Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Уроки поведения» в 1 - 4 классах
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Необходимо заметить, что воспитание нравственности и культуры поведения тесно связаны между собой и во все времена были важными направлениями воспитательной работы школы.
С целью обучения школьников основным навыкам поведенческой культуры разработана программа "Уроки поведения". На занятиях по данной программе дети учатся моделировать своё поведение в различных ситуациях, говорить о том, что им не нравится, понимать и принимать настроение другого человека, жить, не конфликтуя с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23 с. Великовечного
МО Белореченский район
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей нач. классов
протокол № 1 от 30.08.2017г.
руководитель ШМО
______ О.В.Шепилевская
Согласовано
зам. директора по УВР
_______ М.Г. Манкевич
31 августа 2017 года
Утверждено
директор МБОУ СОШ 23
_______ Л.П. Чеботарёва
решение педсовета
протокол № 10 от 31.08.17
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
курса «Уроки поведения»
в 1 - 4 классах
Количество часов: 135 часов
В 1 классе 33 часа (1 час в неделю)
Во 2 – 4 классах 34 часа (1 час в неделю)
Составитель:
Бурахович Нина Дмитриевна
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Необходимо заметить, что воспитание нравственности и культуры поведения тесно связаны между собой и во все времена были важными направлениями воспитательной работы школы.
С целью обучения школьников основным навыкам поведенческой культуры разработана программа "Уроки поведения". На занятиях по данной программе дети учатся моделировать своё поведение в различных ситуациях, говорить о том, что им не нравится, понимать и принимать настроение другого человека, жить, не конфликтуя с окружающими.
Работа по формированию поведенческой культуры должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения с целью формирования у них моральных привычек и ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности.
В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Занятия по программе «Уроки поведения» должны быть эмоциональными и включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве самостоятельной работы можно рекомендовать детям завершить рисунок, либо рассказ и т.п. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это занятия разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: повышение уровня культуры поведения учащихся, воспитание нравственных качеств и этического сознания у школьников.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в школе и в семье;
- формировать адекватные формы поведения, учить осознавать и регулировать своё поведение в детском коллективе;
- способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
- раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста, разных убеждений на основе взаимопомощи и поддержки;
- научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме тренингов, диспутов, ролевых игр, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
В ходе занятий у детей будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные:
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственного поведения, так и поведения окружающих людей;
- знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в предлагаемом материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
В ходе реализации программы «Уроки поведения» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение детьми социальных знаний о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение детьми начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания и социализации школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
В результате прохождения программного материала, обучающиеся должны знать:
- правила безопасного поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах;
- правила поведения по формированию позитивных навыков общения;
- правила бесконфликтного поведения;
- правила нравственного, культурного и социального поведения.
Уметь:
- уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими;
- выстраивать стратегии поведения в конфликтной ситуации.
- на практике применять методы самовоспитания и самоконтроля;
- быть доброжелательными, проявлять тактичность в общении, уважать чужое мнение, будучи не согласным с ним;
- различать хорошие и плохие поступки, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию;
- проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Содержание программы.
1 класс (33 часа)
I раздел: «Мы школьниками стали». (Уроки безопасного поведения в школе – 6 ч.)
Мы и наш класс, уроки поведения в школе. Правила поведения на уроке. Уроки поведения на перемене. Уроки игрового взаимодействия, упражнение «Делай как я». Упражнение на развитие произвольности поведения «Час тишины и час «можно».
II раздел: «Я на улице». (Уроки безопасного поведения на улице – 6 ч.)
Уроки поведения «Я – пешеход». Дорога в школу и домой. Правила поведения в транспорте. Уроки поведения при встрече с незнакомыми людьми. Я на улице. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
III раздел: «Азбука безопасности». (Уроки безопасного поведения – 8ч.)
Правила, которые помогут нам избежать неприятностей. Сказка «Лиса в заячьей шкуре». Сказка «Хороший совет». Уроки безопасного поведения у новогодней ёлки. Сказка «Как неразлучные друзья ёлку спасали». Где зимой бывает опасно? Ролевая игра «Волшебный стул». Прежде чем сделать – подумай!
IV раздел: «Будь осторожен дома». (Уроки безопасного поведения дома – 8 ч.)
Уроки поведения за столом. Правила поведения во время болезни. Когда домашние животные бывают опасны. Сказка «Проводок». Уроки безопасности при пользовании водой. Урок безопасности «Голубой огонёк». Урок безопасности «Огонь – друг и огонь – враг». Обобщающий урок по правилам безопасного поведения дома.
V раздел: «Учусь общаться». (Уроки культурного поведения – 5 ч.)
Сказка о грубом слове «Уходи». Сказка о язычке. Из цикла «Машины сказки». Сказка «Честные ушки». Из цикла «Машины сказки». Сказка «Большой друг». Из цикла «Машины сказки».
2 класс (34 часа)
I раздел: «Я в этом мире». (Уроки ответственного поведения – 11 ч.)
Моё поведение в школе и дома. Все по правилам живут. Я учусь быть ответственным. Какие у меня права. Мои обязанности. Трудно ли быть честным? Хочу – могу – надо. Так нельзя, а так можно и нужно. Как развивать чувство ответственности.
II раздел: «Учусь общаться». (Уроки культурного поведения – 14 ч.)
Как быть хорошим человеком? Слова, которые портят нам настроение. Почему я ссорюсь с друзьями? Что такое хорошо, а что такое плохо? Как научиться понимать друг друга. Урок творчества: «Все цвета, кроме чёрного». Кто жить умеет по часам. Дружба начинается с улыбки. Путешествие в страну Этикета. Этикет и культура внешнего вида. Уроки поведения «Я иду в гости». Упражнение «Я рад общаться с тобой». Метафора об извинениях.
III раздел: «Опасности вокруг нас». (Уроки безопасного поведения – 9 ч.)
Азбука пешехода и пассажира. О чём говорит светофор? Уроки безопасного поведения в общественных местах. Какие опасности подстерегают нас дома? Чем больше знаешь – тем меньше беды познаешь. Правила обращения с животными. Как научиться выявлять и предвидеть опасности?
3 класс (34 часа)
I раздел: «Я в этом мире». (Уроки ответственного поведения – 10 ч.)
Моё поведение в школе и дома. Правила поведения на уроке. Что такое поступок и что такое проступок? Мои обязанности и мои права. Что значит быть ответственным? Правила, обязательные для всех. Выбор: можно и надо. Упражнение «Лабиринт».
II раздел: «Учусь общаться». (Уроки культурного поведения – 11 ч.)
Понятия общей культуры человека. Как вести себя в общественных местах. Вежливые слова и поступки. Вежливые слова и поступки. Разговор о воспитанности. Вежливость и уважение. Словесная игра: «Волшебные витамины». Как быть культурным человеком? За что люди говорят «спасибо»? Сказка «А с вами такое бывает?» Азбука поведения.
III раздел: «Опасности вокруг нас». (Уроки безопасного поведения – 13 ч.)
Опасности вокруг нас. Опасные предметы. Как избежать опасности. Чем больше знаешь – тем меньше беды познаешь. Какие опасности подстерегают на улице? Когда дома бывает опасно. Как вести себя с незнакомыми людьми. Как вести себя с незнакомыми предметами. Как вести себя в лесу. Как вести себя на водоёме. Как вести себя с домашними животными. Как избежать беды.
4 класс (34 часа)
I раздел: «Я в этом мире». (Уроки ответственного поведения – 11 ч.)
Моё поведение в школе. Моё поведение дома. Я и мои поступки. Я и мои права и обязанности. Наши чувства и поступки. Деловая игра «Кто ответственный». Быть ответственным это… Игра-тест «Как ты поступишь?» Ролевая игра «За что мы отвечаем».
II раздел: «Учусь общаться». (Уроки культурного поведения – 11 ч.)
Понятия общей культуры человека. Принципы правильного общения: кому? как? что? – говорить. Принципы правильного поведения: где? с кем? как? – поступать. Игра «Школа дружбы». Правила культуры общения. Зависимость поведения человека от ситуации. Как быть хорошим человеком? Как вести себя в общественных местах. Как вести себя с незнакомыми людьми. Кому тяжелее жить доброму или злому?
III раздел: «Опасности вокруг нас». (Уроки безопасного поведения – 12 ч.)
Когда бывает опасно? Какие опасности подстерегают нас на дороге? Уроки безопасного поведения в школе. Уроки безопасного поведения дома. Уроки безопасного поведения с животными. Уроки безопасного поведения в природе. Уроки безопасного поведения на улице. Игра «Полезные сказочные советы». Творческое задание: уроки поведения.
Практическая значимость и ожидаемые результаты: педагогическая коррекция отклонений от общепринятых норм поведения, дети должны научиться управлять своим поведением, легче переносить запреты, быть гибкими в общении, выражать гнев более «пристойными» способами, лучше понимать себя и других.
Программно-методическое обеспечение:
- Интернет – ресурсы.
- Философия для детей в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию. М.А. Андрианов. Минск «Букмастер», 2012 г.
3. Психология ребёнка от рождения до 11 лет. Методика и тесты. Под ред. А.А. Реана. Москва, 2007 г.
4. Умные сказки. Е. Синицына. Из серии «Через игру – к совершенству». Москва «Лист», 2010 г.
5. Мир общения. Этикет для детей. О.А. Соколова. С.-П. «Каро», 2003 г.
6. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребёнка. Н.Ф. Круглова. Москва «Эксмо», 2010 г.
7. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Под ред. В.Н. Кирьянова. Москва «Третий Рим», 2007 г.
8. Беседы об основах безопасности с детьми. Т.А. Шорыгина. Москва «Творческий центр», 2009 г.
9. Беседы об ответственности и правах ребёнка. О.И. Давыдова, С.М. Вялкова. Москва «Творческий центр», 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1 класс
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки театра» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Уроки театра» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура поведения" 4класс
рабочая программа ктп 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 3 класс...