ОГОНЬ – ДРУГ И ВРАГ ЧЕЛОВЕКА.
материал
Предварительный просмотр:
ОГОНЬ – ДРУГ И ВРАГ ЧЕЛОВЕКА.
Цель: пополнить знания учащихся. Научить учащихся правильным действиям в случае возникновения пожара. Развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности; коммуникативные и речевые качества;
Танец первобытных людей.
СЦЕНА 1
(Пещера. В кругу сидят члены племени. Звучит фонограмма дождя.)
Женщина:
Сегодня злой ветер. Он воет и стонет, выворачивает с корнем огромные деревья.
Мужчина:
В небе что-то страшное. Все грохочет и гремит.
Вождь:
Я уже видел такое. Это значит, что красный зверь напал на деревья и теперь борется с ними. Он упал с неба и победит в борьбе. Но не надо бояться. Нас защитит река. Красный зверь не сможет ее перепрыгнуть. Иначе он убил бы нас, как убил деревья.
Мальчик:
Ветер успокоился. Стало тихо.
Женщина:
Всем очень хочется есть.
Мальчик 1
(другому мальчику) Пойдем туда, где лежат мертвые деревья. Попробуем добыть еду.
Вождь:
Будьте осторожны, красный зверь не ушел. Он просто устал. Кое- где он еще живет.
Сцена 2
(Мальчики двигаются по сцене.)
Мальчик 1:
(нагибается над опаленной птицей.) Птица! Она не успела улететь и упала вместе с деревом. Перья исчезли, тельце почернело, она стала такая некрасивая.
2 мальчик:
Зато здорово пахнет! Отдай! (Отнимает у 1 мальчика птицу и вонзает в тушку зубы.) Какое вкусное и мягкое мясо. Соберем все и отнесём в пещеру.
(Мальчики двигаются по сцене, собирают птиц и животных, которые поджарились в пламени лесного пожара. Для реквизитов этой сцены можно покрасить черной гуашью пластмассовые игрушки. Все вернулись в пещеру с добычей.)
Сцена 3
Мальчик 2:
Мама, попробуй какое вкусное и мягкое мясо. Это сделал красный зверь.
Женщина:
Хорошо бы иметь маленького красного зверя у себя в пещере! Я хотела принести его на ветке, но он умер по дороге. Наверное, его все время нужно кормить сухой травой или хворостом.
Мальчик:
Хорошо, мама, я попробую.
(Уходит. Все ложатся отдыхать.)
Девочка:
Как сыро и холодно в нашей пещере. Я не могу уснуть. Так хочется согреться.
Женщина:
Потерпи, доченька, ты скоро привыкнешь к холоду.
Девочка:
К нему нельзя привыкнуть. Мне холодно.
Сцена 4
(Прометей стоит возле Зевса, сидящего на троне.)
Прометей:
0, великий Зевс, могущественный и мудрый! Позволь мне обратиться к тебе с просьбой о помощи к людям. Им плохо живется, они не имеют домов, не знают наук, ремесел. Работают точно муравьи, глубоко под землей, в темных пещерах без солнца и воздуха.
Зевс:
Молчи, Прометей, а то я забуду все твои заслуги и сурово накажу. Люди навсегда останутся неразумными и будут всегда бояться смерти. Тогда Власть богов не будет иметь границ. Прочь с глаз моих.
(Зевс уходит разгневанный.)
(Прометей сидит грустный. Появляется его мать Фемида.)
Фемида:
Сын мой, чем ты так прогневил Зевса? Опомнись, Прометей, моли о прощении ради меня и себя.
Прометей:
Пойми меня, я не могу жить спокойно, когда знаю, как страдают люди. Клянусь, я помогу им. Я тайно возьму из кузницы Гефеста искру огня и отнесу ее человеку. Прости! (Уходит.)
Фемида:
Сынок... (Плача, уходит.)
Сцена 5
Под музыку Прометей передает огонь мальчику.
(В пещеру вбегает мальчик с горящей веткой.)
Мальчик:
Люди! Я донес красного зверя. Всю дорогу я кормил его сухими ветками, и он выжил.
Я спас ему жизнь, а он мне.
Женщина:
Что случилось, сынок?
Мальчик:
Я уже почти дошел, когда навстречу мне вышел огромный тигр. Он злобно рычал. От страха я сильно закричал и стал размахивать веткой, на которой сидел красный зверь. Мама, тигр испугался и ушел.
Вождь:
Теперь я знаю, как защитить нашу пещеру от диких зверей. Мы поселим красного друга у входа, будем кормить его днем и ночью, а он будет давать нам свет, тепло и отпугивать врагов. Мы назовем его Огонь. Но горе тому, кто погасит Огонь. Его казнят.
Сцена 6
(Появляются Зевс и его слуги Сила и Власть. Зевс садится на трон.)
Слуга 1:
О, великий Зевс! Прометей не послушался тебя. Он похитил искру огня, и отнес ее людям.
Слуга 2:
Если бы только это! Он научил строить жилища, приручать животных, лечить больных, обучил письму и счету, добыче земных сокровищ.
Слуга1:
Прометей построил для людей корабли, приделал к ним паруса. Он приручил горячего дикого коня, научил человека пахать землю.
Слуга2:
Счастливый человек многое понял в мире, перестал бояться смерти. Люди прославляют Прометея, а о тебе, и не вспоминают!
Зевс:
Как он мог украсть огонь? И что он с ним сделал? Отдал его жалким людишкам! Теперь они смеются и радуются, думают, что больше не зависят от моей воли. Прометей горько пожалеет о своем поступке. Схватите Прометея, отправьте на край земли. Пусть кузнец Гефест наденет на Прометея тяжелые цепи и прикует к скале.
(Фонограмма грома или торжественная музыка (Шестая симфония П. Ц. Чайковского, третья часть).
Сцена 7.
(Урок в первобытной школе. Старейшина и дети.)
Старейшина:
Дети, будьте готовы к тому, что жизнь человека сурова, полна опасностей. Наше спасение в огне. Расскажите, чему вы научились у огня.
Девочка:
Моя мама взяла несколько молодых веточек и переплела друг с другом. У нее получился сосуд, в нем удобно хранить запасы, но в него нельзя наливать воду. Как-то раз, я лепила игрушки из глины. Мама обмазала глиной свой сосуд и поставила к огню, чтобы он просох. Огонь сжег прутья, но мама не расстроилась, потому что сосуд из глины стал лучше. Он крепкий и легкий, и в нем можно хранить все, что нужно, даже воду.
Мальчик:
Я хочу рассказать о том, чему научился у огня мой брат. Все знают, что он лучший охотник — быстрый, сильный, но иногда добыча ускользала. Однажды он развел большой костер и уснул возле него, а когда проснулся, увидел, как в огне, камень раскалился, будто уголь, и вдруг потек. Огненный ручеек заполнил форму для топора и копья. Оружие получилось прочнее каменного.
2 мальчик:
Мой брат рыболов. Он ловил рыбу с плота, когда увидел дерево с выжженной серединой. Оно держалась на воде. Брат сел в него, как в лодку, и стал разгребать воду руками. Лодка поплыла. Улов в этот день был особенно хорош.
Старейшина:
Вот видите, дети, как много может сделать наблюдательный человек при помощи огня.
Сцена 8
Прометей, прикованный к скале:
Весны сменяются зимами, рождаются и умирают люди, а меня много лет палит раскаленное солнце, хлещут дожди и грады, замораживают злые ветры... я с тоской слежу, как высоко в небе появляется маленькая точка, как она растет и приближается. Это орел, прилетает, чтобы рвать когтями мое тело, клевать мою печень. Я страдаю... Но пощады я не просил ни разу, не пожалел о своей доброте к людям. Об одном прошу судьбу: пусть мои муки не будут напрасными, человек с божественным огнем всегда будет свободен и счастлив!
Вед. : Огонь с древнейших времен играл в жизни человека важную роль. Огонь был другом человека. Огонь друг человека, но, если неправильно с ним обращаться он может быть и врагом. Чтобы огонь не стал врагом, помни:
Презентация «Правила пожарной безопасности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Огонь - друг и враг человека"
Презентация для учащихся начальной школы....
Огонь - друг и враг человека
Пожарт легче предупредить, чем потушить. Маленькая спичка может обернуться большой бедой....
План-конспект урока"Огонь-друг или враг человека"
начальная школа...
Презентация к уроку"Огонь- друг или враг человека"
Начальная школа...
Огонь - друг или враг человека ?
Разработка классного часа по данной теме . Правила, помогающие предотвратить пожар. Главные правила поведения при пожаре....
Праздник для начальной школы "Огонь - друг и враг человека"
Цели: показать детям, что огонь может быть другом и врагом; вспомнить причины пожаров и правила их устранения, оказание первой помощи пострадавшим; показать, как сложна профессия пожарника и воспитыва...
"Огонь - друг и враг человека"
Классный час по правилам противопожарной безопасности. Дети узнали, закрепили, что не соблюдение правил безопасности приводит страшным последствиям. Читали стихи, инсценировали, прослушали сказк...