Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
методическая разработка
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершенствоваться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение повседневной, домашней и уличной жизни ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponomareva_t.v._litsey_470_publikatsiya.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пономарева Т.В., учитель начальных классов
ГБОУ лицей №470 Калининского района
Санкт - Петербурга
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
В школе я работаю 31 год. Каждые четыре года приходят малыши с широко раскрытыми глазами, взрослеют и через четыре года уходят в новую, более взрослую жизнь. Я стараюсь их научить многому, понимая, что знания, полученные в начальной школе, им очень пригодятся.
Но проходит время. На смену XX веку пришёл XXI век. Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Меняются цели и содержание образования, появляются новые технологии и средства обучения. Но в какое бы время мы не жили, на всех этапах развития общества особое внимание уделяется качественной подготовке младшего школьника к самостоятельной, взрослой жизни.
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершенствоваться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение повседневной, домашней и уличной жизни ребёнка.
Про урок сказано и написано много книг и статей.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего- нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить вес класс сделать это шаг»,- говорил К.Д.Ушинский.
Давайте рассмотрим значения слов «современный» и «урок».
Словарь Ожегова предлагает нам следующее толкование этих понятий. Современный — стоящий на уровне своего века, не отсталый. И ещё одно определение.
Современный — относящийся к настоящему времени, теперешний.
Урок — учебный час, посвященный учебному предмету.
Урок — нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
Прочитав объяснения, данные в словаре, можно прийти к выводу, что:
1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.
2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.
Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.
Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.
В настоящее время многие учителя решают для себя сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, пытаясь ответить на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Современный урок - это расставание с уроком строгим, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Ученик из объекта, на которого направлено обучение, в современном уроке превращается в субъекта. Звучит непонятно и немного странно. На самом деле ребёнок становится полноправным участником учебного процесса, имеющим своё мнение, суждение. Урок уже строится в форме конструктивного диалога, и задача учителя не дать детям превратить конструктивный диалог в хаос.
Как бы не менялось представление об уроке, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный, – это совершенно новый, но не теряющий связи с прошлым, то есть означает важный, существенный для настоящего времени, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, закладывающий основу для будущего.
Требования, предъявляемые к современному уроку:
- Урок-это открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
- Урок - это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Урок – это работа души и, чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.
Для осуществления обучения в соответствии с ФГОС педагогу необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.
Безусловно, современный урок должен способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества, а также единству формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях и иметь благоприятный психологический микроклимат.
Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны просматриваться следующие ситуации:
Ситуация открытости. Ученик должен иметь возможность быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть.
Ситуация успеха. Для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению. «Говори ребёнку, что он хороший, и он будет таким!»
Ситуация поддержки. Ученик должен знать и понимать, что учитель - это друг и товарищ, который поможет и поддержит в различных ситуациях.
Ситуация коммуникации. Должно быть создано продуктивное общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и ученика.
Наличие всех факторов, влияющих на успешное проведение современного урока, является важным условием создания продуктивного образовательного процесса.
Конечно, учить детей сейчас стало намного сложнее. И дети сейчас другие, и отношение к школе в обществе меняется с каждым годом. Но глядя в пытливые детские глаза, ты забываешь о проблемах и снова входишь в класс, навстречу новому дню…
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Литература
1.Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д.Ушинский. - М.-Л.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1948 - 1952. - Т. 3: Педагогические статьи: 1862 - 1870. - 692 с.
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. - 944 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Каждый урок – это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Какой же он должен быть современный урок?...
Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"
Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"...
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока....
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Как же построить такой урок?Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченнос...