Конспект классного часа "Путешествие по экологии"
классный час (3 класс)

Булыгина Наталья Евгеньевна

Классный час "Путешествие по экологии"

Цель: показать детям необходомость защиты природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ekologii.odt420.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Родомановская средняя  школа»

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

ПО СТРАНЕ ЭКОЛОГИИ

Подготовила и провела: Булыгина Н. Е.

2016 год


Цели:

 - показать детям необходимость защиты природы;

 - повторить экологические правила поведения людей в природе;

 - уточнять и расширять кругозор учащихся;

 - развивать стремление оказать посильную помощь в охране растений и животных;                          

 - развивать речь, внимание, наблюдательность;

 - воспитывать любовь к природе

Оформление доски: 

 Эпиграф на доске:  Человека не может не занимать природа, он связан с ней       тысячью неразрывных нитей; он сын ее.

И. С. Тургенев

КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ

СТРАНА ЭКОЛОГИЯ

      ☼

СТОЛИЧНАЯ

     □                                                                 

ЛЕСНАЯ                                  ЗООЛОГИЧЕСКАЯ

       □                                                □

ВОЗДУШНАЯ                               ЮННАТСКАЯ

       

       □                                                                       

СКАЗОЧНАЯ              БЕРЕЖЛИВАЯ

Оборудование:  карта путешествия, изображение поезда, песни: «Голубой вагон» и «Весёлые путешественники», карточки с заданиями, ребус, детали для строительства домика, рисунки детей по теме «Охрана природы», эмблемы для раскрашивания.

Ход путешествия

Вступление.

Учитель.

- Ребята, закройте глаза и представьте о том, что я скажу:

«  Если мы закроем глаза, то ничего не видим. Очень-очень давно так и было, т.е. ничего не было, кроме тьмы. И так было до тех пор, пока не появился большой, сверкающий в лучах солнца, голубой шар .

Это Земля.  Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. Откройте глаза и  расскажите, какой увидели, представили Землю, что почувствовали  (высказывания детей)

Стихотворение  А.Акима « Есть одна планета-сад»

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету

Ведь другой на свете нету!

- Что же надо сделать, чтобы люди  всегда могли  радоваться яркому солнцу, красоте  природы, жизни на  Земле?

  Люди должны относиться  к природе бережно, обдуманно решать свои хозяйственные проблемы, чтобы всегда были чисты воздух и вода, всегда зеленели леса и луга.

Учитель.

 - Итак,  мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране  «Экология». Давайте вспомним, что такое экология.

Экология — наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.

Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.

- Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие? (Нет.)

-Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет вагоны.)        

- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз, если нумерация идет с первого вагона?

Где поезд делает остановки? (На станциях.)     

— Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться  и о чем говорят нам названия этих станций?

 (Станции: СТОЛИЧНАЯ,  ЛЕСНАЯ,  ЗООЛОГИЧЕСКАЯ,  ВОЗДУШНАЯ, ЮННАТСКАЯ,  СКАЗОЧНАЯ,  БЕРЕЖЛИВАЯ.)

( Дети выходят к доске со стульями , у некоторых на коленях мягкие игрушки: кот, чиж, собака, обезьяна, попугай.)

— Как поезд набирает скорость? (Дети руками показывают движения и произносят слова «чух-чух-чух» сначала .медленно, постепенно убыстряя темп движения руками и голосом.)

— А как он подает сигнал? (Дети показывают, как подается сигнал, произносят «ту-ту, ту-у-у».)

— Поехали! А чтобы  было веселей, споем песню «Веселые  путешественники» (муз. М. Старокадомского,  сл. С. Михалкова ).

(Дети, называя находящееся у них в руках животное, по тексту песни поднимают его вверх, на слова «вот компания какая» поднимают вверх всех животных сразу.)

  1. Станция «Столичная»

Учитель. 

- Ребята, возьмите свои стулья и садитесь на свои места за парты. Мы прибыли на станцию «Столичная». Как и в любой стране, в стране Экология есть столица. Название этого города спрятано в ребусе. (Экоград.)

– Давайте поможем жителям этого города и построим для них домик этот .  Выберите «кирпичики», которые подойдут для этого города.

На доске прикреплены листы в форме кирпичиков со словами:

П.  Станция «Лесная».

Учитель.

-Ребята, какие же вы молодцы! Какой замечательный домик построили! Давай те продолжим своё путешествие.

А что такое природа? (Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)

Проведем игру «Природа - не природа». Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич и т. д.

— Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

— Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит и производит себе подобных.)        

— Что такое неживая природа? (Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)

  Задание «Найди ошибки »

Учитель.

– Ребята, давайте вспомним и расскажем , как надо вести себя в лесу, в поле, на реке. Послушайте рассказ и найдите ошибки. Их вы можете записывать на листочках, чтобы не забыть.

Однажды Петя, Маша, Катя и Володя решили пойти в лес набрать желудей для урока труда. Они встретились рано утром на берегу реки. Мальчики взяли с собой бутерброды и банку сока, чтобы подкрепиться в пути.

День выдался ясный, солнечный. Ребята переправились через реку и вышли на луг. Вдруг Катя увидела красивую бабочку на цветке. «Ой, какая прелесть!» – воскликнула она и стала ловить ее. Но потом, увидев стрекозу с длинными крыльями, поймала ее и засунула в банку. «Это отличная находка для моей коллекции. Я ее засушу», – сказала она.

Ребята весело бегали по траве и не замечали, что творится вокруг: вот отскочил в сторону испуганный кузнечик, затерялась раздавленная неосторожной ногой божья коровка, затоптаны луговые цветы.

Повеселившись, ребята пошли в лес. Вот тихий уголок. Здесь и дерево поваленное есть, можно присесть и перекусить. «Ой, паук!» – в ужасе воскликнула Маша и раздавила его. Из-за дерева появился Петя. «Смотрите, кого я нашел», – сказал он. В его руках был ежик. Он испуганно сжался в комочек. «Бедненький, он, наверное, потерял маму и хочет есть. Давайте возьмем его домой», – сказал Петя. И ребята положили его в корзину. Перекусив, ребята стали искать дубы. Кате мешала банка со стрекозой, и она выбросила ее в овраг. Вот и хороший дуб. Петя залез на дуб и стал трясти ветки, а ребята с криком и смехом собирали желуди.

Вдруг Петя заметил гнездо. Он взял яйцо и спустился вниз. Яичко было маленькое, меньше куриного, и в крапинку. «Ладно, давайте я положу его на место». И Петя, забравшись на дерево, положил яйцо в гнездо. Домой ребята возвращались веселые. Мальчики несли полную корзину желудей и ежика, а девочки – огромную охапку душистых полевых цветов.

Учитель.

- Какие ошибки допустили ребята во время прогулки?

(Обсуждение ошибок)

- нельзя ловить бабочек, стрекоз;

-топтать цветы, давить насекомых;

-ловить и забирать домой диких животных;

-шуметь, выбрасывать мусор в лесу;

-трогать гнезда и яйца птиц;

- рвать дикорастущие растения.

- Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше напевая песню «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского,  сл. Э. Успенского).

  1.  Станция «Зоологическая».

Учитель.

  - Поезд подходит к станции. Читаем ее название. (Зоологическая.)

- Ребята, а кто такие зоологи ?  (Люди, изучающие животных)

- Животные постоянно нуждаются в нашей помощи и защите. А как люди защищают, охраняют братьев наших меньших?

    Задание  «Зоошутки»

На картинках изображены фантастические животные. Необходимо определить, части тела каких животных здесь изображены.

«Зоологическое лото»

Дети получают набор карточек – лото с животными из Красной книги. Необходимо собрать верную цепочку из карточек.

IV. Станция «Юннатская».

Учитель.

 -Ребята, кто из вас знает, кого называют натуралистом? (Натуралист, учёный, исследователь природы.)

- Тогда кто такой юный натуралист? Юннат? (Юные натуралисты (юннаты), школьники, осуществляющие наблюдения над природой и охрану полезных растений, животных.)

 Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали. (Юные натуралисты.)

  Задание « Умники и умницы»

- Какое насекомое носит название месяца (Майский жук) 

- Самое большое животное   (Синий кит) 

- Умеют ли слоны плавать? ( Да)

-  Самый быстрый зверь (Гепард) 

-  Где зимуют раки? ( В подводных норах) 

-  У кого рот на брюхе? (Акулы) 

-  Есть ли у скворца своя песня? ( Нет, он подражает  голосам птиц и животных)

-  Можно ли ящерицу поймать за хвост? ( Нет, она отбросит) 

-  Почему во время ледохода лед плывет на поверхности? ( Лед легче воды)

V. Станция «ВОЗДУШНАЯ».

Учитель. 

- Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета - это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера - это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?

Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.

Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.

— Каким газом мы дышим? (Кислородом.)

- Посмотрите на схему «Воздух».

— Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.}

Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки:

  1. На лесной опушке стоят подружки.
    Платьица белены, шапочки зелены
    .
    (Березы)

  1. Белые овечки бегают по свечке.
    (Верба)

  1. Не огонь, А жжется.
    (Крапива)

  1. Никто не пугает, а вся дрожит.
    (Осина)

  1. Кто ни прикасается,
    За того цепляется.
    Привязчивый и колкий,
    Кругом торчат иголки.

    (Репейник)

  1. Белая корзинка,
    Золотое донце.
    В ней лежит росинка
    И сверкает солнце.

(Ромашка)

Задание «Лесные загадки»

- А сейчас мы с вами отгадаем кроссворд.

В о п р о с ы - з а д а н и я  по вертикали:

1. За горами, за полями, за высокими лесами

Хищник-ворище ночами рыщет,

Добычу ищет, зубами щелк…

Кто это?

                                                                        (Волк.)

2. Серый зверюшка, длинные ушки.

А хвостик – клубком. Спит под кустом.

Там его дом. Зима наступает –

Шубу меняет. Кто его знает?

                                                                       (Заяц.)

5. Круглый да гладкий, он рос не на грядке.

На ветке висел. На солнышке зрел.

Белка нашла и в дупло принесла.

                        (Орех.)

7. На узкой дорожке – голова да рожки.

Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет?

                                                (Улитка.)

8. По чаще идет таежный хозяин –

Валежник ломает, пчел разоряет.

Что за зверь, кто отгадает?

(Медведь.)

9. Проворная зверушка живет в дупле-избушке.

Целый день скок-поскок. Отыскала грибок,

Нанизала на сучок – заготовила впрок.

                   (Белка.)

П о  г о р и з о н т а л и:

3. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала

И горлана-петуха унесла с собой в леса.

                    (Лиса.)

4. На поляне лесной, под могучей сосной

Стоит старичок. На нем бурый колпачок,

Колпачок набочок. Кто в лесу бывает –

Тот его знает.

               (Боровик.)

6. Стоит при дорожке на тоненькой ножке.

Пестрой шляпкой накрыт. Несъедобен – ядовит.

                                          (Мухомор.)

10. Кто на дереве сидит, клювом дерево долбит?

По рябине стук да стук – вылезай скорее, жук.

Будет птице на обед очень вкусный короед.

                                            (Дятел.)

11. Растут на ней иголки, тонкие и колкие,

И шишки смолистые, липкие, душистые.

Она под Новый год в гости к нам придет!

Стройная, пушистая, с огнями золотистыми.

                                         (Елка.)

12. Он похож на елку: шуба вся в иголках.

Бежит по дорожке, топ – топают ножки.

Мимо леса, мимо елок, на спине пятьсот иголок.

Вдруг увидел волка, поднял все иголки.

Стал на мячик он похож. Кто это?

VI. Станция «Сказочная».

Учитель.- Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».

Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:

Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил:

— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.

Холодная Вода заклокотала:

— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.

Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:

— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.

С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.

— Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)

Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)

О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)

Кто разрешил их спор? (Ветер.)

— Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)

Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)

VII. Станция «Бережливая».

Учитель.

- Наше путешествие подходит к концу

- Последняя станция «Бережливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.)

- Все ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу?

(Дети рассказывают  по картинкам.)

-Экологи придумали прекрасный праздник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?» Давайте и мы об этом тоже будем думать  и рассказывать.

- Предлагаю раскрасить эмблему нашего путешествия - это будет итогом нашей работы сегодня.

 -Получите шаблоны эмблемы для раскрашивания.

Что у нас главное? (Земля.)

Кто является хозяином Земли? (Человек.)

Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по экологии окружающей среды. (с презентацией)

Классный час по экологии окружающей среды. (с презентацией) ...

Классный час по экологии на тему <Земля - наш общий дом >.

Цель :-бережное отношение и любовь к родной природе;-формировать нравственный аспект защиты экологии.Задачи:-повторить экологические правила поведения людей в природе;развивать речь,внимание ,наблюдат...

Классный час по экологии "Лес - наш друг"

Классный час проводится в форме путешествия по лесу. Используются игровые технологии, присутствует сказочный герой....

Классный час по экологии "Будущее рождается сегодня"

Провести большую работу по спасению планеты....

Конспект классного часа во 2 классе, по теме: «Экология»

Цель: обобщить знания учащихся о значении животных и растений жизни человека и природы.Задачи:·...

Конспект классного часа "Экология нашего города - дело каждого" 3 класс

Цели: закрепление знаний и формирование первоначального представления об экологии, её роли в жизни людей...