Рабочая программа по внеурочной деятельности: " Я гражданин России" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа: " Я гражданин России" 2класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа: " Я гражданин России" 2 класс | 86.66 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол от _____________№___ | УТВЕРЖДЕНО: Директор школы __________Н.С.Потягова Приказ от __________№ ____ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Общекультурное направление
2 класс
2017 –2018 учебный год
Учитель: Коршункова Дина Яковлевна
Квалификационная категория: первая
Рассмотрено на заседании ММО учителей начальных классов
Протокол от __________________________№___
Руководитель ММО _________( Ларченкова И.В.)
2017 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я- гражданин России» для второго класса на 2017-2018 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова и др.. и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной школы.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Состав УМК:
1. Гражданско-правовое воспитание школьников: сборник методических рекомендаций. Смоленск, ГОУ «ДПОС», 2009г.
2. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
3. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
4. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: «Учитель», 2006.
5. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.
6. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
Интернет-реурсы:
http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.
http://www.openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий по духовно-нравственному направлению.
Объём программы: Программа «Я гражданин России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 2 класса и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год, Продолжительность занятий во 2 классе 40 минут. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ Капыревщинской СШ на 2017/2018 учебный год и календарным учебным графиком. Срок реализации программы : 1 учебный год.
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
У обучающихся будут сформированы
- внутренняя позиция обучающегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
- чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится
* осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
Обучающийся получит возможность научиться:
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные
Обучающийся научится
* добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
Обучающийся получит возможность научиться:
- овладению навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладению основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знанию наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные
Обучающийся научится:
- усвоению первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владению базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
Обучающийся получит возможность научиться:
- владению навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладению основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
- знанию(на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умению пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умению рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим наставником как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободым человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
- Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
- Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
- Первая группа эффектов - социокультурная идентичность- принятие себя как субъекта социального взаимодействия, личности и индивидуальности.
- Вторая группа эффектов - социально- коммуникативные компетенции- предполагает высокую степень эффективности самореализации школьника в социальном взаимодействии (принципов коммуникативной толерантности).
- Третья группа эффектов - компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
Тест
3.Содержание курса внеурочной деятельности
Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями обучающихся : 2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч
№ п/п | Тематический блок,раздел курса | Основное содержание блока, раздела внеурочной деятельности | Формы организации занятий | Основные виды учебной деятельности | Количество часов | |
1 | “Я и я” | 1.Я – ученик. 2.Мой портфель. 3.Подумай о других. 4.Игры на развитие произвольных процессов. . Тест «Познай себя» | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы Беседа с творческим заданием. Игра – экспромт. Тест «Познай себя» | Моделирование ситуаций в общении, и находить конструктивный выход из них. Умение находить гармоничные пути развития. | 4 | |
2. |
«Я и семья» | 1.Об отце говорю с уважением. 2.Моя любимая мамочка. 3.Мама, папа, я – дружная семья. 4.Здесь живет моя семья. 5.Я помощник в своей семье. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: беседа с элементами игры, конкурс сочинений, презентация, конкурс – соревнование, заочное путешествие. | Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков | 5 | |
3. | « Я и культура» | 1.Родной край в древности. 2.Поэты и писатели нашего города ( села). 3.Что посеешь, то и пожнешь. 4.Широкая Масленица. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: экскурсия в музей, заочное путешествие на художественные выставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества, выставки книг. Встреча Масленицы. Беседа с элементами игры. | Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства | 4 | |
4. |
.“Я и школа» | 1.Обязанности ученика в школе. 2.Школьная символика (гимн, герб, флаг) 3. Самый уютный класс. 4. Подумай о других. 5. Я люблю свою школу. 6. По каким правилам мы живем в школе? | Коллективная/индивидуальная
Мероприятия: праздник первого звонка, э беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе, конкурс рисунков «Моя школа», « Школьная символика» организация дежурств, игры ко Дню учителя концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», трудовой десант «Укрась территорию школы», беседа «Об ответственности несовершеннолетних, | Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | 6 | |
5. | .“Я и мое Отечество” | 1.Урок Мира. 2.Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). 3.Мы и наши права. 4.Мой любимый город(село) 5.Наш город(село). 6.О чем шепчут названия улиц родного города. 7.След Великой Отечественной войны в жизни родного края. 8.Герои Советского союза – наши земляки. 9.Открытка ветерану. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, экскурсия в школьный музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с участниками локальных войн. Конкурс стихов , визиток, изготовление открыток, урок мужества. | Анализ исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохрание традиций предыдущих поколений | 9 | |
6. | “Я и планета» | 1.Осень в родном городе ( селе). 2.Знай и люби свой край. 3.Экология нашего города. 4.День добрых волшебников Вывешивание кормушек.. 5.Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Проверочный тест. 6. Десант чистоты и порядка. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: фотоконкурс, викторина, конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», , чтение стихотворений «Природа в поэзии», экскурсии в природу «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». Экскурсия по школьному саду. Проверочный тест. | Ориентировка по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы. | 6 | |
Итого: | 34 |
4.Тематическое планирование
№ | Раздел программы | Кол-во часов |
1. | «Я и я» | 4 |
2. | « Я и семья» | 5 |
3. | « Я и культура» | 4 |
4. | « Я и школа» | 6 |
5. | « Я и моё Отечество» | 9 |
6. | « Я и планета» | 6 |
Итого: | 34 |
5. Календарно – тематическое планирование
2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч
№ п/п | №в теме | Тема занятия. | Дата по программе | Дата по факту |
4 | Я и я | |||
1 | 1 | Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | ||
2 | 2 | Мой портфель. Игра – экспромт. | ||
3 | 3 | Подумай о других. Игры. | ||
4 | 4 | Игры на развитие произвольных процессов. Тест «Познай себя» | ||
5 | Я и семья | |||
5 | 1 | Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. | ||
6 | 2 | Моя любимая мамочка. Презентация. | ||
7 | 3 | Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. | ||
8 | 4 | Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. | ||
9 | 5 | Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | ||
4 | Я и культура | |||
10 | 1 | Родной край в древности. Экскурсия в музей. | ||
11 | 2 | Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов. | ||
12 | 3 | Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | ||
13 | 4 | Широкая Масленица. Игра. | ||
6 | Я и школа | |||
14 | 1 | Обязанности ученика в школе. Беседа. | ||
15 | 2 | Школьная символика (гимн, герб, флаг) | ||
16 | 3 | Самый уютный класс. Конкурс. | ||
17 | 4 | Подумай о других. Беседа с элементами игры. | ||
18 | 5 | Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | ||
19 | 6 | По каким правилам мы живем в школе? Игра. | ||
9 | Я и моё Отечество | |||
20 | 1 | Урок Мира. | ||
21 | 2 | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | ||
22 | 3 | Мы и наши права. Урок – игра. | ||
23 | 4 | Мой любимый город(село). Беседа. | ||
24 | 5 | Наш город(село). Конкурс визиток. | ||
25 | 6 | О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков. | ||
26 | 7 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. | ||
27 | 8 | Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества. | ||
28 | 9 | Открытка ветерану. Акция. | ||
6 | Я и планета | |||
29 | 1 | Осень в родном городе. Фотоконкурс. | ||
30 | 2 | Знай и люби свой край. Викторина. | ||
31 | 3 | Экология нашего города. | ||
32 | 4 | День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | ||
33 | 5 | Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. День птиц. Выставка рисунков. Проверочный тест. | ||
34 | 6 | Десант чистоты и порядка. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тестовый материал
Проверочный тест.
Критерии оценки знаний обучающихся.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
Тест
1. Выбери и отметь правильный ответ:
Как называется наша страна?
а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто является главой нашего государства?
а) президент; б) царь;
в) губернатор; г) премьер-министр.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Чем являются герб, флаг и гимн?
а) символами государства;
б) символами праздника;
в) символами власти
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Что значит быть гражданином?
а) иметь права;
б) выполнять законы, иметь права;
в) выполнять законы.
5. Обведи границу и столицу нашего государства. Допиши полное название:
Р ___________________
Ф ___________________
Владивосток
6. Выбери правильный ответ:
Что такое законы?
а) правила, обязательные для всех жителей страны;
б) документ, защищающий права человека;
в) документ.
7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:
Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна. | |
1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники. | |
Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины. |
8. Выбери и отметь правильный ответ:
Какой день стал Днём победы?
а) 1 мая; б) 7 января; в) 7 ноября; г) 9 мая.
9. Закончи предложение:
Какие права имеет гражданин России …..
10. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России ….
Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках.
Как ты поступишь в данной ситуации?
12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин" имеет гражданско - патриотическую, социально - педагогическую и воспитателльную направленность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин" 1 класс
Рабочая программа содержит материал по планированию внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 1 класс
Рабочая программа «Я – гражданин» составлена на основании авторской программы «Я – гражданин России» Власенко И.Г. для занятий обучающихся 1-4 классов в соответстви...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-гражданин» Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-гражданин» Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-гражданин» Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ....