрана. 3. Финграмота. Ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fingramota.ru, свободный. - Загл. с экрана. 4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана. Список источников и литературы для участников : 1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42. С писок источников и литературы для педагогов:



Предварительный просмотр:

«Урок финансовой грамотности»

Описание: C:\Users\User\Pictures\деньги.jpg

Классный час для 4 класса

        

Цели: 

  - сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;

  - обогатить  словарный запас  учащихся.

Задачи:

  • воспитывать экономическое сознание, экономическую культуру;  
  • развитие интереса к экономическим знаниям через игру;
  • развитие умения применять знания в современной жизни.

Материалы и оборудование: Интернет, ноутбук, памятки, листы бумаги, ручки.

Ход классного часа:

Учитель: 

Второй год 7,8 сентября по всей стране проходит Всероссийская акция «День финансовой грамотности в учебных заведениях», иногда называют эти дни Днями финансиста.

Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами? Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход.  В торговых рядах Италии сначала обозначал любой денежный платеж.  В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но финансы — это не только наличные деньги, но и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Учитель: 

Вопрос: Как называется наука изучающая финансовые вопросы?

Ученик: 

Экономику - науку –

Не придумаешь от скуки.

Чтобы лучше понимать,

Как хозяйством управлять,

Нам нужны ее ученья

Для дальнейшего уменья.

А потребности у нас

Все растут из класса в класс.

И товарооборот

Все растет из года в год.

Но ресурсы иногда

Ограничены бывают

И возможности не все

Перед нами открывают.

Мы настроились серьезно

С экономикой дружить,

Чтобы в будущем достойно

Нашей Родине служить.

Ярослав Ромашев

Учитель: 

 Экономика - это наука, которая учит в нужном количестве производить и правильно распределять материальные и финансовые ресурсы.

Современный  человек без экономических знаний  не может считать себя подготовленным к жизни и работе. Экономические знания универсальны, они необходимы во всех сферах жизнедеятельности, а потому нужны не только специалистам.

Экономика учит, как использовать ресурсы, управлять предприятиями, планировать работу, вести бизнес, чтобы в итоге быть богатым. Быть богатым не стыдно, если ты честно заработал деньги своим умением, знаниями, трудом. Конечно, чтобы стать богатым, недостаточно изучать экономику надо научиться применять экономические знания на практике.

Учитель:

Проверим, знаете ли вы экономические термины:

  1. Основной закон, в котором отражены экономические основы государства

   (конституция)

  1. Финансовый документ с планом доходов и расходов (бюджет)
  2. Стоимость товара, выраженная в деньгах (цена)
  3. Финансовое учреждение для накопления денег (банк)
  4. Обесценивание денег (инфляция)
  5. Сфера обмена денег на товары и услуги, и товары и услуги на деньги (рынок)
  6. Обмен товара на товар (бартер)
  7. Всеобщий эквивалент, «товар товаров» (деньги)

Учитель:

Экономическая задачка

1. Вырастили зайцы две грядки моркови - всего 50 кг. Одну грядку они сами обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать, только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги им!

   Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25 кг, следовательно, себестоимость 5 рублей за кг, надо продавать выше этой цены

           2. Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили З000 рублей. А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?  

    Ответ: прибыль Иванова 5000-3000=2000 рублей,

                 прибыль Сидорова 4000-1500=2500, Сидоров выиграл спор.

Экономика  для  детей (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЗАГАДКИ)   

  1. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь… (товар)

Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.

  1. На товаре быть должна обязательно …(цена)

     Цена - это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке опреде  

     ленной вещи или товара продавец назначает денежную стоимость, за которую он готов

     продать свой товар. 

  1. Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нет без…(рекламы)

Реклама - это рекламное средство в виде наружных плакатов, щитов на обочинах дорог, световых вывесок на зданиях и рекламных планшетов, размещенных на общественном транспорте.

  1. Чуть оплошаешь - так в тот же момент

Рынок захватит весь твой… (конкурент)

     Конкурент - Человек, который конкурирует с кем-нибудь.

  1. Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким … (доход)

      ДОХОД - деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-н. рода деятельности.

6.   Журчат ручьи, промокли ноги,

      Весной пора платить … (налоги)

Налоги - установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.

6.

  1. Спи спокойно без тревоги,

Заплатил коль все …(налоги)

Налоги  ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ:  Государственный НАЛОГ. Подоходный  НАЛОГ.

     НАЛОГ на недвижимое имущество. Собирает  НАЛОГИ Налоговая инспекция.

  1. Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой…(вклад)

Вклад - вложенные КУДА - НИБУДЬ. деньги, ценности. ВЛОЖИТЬ в сбербанк.

  1. Приносить доходы стал

В банке папин… (капитал)

Капитал - стоимость, КОТОРАЯ в результате использования наёмной рабочей силы приносит прибавочную стоимость (самовозрастает). Промышленный КАПИТАЛ. Финансовый КАПИТАЛ. Переменный КАПИТАЛ.

  1. На рубль – копейки, на доллары-центы,

Бегут - набегают в банке… (проценты)

ПРОЦЕНТ (от лат. procentum - за сто), сотая доля числа; обозначается знаком %. Так, 3% от 18 есть 3 сотых от этого числа, т. е. 0,54. Проценты применяются в хозяйственных РАСЧЕТАХ.

  1. Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы… (ссуду)

Ссуда, юридич., договор, по которому одно лицо предоставляет другому движимую вещь для безвозмездного пользования ею с тем, чтобы по истечении определенного срока или по первому требованию была возвращена эта же самая вещь в ее первоначальном виде.

  1. Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся…(залог)

ЗАЛОГ — один из способов, реализующих исполнение должником (залогодателем) принятых на себя обязательств. Заключается в том, что средством, обеспечивающим выполнение обя

зательств, становятся заложенные должником его кредитору (залогодержателю) недвижимое имущество или другие ценности. Кредитор, предоставивший долг, имеет право в слу

чае невозврата долга получить удовлетворение, компенсацию за счет заложенного имущ-ва.  

  1. И врачу ,и акробату

Выдают за труд… (зарплату)

ЗАРПЛАТА - Законно выплачиваемая работодателем и получаемая работником

заработная плата, с которой уплачены все установленные налоги.

  1. В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает…» (инфляция)

Инфля́ция (лт. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги.

  1. Чтобы партнеров не мучили споры,

Пишут юристы для них… (договоры)

Договор - соглашение двух или более лиц, устанавливающее, изменяющее или прекращающее их права и обязанности. Сторонами договора могут выступать как физические, так и юридические лица…

  1. СТАЛ владельцем, братцы, я -

     Вот завода…(акция)

Акция - ценная бумага, являющаяся титулом собственности на часть имущества компании.                                      

1

2

   3

3

4

5

6

7

8

9

   

Кроссворд.                                                

2) Тот, кто взял в долг деньги.

3) Он может быть начальным, оборотным.

4) Предоставление денег в долг под проценты.

5) Работа по специальности.

6) Долгосрочная аренда машин, оборудования.

7) Часть зарплаты, которая выдаётся перед работой.

8) Форма обмена за деньги.

9) Буквально – "банковская записка".

   Получилось 1) (по вертикали) Денежное вознаграждение наёмным работникам.

 

1

2

з

а

ё

м

щ

и

к

3

к

а

п

и

т

а

л

4

к

р

е

д

и

т

5

п

р

о

ф

е

с

с

и

я

6

л

и

з

и

н

г

7

а

в

а

н

с

8

т

о

р

г

о

в

л

я

9

б

а

н

к

о

а

т

Ответы:



Предварительный просмотр:

                                               КЛАССНЫЙ  ЧАС

                                        на тему  

          «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

                   http://img.moytop.ru/8760/8760081.JPG

Цель:

           1. Формирование  представления о деньгах, как неотъемлемой части жизни.
          2. Понимание основных принципов обращения с деньгами.
          3. Формирование представлений о семейном бюджете, принципах его ведения, доходах

                и  расходах.
          4. Формирование понимания разницы между необходимыми тратами, и теми, от которых

               можно отказаться.

           5. Воспитание уважительного отношения к деньгам, труду.

           
       

                                             Ход классного часа:

1.Орг.момент. Сообщение темы и цели классного часа

2.Актуализация опорных знаний.

     1)Что мы знаем про деньги.

       Сообщения детей о значении изображений на купюрах.

10 рублей. На купюре этого номинала изображен город Красноярск. Лицевая часть - часовня Параскевы Пятницы - это святая, которая является покровительницей семьи и домашних животных. Оборотная часть - Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО "Лучшие мосты мира".

http://www.ikirov.ru/files/1210/100527%20%D0%98%D0%B7%D1%8A%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%2010%20%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9.jpg

50 рублей. Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона - основание Ростральной колонны с женской фигруой, которяа восседает на троне - это символ Невы. За Ростральной колонной видно Петропавловскую крепость. Оборотная сторона - здание бывшей биржи, которая находится на набережной. 

http://www.ikirov.ru/files/1210/50_rublej.jpg

100 рублей. Москва. Лицевая часть - скульпутра с фронтона Большого Театра - Аполлон с колесницей. Оборотная часть - площадь перед Большим Театром и само здание театра.

http://www.ikirov.ru/files/1210/100_rublej.jpg

500 рублей. Представлен город Архангельск. Лицевая часть - на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть - Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре. 

http://www.ikirov.ru/files/1210/500rublej.jpg

1000 рублей. На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона - памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона - храм Иоанна Предтечи (Крестителя).

http://www.ikirov.ru/files/1210/1000.jpg

5000 рублей. Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона - памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев-Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров.

http://www.ikirov.ru/files/1210/5000.jpg

 3. Работа по теме .

  1)Лекция с элементами беседы.

 Классный руководитель: Сегодня мы поговорим о финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию.

     В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др.

   Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей.

 К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?

    * Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег:

«Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов), «Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица). «Деньгами надо управлять, а не служить им»

Сенека Луций Анней Младший. «Время и деньги большей частью взаимозаменяемы» Уинстон Черчилль

Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».

И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.

2.)Вопросы для размышления: Умеем ли мы пользоваться деньгами.

 Материал для обсуждения:

- Что дает накопление

- накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег;

- накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту;

- накопление дает возможность делать значительные приобретения.

Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;

- помимо финансовой накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности».

Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях

(во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры).

 - Что дает свободное распоряжение деньгами?

- подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;

- свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».

Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» действительно наступает;

- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.

Что же подходит именно вам?

Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен.

- Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, осваивайте накопление.

Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода. Если вам трудно, начинайте откладывать хотя бы по 500 рублей в месяц.

- Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.

Вероятно, вы не только не разрешаете себе «отпускать» деньги, но и не позволяете себе жить, откладывая эту возможность на более долгий срок. «Вот мы откладываем, откладываем деньги, а жизнь вдруг — бац, и кончилась». Но не стоит бросаться из крайности в крайность и начинать тратить напропалую.

Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он может вам дать? Чего сейчас вам не хватает, чтобы распоряжаться деньгами наиболее эффективно?

 

 3.)  Закрепление .Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения, я предлагаю вам прочитать советы и прокомментировать их.

                              13 советов управления деньгами для детей:

1.Старайтпесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег , старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. так вы сможете накопить сбережения.

8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10. Старайтесь не «брать взаймы». нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.

13. Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.

4.Подведение итогов. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

«Урок финансовой грамотности»

C:\Users\User\Pictures\деньги.jpg

Классный час

4 класс

Цель:

  - сформировать у учащихся представление о  финансах простым и понятным языком;

 - объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и  траты семью за месяц,  подобрать кассеты с записью  музыки – негромкой (для создания соответствующего эмоционального фона), во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.

Материалы и оборудование:Интернет, ноутбук, магнитофон, кассеты, памятки, листы бумаги, ручки.

Ход классного часа:

Учитель:Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается тривиальным вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?

Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

Этот термин finansia возник в XIII-XV вв.переводится слатинского как наличные средства, доход.  В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж.  В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

    Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег: «Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов), «Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица).«Деньгами надо управлять, а не служить им»

Сенека ЛуцийАнней Младший. «Время и деньги большей частью взаимозаменяемы» Уинстон Черчилль

Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».

И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.

Что лучше — копить или тратить?

Давайте попробуем разобраться, каждую из этих моделей поведения можно назвать выгодной, если учесть следующие факторы:

1. Что дает накопление?

- накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег;

- накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту;

- накопление дает возможность делать значительные приобретения.

Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;

- помимо финансовой накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности».

Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях

(во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры).

2. Что дает свободное распоряжение деньгами?

- подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;

- свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».

Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» действительно наступает;

- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.

Что же подходит именно вам?

Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен.

- Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, осваивайте накопление.

Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода. Если вам трудно, начинайте откладывать хотя бы по 500 рублей в месяц.

- Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.

Вероятно, вы не только не разрешаете себе «отпускать» деньги, но и не позволяете себе жить, откладывая эту возможность на более долгий срок. «Вот мы откладываем, откладываем деньги, а жизнь вдруг — бац, и кончилась». Но не стоит бросаться из крайности в крайность и начинать тратить напропалую.

Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете.Что он может вам дать? Чего сейчас вам не хватает, чтобы распоряжаться деньгаминаиболее эффективно?

Иногда стоит просто выбрать золотую середину,

уравновесить потребность тратить и желаниеобезопасить себя.

Возьмите  листок бумаги и ручку и распишите ежемесячные доход и траты семьи.

Статья дохода: Сумма.

Подсчитайте, сколько у вас получилось.

Статья расхода Сумма.

Расходы на продукты питания

Расходы на проезд в общественном транспорте (бензин)

Бытовые расходы

Коммунальные платежи

Оставшуюся сумму поделите таким образом, чтобы часть ее шла на «подушкубезопасности», а часть - на приятные расходы. Сделайте 2 эти графы обязательными длясебя.

Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяетэкономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личныенужды (кино, театры, одежду, каток, кафе и т. д.), не менее важно.

После заполнения ребята комментируют свои записи.

С одной стороны они правы, с другой они жестоко ошибаются, т.к. уровень финансовой свободы определяется тем, какое количество времени человек сможет прожить без основного источника дохода, не меняя свой образ жизни.

  Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения, я предлагаю вам прочитать советы и прокомментировать их.

13 советов управления деньгами для ребенка:

1.Старайтпесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег , старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя  и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману,  найди более дешевую альтернативу.это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок.так вы сможете накопить сбережения.

8.Купите  игру Монополия (или аналог) ирегулярно играйте в неё,  это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых  нуждаетесь. Если  выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10. Старайтесь не «брать взаймы».нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от  желания жить в кредит.

11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.

13.Что такое регулярные платежи? (ком.услуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.

А сейчас я предлагаю вам игру: логические загадки на тему финансовой грамотности.

Класс делиться на 2 команда по 5 человек

Кл час Урок финансовой грамотности.ppt

Подводятся итоги, вручаются призы.

Информационные источники:

  1. http://www.e-reading.ws/chapter.php/98481/2/Ermasova_-_Finansy__konspekt_lekciii.html
  2. http://xn--c1abdnx4g.xn--e1aoq2b.aforizm.tel/
  3. http://nalfin.narod.ru/Million.html
  4. http://shopping.passion.ru/print/9701/
  5. http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу в рамках недели финансовой грамотности "Дети и деньги."

В рамках недели финансовой грамотности, в целях развития экономической грамотности, был проведён классный час....

Классный час по финансовой грамотности

Классный час в 4 классе по финансовой грамотности. Направлен на ознакомление детей с расходами и доходами семьи....

Классный час по финансовой грамотности

Конспект классного часа, презентация...

Классный час «Урок финансовой грамотности»

Задачи:- сформировать у учащихся представление о  финансах простым и понятным языком; - объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналич...

Классный час по финансовой грамотности

Классный час предназначен для обучающихся начальных классов. У детей формируются элементарные понятия по финансовой грамотности...

Классный час по финансовой грамотности

Ребята путешествовали по станциям «Это интересно», на которой они узнали интересные факты о российских деньгах. На станции «Пазлы» детям было предложено собрать пазлы и вспомни...

Классный час по финансовой грамотности в 4-5 классах.

Классный час по финансовой грамотности....