Рабочая программа по внеурочной деятельности: " Я гражданин России " 1 класс
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа: " Я гражданин России" 1 класс | 63.59 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол от 30 .08. 2016г.№ 1 | УТВЕРЖДЕНО: Директор школы __________Н.С.Потягова Приказ от __________№ ____ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
1 класс
Направление «Духовно - нравственное »
2016 –2017 учебный год
Учитель: Коршункова Дина Яковлевна
Квалификационная категория: первая
Рассмотрено на заседании ММО учителей начальных классов
Протокол от « 29 » августа 2016 г № 1
Руководитель ММО _________( Ларченкова И.В.)
Капыревщина 2016 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я- гражданин России» для первого класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова и др.. и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной школы.
Общие цели и задачи:
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 1 класса и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 33 часа в год, Продолжительность занятий в 1 классе 35минут. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ Капыревщинской СШ на 2016/2017 учебный год и календарным учебным графиком. Срок реализации программы : 1 учебный год.
Список учебно - методической литературы
1. Гражданско-правовое воспитание школьников: сборник методических рекомендаций. Смоленск, ГОУ «ДПОС», 2010г.
2. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011г.
3. Максимова Т.Н. Классные часы: 1- 2 классы. – М.: ВАКО, 2010г.
4. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: «Учитель», 2010г.
5. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.
6. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2011г.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням. В 1 классе происходит освоение только первого уровня воспитательных результатов и первой группы эффектов.
- Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим наставником как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободым человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
- Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
- Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
- Первая группа эффектов - социокультурная идентичность- принятие себя как субъекта социального взаимодействия, личности и индивидуальности.
- Вторая группа эффектов - социально- коммуникативные компетенции- предполагает высокую степень эффективности самореализации школьника в социальном взаимодействии (принципов коммуникативной толерантности).
- Третья группа эффектов - компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Программа «Я – гражданин России» является дополнением к основной воспитательной программе класса, школы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих умений:
- внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
2. Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- устанавливать причинно-следственные связи.
3.Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1 классе (декабрь, май) и Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля
- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
- Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
- Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
- Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
- Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
- Тест
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
3.Содержание курса внеурочной деятельности
Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями обучающихся : 1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»
№ п/п | Тематический блок,раздел курса | Основное содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации занятий | Основные виды учебной деятельности | Количество часов | |
1 | “Я и я” | 1.Я, ты, мы. Игра. 2.Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием 3.Мой сосед по парте .Час откровенного разговора. 4.Кто что любит делать. Конкурс -викторина. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте, беседы по профориентации. Конкурс -викторина», лекция «Права и обязанности ребенка» | Моделирование ситуаций в общении, и находить конструктивный выход из них. Умение находить гармоничные пути развития. | 4 | |
2. |
«Я и семья» | 1.Моя семья – моя радость. 2. Моя красивая мама. Конкурс рисунков. 3. Загляните в мамины глаза. Праздник. 4. Фотографии из семейного альбома. 5. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? 6. Слушаем сказки моей бабушки. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы рассказов «Об отце говорю с уважением» «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», праздники «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, | Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков | 6 | |
3. | « Я и культура» | 1.Праздник осени. Мисс Осени. 2. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. 3. Откуда пришли елочные игрушки. Изготовление игрушки. 4. История моего посёлка. Экскурсия в музей.. 5.Встречаем Масленицу. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: праздник осени,экскурсия в музей, заочное путешествие на художественные выставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества, выставки книг. Встреча Масленицы | Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства | 5 | |
4. |
.“Я и школа» | 1.Правила поведения в школе. Урок – игра. 2. Законы жизни в классе. Урок – игра. 3. Самый красивый школьный двор. 4. Игра. Праздник первого звонка. 5. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. 6. Десант чистоты и порядка. 7. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. 8. Школа вежливости. Беседа.
| Коллективная/индивидуальная
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе, конкурс рисунков «Моя школа», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс устных сочинений «Наша школа в будущем», ко Дню учителя концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», трудовой десант «Укрась территорию школы», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании. беседа «Об ответственности несовершеннолетних, | Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | 8 | |
5. | .“Я и мое Отечество” | 1. Беседы о государственной символике РФ и символике малой Родины. 2. Они защищают Родину. Конкурс стихов. 3. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. 4. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. 5. Мои родные – защитники Родины Изготовление открыток.. 6. С чего начинается Родина? КВН | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, экскурсия в школьный музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн. Конкурс стихов. Конкурс песен. Изготовление открыток. КВН | Анализ исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохрание традиций предыдущих поколений | 6 | |
6. | .“Я и планета» | 1. В гости к зеленой аптеке. 2. Экскурсия в природу. Экскурсия по школьному саду. 3. Маленькая страна. Экологическая акция. 4.Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», , чтение стихотворений «Природа в поэзии», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», , «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». Экскурсия по школьному саду. | Ориентировка по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы. | 4 | |
Итого: | 33 |
4.Тематическое планирование
№ | Раздел программы | Кол-во часов |
1. | «Я и я» | 4 |
2. | « Я и семья» | 6 |
3. | « Я и культура» | 5 |
4. | « Я и школа» | 8 |
5. | « Я и моё Отечество» | 6 |
6. | « Я и планета» | 4 |
Итого: | 33 |
5. Календарно – тематическое планирование
1 класс 1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
№ п/п | №в теме | Тема урока. | Дата по плану | Дата факт. | |
4 | Я и я | ||||
1 | 1 | Я, ты, мы. Игра | 12.10 | ||
2 | 2 | Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | 7.12 | ||
3 | 3 | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | 21.12 | ||
4 | 4 | Кто что любит делать. Конкурс викторина. | 19.10 | ||
6 | Я и семья | ||||
5 | 1 | Моя семья – моя радость. | 21.09 | ||
6 | 2 | Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | 23.11 | ||
7 | 3 | Загляните в мамины глаза. Праздник. | 30.11 | ||
8 | 4 | Фотографии из семейного альбома. | 18.01 | ||
9 | 5 | Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 16.11 | ||
10 | 6 | Слушаем сказки моей бабушки. | |||
5 | Я и культура | ||||
11 | 1 | Праздник осени. . Мисс Осени. | 26.10 | ||
12 | 2 | Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. | 9.11 | ||
13 | 3 | Откуда пришли елочные игрушки. Изготовление игрушки. | 28.12 | ||
14 | 4 | История моего посёлка. Экскурсия в музей.. | |||
15 | 5 | Встречаем Масленицу. | |||
8 | Я и школа | ||||
16 | 1 | Правила поведения в школе. Урок – игра. | 28.09 | ||
17 | 2 | Законы жизни в классе. Урок – игра. | 11.01 | ||
18 | 3 | Самый красивый школьный двор. | |||
19 | 4 | Игра. Праздник первого звонка. | 7.09 | ||
20 | 5 | Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | |||
21 | 6 | Десант чистоты и порядка. | |||
22 | 7 | Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | 14.09 | ||
23 | 8 | Школа вежливости. Беседа. | 25.01 | ||
6 | Я и моё Отечество | ||||
24 | 1 | Беседы о государственной символике РФ и символике малой Родины. | |||
25 | 2 | Они защищают Родину. Конкурс стихов. | |||
26 | 3 | Маленькие герои большой войны. Урок Мужества | |||
27 | 4 | Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | |||
28 | 5 | Мои родные – защитники Родины. Изготовление открыток. | |||
29 | 6 | С чего начинается Родина? КВН | |||
4 | Я и планета | ||||
30 | 1 | В гости к зеленой аптеке. | |||
31 | 2 | Экскурсия в природу. Экскурсия по школьному саду. | 5.10 | ||
32 | 3 | Маленькая страна. Экологическая акция. | |||
33 | 4 | Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тестовый материал
Проверочный тест.
Критерии оценки знаний обучающихся.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
Тест №1
1. Закончи предложение:
Наша страна называется….
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Столица России – город:
а) Москва; б) Санкт- Петербург;
в) Омск; г) Новосибирск.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Главой нашего государства является:
а) король; б) губернатор;
в) мер; г) президент.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Главный закон страны называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
5. Закончи предложение:
Гимн, флаг, герб – это ….
6. Раскрась российский флаг в его цвета:
7. Выбери и отметь правильный ответ:
Документ, защищающий права ребёнка называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
8. Обведи правильный ответ:
Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет;
в) 18 лет; г) 20 лет.
9. Закончи предложение:
Я имею право на …..
10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?
11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?
12. Соедини линиями дату и название праздника:
23 февраля День согласия и примирения
1 мая День защитника Отечества
4 ноября День России
12 июня День солидарности трудящихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин" имеет гражданско - патриотическую, социально - педагогическую и воспитателльную направленность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин" 1 класс
Рабочая программа содержит материал по планированию внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 1 класс
Рабочая программа «Я – гражданин» составлена на основании авторской программы «Я – гражданин России» Власенко И.Г. для занятий обучающихся 1-4 классов в соответстви...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-гражданин» Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-гражданин» Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -гражданин" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-гражданин» Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ....