Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti_1_klass.docx | 244.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» М.: Просвещение, 2012г., с использованием методического пособия Л.В. Мищенкова «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению.
Программа данного курса представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо» и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю).
Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребенка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
- сформировать систему нравственных ценностей;
-способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
-формировать экологически воспитанную личность;
-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
-формировать интерес к чтению художественной литературы;
-развивать познавательную активность;
-развивать творческие способности.
Результаты изучения учебного предмета: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание учебной программы
1. Я и школа
Вступительное слово учителя. Чтение стихотворений о школе. Игра «Что возьмем с собою в школу?». Прослушивание стихотворения о глупом кораблике. Понятие «Танграм». Стихотворение «Непослушные вещи». Рассказ С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело»..Загадки на школьную тему.
2. Я и окружающие
Инсценировка веселых диалогов из стихотворений. Игра «Потопаем – похлопаем». Рисование узора по клеточкам.
Уточнение понятия «Друг», «Дружба». Пословицы о друзьях. Рассказ С. Прокофьевой «Самый большой друг»
Загадки о профессиях. Разгадывание ребусов и загадок. Игра «Да-нет». Пословицы и поговорки о профессиях.
Сказка про слово «Здравствуй». Стихотворение «С добрым утром!» Разыгрывание ситуаций с использованием «вежливых» слов.
Рисование по точкам Елочки. Прослушивание новогодней сказки. Рисование елочных украшений.
Описание личности по рисунку. Заполнение анкеты.
Рисование по клеточкам рис «Снегурочка», подбор рифмующихся слов. Составление рассказа по картинке.
Прослушивание сказки о солнечном зайчике. Рисование по клеточкам рис. «Лампочка». Ребусы. Выкладывание солнечного зайчика из половинок гороха.
Рассказ В. Драгунского «Друг детства». Стихотворение А. Усачева «Планета кошек».
Рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост». Игра «да-нет» Изображение моста из деталей танграма.
Пословицы и поговорки о хороших и плохих качествах человека. Рассказ С. Баруздина «Ведро воды». Игра «Любимое качество».
Сказка о веселой пчеле. Рисование узора по клеточкам.
Загадки о животных. Инсценировка сказки.
Игра «Да-нет». Расшифровка пословиц о гостеприимстве. Инсценировка юморески.
3. Я и здоровье
Понятие «Гигиена». Загадки на тему «Гигиенические средства». Стихотворение Ю. Тувима «Грязнули» Рис. «Чистота-залог здоровья»
Стихи Т. Керстен о лете. Игра «Да-нет». Графический диктант.
Аудиозапись инструментальной мелодии. Рисунок по памяти. Инсценировка стихотворения с помощью жестов и мимики. Игра «Найди лишнее»
4. Я и природа
Беседа по теме «Осень, осенние приметы». Прослушивание отрывков из произведений разных авторов. Игра «Да-нет». Аппликация «Грибок»
Вопросы для разминки. Игра «лишнее». Разгадывание кроссворда. Понятие слова «Экология». Рис. «Наш уголок природы»
Экскурсия по городу Лекарственных растений. Загадки о растениях. Графический диктант.
Пословицы о солнце. Рис. «Солнечная поляна». Разгадывание кроссворда.
5. Я и книга
Головоломка «Танграм». Загадки о сказочных героях. Вопросы по теме «Сказки», разгадывание путаницы.
Чтение русской народной сказки «Лиса и Волк», изображение рыбки по клеточкам. Продолжите фразы из сказок.
Портрет К.И. Чуковского. Ребусы. Инсценировка диалога «От двух до пяти».Сказка «Краденное солнце». Демонстрация иллюстраций из книги. Угадывание животного по его признакам. Выкладывание из половинок гороха изображение крокодила.
6. Я и семья
Вопросы для разминки. Игра «Путешествие по станциям русского языка».
Игра «Что было бы, если бы…?»
7. Я и животные
Презентация «В зоопарке». Разгадывание кроссворда. Доклады о животных, живущих в зоопарке.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ урока | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика | Количество часов | По плану | По факту |
Я и школа – 2 часа | |||||
1 | Здравствуй, школа! | Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; | 1 | ||
2 | Вот и стали мы учениками… | 1 | |||
Я и окружающие – 5 часов | |||||
3 | Учимся работать в команде | Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; Оценивать свои достижения | 1 | ||
4 | О хорошем и плохом | 1 | |||
5 | Клуб «Выручайка» | 1 | |||
6 | О дружбе | 1 | |||
7 | «Здравствуй!» | 1 | |||
Я и здоровье-1 час | |||||
8 | В царстве Мойдодыра | видеть важность в здоровом образе жизни; бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих | 1 | ||
Я и природа – 1 час | |||||
9 | Венок осени | Освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в образовательном учреждении и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. | 1 | ||
Я и книга – 1 час | |||||
10 | В мире любимых сказок | Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. | 1 | ||
Я и окружающие – 7 часов | |||||
11 | Профессий много есть на свете | Освоение навыков видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой. Участие в экскурсиях по микрорайону, городу для ознакомления с различными видами труда, профессиями. Знакомство с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участие в организации и проведении презентации «Труд наших родных» | 1 | ||
12 | Учимся приходить на помощь | 1 | |||
13 | О рабочих руках и трудолюбии | 1 | |||
14 | Зайкина избушка | 1 | |||
15 | Учимся вежливости | 1 | |||
16 | Новогодняя сказка | 1 | |||
17 | Познакомьтесь: это я! | 1 | |||
Я и книга – 2 часа | |||||
18 | Снегурочка | Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, Оценивать свои достижения. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Воспринимать на слух художественное произведение. | 1 | ||
19 | По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк» | 1 | |||
Я и окружающие – 4 часа | |||||
20 | Сказка о солнечном зайчике | Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение различению хороших и плохих поступков. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества. | 1 | ||
21 | Учимся быть добрыми | 1 | |||
22 | Когда люди радуются | 1 | |||
23 | Я расту! | 1 | |||
Я и семья – 1 час | |||||
24 | Поезд везёт подарки мамам | Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями). | 1 | ||
Я и окружающие – 3 часа | |||||
25 | Сказка о веселой пчеле | Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. | 1 | ||
26 | Как у зайчонка зуб болел | 1 | |||
27 | Приглашаем гостей | 1 | |||
Я и природа – 2 часа | |||||
28 | Клуб любителей природы | Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, о нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. Освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в образовательном учреждении и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. | 1 | ||
29 | В городе лекарственных растений | 1 | |||
Я и здоровье – 1 час | |||||
30 | На пороге лета. О рыбалке | Освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края. Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой. | 1 | ||
Я и книга – 2 часа | |||||
31 | К.И. Чуковский и его произведения. | Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. | 1 | ||
32 | К.И. Чуковский «Краденое солнце» | 1 | |||
Я и животные- 1 час | |||||
33 | Нам нравится гулять по зоопарку | Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности. Оценивать свои достижения; рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности, или что такое хорошо, что такое плохо"
Рабочая программа для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 4 класс...