Конспект классного часа "Путешествие по экологии"
классный час (3 класс)
Классный час "Путешествие по экологии"
Цель: показать детям необходомость защиты природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_ekologii.odt | 420.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Родомановская средняя школа»
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ
ПО СТРАНЕ ЭКОЛОГИИ
Подготовила и провела: Булыгина Н. Е.
2016 год
Цели:
- показать детям необходимость защиты природы;
- повторить экологические правила поведения людей в природе;
- уточнять и расширять кругозор учащихся;
- развивать стремление оказать посильную помощь в охране растений и животных;
- развивать речь, внимание, наблюдательность;
- воспитывать любовь к природе
Оформление доски:
Эпиграф на доске: Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее.
И. С. Тургенев
КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ
СТРАНА ЭКОЛОГИЯ
☼
СТОЛИЧНАЯ
□ □
ЛЕСНАЯ ЗООЛОГИЧЕСКАЯ
□ □
ВОЗДУШНАЯ ЮННАТСКАЯ
□ □
СКАЗОЧНАЯ БЕРЕЖЛИВАЯ
Оборудование: карта путешествия, изображение поезда, песни: «Голубой вагон» и «Весёлые путешественники», карточки с заданиями, ребус, детали для строительства домика, рисунки детей по теме «Охрана природы», эмблемы для раскрашивания.
Ход путешествия
Вступление.
Учитель.
- Ребята, закройте глаза и представьте о том, что я скажу:
« Если мы закроем глаза, то ничего не видим. Очень-очень давно так и было, т.е. ничего не было, кроме тьмы. И так было до тех пор, пока не появился большой, сверкающий в лучах солнца, голубой шар .
Это Земля. Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. Откройте глаза и расскажите, какой увидели, представили Землю, что почувствовали (высказывания детей)
Стихотворение А.Акима « Есть одна планета-сад»
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!
- Что же надо сделать, чтобы люди всегда могли радоваться яркому солнцу, красоте природы, жизни на Земле?
Люди должны относиться к природе бережно, обдуманно решать свои хозяйственные проблемы, чтобы всегда были чисты воздух и вода, всегда зеленели леса и луга.
Учитель.
- Итак, мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране «Экология». Давайте вспомним, что такое экология.
Экология — наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.
Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.
- Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие? (Нет.)
-Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет вагоны.)
- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз, если нумерация идет с первого вагона?
— Где поезд делает остановки? (На станциях.)
— Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться и о чем говорят нам названия этих станций?
(Станции: СТОЛИЧНАЯ, ЛЕСНАЯ, ЗООЛОГИЧЕСКАЯ, ВОЗДУШНАЯ, ЮННАТСКАЯ, СКАЗОЧНАЯ, БЕРЕЖЛИВАЯ.)
( Дети выходят к доске со стульями , у некоторых на коленях мягкие игрушки: кот, чиж, собака, обезьяна, попугай.)
— Как поезд набирает скорость? (Дети руками показывают движения и произносят слова «чух-чух-чух» сначала .медленно, постепенно убыстряя темп движения руками и голосом.)
— А как он подает сигнал? (Дети показывают, как подается сигнал, произносят «ту-ту, ту-у-у».)
— Поехали! А чтобы было веселей, споем песню «Веселые путешественники» (муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова ).
(Дети, называя находящееся у них в руках животное, по тексту песни поднимают его вверх, на слова «вот компания какая» поднимают вверх всех животных сразу.)
- Станция «Столичная»
Учитель.
- Ребята, возьмите свои стулья и садитесь на свои места за парты. Мы прибыли на станцию «Столичная». Как и в любой стране, в стране Экология есть столица. Название этого города спрятано в ребусе. (Экоград.)
– Давайте поможем жителям этого города и построим для них домик этот . Выберите «кирпичики», которые подойдут для этого города.
На доске прикреплены листы в форме кирпичиков со словами:
П. Станция «Лесная».
Учитель.
-Ребята, какие же вы молодцы! Какой замечательный домик построили! Давай те продолжим своё путешествие.
—А что такое природа? (Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)
Проведем игру «Природа - не природа». Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич и т. д.
— Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
— Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит и производит себе подобных.)
— Что такое неживая природа? (Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)
Задание «Найди ошибки »
Учитель.
– Ребята, давайте вспомним и расскажем , как надо вести себя в лесу, в поле, на реке. Послушайте рассказ и найдите ошибки. Их вы можете записывать на листочках, чтобы не забыть.
Однажды Петя, Маша, Катя и Володя решили пойти в лес набрать желудей для урока труда. Они встретились рано утром на берегу реки. Мальчики взяли с собой бутерброды и банку сока, чтобы подкрепиться в пути.
День выдался ясный, солнечный. Ребята переправились через реку и вышли на луг. Вдруг Катя увидела красивую бабочку на цветке. «Ой, какая прелесть!» – воскликнула она и стала ловить ее. Но потом, увидев стрекозу с длинными крыльями, поймала ее и засунула в банку. «Это отличная находка для моей коллекции. Я ее засушу», – сказала она.
Ребята весело бегали по траве и не замечали, что творится вокруг: вот отскочил в сторону испуганный кузнечик, затерялась раздавленная неосторожной ногой божья коровка, затоптаны луговые цветы.
Повеселившись, ребята пошли в лес. Вот тихий уголок. Здесь и дерево поваленное есть, можно присесть и перекусить. «Ой, паук!» – в ужасе воскликнула Маша и раздавила его. Из-за дерева появился Петя. «Смотрите, кого я нашел», – сказал он. В его руках был ежик. Он испуганно сжался в комочек. «Бедненький, он, наверное, потерял маму и хочет есть. Давайте возьмем его домой», – сказал Петя. И ребята положили его в корзину. Перекусив, ребята стали искать дубы. Кате мешала банка со стрекозой, и она выбросила ее в овраг. Вот и хороший дуб. Петя залез на дуб и стал трясти ветки, а ребята с криком и смехом собирали желуди.
Вдруг Петя заметил гнездо. Он взял яйцо и спустился вниз. Яичко было маленькое, меньше куриного, и в крапинку. «Ладно, давайте я положу его на место». И Петя, забравшись на дерево, положил яйцо в гнездо. Домой ребята возвращались веселые. Мальчики несли полную корзину желудей и ежика, а девочки – огромную охапку душистых полевых цветов.
Учитель.
- Какие ошибки допустили ребята во время прогулки?
(Обсуждение ошибок)
- нельзя ловить бабочек, стрекоз;
-топтать цветы, давить насекомых;
-ловить и забирать домой диких животных;
-шуметь, выбрасывать мусор в лесу;
-трогать гнезда и яйца птиц;
- рвать дикорастущие растения.
- Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше напевая песню «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского).
- Станция «Зоологическая».
Учитель.
- Поезд подходит к станции. Читаем ее название. (Зоологическая.)
- Ребята, а кто такие зоологи ? (Люди, изучающие животных)
- Животные постоянно нуждаются в нашей помощи и защите. А как люди защищают, охраняют братьев наших меньших?
Задание «Зоошутки»
На картинках изображены фантастические животные. Необходимо определить, части тела каких животных здесь изображены.
«Зоологическое лото»
Дети получают набор карточек – лото с животными из Красной книги. Необходимо собрать верную цепочку из карточек.
IV. Станция «Юннатская».
Учитель.
-Ребята, кто из вас знает, кого называют натуралистом? (Натуралист, учёный, исследователь природы.)
- Тогда кто такой юный натуралист? Юннат? (Юные натуралисты (юннаты), школьники, осуществляющие наблюдения над природой и охрану полезных растений, животных.)
Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали. (Юные натуралисты.)
Задание « Умники и умницы»
- Какое насекомое носит название месяца (Майский жук)
- Самое большое животное (Синий кит)
- Умеют ли слоны плавать? ( Да)
- Самый быстрый зверь (Гепард)
- Где зимуют раки? ( В подводных норах)
- У кого рот на брюхе? (Акулы)
- Есть ли у скворца своя песня? ( Нет, он подражает голосам птиц и животных)
- Можно ли ящерицу поймать за хвост? ( Нет, она отбросит)
- Почему во время ледохода лед плывет на поверхности? ( Лед легче воды)
V. Станция «ВОЗДУШНАЯ».
Учитель.
- Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета - это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера - это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?
Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.
Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.
— Каким газом мы дышим? (Кислородом.)
- Посмотрите на схему «Воздух».
— Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.}
Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки:
- На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белены, шапочки зелены.
(Березы)
- Белые овечки бегают по свечке.
(Верба)
- Не огонь, А жжется.
(Крапива)
- Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)
- Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(Репейник)
- Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
Задание «Лесные загадки»
- А сейчас мы с вами отгадаем кроссворд.
В о п р о с ы - з а д а н и я по вертикали:
1. За горами, за полями, за высокими лесами
Хищник-ворище ночами рыщет,
Добычу ищет, зубами щелк…
Кто это?
(Волк.)
2. Серый зверюшка, длинные ушки.
А хвостик – клубком. Спит под кустом.
Там его дом. Зима наступает –
Шубу меняет. Кто его знает?
(Заяц.)
5. Круглый да гладкий, он рос не на грядке.
На ветке висел. На солнышке зрел.
Белка нашла и в дупло принесла.
(Орех.)
7. На узкой дорожке – голова да рожки.
Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет?
(Улитка.)
8. По чаще идет таежный хозяин –
Валежник ломает, пчел разоряет.
Что за зверь, кто отгадает?
(Медведь.)
9. Проворная зверушка живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок. Отыскала грибок,
Нанизала на сучок – заготовила впрок.
(Белка.)
П о г о р и з о н т а л и:
3. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала
И горлана-петуха унесла с собой в леса.
(Лиса.)
4. На поляне лесной, под могучей сосной
Стоит старичок. На нем бурый колпачок,
Колпачок набочок. Кто в лесу бывает –
Тот его знает.
(Боровик.)
6. Стоит при дорожке на тоненькой ножке.
Пестрой шляпкой накрыт. Несъедобен – ядовит.
(Мухомор.)
10. Кто на дереве сидит, клювом дерево долбит?
По рябине стук да стук – вылезай скорее, жук.
Будет птице на обед очень вкусный короед.
(Дятел.)
11. Растут на ней иголки, тонкие и колкие,
И шишки смолистые, липкие, душистые.
Она под Новый год в гости к нам придет!
Стройная, пушистая, с огнями золотистыми.
(Елка.)
12. Он похож на елку: шуба вся в иголках.
Бежит по дорожке, топ – топают ножки.
Мимо леса, мимо елок, на спине пятьсот иголок.
Вдруг увидел волка, поднял все иголки.
Стал на мячик он похож. Кто это?
VI. Станция «Сказочная».
Учитель.- Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».
Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:
— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил:
— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.
Холодная Вода заклокотала:
— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.
Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:
— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.
С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.
— Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)
— Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)
— О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)
— Кто разрешил их спор? (Ветер.)
— Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)
— Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)
VII. Станция «Бережливая».
Учитель.
- Наше путешествие подходит к концу
- Последняя станция «Бережливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.)
- Все ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу?
(Дети рассказывают по картинкам.)
-Экологи придумали прекрасный праздник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?» Давайте и мы об этом тоже будем думать и рассказывать.
- Предлагаю раскрасить эмблему нашего путешествия - это будет итогом нашей работы сегодня.
-Получите шаблоны эмблемы для раскрашивания.
Что у нас главное? (Земля.)
Кто является хозяином Земли? (Человек.)
Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по экологии окружающей среды. (с презентацией)
Классный час по экологии окружающей среды. (с презентацией) ...
Классный час по экологии на тему <Земля - наш общий дом >.
Цель :-бережное отношение и любовь к родной природе;-формировать нравственный аспект защиты экологии.Задачи:-повторить экологические правила поведения людей в природе;развивать речь,внимание ,наблюдат...
Классный час по экологии "Лес - наш друг"
Классный час проводится в форме путешествия по лесу. Используются игровые технологии, присутствует сказочный герой....
Классный час по экологии "Будущее рождается сегодня"
Провести большую работу по спасению планеты....
Конспект классного часа во 2 классе, по теме: «Экология»
Цель: обобщить знания учащихся о значении животных и растений жизни человека и природы.Задачи:·...
Конспект классного часа "Экология нашего города - дело каждого" 3 класс
Цели: закрепление знаний и формирование первоначального представления об экологии, её роли в жизни людей...