Рабочая программа по внеурочной деятельности: " Я гражданин России" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа: " Я гражданин России" 2класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа

                                       

 

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом                                                

Протокол

от  _____________№___  

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы __________Н.С.Потягова

Приказ от   __________№  ____

               

Рабочая программа

по   внеурочной деятельности

Общекультурное  направление 

2 класс

 

2017 –2018 учебный год

Учитель: Коршункова Дина Яковлевна

 Квалификационная категория: первая

Рассмотрено на заседании ММО учителей  начальных классов  

Протокол  от  __________________________№___

Руководитель ММО _________( Ларченкова И.В.)  

                                 

                                                           2017 г.                                        

                                            1.Пояснительная записка  

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я- гражданин России»      для   второго класса на 2017-2018 учебный год составлена на основе   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова и др.. и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной    школы.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.  

Состав УМК:

1. Гражданско-правовое воспитание школьников: сборник методических         рекомендаций. Смоленск, ГОУ «ДПОС», 2009г.

      2. Жиренко О.Е.,  Лапина Е.В.,  Киселёва Т.В.  Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

      3. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.

      4. Персидская И.В., Фонова  Г.А. и др.  Классные часы в 1-4 классах.  – Волгоград: «Учитель», 2006.

      5. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.

      6. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

Интернет-реурсы:

http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.

http://www.openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий по духовно-нравственному направлению.

       Объём программы: Программа «Я гражданин России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 2 класса и рассчитана на проведение  1 часа в неделю, 34 часа в год, Продолжительность занятий во 2 классе 40 минут. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ Капыревщинской СШ  на 2017/2018 учебный год и календарным учебным графиком. Срок реализации программы : 1 учебный год.

                   

                         2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности    

Личностные

У обучающихся будут сформированы

  • внутренняя позиция  обучающегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • положительная мотивация учебной деятельности;
  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
  • чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится

     *    осуществлять информационный поиск для выполнения учебных  задач;  

  • осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;  

Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

     Познавательные  

Обучающийся научится

   *    добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию   курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.

  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • овладению  навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
  • овладению основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
  • знанию наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
  • устанавливать причинно-следственные связи. 

       Коммуникативные  

Обучающийся научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные  

Обучающийся научится:

- усвоению первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владению базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

Обучающийся получит возможность научиться:

- владению навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладению основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

- знанию(на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умению пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умению  рассказывать о важнейших  событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

 

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням. 

Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим наставником как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

  • Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).
  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободым человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
  • Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
  • Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
  • Первая группа эффектов - социокультурная идентичность- принятие себя как субъекта социального взаимодействия, личности и индивидуальности.
  • Вторая группа эффектов - социально- коммуникативные компетенции- предполагает высокую степень эффективности самореализации школьника в социальном взаимодействии (принципов коммуникативной толерантности).
  • Третья группа эффектов - компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья;   начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

         

             Система контроля и оценки достижения   планируемых результатов

 С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

 Формы и средства контроля

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;  

Анкета «Необитаемый остров»;  «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

Конкурс рисунков «Я и мой класс»;

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

Тест

                                                            3.Содержание курса внеурочной деятельности

Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4  предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями  обучающихся : 2 ступень – 2 класс  «Моя Малая Родина» - 34 ч

п/п

Тематический блок,раздел курса

Основное содержание блока, раздела внеурочной деятельности

Формы организации занятий

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1

“Я и я”

1.Я – ученик.

2.Мой портфель.

3.Подумай о других.

4.Игры на развитие произвольных процессов. . Тест «Познай себя»

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы Беседа с творческим заданием. Игра – экспромт. Тест «Познай себя»

Моделирование ситуаций в общении, и находить конструктивный выход из них.

Умение находить гармоничные пути развития.

4

2.

                                      

 «Я и семья»

1.Об отце говорю с уважением.

2.Моя любимая мамочка.  

3.Мама, папа, я – дружная семья.

4.Здесь живет моя семья.

5.Я помощник в своей семье.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: беседа с элементами игры, конкурс сочинений, презентация, конкурс – соревнование, заочное путешествие.

Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков

5

3.

« Я и культура»

 1.Родной край в древности.  

2.Поэты и писатели нашего города ( села).      

3.Что посеешь, то и пожнешь.

4.Широкая Масленица.        

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: экскурсия в музей, заочное путешествие на художественные выставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества, выставки книг. Встреча Масленицы. Беседа с элементами игры.

Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства

4

4.

   

.“Я и школа»

1.Обязанности ученика в школе.

2.Школьная символика (гимн, герб, флаг)

3. Самый уютный класс.

4. Подумай о других.

5. Я люблю свою школу.

6. По каким правилам мы живем в школе?

Коллективная/индивидуальная

 

Мероприятия: праздник первого звонка, э беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе, конкурс  рисунков «Моя школа»,  « Школьная символика» организация дежурств, игры   ко Дню учителя концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь»,   трудовой десант «Укрась территорию школы», беседа  «Об ответственности несовершеннолетних,

Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

6

5.

.“Я и мое Отечество”

1.Урок Мира. 2.Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

3.Мы и наши права.  

4.Мой любимый город(село)  

5.Наш город(село).

 6.О чем шепчут названия улиц родного города.    

7.След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

8.Герои Советского союза – наши земляки.

9.Открытка ветерану.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, экскурсия в  школьный музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с участниками локальных войн. Конкурс стихов , визиток, изготовление открыток, урок мужества.

Анализ исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохрание традиций предыдущих поколений

9

6.

“Я и планета»

1.Осень в родном городе      

( селе).

2.Знай и люби свой край.

3.Экология нашего города.

4.День добрых волшебников Вывешивание кормушек..

5.Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  Проверочный тест.

6. Десант чистоты и порядка.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия:  фотоконкурс, викторина, конкурс рисунков «Береги природу - наш дом»,  уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты»,  , чтение стихотворений «Природа в поэзии»,  экскурсии в природу «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». Экскурсия по школьному саду. Проверочный тест.

Ориентировка по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы.

6

Итого:

34

4.Тематическое планирование  

Раздел  программы

Кол-во часов

1.

«Я и я»

4

2.

« Я и семья»

5

3.

« Я и культура»

4

4.

« Я и школа»

6

5.

« Я и моё Отечество»

9

6.

« Я и планета»

6

 Итого:

34

5. Календарно – тематическое планирование

                                      2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч

№ п/п

№в теме

Тема  занятия.

Дата по программе

Дата по факту

4

Я и я

1

1

Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

2

2

Мой портфель. Игра – экспромт.

3

3

Подумай о других. Игры.

4

4

Игры на развитие произвольных процессов.  Тест «Познай себя»

5

Я и семья

5

1

Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

6

2

Моя любимая мамочка. Презентация.

7

3

Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.

8

4

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

9

5

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

4

Я и культура

10

1

Родной край в древности. Экскурсия в музей.

11

2

Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

12

3

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

13

4

Широкая Масленица. Игра.

6

Я и школа

14

1

Обязанности ученика в школе. Беседа.

15

2

Школьная символика (гимн, герб, флаг)

16

3

Самый уютный класс. Конкурс.

17

4

Подумай о других.  Беседа с элементами игры.

18

5

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

19

6

По каким правилам мы живем в школе? Игра.

9

Я и моё Отечество

20

1

Урок Мира.

21

2

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

22

3

Мы и наши права. Урок – игра.

23

4

Мой любимый город(село).  Беседа.

24

5

Наш город(село). Конкурс визиток.

25

6

О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.

26

7

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

27

8

Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.

28

9

Открытка ветерану. Акция.

6

Я и планета

29

1

Осень в родном городе. Фотоконкурс.

30

2

Знай и люби свой край. Викторина.

31

3

Экология нашего города.

32

4

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

33

5

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. День птиц. Выставка рисунков. Проверочный тест.

34

6

Десант чистоты и порядка.

                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

Тестовый материал

Проверочный тест.

Критерии оценки знаний обучающихся.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен полностью;

8-9 баллов –   курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов -    курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.  

                                                   Тест

1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

  а) СССР;             б) Россия;           в) США;            г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто является главой нашего государства?

      а) президент;                                   б) царь;

      в) губернатор;                                 г) премьер-министр.

3.  Выбери и отметь правильный ответ:

     Чем являются герб, флаг и гимн?

      а) символами государства;

      б) символами праздника;

      в) символами  власти

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

      а) иметь права;

      б) выполнять законы, иметь права;

      в) выполнять законы.

5. Обведи  границу  и  столицу  нашего  государства.  Допиши полное  название:

Р ___________________

Ф ___________________                                                                                                

Владивосток

6. Выбери правильный ответ:

Что такое законы?

      а) правила, обязательные для всех жителей страны;

      б) документ, защищающий права человека;

      в) документ.

7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:

Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.

Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины.

8. Выбери и отметь правильный ответ:

Какой день стал Днём победы?

 а) 1 мая;           б) 7 января;       в) 7 ноября;                г) 9 мая.

9. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России …..

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России ….

Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина  с маленьким ребенком на руках.             

            Как ты поступишь в данной ситуации?

12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 2 класс

Программа внеурочной деятельности  "Я - гражданин" имеет гражданско - патриотическую, социально - педагогическую и воспитателльную направленность....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин" 1 класс

Рабочая программа содержит материал по планированию внеурочной деятельности в 1 классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 1 класс

Рабочая программа «Я – гражданин» составлена на основании авторской программы «Я – гражданин России» Власенко И.Г. для занятий обучающихся 1-4 классов в соответстви...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности   «Я-гражданин»  Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности   «Я-гражданин»  Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности   «Я-гражданин»  Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ....