Рабочая программа по внеурочной деятельности: " Я гражданин России " 1 класс
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа

                                       

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом                                                

Протокол

от  30 .08. 2016г.№  1

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы __________Н.С.Потягова

Приказ от   __________№  ____

             

                                           Рабочая программа

                                  по внеурочной деятельности

                                     «Я – гражданин России»

                                                     1 класс

                             Направление «Духовно - нравственное »

                                     2016 –2017 учебный год

Учитель: Коршункова Дина Яковлевна

Квалификационная категория: первая

           

Рассмотрено на заседании ММО учителей  начальных классов  

Протокол  от « 29 »  августа   2016 г   № 1

Руководитель ММО _________( Ларченкова И.В.)

                                    Капыревщина 2016 год

                                           1.Пояснительная записка  

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я- гражданин России»      для  первого класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова и др.. и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной    школы.

Общие цели и задачи:

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

       Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 1 класса и рассчитана на проведение  1 часа в неделю, 33 часа в год, Продолжительность занятий в 1 классе 35минут. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ Капыревщинской СШ  на 2016/2017  учебный год и календарным учебным графиком. Срок реализации программы : 1 учебный год.

                   

                             Список  учебно - методической литературы  

1. Гражданско-правовое воспитание школьников: сборник методических         рекомендаций. Смоленск, ГОУ «ДПОС», 2010г.

      2. Жиренко О.Е.,  Лапина Е.В.,  Киселёва Т.В.  Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011г.

      3. Максимова Т.Н. Классные часы: 1- 2 классы. – М.: ВАКО, 2010г.

      4. Персидская И.В., Фонова  Г.А. и др.  Классные часы в 1-4 классах.  – Волгоград: «Учитель», 2010г.

      5. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.

      6. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2011г.

                         2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности  

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням. В 1 классе  происходит освоение только первого уровня воспитательных результатов и первой группы эффектов.

  • Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим наставником как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
  • Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).
  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободым человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
  • Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
  • Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
  • Первая группа эффектов - социокультурная идентичность- принятие себя как субъекта социального взаимодействия, личности и индивидуальности.
  • Вторая группа эффектов - социально- коммуникативные компетенции- предполагает высокую степень эффективности самореализации школьника в социальном взаимодействии (принципов коммуникативной толерантности).
  • Третья группа эффектов - компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья;   начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

              Программа «Я – гражданин России» является дополнением к основной воспитательной программе класса, школы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России»  является формирование следующих умений:

  • внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • положительная мотивация учебной деятельности;
  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных  задач;  
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

           2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
  • овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
  • знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
  • устанавливать причинно-следственные связи.

           3.Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

           

    Система контроля и оценки достижения   планируемых результатов

 С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  2 раза в 1 классе (декабрь, май) и  Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

 Формы и средства контроля

  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;  
  • Анкета «Необитаемый остров»;  «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
  • Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
  • Тест

Ценностные установки:  

любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.       

                                                            3.Содержание курса внеурочной деятельности

Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4  предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями  обучающихся : 1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»

п/п

Тематический блок,раздел курса

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации занятий

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1

“Я и я”

1.Я, ты, мы.  Игра.

2.Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием

3.Мой сосед по парте .Час откровенного разговора.

4.Кто что любит делать. Конкурс -викторина.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте, беседы по профориентации. Конкурс -викторина», лекция «Права и обязанности ребенка»

Моделирование ситуаций в общении, и находить конструктивный выход из них.

Умение находить гармоничные пути развития.

4

2.

                                      

 «Я и семья»

1.Моя семья – моя радость.  

2. Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

3. Загляните в мамины глаза. Праздник.

4. Фотографии из семейного альбома.

5. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

6. Слушаем сказки моей бабушки.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью»,     « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы рассказов  «Об отце говорю с уважением» «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья»,  праздники «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья»,  классные часы с привлечением родителей,  

Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков

6

3.

« Я и культура»

1.Праздник осени. Мисс Осени.

2. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.

3. Откуда пришли елочные игрушки. Изготовление игрушки.

4. История моего посёлка. Экскурсия в музей.. 5.Встречаем Масленицу.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: праздник осени,экскурсия в музей, заочное путешествие на художественные выставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества, выставки книг. Встреча Масленицы

Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства

5

4.

   

.“Я и школа»

1.Правила поведения в школе. Урок – игра.

2. Законы жизни в классе. Урок – игра.

3. Самый красивый школьный двор.  

4. Игра. Праздник первого звонка.

5. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

6. Десант чистоты и порядка.

7. Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

8. Школа вежливости. Беседа.

 

Коллективная/индивидуальная

 

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе  «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе, конкурс  рисунков «Моя школа»,   организация дежурств, игры «Самое сильное звено»,  «Проще простого о вежливости», конкурс устных сочинений «Наша школа в будущем»,   ко Дню учителя концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь»,   трудовой десант «Укрась территорию школы»,   беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании. беседа  «Об ответственности несовершеннолетних,

Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

8

5.

.“Я и мое Отечество”

1. Беседы о государственной символике РФ и символике малой Родины.    

2. Они защищают Родину. Конкурс стихов.

3. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.

4. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.

5. Мои родные – защитники Родины Изготовление открыток..

6. С чего начинается Родина? КВН

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, экскурсия в  школьный музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн. Конкурс стихов.  Конкурс песен. Изготовление открыток. КВН

Анализ исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохрание традиций предыдущих поколений

6

6.

.“Я и планета»

1. В гости к зеленой аптеке.

2. Экскурсия в природу. Экскурсия по школьному саду.

3. Маленькая страна. Экологическая акция.

4.Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню

Земли.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия:  круглый стол «Я - житель планеты Земля»,  конкурс рисунков «Береги природу - наш дом»,  уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты»,  , чтение стихотворений «Природа в поэзии»,  экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», , «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». Экскурсия по школьному саду.

Ориентировка по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы.

4

Итого:

33

4.Тематическое планирование  

Раздел  программы

Кол-во часов

1.

«Я и я»

4

2.

« Я и семья»

6

3.

« Я и культура»

5

4.

« Я и школа»

8

5.

« Я и моё Отечество»

6

6.

« Я и планета»

4

 Итого:

33

5. Календарно – тематическое планирование

1 класс 1 класс «Маленькие Россияне»  - 33ч

№ п/п

№в теме

 Тема  урока.

Дата по плану

Дата факт.

4

Я и я

1

1

Я, ты, мы. Игра

12.10

2

2

Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.

7.12

3

3

Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

21.12

4

4

 Кто что любит делать. Конкурс викторина.

19.10

6

Я и семья

5

1

Моя семья – моя радость.

21.09

6

2

Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

23.11

7

3

Загляните в мамины глаза. Праздник.

30.11

8

4

Фотографии из семейного альбома.

18.01

9

5

Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

16.11

10

6

Слушаем сказки моей бабушки.

5

Я и культура

11

1

Праздник осени. . Мисс Осени.

26.10

12

2

Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.

9.11

13

3

Откуда пришли елочные игрушки. Изготовление игрушки.

28.12

14

4

История моего посёлка. Экскурсия  в музей..

15

5

Встречаем Масленицу.

8

Я и школа

16

1

Правила поведения в школе. Урок – игра.

28.09

17

2

Законы жизни в классе. Урок – игра.

11.01

18

3

Самый красивый школьный двор.

19

4

Игра. Праздник первого звонка.

7.09

20

5

Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

21

6

Десант чистоты и порядка.

22

7

Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

14.09

23

8

Школа вежливости. Беседа.

25.01

6

Я и моё Отечество

24

1

Беседы о государственной символике РФ и символике малой Родины.   

25

2

Они защищают Родину. Конкурс стихов.

26

3

Маленькие герои большой войны. Урок Мужества

27

4

Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.

28

5

Мои родные – защитники Родины. Изготовление открыток.

29

6

С чего начинается Родина? КВН

4

Я и планета

30

1

В гости к зеленой аптеке.

31

2

Экскурсия в природу. Экскурсия по школьному саду.

5.10

32

3

Маленькая страна. Экологическая акция.

33

4

Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню  Земли.

                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

Тестовый материал

Проверочный тест.

Критерии оценки знаний обучающихся.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов –   курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов -    курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.

                                      Тест №1

1. Закончи предложение:

Наша страна называется….

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва;                                  б) Санкт- Петербург;

в) Омск;                                      г) Новосибирск.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король;                                     б) губернатор;

в) мер;                                           г) президент.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ;                                 б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.

 5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это ….

 6. Раскрась российский флаг в его цвета:

7.  Выбери и отметь правильный ответ:

       Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ;                               б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.

8. Обведи  правильный ответ:

Человек считается ребёнком до:   а) 14 лет;      б)16 лет;      

                                                          в) 18 лет;      г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на  …..

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел  мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул.  Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?

12. Соедини линиями дату и название праздника:

23 февраля                                                            День согласия и примирения

   1 мая                                                             День защитника Отечества

  4 ноября                                                                День России

  12 июня                                                             День солидарности трудящихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 2 класс

Программа внеурочной деятельности  "Я - гражданин" имеет гражданско - патриотическую, социально - педагогическую и воспитателльную направленность....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин" 1 класс

Рабочая программа содержит материал по планированию внеурочной деятельности в 1 классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 1 класс

Рабочая программа «Я – гражданин» составлена на основании авторской программы «Я – гражданин России» Власенко И.Г. для занятий обучающихся 1-4 классов в соответстви...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности   «Я-гражданин»  Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности   «Я-гражданин»  Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности   «Я-гражданин»  Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ....