Урок добра
классный час (3, 4 класс)

Клёмина Светлана Михайловна

Определение уровня осведомленности участников о людях с инвалидностью.

2. Знакомство с понятием «инвалидность», видами инвалидности.

3. Знакомство с трудностями и способами их преодоления, архитектурной доступностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час "Урок Добра"25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта «Уроки добра» в 4 классе В МБОУ «Иланская СОШ №2»

«Инвалидность – одна из человеческих особенностей, от которой никто не застрахован»

Задачи занятия

1. Определение уровня осведомленности участников о людях с инвалидностью.

2. Знакомство с понятием «инвалидность», видами инвалидности.

3. Знакомство с трудностями и способами их преодоления, архитектурной доступностью.

План занятия

1. Знакомство с учениками.

2. Дискуссия «Карта ума»

3. Мини-лекция об инвалидности

4. Игра «Имитация»

5.  Технические приспособления и средства, которые ликвидируют препятствия Домашнее задание

Ход

№ п/п

Название этапа занятия

Вид типовой задачи

Действия учителя

1

Оргмомент

Блиц-опрос

Примеры вопросов:

1. У кого есть знакомые люди с инвалидностью (родственники, соседи, друзья)?

2. Встречали ли вы людей с инвалидностью? Если “да”, то где?

3. Как вы думаете, сколько людей с инвалидностью в городе?

4. Какие бывают виды инвалидности?

5. Почему становятся инвалидами?

6. В каком возрасте становятся инвалидами?

7. Каких людей с инвалидностью больше - пожилых или молодых?

8. Как вы думаете, как люди без инвалидности относятся к людям с инвалидностью?

9. Как вы сами к ним относитесь?

10. С какими трудностями сталкиваются люди с инвалидностью?

11. Кем и где работают люди с инвалидностью?

12. Что люди с инвалидностью делают в свободное время?

13. Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью?

2

Актуализация знаний

Мини-лекция «Инвалидность – это…»

В мини-лекции ученикам объясняется современный (социальный) подход к пониманию инвалидности, сформулированный в Преамбуле Конвенции о правах инвалидов: «инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми, отношенческими и средовыми барьерами, которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.

3

Целеполагание

Опрос

  1. Какова тема занятия?
  2. Что нового мы узнаем?
  3. Чему научимся?
  4. Зачем нам пригодятся эти знания и умения?
  5. Почему мы рассматриваем такую тему?

4

Этап включения в систему знаний

Проект

Упражнение «Игра в различия» 

Цель упражнения: упражнение помогает детям осознать, что все люди отличаются

друг от друга – и своим обликом, и своими способностями и умениями, и именно этим

они интересны и полезны друг другу.

Игра «Имитация»  (время на первую игру с инструкцией и обсуждением – 5-7 минут, следующая

«имитация» может проводиться и 3-4 минуты).

Цель упражнения: дать возможность детям прочувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается незрячий человек, человек без руки или ноги, и понять, что он при этом ощущает.

Рекомендуется подробно ее обсудить, сделать выводы. Следите за безопасностью в классе.

«Человек без ноги».

«Человек без руки».

Рисуем школу будущего

Цель упражнения: ребята начинают осознавать, насколько важно детям с инвалидностью ходить в школу, общаться со сверстниками, с другими людьми.

Упражнение «Игра в различия» (7-10 минут)

Ведущий разбивает участников занятия на пары и дает общее для всех пар задание:

В течение 1 минуты каждый участник занятия должен найти три различия между ним и своим напарником. Например: глаза, волосы, одежда, привычки, увлечения. Потом каждый будет говорить, называя имя напарника, – «Таня, я отличаюсь от тебя тем, что у тебя волосы светлые, а у меня – темные», «Петя, я отличаюсь от тебя тем, что ты любишь играть в футбол, а я люблю играть в хоккей» и т. д.

Минуту спустя, ведущий начинает поочередный опрос всех пар. Каждый ученик должен 3 раза сказать: «(Имя напарника), я отличаюсь от тебя тем, что...»

Всего должно быть озвучено по 6 отличий в каждой паре. Ученикам предлагают постараться не повторять ответы других пар.

По итогам игры ведущий делает вывод:

«Мы все разные и каждый из нас хорош по-своему. Мы все отличаемся друг от друга – внешностью, привычками, умениями, знаниями(накопленными в разных областях).Поэтому все мы – внешне разные и умеющие делать разные вещи, – нужны, полезны и интересны друг другу».

Игра «Имитация»: Ученику-добровольцу завязывают глаза и дают задание, которое он должен выполнить. Например, найти предмет, игрушку, которую спрятал ведущий, или написать на доске имя, нарисовать рисунок.

 «Невидящий»

Из добровольцев выбирается участник и помощник.

1. Участнику объясняется задание: «Сейчас мы завяжем тебе глаза, и ты с завязанными глазами выполнишь следующее задание – от двери класса подойти к доске, найти мел, написать свое имя и вернуться на свое место».

2. Инструкции к помощнику: «Твоя задача – оберегать твоего товарища от падений и от столкновений с окружающимипредметами».

3.Вопрос: «Все ли понятно?»

4. Затем участнику завязываются глаза, и он выполняет задание.

 Помощник помогает участнику по его просьбе и опекает его.

По окончанию процесса, участник находится в состоянии стресса (иногда аффекта), необходимо его «вернуть» в аудиторию, задавая вопросы: Все нормально? Ты с нами?

Вопросы после игры:

К участнику:

1. Что ты чувствовал?

2. Что ты делал?

3. Трудно ли было? Если трудно, то когда?

К помощнику:

4. Хотелось ли тебе помочь? Если хотелось, то когда?

Ко всей группе:

1. Что Вы видели?

2. Где ему было трудно?

3. Когда ему было трудно?

4. С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются плохо видящие или совсем не видящие люди?

Дополнительный вопрос по этике: Как помогали человеку с завязанными глазами?

А каким способом еще можно помочь незрячему человеку сориентироваться в пространстве? Варианты ответов: проговаривать обстановку вслух, взять за руку. Также важно, чтобы вокруг было тихо – другие ребята не кричали, поскольку дополнительный шум только мешает сориентироваться в пространстве.

«Человек без ноги».

Помощник не требуется.

1.Ведущий выбирает одного добровольца и объясняет ему задание: «Сейчас ты подожмешь одну ногу и пропрыгаешь от дальней стены класса до доски, возьмешь мел, решишь пример и озвратишься к своему месту».

 Вопрос: «Все ли понятно?»

 Участник выполняет задание

Вопросы:

К участнику:

1.Что ты делал?

2.Что ты чувствовал?

3.Трудно ли было? Если трудно, то когда?

Ко всей группе:

1. Когда ему было трудно?

2. Где ему было трудно?

3. С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются люди с таким физическим ограничением?

«Человек без руки».

Помощник не требуется.

 Ведущий выбирает добровольца в пиджаке с пуговицами и дает задание – снять пиджак и, держа правую руку в кармане брюк, постараться его надеть и застегнуть пуговицы или молнию.

Участник надевает пиджак или куртку с правой рукой в кармане и пытается за-

стегнуться. При выполнении задания участником можно открыть счет вместе со

всем классом: «Раз, два, три и т.д.»

Вопросы:

К участнику:

1. Что ты чувствовал?

2. Что ты делал?

3. Трудно ли было? Если трудно, то когда?

Ко всей группе:

1 Когда ему было трудно?

2. Где ему было трудно?

3. С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются

 

2. Рисуем школу будущего: Класс делится на 4 группы, каждая из которых рисует свою школу будущего, школу, в которой есть все необходимые приспособления и условия для их сверстников с инвалидностью. На команду дается лист формата А3 и карандаши, фломастеры. На рисование 10-15 минут, на презентацию – по 3 минуты на команду.

6

Этап рефлексии занятия

Просмотр фильма об известных спортсменах с инвалидностью 

 Закончи предложение

2-3 мин

Сегодня я узнал…

Было интересно….

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что….

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

Я смог…

У меня получилось…

Я попробую…

Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №5 Тема урока: Добро и зло (урок первый).

Конспект урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс

Цели и задачи:1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

«УРОК ДОБРА» (урок для обучающихся 2 класса)

Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре ...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»

Методическая разработка урока литературного чтения  во 2 классе в виде технологической карты...