Рабочая программа по внеурочной деятельности: " Я гражданин России" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа: " Я гражданин России" 3класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа: " Я гражданин России" 3 класс | 71.25 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол от _________№ ____ | УТВЕРЖДЕНО: Директор школы __________Н.С.Потягова Приказ от __________№ ____ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
Направление «Духовно - нравственное »
3 класс
2018 –2019 учебный год
Учитель: Коршункова Дина Яковлевна
Квалификационная категория: первая
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол от _________________________ № _____
Руководитель ММО _________( Ларченкова И.В.)
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я- гражданин России» для третьего класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе авторской программы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова и др.. и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной школы.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Объём программы:34 часа.
Срок реализации программы: 1 год.
2.Планируемые результаты освоения предмета внеурочной деятельности.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению человека, истории своей страны;
- способность к самооценке;
- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентацтя на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в обществе;
- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивый интерес к изучению человека, истории своей страны;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
- осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
- целостное представление об обществе как компоненте единого мира
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями
Обучающийся получит возможность научиться:
- Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающийся научится:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, плана, карты;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий;
- сравнивать исторические и литературные источники;
- строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
- строить краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, устанавливать очередность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные
Обучающийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны, родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники, международное сотрудничество, история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе, (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира, народы России, международные праздники. Общечеловеческие проблемы и ценности, достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, к Конституции и законам Российской
Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: участие во внеклассной деятельности учебного заведения, формирование начальных представлений о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: формирование представлений об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации
Первая группа эффектов - социокультурная идентичность- принятие себя как субъекта социального взаимодействия, личности и индивидуальности.
Вторая группа эффектов - социально- коммуникативные компетенции- предполагает высокую степень эффективности самореализации школьника в социальном взаимодействии (принципов коммуникативной толерантности).
Третья группа эффектов - компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Программа рассчитана на обучающихся 3 класса. Обучающиеся достигнут к концу года результаты 2 уровня.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Я и Я | 4 |
2 | Я и семья | 5 |
3 | Я и культура | 4 |
4 | Я и школа | 6 |
5 | Я и моё Отечество | 9 |
6 | Я и планета | 6 |
7 | ||
Итого: | 34 |
5.Календарно-тематическое планирование в 3 классе
«Россия – Родина моя» - 34ч.
№ № | Тема занятия | Дата по плану | Фактически |
1 | Урок милосердия и доброты. | ||
2 | Знакомства с символами Российского государства. | ||
3 | Мой класс – моя семья. | ||
4 | Мои права и обязанности. | ||
5 | Ты и твои друзья. | ||
6 | В гостях у предков. | ||
7 | Наша страна – Россия. | ||
8 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. | ||
9 | Вежливая улица. | ||
10 | Животные из Красной книги. | ||
11 | Доброта в стихах и сказках. | ||
12 | Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | ||
13 | Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. | ||
14 | Люблю тебя, моя Россия. | ||
15 | Мои любимые книги. | ||
16 | Уважения достойны. |
| |
17 | Моя семья – моя радость. | ||
18 | По каким правилам мы живем. | ||
19 | Конституция – основной закон жизни страны. | ||
20 | Флаги России. | ||
21 | Для чего я рожден? | ||
22 | Чем живет планета Земля? | ||
23 | Мастерская по изготовлению сувениров. | ||
24 | Богатыри земли Русской. | ||
25 | Там, где погиб неизвестный солдат. | ||
26 | Они служили в Армии. |
| |
27 | Мой папа – мастер на все руки. | ||
28 | Мамины помощники. | ||
29 | У моих родителей – золотые руки. | ||
30 | Быть человеком. | ||
31 | Дорогая моя столица. | ||
32 | Спешите творить добро! | ||
33 | Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. | ||
34 | Путешествие по стране. |
4.Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс ««Россия – Родина моя»»
№ п/п | Тематический блок раздел курса | Основное содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации занятий | Основные виды учебной деятельности | Количество часов | |
1 | “Я и я” | 1.Кому нужна моя помощь? 2.Кто что любит и умеет делать. 4. Для чего я рожден?.
| Коллективная/индивидуальная Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте, беседы по профориентации. Конкурс -викторина», лекция «Права и обязанности ребенка» | Прослеживать маршрут экскурсии. Моделировать маршрут, используя фотографии . Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.. Узнают о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом . Учатся конструктивному взаимодействию в коллективе. Раскрывают сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении. | 4 | |
2. |
«Я и семья» | 1.В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. 3.Моя семья – моя радость. 4 У моих родителей – золотые руки. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы рассказов «Об отце говорю с уважением» «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», праздники «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, | Узнают о о традициях семьи при выборе имени для ребенка, разных профессиях, создают презентации о профессиях родителей, дедушек, бабушек, сбор материала. Знакомятся с блюдами разных народов. Умеют назвать 2-3 праздника своей семьи, рассказать об одном из семейных праздников . Имеют представление о ценностях, которые объединяют все народы. Оформляют материал о своей семье в виде плаката или страниц портфолио. | 5 | |
3. | « Я и культура» | 1.Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: праздник осени,экскурсия в музей, заочное путешествие на художественные выставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества, выставки книг. Встреча Масленицы | Создают Проект «Музей путешествий» Словесно описывают памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии, поют песни, декламируют стихи о Родине. Узнают, что такое интерьер и имеют представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом. | 4 | |
4. |
.“Я и школа» | 1.Мой класс – моя семья. 2. Мои права и обязанности. Школьный Устав. 3. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. 4.Вежливая улица. 5. По каким правилам мы живем. | Коллективная/индивидуальная
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе, конкурс рисунков «Моя школа», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс устных сочинений «Наша школа в будущем», ко Дню учителя концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», трудовой десант «Укрась территорию школы», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании. беседа «Об ответственности несовершеннолетних, | Знакомятся с общечеловеческими нормами нравственности. Учатся приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища. Стремятся быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым. Усваивают круг обязанностей и правил поведения в школе. | 6 | |
5. | .“Я и мое Отечество” | 1.Урок милосердия и доброты. 2.Знакомства с символами Российского государства. 3.Наша страна – Россия. Село, в котором я живу. 4.Конституция – основной закон жизни страны. 5.Флаги России. 8.Там, где погиб неизвестный солдат. 9. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, экскурсия в школьный музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн. Конкурс стихов. Конкурс песен. Изготовление открыток. КВН | Учатся показывать на карте России её границы и пограничные государства. Убеждаются, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовят сообщения о других странах. Узнают названия культурных и исторических памятников своей местности; об истории своего поселка.. Изготавливают бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических событий, памятников культуры | 9 | |
6. | .“Я и планета» | 1.Осень в родном городе. 2. Сад на окошке. 4.Чем живет планета Земля? 5.Судьба Земли – наша судьба. 6. Путешествие по стране. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», , чтение стихотворений «Природа в поэзии», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», , «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». Экскурсия по школьному саду. | Формирование гражданского отношения к планете Земля. Выявление экологической ситуации на планете, сопричастность каждого к будущему Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Пути решения экологических проблем города. | 6 | |
Итого: | 34 |
4.Тематическое планирование
№ | Раздел программы | Кол-во часов |
1. | «Я и я» | 4 |
2. | « Я и семья» | 6 |
3. | « Я и культура» | 5 |
4. | « Я и школа» | 8 |
5. | « Я и моё Отечество» | 6 |
6. | « Я и планета» | 4 |
Итого: | 33 |
5. Календарно – тематическое планирование
1 класс 1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
№ п/п | №в теме | Тема урока. | Дата по плану | Дата факт. | |
4 | Я и я | ||||
1 | 1 | Я, ты, мы. Игра | 12.10 | ||
2 | 2 | Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | 7.12 | ||
3 | 3 | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | 21.12 | ||
4 | 4 | Кто что любит делать. Конкурс викторина. | 19.10 | ||
6 | Я и семья | ||||
5 | 1 | Моя семья – моя радость. | 21.09 | ||
6 | 2 | Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | 23.11 | ||
7 | 3 | Загляните в мамины глаза. Праздник. | 30.11 | ||
8 | 4 | Фотографии из семейного альбома. | 18.01 | ||
9 | 5 | Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 16.11 | ||
10 | 6 | Слушаем сказки моей бабушки. | |||
5 | Я и культура | ||||
11 | 1 | Праздник осени. . Мисс Осени. | 26.10 | ||
12 | 2 | Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. | 9.11 | ||
13 | 3 | Откуда пришли елочные игрушки. Изготовление игрушки. | 28.12 | ||
14 | 4 | История моего посёлка. Экскурсия в музей.. | |||
15 | 5 | Встречаем Масленицу. | |||
8 | Я и школа | ||||
16 | 1 | Правила поведения в школе. Урок – игра. | 28.09 | ||
17 | 2 | Законы жизни в классе. Урок – игра. | 11.01 | ||
18 | 3 | Самый красивый школьный двор. | |||
19 | 4 | Игра. Праздник первого звонка. | 7.09 | ||
20 | 5 | Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | |||
21 | 6 | Десант чистоты и порядка. | |||
22 | 7 | Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | 14.09 | ||
23 | 8 | Школа вежливости. Беседа. | 25.01 | ||
6 | Я и моё Отечество | ||||
24 | 1 | Беседы о государственной символике РФ и символике малой Родины. | |||
25 | 2 | Они защищают Родину. Конкурс стихов. | |||
26 | 3 | Маленькие герои большой войны. Урок Мужества | |||
27 | 4 | Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | |||
28 | 5 | Мои родные – защитники Родины. Изготовление открыток. | |||
29 | 6 | С чего начинается Родина? КВН | |||
4 | Я и планета | ||||
30 | 1 | В гости к зеленой аптеке. | |||
31 | 2 | Экскурсия в природу. Экскурсия по школьному саду. | 5.10 | ||
32 | 3 | Маленькая страна. Экологическая акция. | |||
33 | 4 | Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тестовый материал
Проверочный тест.
Критерии оценки знаний обучающихся.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
Тест №1
1. Закончи предложение:
Наша страна называется….
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Столица России – город:
а) Москва; б) Санкт- Петербург;
в) Омск; г) Новосибирск.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Главой нашего государства является:
а) король; б) губернатор;
в) мер; г) президент.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Главный закон страны называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
5. Закончи предложение:
Гимн, флаг, герб – это ….
6. Раскрась российский флаг в его цвета:
7. Выбери и отметь правильный ответ:
Документ, защищающий права ребёнка называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
8. Обведи правильный ответ:
Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет;
в) 18 лет; г) 20 лет.
9. Закончи предложение:
Я имею право на …..
10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?
11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?
12. Соедини линиями дату и название праздника:
23 февраля День согласия и примирения
1 мая День защитника Отечества
4 ноября День России
12 июня День солидарности трудящихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин" имеет гражданско - патриотическую, социально - педагогическую и воспитателльную направленность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин" 1 класс
Рабочая программа содержит материал по планированию внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 1 класс
Рабочая программа «Я – гражданин» составлена на основании авторской программы «Я – гражданин России» Власенко И.Г. для занятий обучающихся 1-4 классов в соответстви...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-гражданин» Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-гражданин» Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-гражданин» Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ....